СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа в 5 классе по выявлению орфограмм на фантиках от конфет

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность моей работы заключается в следующем: изучение русского языка это важный и ответственный момент в жизни каждого школьника, ведь это фундамент нашей культуры и  дальнейшего развития. Проблема грамотного письма в последнее время является очень острой. Необходимо развивать орфографическую зоркость. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа в 5 классе по выявлению орфограмм на фантиках от конфет»

Районная научно – практическая конференция

школьников «К вершинам знаний»





Секция «_Гуманитарное направление»



Тема: «_Сладкий русский язык»













Выполнил (а): Зданович Матвей Сергеевич

МБОУ Новосельская СОШ, 5 класс

Руководитель: Сыворотко Вероника Григорьевна

учитель русского языка и литературы

квалификационной категории нет

Контактный телефон:

89831341539









2024 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1.Теоретическая часть……………………………………………………...5

1.1. Первые фантики для конфет…………………………………………5

1.2. Понятие орфограмма…………………………………………….…….7

2. Практическая часть……………………………………………………...7

2.1. Изучение материалов учебника, составление перечня орфограмм.7

2.2. Опрос учащихся 5-7 классов………………………………………….8

2.3. Анализ имеющихся фантиков по перечню орфограмм……………..8

Заключение………………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………….11

Приложение 1……………………………………………………………..12

Приложение 2……………………………………………………………..13

Приложение 3……………………………………………………………..15
























Введение

С другом мы конфеты ели,

Сладким чаем запивали,

Удержаться не сумели,

Сколько съели - не считали.

Что осталось на столе?

Карамель, ирис, желе?

Разноцветные, как бантики,

Для конфет обёртки ... (ФАНТИКИ)

Все мы любим сладости, особенно нас привлекают яркие фантики и фирменные названия. Но как часто мы задумываемся о правописании названий конфет? Грамотности изложения материала и описании состава сладостей?

Недавно все отпраздновали новый 2024 год и, конечно же, в каждом доме было много конфет с яркими и интересными фантиками. Неожиданно для себя в один из дней новогодних каникул, я осознал, что мне интересно узнать историю появления первого фантика, изучить их разнообразие названий и форм, а самое главное, где их можно использовать. Я рассматривал разные конфеты, зачитывая их названия, а мой старший брат учил правила по русскому языку и вспоминал правописание той или иной орфограммы. В этот момент я начал приводить ему примеры из названий конфет, и мы оба погрузились в мир сладкого русского языка…

Актуальность моей работы заключается в следующем: изучение русского языка это важный и ответственный момент в жизни каждого школьника, ведь это фундамент нашей культуры и дальнейшего развития. Проблема грамотного письма в последнее время является очень острой. Необходимо развивать орфографическую зоркость. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Целью написания данной работы является изучение названий фантиков конфет и шоколадок, систематизация названий по перечню орфограмм изучаемых в пятом классе, их практическое применение для изучения орфограмм на уроках русского языка.

Задачи:

- изучить историю появления первого фантика от конфет;

- дать понятие орфограмма;

- собрать различные наименования фантиков конфет и шоколадок;

- систематизировать названия конфет и шоколадок по определенным орфограммам;

- обобщить материалы исследований и разработать карточки по русскому языку в пятом классе, с применением названий конфет и шоколадок.

Объект исследования: фантики конфет и шоколада.

Предмет исследования: орфограммы русского языка.

Гипотеза исследования: при систематизации фантиков от конфет и шоколада, их можно использовать на уроках русского языка в качестве материала повышающего орфографическую зоркость.

Методы исследования: справочно-информационный; наблюдение; поисковый; анализ и систематизация.










1.Теоретическая часть 1.1. Первые фантики для конфет

Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные. Материалом для конфетного фантика служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Изготавливают конфетные обёртки (этикетки) в типографиях.

В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).

Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль, 2001, с621].

В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово "фантик":

конфетная обертка, особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики» [Ефремова,2000, с574].

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование: «фантик - конфетная обёртка как предмет игры» [Ожегов, Шведов, 1999, с724].

Сначала особой необходимости в фантиках не было. В XIX веке в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.

Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Он известен нам как изобретатель пишущей машинки, генератора, диктофона, аккумулятора и лампочки. Парафированную бумагу изобрёл для телеграфа, но получилось так, что ее стали использовать и кондитеры. И парафированная бумага стала первой оберткой для конфет.

Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно. Имена многих художников, придумывающих фантики, хозяева кондитерских фабрик держали в секрете, дабы конкуренты не переманили.

И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила- и всех была своя обертка.



1.2. Понятие орфограмма

Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии.
Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку.  В том случае, если правильное написание слова невозможно проверить, необходимо обратиться к орфографическому словарю.

Многие ученые по-разному дают определение слову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил».

В нашем учебнике русского языка Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. понятие «орфограмма» вводится следующим образом: «орфограммы» – это проблемное место в слове, которое пишется в словах по правилам.

Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.




2. Практическая часть 2.1. Изучение материалов учебника, составление перечня орфограмм

Цель данного исследования: изучение материалов учебника, для составления перечня орфограмм необходимого для исследования.

Для составления перечня орфограмм, мною был использован учебник русского языка для пятого класса под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. В ходе анализа был получен следующий перечень орфограмм:

- проверяемые безударные гласные в корне;

- проверяемые согласные в корне слова

- разделительный ь знак;

- буквы И,У,А после шипящих;

- буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных;

- суффиксы ЕК и ИК в существительных.



2.2. Опрос учащихся 5-7 классов

Цель данного этапа: выявить процентное соотношение учащихся обращающих внимание на название конфет и обращающих внимание на орфограммы в этих названиях.

Ребятам 5-7 классов, были предложены анкеты с характерными вопросами. По результатам опроса я составил графики(приложение 1), по которым видно, какое количество ребят интересуются названием, когда едят конфеты, замечали или нет когда-нибудь на фантиках орфограммы.

1. Любите ли Вы конфеты?

2. Что для вас важнее красочность фантика или название?

3. Обращаете ли Вы внимание на правописание слов в названии конфет?

4. Замечали ли вы в названиях конфет и шоколадок правила изучаемые на уроках русского языка?

Проанализировав полученные данные (приложение 1), мною был сделан следующий вывод:  конфеты любят все, большинство не обращают внимание на название, для них важнее красочная обертка, несколько человек встречали орфограммы на фантиках.



2.3. Анализ имеющихся фантиков по перечню орфограмм

Цель данного этапа: проанализировать имеющиеся фантики по составленному мною перечню орфограмм.

Я насобирал 32 фантика от конфет, попросил одноклассников и родственников принести мне имеющиеся у них фантики от конфет и шоколадок. В итоге у меня вышло 68 фантиков, которые я распределил по имеющемуся перечню орфограмм из первого исследования. Процесс выделения орфограмм в фантиках прошел увлекательно и познавательно. Результат представлен в приложении 2.

В итоге нами получены следующие данные представленные в графике 1.

Из результатов проведенного исследования видно, что больший процент преобладает у фантиков по изучению проверяемых безударных гласных орфограмм в корне слова. На втором месте проверяемые согласные в корне слова. А ведь это значимые темы русского языка в пятом классе. Гипотеза исследования о том, что в названиях конфет и шоколада можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, подтвердилась.

Затем я попросил своего руководителя организовать дополнительное занятие по русскому языку, на котором я представил учащимся 5-6 класса свои результаты исследования. Учащиеся были удивлены моему заключению и дружно разбирали таблицу перечня орфограмм изображенных на фантиках, при этом находили нужный фантик из предложенных. В конце занятия мы все пришли к выводу, что будем и дальше пополнять перечень орфограмм, найдя их на новом фантике, теперь чаепитие с конфетами будет проходить куда интереснее и познавательнее.

Также мы с Вероникой Григорьевной разработали карточки с заданиями для уроков русского языка, целью которых является изучение орфограмм при помощи фантиков от конфет и шоколадок. (приложение 3)

Заключение

В ходе исследования мною проанализированы виды орфограмм в названиях конфет. Можно развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы в обертках конфет и шоколада. Повторил изученные орфографические правила.

Поставленная в начале проекта цель была достигнута: были изучены 68 названий конфет и шоколадок, систематизированы названия по перечню орфограмм и разработаны задания для изучения различных орфограмм русского языка при помощи фантиков от конфет.

При исследовании фантиков от конфет мною формулировались орфографические умения и навыки, я нашел и обосновал орфограммы в названиях конфет и пришел к следующим выводам:

-можно совмещать приятное с полезным и получать «вкусное образование»;

-можно тренировать зрительную память, употребляя вкусный продукт;

-можно закреплять орфографические навыки;

-фантики от конфет можно использовать на уроках русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии.

Но главное достоинство проекта — повышение орфографической зоркости, а значит и грамотности учеников нашего класса. Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.








Список литературы
  1. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 1967 – 208с.

  2. Ладыженская Т. А., Баранова М. Т., Бархударова С. Г. и др Русский язык. 5 класс. В 2ч. Ч.1 – Москва Издательский центр.: «Просвещение», 2023

  3. Ладыженская Т. А., Баранова М. Т., Бархударова С. Г. и др Русский язык. 5 класс. В 2ч. Ч.2 – Москва Издательский центр.: «Просвещение», 2023

  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.1986

Ресурсы  в Интернете:

5. https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika

6. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7321da06-65e305f6-ab75efb0-74722d776562/https/www.listchallenges.com/big-a-z-list-of-chocolates-and-chocolate-bars
















Приложение 1







Приложение 2

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые согласные в корне слова

Разделительный ь знак

Буквы И,У,А после шипящих

Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных

Суффиксы ЕК и ИК в существительных

Морские

Загадка

Грильяж


Шипучка


Мишка на севере


Аленький цветочек

Голубое озеро

Грильяж

Птичье молоко

Маленькое чудо

Батончик в шоколаде


Ангелочек

Полевой цветок

Коровка

Момпосье


Веселая щучка

Орешек в шоколаде


Звоночек

Богатырь

Клубника со сливками

Премьера

Причал

Сказки о Пушкине


Звонкий орешек

Золотой ключик

Фруктово – ягодные

Аксинья

Чаровница

Серебряное копытце

Очумелый шмелик

Молодежные истории

Сказка

Джульетта

Ореховая роща

Миндаль в глазури

Сладкий орешек

Первый снежок

Орешек

Курьёз

Малыши

Нуга в шоколаде

Фонарики

Кислинка

Сладкий

Замоскворечье

Мичуренские

Чернослив в шоколаде

Яркий огонечек

Осенний вальс

Гусиные Лапки

Премьера

Чайка



Весенняя ласточка

Мятная






Лесная быль

Березка





Дары солнца

Голубка





Барбарис

Сладкий орех





Марсианка

Ягодка-малинка





Кот в сапогах






Лебедушка






Украшение






Морячки



















Приложение 3

Карточка 1.

Распредели фантики от конфет на две группы 1)проверяемые согласные в корне слова и 2)проверяемые безударные гласные в корне слова.


Карточка 2.

Из предложенных фантиков выберите те, в названиях которых присутствует разделительный ь.


Карточка 3.

Вставь пропущенные буквы в названия конфет: мишка на север, батончик в шоколад, орешек в шоколад, серебряное копытц , чернослив в шоколад.

Карточка 4.

Распределите фантики на две группы: первая группа в названии конфет присутствует суффикс ик, во второй группе в названии конфет присутствует суффикс ек.














12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!