Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Физико-математическая школа №56»
научно-практическая
конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: Биология – растительный мир
Тема: «Удивительный грибок»
Автор: Сорокина Виктория
ученица 3 «Б» класса МАОУ ФМШ №56
Домашний адрес: ул. Краснофлотская, 26-36
Телефон: 89243905835
Руководитель: Маркисеева Ирина Игоревна
Телефон: 89148386067
г. Улан-Удэ
2018г.
Оглавление
1. Введение…………………………………………………....................................................1
- цели
- задачи
- актуальность
2. Основная часть
2.1. История развития плесени, понятие – плесень, роль плесени в жизни человека….2
2.2. Понятие – фитонциды и их роль в жизни человека…………………………………5
2.3. Методика проведения опыта и результаты исследования…………………………..6
2.4. Определение влияния фитонцидов на активность роста плесневых грибков……..6
3. Заключение…………………………………………………………………………………7
3.1. Выводы
3.2. Практическое применение
4. Приложение (фотографии, таблицы, буклет).
5. Список литературы………………………………………………………………………..8
Введение
Многие домохозяйки сталкиваются с проблемой – как дольше сохранить хлеб свежим. Однажды, наблюдая за мамой, я увидела, как она выбрасывает хлеб, на котором появился странный зеленоватый налет. Я спросила, что это? Оказалось, хлеб покрылся плесенью и стал непригодным для употребления в пищу. И тогда я подумала, есть ли способ предотвратить появление плесени? От мамы я слышала, что есть такие вещества, фитонциды, которые выделяются из растений и подавляют рост патогенных микроорганизмов. А как будут влиять те же самые фитонциды на развитие плесени на хлебе?
Цель: Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека и определить влияние различных фитонцидов на активность роста плесневых грибков.
Задачи: 1. Дать определения понятиям «плесень» и « фитонциды», провести обзор литературы;
2.Определить причины образования плесени, ее разновидности, пользу и вред;
3.Вырастить плесень на хлебе в домашних условиях в присутствии различных фитонцидов ( лук, чеснок, лимон, древесный уголь, порошок горчицы и изучить их влияние на рост плесневых грибков;
4.Выяснить роль плесневых грибков и фитонцидов в природе и для жизни человека;
5.Оформить наблюдения и рассмотреть правила борьбы с плесенью.
Актуальность.
Несмотря на множество научных исследований, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изученной. Её называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога». Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит в себе эта « проклятая» и « благословенная» плесень.
Теоретическая часть
Плесень окружает нас повсюду, являясь неотъемлемой частью нашей жизни. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы ее не видим и не чувствуем.
Плесень – это бытовое, а не научное понятие. Собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые очень разнообразны и образуют ветвящийся мицелий без крупных, легко заметных невооруженным глазом плодовых тел. Наиболее часто встречающимися видами плесени являются: мукор, пеницилл, аспергилл). Плесневые грибы распространяются по воздуху в виде микроскопических спор, выискивая подходящее для среды обитания место (температура воздуха выше 20ᵒС, влажность воздуха более 90ᵒС). Попадая в подходящую среду спора начинает прорастать. Тело плесневых грибов представляет собой грибницу – мицелий (от греч. «микес» - «гриб»), состоящую их тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей – гиф (от греч. «гиф» - «ткань», «паутина») с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созревают, спорангий разрывается, и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся потоком воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образует мицелий. Другие, более короткие гифы, проникают вглубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для растений, так как не только помогают ей закрепиться на одном месте, но и всасывают питательные вещества, необходимые для ее роста. Чем больше поверхность грибницы, тем лучше живется грибу. Так как у плесневых грибов нет возможности передвигаться для поиска пищи, то они «обитают» в самой пищи. Грибки могут расти на самых разных поверхностях – животного или растительного происхождении, на живом и мертвом материале.
Таким образом, плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известный с древних времен, всеяден и вездесущ.
Влияние плесневых грибов на жизнь человека.
Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем- то полезна. Так ли это? Оказывается, плесень бывает разная. Но в большей своей части она приносит своей деятельностью вред человеку, является опасной.
Опасная плесень
Плесневые грибки опасны для человека. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами. Плесень выделяет токсические вещества – микотоксины, которые могу нанести вред организму людей и животных. Действие плесени ощущается, когда ее споры проникают через вдыхаемый воздух, через поверхность кожи или проглатываются вместе с пищей. Споры проникают в дыхательные пути и «оседают» внутри нас. Они снижают иммунные функции человеческого организма. Открывается дорога бактериям и вирусам, что приводит к возникновению заболеваний (мигрень, насморк, отит, бронхит, бронхиальная астма, сердечнососудистые заболевания). Аллергия – чуть ли не самое безобидное следствие проживания с плесенью в качестве соседа. Микроскопический грибок способен разрушать структуру ДНК и приводить к раковым заболеваниям.
Развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних. Особенно вредоносное влияние оказывает плесень на деревянные конструкции. Опасной в данном случае является черная плесень, от которой практически невозможно избавиться. Плесневый грибок не боится агрессивных химических веществ, низких температур и даже воздействия радиации. Плесень может разрушить даже кирпич, бетон и штукатурку. Таким образом, плесень наносит огромный вред здоровью человека, вызывает порчу продуктов, разрушает необходимые для жизнедеятельности человека материалы.
Полезная плесень
В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени, которая способна убивать бактерии, причину гнойных инфекций. Это было открытие антибиотика пенициллина. Из пенициллина изготовили лекарство. Во вторую Мировую войну 95% военнослужащих с инфицированными ранами вылечились. Это открытие положило начало производству препарата пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине».
Многие виды плесени специально культивируют и выращивают, берегут и создают все условия для произрастания и развивают много лет. Такую плесень называют «благородной» и используют в виноделии и приготовлении сыров «Рокфор», «Бри», «Камамбер». Таким образом, благородная плесень используется в фармакологии. Лекарства на основе плесени спасают людей от различных заболеваний. Плесень нужна для приготовления различных продуктов питания.
Фитонциды
Фитонциды – (от греч. фитон – «растение» и лат. сaedo – «убиваю») – образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших. Термин был предложен Б.Л. Токиным в 1928 году. Все растения выделяют фитонциды в целях самозащиты. Они губительно действуют на вирусы, бактерии, простейшие и некоторые многоклеточные организмы. Эти летучие вещества защищают не только растения от вредных для них микроорганизмов, а также животных и человека. Являясь физиологически активными веществами, фитонциды играют важную роль в обмене веществ и стимулируют защитные силы организма. Одними из основных веществ, содержащих разные фитонциды, являются именно эфирные масла. Они входят в состав многих растений, например, мята, мелисса, хвоя деревьев, томаты, лук и чеснок, горчица, хрен, черемуха, редька, смородина и другие. Есть и те, в которых минимально содержание эфирных масел и фитонцидов – это огурцы, хурма, бананы и так далее. Свойства фитонцидов очень ценны для нашего здоровья. Иногда они являются неплохой альтернативой более сильным, синтетическим антибиотикам. Их действие мягкое, щадящее, а вот эффект очень стойкий.
Методика проведения опыта и результаты исследования
1. Объект исследования: плесневые грибки, хлеб, фитонциды (лук, чеснок, древесный уголь, корка лимона, сухая горчица).
2. Оборудование и материалы: 6 пластиковых контейнеров с крышками, 6 кусочков белого батона, лук, чеснок, древесный уголь, корка лимона, порошок горчицы.
3. Место проведения опыта: домашние условия.
4. Метод исследования: экспериментальный, сравнительный, статистический.
5. Практическое применение: выводы могут быть полезны домохозяйкам.
6. Сроки исследования: 14 дней.
Для опыта в качестве питательной среды для развития плесневых грибков был выбран белый батон. Его мы нарезали на 6 одинаковых кусочков и поместили в 6 пластиковых контейнеров.
№1 – контрольный образец (кусок батона без фитонцидов).
№2 – кусок батона + лук
№3 – кусок батона + порошок горчицы
№4 – кусок батона + головка чеснока
№5 – кусок батона + древесный уголь
№6 - кусок батона + цедра лимона
Все образцы были помещены в сухое темное место. Наблюдения проводились ежедневно вечером и все данные заносились в таблицу.
День | 1-хлеб | 2-лук | 3-горчица | 4-чеснок | 5-уголь | 6-лимон |
10.10.18 | - | - | - | - | - | - |
11.10.18 | - | - | - | - | - | - |
12.10.18 | - | - | - | - | - | - |
13.10.18 | запах | - | - | - | - | - |
14.10.18 | +/- | - | - | - | - | - |
15.10.18 | + | - | - | - | - | - |
16.10.18 | ++ | +/- | - | +/- | - | - |
17.10.18 | ++ | + | - | + | +/- | +/- |
18.10.18 | +++ | + | - | + | +/- | +/- |
19.10.18 | +++ | ++ | - | ++ | +/- | +/- |
20.10.18 | +++ | ++ | - | ++ | +/- | +/- |
21.10.18 | ++++ | +++ | - | +++ | + | + |
22.10.18 | ++++ | +++ | - | +++ | ++ | ++ |
23.10.18 | ++++ | +++ | - | +++ | ++ | ++ |
Из таблицы видно, что первым был поражен контейнерный образец №1, на четвертый день в контейнере появился неприятный запах плесени, на 5-ый, 6-ой день появились первые зеленоватые пятнышки. В образцах № 2, 3, 4, 5, 6, где использовались фитонциды, роста плесневых грибов не обнаружено. На 7-ой день исследования: контейнерный образец №1 стал активно покрываться зеленоватым пушком, а в образцах №2 и №4 (с луком и чесноком) появились первые, мелкие белесоватые вкрапления, а образцы №3, 5, 6 остались не поражены. На 8-ой, 9-ый день исследования в контейнерном образце №1 появились множественные нити мицелия с большим количеством спор. В образце №2 – плесень по хлебу распространялась и сама луковица на срезе покрылась черным налетом; плюс появились единичные участки плесени в образцах №5 (древесный уголь) и №6 (лимон), где ранее плесени не было. На 10-14 дни исследования: контрольный образец №1 густо покрылся плесенью, в образцах №2 (лук) и №4 (чеснок) плесень также активно разрасталась, в образцах №5 (древесный уголь) и №6 (лимон) рост плесени был менее интенсивен, а вот в образце №3 (с порошком горчицы) хлеб подсох, но плесени выявлено не было, и даже не наблюдался запах!!!
Заключение
На основании проведенного опыта я сделала следующие выводы:
На 2-ом месте – древесный уголь и лимон, которые задержали рост плесени до 7 дней. На 3-ем месте оказались образцы №2 и №4 (лук и чеснок), которые сдержали рост плесени до 6-ти дней. Хуже всего проявил себя образец №1 (без фитонцидов), где рост плесени появился на 5-ый день.
Продукты, покрытые плесенью действительно не пригодны для использования в пищу, так как имеют резкий запах и очень неприятный внешний вид.
Плесневые грибки оказывают крайне негативное воздействие на организм человека, поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия и предотвращать развитие плесени.
Практическое применение
Итак, фитонциды замедляют развитие плесневых грибков и при грамотном использовании могут защитить продукты от поражения, что было доказано опытным путем при подготовке данного проекта.
Список литературы:
1.В.Д. Кузмин «Плесень, ее грибки и споры»
2.Ю.Н. Касаткина «Я познаю мир», детская энциклопедия 2003 г.
3.Б.П. Токин «Целебные яды растений. Повесть о фитонцидах» 1980 г.
Интернет – ресурсы http://plesene.net//
http://wikipedia.org//
http://biouroki.ru
День | 1 хлеб | 2 лук | 3 горчица | 4 чеснок | 5 древесный уголь | 6 лимон |
10.10.18 | - | - | - | - | - | - |
11.10.18 | - | - | - | - | - | - |
12.10.18 | - | - | - | - | - | - |
13.10.18 | запах плесени | - | - | - | - | - |
14.10.18 | +/- | - | - | - | - | - |
15.10.18 | + | - | - | - | - | - |
16.10.18 | ++ | +/- | - | +/- | - | - |
17.10.18 | ++ | + | - | + | +/- | +/- |
18.10.18 | +++ | + | - | + | +/- | +/- |
19.10.18 | +++ | ++ | - | ++ | +/- | +/- |
20.10.18 | +++ | ++ | - | ++ | +/- | +/- |
21.10.18 | ++++ | +++ | - | +++ | + | + |
22.10.18 | ++++ | +++ | - | +++ | ++ | ++ |
23.10.18 | ++++ | +++ | - | +++ | ++ | ++ |
Хозяйкам на заметку
Для того чтобы дольше сохранить хлеб свежим нужно:
Хранить хлеб в закрытой посуде, в специальных хлебницах (металлических, пластмассовых, деревянных), завернутым в льняную салфетку (пакеты из полиэтилена для этой цели непригодны, хлеб в них плесневеет).
Периодически обрабатывать хлебницу раствором из соды и воды (2г. соды на 200 мл. воды) или протирать раствором уксуса.
В хлебницу рядом с хлебом положите порошок горчицы в тканевый мешочек, это позволит дольше сохранить хлеб свежим, что доказано нашим опытом.
Таблица №1. Сходство и различие плесневых грибов с растениями и животными
Растения | Животные |
Сходство |
Всасывают питательные вещества всей своей поверхностью Неподвижность Верхушечный рост Наличие клеточных стенок | Употребляют готовые органические вещества Гетеротрофный тип обмена Наличие хитина Образование мочевины |
Различия |
Могут синтезировать органические молекулы вещества из углекислого газа и минеральных веществ Умеют использовать солнечную энергию и питаться углекислым газом из воздуха | |
Таблица №2. Роль плесневых грибов в природе и в жизни человека
Отрицательная роль | Положительная роль |