СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа в старшей группе "Кормушка для птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа в старшей группе "Кормушка для птиц"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа в старшей группе "Кормушка для птиц"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петрушинская средняя общеобразовательная школа» - детский сад

с. Петруши








Проектная работа «Кормушка для зимующих птиц» в старшей группе детского сада






Выполнила воспитатель первой категории

Липина Елена Юрьевна











с. Петруши, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3 стр.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5 стр.

1.1 Зимующие птицы на территории Амурской области

5 стр.

1.2 Историческая справка о кормушке для птиц

8 стр.

2. ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

10 стр.

2.1 Этапы реализации проектной работы

10 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12 стр.

Список использованной литературы

13 стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ

14 стр.

Приложение 1

15 стр.

Приложение 2

24 стр.

Приложение 3

31 стр.

Приложение 4

32 стр.

















ВВЕДЕНИЕ



Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Как правило дети затрудняются называть птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель:

Формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего населённого пункта и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Расширять представления детей о зимующих птицах, живущих в нашей местности зимой;

Развивать мышление, воображение, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;

Воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;

Активизировать родителей воспитанников по создания кормушки для зимующих птиц;

Наблюдать и кормить в течении двух недель зимующих птиц нашего населённого пункта;

Сделать с ребятами поделку «Зимующие птицы».

Тип проектной работы: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Населённый пункт: Амурская область Шимановский район с. Петруши, территория детского сада.




















1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



1.1 Зимующие птицы на территории Амурской области


 Сказочно красив зимний лес. Окутанный снегом, он погружается в торжественную тишину и кажется безжизненным. На белом фоне резко выделяются черные стволы дубов, черной березы и осины. Величественно стоят мощные сосны с яркими, буровато-красными стволами и длинными раскидистыми ветвями.

Радует глаз зелень ели, выглядывающая из-под пушистой снежной бахромы. Под тяжестью снега низко склонили свои ажурные вершинки молодые березы. Когда морозы усиливаются, ветки деревьев покрываются узорчатым инеем. При небольшом ветре начинают скрипеть ели. Подобно выстрелам лопаются в тиши стволы деревьев. Чаще всего такие хлопки можно слышать в морозные ночи.

На вершинах высоких оголенных деревьев сидят красивые флегматичные птички - свиристели. Они значительно крупнее снегирей. Грудь и бока у них серые, на голове - коричневый хохол, на горле - бархатисто-черное пятно. Резко бросается в глаза белая полоса с розовыми пятнами на концах первостепенных маховых. Такие же пятна - на наружном опахале второстепенных. Вершинная полоса на хвосте ярко-малиновая. С наступлением холодов свиристели кочуют с севера на юг, останавливаясь надолго в местах, богатых рябиной, калиной, боярышником, омелой, шиповником и сибирской яблоней.

Рис. 1 Свиристель

Большинство остающихся на зиму амурских птиц приспособлено к широким колебаниям температуры. Вороны, сороки, сойки, воробьи, синицы, галки, дятлы, клесты, чечетки и пуночки ведут исключительно деятельный образ жизни, что помогает им сохранять постоянную температуру тела. Чем холоднее, - тем больше тепла отдает птица, тем больше ей требуется пищи. Многие при этом голодают, худеют и гибнут от недостатка корма. Ночью тело птицы стынет сильнее, чем днем. Поэтому, помимо температуры, на жизнь пернатых зимой влияет длина светового дня. Короткий зимний день едва обеспечивает их пищей, и большинству приходится искать корм от зари до зари. Особенно трудно птицам, когда дуют сильные, пронизывающие до костей зимние ветры. Больше всего охлаждаются оголенные части тела. Поэтому-то у белых куропаток, тетеревов, глухарей, рябчиков, сов, филинов лапы и пальцы покрыты перьями. Таким же приспособлением к зимним холодам служат рыхлое пушистое оперение и удлиненные перья у сов свиристелей, синиц, пищух.

Велико влияние и снежного покрова, который помогает птицам сохранять температуру тела. В Приамурье, по данным П.Н. Колоскова, среднесуточная температура под снегом выше, чем на поверхности, в январе - на 18,90, в феврале - на 30, в марте - на 7,90, в апреле - на 0,80.

Некоторые птицы хорошо используют теплоизолирующие свойства снега. Рябчик в морозные зимние дни 2- 3 часа кормится на деревьях, а остальное время суток скрывается в снежных норах. Тетерева в сильные морозы больше находятся в воздухе, но все же по нескольку раз в день закапываются в снег, чтобы отогреться. На ночь зарываются в снег глухари и белые куропатки. Рябчики зимой предпочитают держаться в густых ельниках или среди молодого чернолесья; глухари - в лиственных, сосновых и кедровых лесах, а тетерева - в мелких дубовых перелесках и березняке.

Середина зимы, с ее короткими днями, длинными морозными ночами, - самый трудный период в жизни многих птиц. Корольки, например, за одну ночь теряют до 10% веса. Синицы, гаички и другие мелкие птицы не успевают насытиться за день и гибнут - одни от истощения, другие от холода. Многие, спасаясь от мороза, ночуют в дуплах и щелях коры (дятлы, поползни, синицы, гаички).

Рис 2. Королёк

Рис 3. Синица

Из 58 видов наших оседлых и кочующих птиц 15 проводят зиму около жилья человека. Особенно распространены полевой воробей и большая синица.

Нет города и села и даже отдельных домов, где бы ни ютились серенькие, а зимой невзрачные, полевые воробьи. В сильные морозы они взъерошены, чирикают редко. Бескормица и холод заставляют их большими стайками держаться в окрестностях зерноскладов, вызывая упреки колхозников: «Вон сколько тунеядцев развелось!» Но мы уже говорили, что это не совсем справедливо. Воробей - честный труженик, и пользы он приносит немало. Заботиться о нем зимой незачем: нахальства у него хоть отбавляй. Воробьи ютятся около домов, залетают в продовольственные магазины, не спеша прыгают под ногами прохожих, собирая крошки хлеба. Как добрый хозяин, воробей все осмотрит. Хотя он и приноровился добывать себе пищу, зимой ему нелегко.

Рис 4. Воробей

Очень оживляют зимний ландшафт населенных пунктов снегири. В морозные дни, сидя на деревьях и распушив свое густое оперение, они производят впечатление толстых, флегматичных и малоподвижных птиц. Лениво покачиваясь на ветке дерева, они отрывисто перекликаются высоким «ки-ки-ки» или меланхолически насвистывают свое неказистое «жю-жю-жю».

Рис 5. Снегири

1.2 Историческая справка о кормушке для птиц


История появления кормушки связана с неблагоприятными климатическими условиями и желанием человека защитить птиц в те периоды, когда они не могут сами себя прокормить.

В России традиция строить птичьи теремки была заложена Петром Великим. Как известно, царь-плотник любил всякие забавные вещицы и сам с удовольствием их мастерил в перерывах между реформами и войнами.

Увидев в Европе скворечники и кормушки, он не преминул в обязательном порядке ввести их на Родину. Это голландская забава сразу прижилась. Ведь на Руси всегда любили малых птах, селившихся рядом с человеческим жильём, считали их божьими созданиями и добрыми вестниками.

В литературе приводят различные конструкции кормушек:

1. Простые изделия, состоящие из одной детали;

2. Сборные изделия, состоящие из нескольких частей;

3. Большие кормушки, изготовленные из фанеры и выпиленные лобзиком;

4. Кормушки, сделанные из пластика, дерева, картона, прутьев и даже из кокоса.

















2. ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ



2.1 Этапы реализации проектной работы


1 этап - теоретический

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

Для того, чтобы расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания, с воспитанниками старшей группы было проведено занятие «Зимующие птицы». Где мы с ребятами определили зимующих птиц, как они называются и чем они питаются, как лучше всего их подкармливать. Основные зимующие птицы: снегирь, синица, свиристель, воробей. (см. приложение 1 конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы»)

2 этап - практический

Задачи: Сделать и развесить кормушки для птиц совместно с родителями, содержать их в чистоте, следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Дети вместе с родителями изготовили кормушки. Мы их повесили на участке в детском саду. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей - это нужно делать каждый вечер. (см. приложение 2 фотографии получившихся кормушек для зимующих птиц).

3 этап - наблюдение

Задачи: Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.

Определять какие птицы прилетают на кормушки.

Какие птицы обычно прилетают на кормушки? По утрам галдят воробьи. Большая стайка каждый день прилетает к кормушкам. Часто прилетают синицы. Небольшой группой в три особи однократно прилетали снегири. Они очень красивые. Редко прилетают свиристели.

После наблюдения мы с ребятами изготовили поделку из пластилина «Снегири», чтобы закрепить изображение одной из зимующих птиц. (см. приложение 3 поделка «Снегири»
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

2. Сытой птице мороз не страшен.

3.Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. (см. приложение 4 памятка для кормления зимующих птиц)





















Список использованной литературы


  1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

  2. Оберемок С. М., Метод проектов в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.

  3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

  4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.  

  5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000











































ПРИЛОЖЕНИЯ









































Приложение 1

Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

«Зимующие птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формирование экологической культуры у детей.

Задачи:

Развивающие:

  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

  • совершенствовать диалогическую речь;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

  • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход НОД.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель.  А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

-Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Ребёнок читает стихотворение.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель. Голуби - воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она - крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь - самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица - это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится-

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - …

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем -

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»

(На доске - пять - шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима - очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую - воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)






















Приложение 2

Фотографии получившихся кормушек для зимующих птиц











Приложение 3

Поделка «Снегири»



























Приложение 4

Памятка для кормления зимующих птиц

1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

3. Кормушки нужно держать в чистоте.

4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!