МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАСИЛЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Исследовательская работа
«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»
Выполнила ученица 3 класса
Морозова Елизавета
Руководитель: учитель начальных классов
Евдокимова Светлана Петровна
с
. Васильевка
2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Из истории вопроса.
1.1.Что такое вежливость?....................................................................... 4
1.2. Из истории вежливых слов……………………………………….. 5
2. Глава 2. Практическая часть.
2.1. Проведение исследовательских методик и интерпретация результатов………………………………………………………………..…. 6
2.2.Экспериментальная работа……………………………………... .. 6
Заключение…………......................………………………………….…7
Список используемой литературы…….……………………………... 8
Приложение………………………........……………………………..…8
Введение
Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость. С помощью слов и речи можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим. Однако не стоит забывать, что, словом можно обидеть и огорчить человека. [1] Эта тема является актуальной, так как хорошее настроение человека – это залог успеха, хорошей учебы, работы, дружеского отношения в коллективе. С детства родители и учителя говорят нам про волшебные слова и учат нас быть вежливыми. Недавно в нашей школе проходила «Неделя вежливости» среди 1-9 классов. Каждый день был тематический. В конце недели каждый класс подготовил плакат «Словарь вежливых слов».
Меня заинтересовал вопрос, зачем люди используют волшебные слова? Откуда появились эти слова, и что они обозначают? А умеют ли мои одноклассники быть вежливыми со сверстниками? Действительно ли вежливость может повлиять на взаимоотношения? Я считаю эту проблему актуальной. Цель работы: узнать, как влияют вежливые слова на взаимоотношения окружающих.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Познакомиться с понятием «Вежливость» и обогатить речь одноклассников новыми словами и понятиями по теме «Вежливость».
Определить, как часто одноклассники употребляют вежливые слова в общении.
Изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения одноклассников и микроклимат в классе.
Создать общую для класса «Памятку вежливого человека» .
В своей работе я ставлю следующую Гипотезу: ежедневное употребление вежливых слов, вежливое отношение друг к другу в нашем классе создадут более дружескую атмосферу и улучшат взаимоотношения.
Вид проекта: исследовательский, среднесрочный.
Объект исследования: обучающиеся 3 класса
Методы исследования: -методы опроса (анкетирование);
-наблюдение;
-математические и статистические методы.
Глава 1. Из истории вопроса
1.1.Что такое вежливость?
Изучив разнообразную литературу по данной теме, я выделила в словаре происхождение слова «вежливость».
В толковом словаре Ожегова: Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. [4]
Само же слово «вежливый», согласно этимологическому словарю русского языка, образовано от древнерусского – вежливъ.
Слово является исконным и широко используется в древнерусском языке с XIII в.
Оно образовано от той же основы, что и существительное «ведьма». В результате различных фонетических процессов данная основа трансформировалась в основу «вежа» (с исчезнувшим звуком «ять» на месте «е») со значением «знаток».
С течением времени лексическое значение слова изменилось, и уже с XVIII в. оно используется как синоним к словам «обходительный», «воспитанный».
Исходя из основ слова, можно сказать, что вежливость рождается в результате воспитания, обучения. Вежливость – это, прежде всего проявление человеческого отношения ко всем людям, проявление искренней доброжелательности по отношению ко всем окружающим.[2]
Из энциклопедической литературы, интернета, бесед с родителями, я узнала, что на свете очень много вежливых слов. С раннего детства взрослые учат нас не только знать, но и часто произносить их. Употребляя вежливые слова, нужно задумываться над их значением, произносить их с правильной, «уважительной» интонацией.
Вежливые слова включают в себя несколько групп:
• слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);
• слова благодарности («спасибо», «благодарю»);
• слова просьбы («пожалуйста», «разрешите», «будьте добры»,);
• слова извинения («извините», «простите», «прошу прощения»).
1.2. Из истории вежливых слов.
Вежливые слова и выражения тесно переплетаются с прошлым народа. На Руси издавна самым распространенным приветствием было пожелание здоровья. Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. Когда мы здороваемся, то желаем друг другу что-то хорошее.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.
Когда говорят «спасибо», люди обычно выражают благодарность за что – то кому-нибудь. А в древности «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили люди в знак уважения и благодарности своему собеседнику с пожеланием, чтобы у него все было хорошо. Современное звучание эти слова приобрели позже, путём слияния для краткости. [2]
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину».
Изучив материал по данной главе, мы пришли к следующим выводам:
Быть вежливым - важное человеческое качество.
Вежливые слова пришли к нам из далекого прошлого и имеют глубокий смысл.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Проведение исследовательских методик и интерпретация результатов.
Я провела опрос в нашем классе, который помог мне выявить уровень вежливости и отношение к данной проблеме в нашем классе, разработала ряд вопросов, опросила одноклассников. Как показывают результаты, все ребята дали неоднозначные ответы.
В анкетировании приняли участие 8 обучающихся третьего класса.
Из анкеты выяснили, что 3 школьника (37,5 %) знают, что вежливый человек – это - человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.
Большинство ребят (5 чел. – 62.5 %) считают себя вежливыми. У ребят наиболее распространённым словом среди вежливых слов является - «спасибо» (8чел. – 100 %). Наблюдая за ребятами, я выяснила, что ребята частенько просто забывают использовать в своей речи вежливые слова. Так, поздороваться с учителем при встрече забыли 4 человека, что составляет 50% всех учащихся (8 человек), а с одноклассниками - 2 человека, что составляет 25%. Также было замечено, что более вежливые в нашем классе мальчики.
2.2.Экспериментальная работа.
Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. [2]Это доказывает проведенный мной эксперимент. С одной и той же просьбой я попросила обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо в пренебрежительной форме, нагло («Дай карандаш»); 2- вежливо, тактично, с доброжелательной улыбкой к каждому из своих одноклассников («Одолжи мне, пожалуйста, карандаш»). В первом случае в просьбе было отказано почти всеми, а во втором случае в просьбе было разрешено. Я сделала вывод: вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении и чуткости говорящего к собеседнику.
Чтобы доказать что, вежливые слова - это действительно особенные слова, мы вместе с ребятами обсудили значение пословиц, поговорок о добре и вежливости, познакомились с правилами вежливости, и я попросила говорить друг другу вежливые слова. Все ребята старались дружно играть, не ссориться, говорить вежливые слова и уступать друг другу.
Повторное анкетирование показало, что мои одноклассники стали употреблять в своей речи больше вежливых слов. Для того чтобы взаимоотношения в нашем классе улучшались еще больше, мы с ребятами разработали памятку вежливого человека и раздали их ребятам других классов, чтобы все стали вежливее.
Заключение
В результате моей работы я пришла к выводу, что грубые слова оказывают негативное воздействие на настроение людей, из моих наблюдений я заметила, что на грубость хочется ответить грубостью, а на ласковое слово – улыбкой. В течение того времени, пока я проводила исследование, все ученики класса старались не забывать пользоваться вежливыми словами, что вызвало спад ссор и негативного отношения друг к другу, таким образом это доказывает, ежедневное употребление вежливых слов, вежливое отношение друг к другу в нашем классе создавали более дружескую атмосферу и улучшали взаимоотношения. Я думаю, если ребята воспользуются полученными знаниями, то взаимоотношения в классе улучшатся.
Список используемой литературы
Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000. [1]
Волина В.В., Откуда пришли слова. М., 1996 [2]
Интернет
Ожегов 2007 - Словарь русского языка / ред. Ожегов С. И. - М.: Оникс, Мир и Образования, 2007.[4]
Приложения
Анкета «Вежливые слова»
Какие вежливые слова ты знаешь?
Кто такой вежливый человек?
А ты вежливый?
Вежливые слова (до исследования)
Вежливые слова (после исследования)
Пословицы
Вежливость открывает все двери.
Вежливость необходима каждому.
Вежливость нужна каждому.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Пунктуальность — вежливость зануд.
Вежливость нечего не стоит, но много приносит.
Вежливость необходима каждому.
Правила вежливого человека
5