ОРЕНБУРСГКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ
ДЕТСКИХ, МОЛОДЁЖНЫХ, ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ (ВОЛОНТЕРСКИХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ОРЕНБУРСГКОЙ ОБЛАСТИ
Региональная научно-практическая конференция «Навигаторы детства – новая философия воспитания:
Оренбургская область»
Оренбургская область Ташлинский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Благодарновская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Влияние детской общественной организации на формирование (не)детского взгляда на семейные ценности»
Автор: Мозалевская Г.В, советник директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими
общественными организациями
МБОУ Благодарновская СОШ,
телефон: +7-922-867-92-79
E-mail: [email protected]
с.Благодарное, 2024
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы семьи и семейных ценностей и детской общественной организации.
1.1.Семейные традиционные ценности и их важность в современном обществе………………………………………………………………………….5
1.2. «Движение Первых» и формирование семейных ценностей. …………….………….……………………………………………………………5
Глава II. Влияние детской общественной организации на формирование семейных ценностей……………………………………………………………..6
2.1.Задача "Движение Первых"………………………………………………...7
2.2. Анкетирование и анализ результатов……………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………10Список использованной литературы………………………………….………..15
Введение
Актуальность
Слово «семья» с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества.
2024 год объявлен президентом Годом Семьи, и в этом году особенно активизировалась работа по формированию семейных ценностных ориентаций. Многое в этом направлении должна сделать и детская организация: её роль в этом плане невозможно переоценить. Президент Владимир Путин подписал указ о создании в учебных заведениях «О российском движении детей и молодёжи» . Главная задача движения - воспитание подростков и формирование личности на основе нашей собственной системы ценностей.
Тема исследовательской работы актуальна, так как особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. По данным Росстата, в 2023 году в России было зарегистрировано 683,7 тысяч разводов и 946 тысяч браков. Получается, что примерно на 10 браков приходится 7 разводов. По данным института РАН основной причиной разводов признана психологическая неподготовленность супругов к семейной жизни (около 40% разводов).
У нынешнего поколения при создании молодой семьи материальные ценности преобладают над духовными. Без духовных ценностей не будет единства семьи и существования её в целом.
На смену совести, ответственности, бескорыстности, взаимопонимания пришли материальные интересы, карьерный рост, эгоизм, цинизм. У большинства взрослых происходит падение нравственности и неопределенной духовности.
У родителей в современном ритме жизни на беседы с детьми почти не остается времени. Так и получается, что ребёнок оказывается в ситуации диссонанса относительно семейных ценностей.
Так, сложно переоценить актуальность проблемы семейных ценностей в современном обществе.
Предмет исследования: Роль детских общественных организаций в формировании ценностных ориентиров детей.
Объект исследования: "Движение Первых" в Благодарновской школе и его влияние на учащихся.
Цель: Определить, в какой степени участие в "Движении Первых" способствует формированию у детей среднего звена МБОУ Благодарновской СОШ представлений о ценностях любви, взаимопонимания и ответственности в семье.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы семейных ценностей и их роли в воспитании.
2. Изучить роль "Детской общественной организации" в воспитании подростков и формировании их ценностных ориентиров.
3. Провести анкетирование среди детей среднего звена для изучения их представлений о семейных ценностях.
4. Провести анкетирование среди родителей и детей для выявления их представлений о семейных ценностях.
5. Провести анализ полученных данных, чтобы выявить тенденции и сделать выводы о влиянии движения на формирование семейных ценностей.
Гипотеза: Дети, участвующие в Движении первых, более склонны проявлять взаимопомощь, уважение к старшим и брать на себя ответственность в семейных отношениях.
В процессе работы мною использованы следующие методы: теоретические (изучение литературы, Интернет - источников), эмпирические (беседа, анкетирование, опрос, анализ, наблюдение), методы статистической обработки результатов.
Глава I. Теоретические основы семейных ценностей и детской общественной организации.
1.1. Семейные традиционные ценности и их важность в современном обществе.
В истории человечества семья всегда была фундаментальным институтом. Она обеспечивала физическое выживание, социальную стабильность и передачу культурных традиций из поколения в поколение. Традиционные семейные ценности в России включают в себя любовь, взаимопонимание, ответственность, уважение к старшим, взаимопомощь и преданность. Однако в современном мире мы наблюдаем значительные изменения в семье и ее роли в обществе. Влияние глобализации, информационных технологий, развитие капиталистических отношений приводят к изменению традиционных брачных устоев, снижению рождаемости и увеличению числа разводов.
1.2. «Движение Первых» и формирование семейных ценностей.
С 2022 года в России действует единая организация, объединяющая некоторые молодёжные движения и организации. Это «Движение первых», которое было создано по инициативе президента. 14 июля 2022 года В.В. Путин подписал федеральный закон "О российском движении детей и молодежи". Одной из 11 ценностей Движения Первых является крепкая семья. Формирование семейных ценностей реализуется через 12 направлений работы организации.
Что же может дать ребенку детская общественная организация? Выделим главное:
Пропаганда традиционных семейных ценностей. Для укрепления внутрисемейных отношений в Движении Первых есть семейное сообщество «Родные-Любимые». Ребята совместно с родителями и бабушками-дедушками разрабатывают совместные проекты, акции, организуют семейные пикники, путешествуют, это объединяет детей и взрослых, выявляет общие интересы и ценности.
Проведение ролевых игр и театральных постановок. Инсценировки историй о дружбе, ответственности или уважении позволяют детям наглядно увидеть последствия тех или иных действий. − Всероссийский проект «Школьная классика», поддерживает развитие самодеятельных детских театральных коллективов, где участники выступают режиссерами, продюсерами и исполнителями, здесь привлекается помощь и участие инициативных взрослых.
Организация коллективных занятий и проектов. Семейные проекты «Движения Первых» включают: Всероссийский проект «Первая помощь», «Юннаты Первых», Всероссийский проект «Хранители истории» это возможность совместного творчества детей и взрослых и, конечно, ещё один повод, чтобы провести время в кругу семьи и стать ближе.
Были годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, и они остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии.
Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акции «Бессмертный полк», «Солдатский платок», которые проводятся во многих городах России, в том числе и в нашей школе, в честь Дня Победы. Дети, участники акций отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.
Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Такие проекты неоценимая возможность сплачивания нескольких поколений.
Глава II. Влияние детской общественной организации на формирование семейных ценностей.
2.1.Задача "Движение Первых"
"Движение Первых" ставит перед собой задачу формировать у детей представления о традиционных семейных ценностях и способствовать их пропаганде. Одним из важнейших направлений деятельности движения является воспитание чувства любви, уважения и ответственности к семье, к своим родителям и родственникам. "Движение Первых" организует разнообразные мероприятия, направленные на укрепление семейных связей, создание благоприятной атмосферы в семье и сохранение традиций.
Таким примером является акция «Семейные традиции». В рамках акции участники движения общаются с родителями, бабушками и дедушками узнают о семейных традициях и ценностях, учатся их уважать и приумножать
2.2. Анкетирование и анализ результатов.
Для выявления влияния "Движения Первых" на формирование семейных ценностей у школьников я провела исследование, включающее следующие этапы:
1. Анкетирование: Проведение анкетирования среди школьников 5-9 классов, участвующих в "Движении Первых", и не участвующих в нем, для выявления их представлений о семейных ценностях и их родителей.
2. Анализ результатов: Сравнительный анализ ответов двух групп школьников, чтобы определить влияние "Движения Первых" на формирование семейных ценностей и вывод по опросу родителей.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
• Результаты анкеты показывают, что все дети независимо от того является ребенок участником Движения первых или нет считают главными ценностями любовь, уважение, взаимопонимание. - 100 %
95 % отметили главными традициями «Дни рождения членов семьи», на втором месте оказались государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая)
Из ответов детей видно, каждый ценит свою семью и понимает свою ответственность, знают традиции своей семьи, и уверены, что Движение Первых" влияют на формирование семейных ценностей .
В ходе исследования было выявлено, что все опрошенные уже имеют представление о семье в целом. Однако семейная ценность у детей ещё находится, в основном, на среднем уровне сформированности и требует необходимости формирования данных ценностей в дальнейшей работе.
А вот отношение родителей к детским общественным организациям разное. Условно родителей можно поделить на две категории:
Согласные. Они могут активно поддерживать и участвовать в мероприятиях и акциях, проводимых детскими общественными организациями.
Несогласные. Они выражают мнение о бесполезности посещения детских общественных организаций или категорично запрещают ребёнку участвовать в их жизни.
По данным проведённого опроса, родители могут мотивироваться участием в деятельности детских общественных организаций ценностью причастности к общему делу и стремлением к деятельности, объединяющей семью. Трудности, о которых сообщают респонденты, связаны с ресурсными ограничениями: недостатком времени и неуверенностью в своих умениях и навыках.
Таким образом, моя гипотеза справедливо подтвердилась. И можно сделать вывод, что «семья» осознаётся детьми как социальный институт; они имеют представления о важных качествах присущих семье. Да, детские общественные организации могут оказать существенное влияние на формирование и понимание семейных ценностей у подростков, если их деятельность будет строиться с учётом интересов и увлечений детей, а также будут использоваться адекватные формы и методы работы.
Здесь можно выделить следующие способы взаимодействия общения родителей и советника директора по воспитанию:
организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
создание родительского клубы или центра в школе;
проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности
Таким образом, можно сказать, что в основе работы советника директора по воспитанию с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Заключение.
"Движение Первых" является важным инструментом для формирования у школьников представлений о семейных ценностях и укрепления семейных связей. Исследование позволит определить эффективность программ движения и внести необходимые коррективы для повышения его влияния на формирование ценностных ориентиров у юного поколения.
Состоять в молодежных общественных объединениях - значит встать на первую ступень, ведущую к полноценной гражданской деятельности.
Приоритетным направлением считается — ориентации молодежи на гуманистические идеалы, цели и задачи, на добрые начинания.
В ходе проводимых мероприятий уделяется внимание воспитанию личностных качеств ученика: честности, доброте, самокритичности, а также гражданской ответственности - неравнодушному отношению к своей стране.
Наша задача не только готовиться к завтрашней новой жизни, но и активно жить уже сегодня, внося свой вклад в процветание и могущество России. Важно чтобы каждый из нас глубоко изучал экономику, политику, историю Отечества, овладевал бесценными сокровищами национальных, культурных традиций. А это все начинается с семьи. Должно быть как можно больше мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей.
Мы все вместе должны отстаивать свои интересы и решать наши проблемы. Нас объединяют идеи доброты, любви к Родине; общие цели и задачи.
Наши дела и поступки должны заключаться в сохранении приоритетов, потому, что ценности старшего поколения наследуют те, кто этого достоин.
Список литературы.
1.Семейные ценности. Сергей Хмелевский «Как появилось слово семья» // ttps://yandex.ru/search/?lr=20192&text=сергей%20хмелевский%20
2.Горбунова Л.П. Наш семейный очаг /Л.П.Горбунова //Читаем, учимся, играем.-2010 -№2. С.89-93
3.Леонова С. Мой дом – моя крепость /С.Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд.дома «Первое сентября». -2001. -№14.-с.20-21
4.Поликарпова В. «Единство помыслов и дел» / В.Поликарпова// Управление школой. Газета. Изд.дома «Первое сентября».-2011. - № 6.-с.26-34
5.Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи. // http://festival.1september.ru/articles/614417/
6. «Детское движение», Словарь-Справочник, 1998г.
7. «Детское движение в СССР», 1991г.
8. Интернет. Rambler:»Детские общественные организации».
Приложение 1
Анкета для детей среднего звена: "Семейные ценности"
Инструкция:
• Прочитай каждый вопрос внимательно.
• Выбери один из предложенных вариантов ответа, который наиболее подходит тебе.
• Будь честным и откровенным в своих ответах.
• Твои ответы будут использоваться только для исследования и останутся анонимными.
1. Что для тебя значит слово "семья"?
a) Это люди, с которыми я живу.
b) Это мои родные и близкие люди, которых я люблю.
c) Это те, кто всегда меня поддерживает и помогает мне.
d) Это важно для меня, но я не могу точно сказать, что это значит.
2. Какие ценности ты считаешь самыми важными в семье?
a) Любовь
b) Взаимопонимание
c) Взаимопомощь
d) Уважение
e) Честность
f) Ответственность
g) Другое: _______________________________
3. Что для тебя значит любовь в семье?
a) Это когда тебя обнимают и целуют.
b) Это когда тебя поддерживают и помогают в трудную минуту.
c) Это когда тебя принимают таким, какой ты есть.
d) Это когда тебя уважают и ценят.
e) Другое: _______________________________
4. Что ты делаешь, чтобы показать свою любовь к семье?
a) Я говорю "спасибо" и "люблю тебя".
b) Я помогаю по дому.
c) Я провожу время с семьей.
d) Я делаю приятные сюрпризы.
e) Другое: _______________________________
5. Что ты считаешь важным для взаимопонимания в семье?
a) Умение слушать друг друга.
b) Говорить о своих чувствах откровенно.
c) Стараться понимать точки зрения других.
d) Прощать ошибки.
e) Другое: _______________________________
6. Как ты понимаешь ответственность в семье?
a) Это выполнять свои обязанности.
b) Это заботиться о других членах семьи.
c) Это нести ответственность за свои действия.
d) Другое: _______________________________
7. Какие традиции есть в твоей семье?
a) _______________________________
b) _______________________________
c) _______________________________
8. Что тебе нравится в твоей семье?
a) _______________________________
b) _______________________________
c) _______________________________
9. Что бы ты хотел изменить в своей семье?
a) _______________________________
b) _______________________________
c) _______________________________
Дополнительные вопросы:
• Участвуешь ли ты в "Движении Первых"?
• Как ты считаешь, влияет ли участие в "Движении Первых" на твои представления о семейных ценностях?
Анкета для родителей: "Семейные ценности"
Инструкция:
• Прочитайте каждый вопрос внимательно.
• Выберите один из предложенных вариантов ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению.
• Если Вам сложно выбрать один вариант, можете отметить несколько.
• В разделе "Другое" укажите свои дополнительные мысли и комментарии.
• Ваши ответы будут использоваться только для исследования и останутся анонимными.
1. Что для Вас значит слово "семья"?
а) Это люди, с которыми я живу.
b) Это мои родные и близкие люди, которых я люблю.
c) Это те, кто всегда меня поддерживает и помогает мне.
d) Это важно для меня, но я не могу точно сказать, что это значит.
e) Другое: _______________________________
2. Какие ценности Вы считаете самыми важными в семье?
а) Любовь
b) Взаимопонимание
c) Взаимопомощь
d) Уважение
e) Честность
f) Ответственность
g) Другое: _____
3. Что для Вас значит любовь в семье?
а) Это проявление нежности, заботы и ласки.
b) Это готовность прийти на помощь в трудную минуту.
c) Это принятие человека таким, какой он есть.
d) Это уважение и ценность каждого члена семьи.
e) Другое: __
4. Как Вы считаете, как можно укрепить семейные связи?
а) Чаще проводить время вместе.
b) Делиться своими мыслями, чувствами и опытом.
c) Создавать семейные традиции и ритуалы.
d) Поддерживать друг друга в трудные моменты.
e) Проявлять заботу и внимание к членам семьи.
f) Другое: __________________________
5. Как Вы понимаете ответственность в семье?
а) Это выполнение свои обязанности перед семьей.
b) Это забота о благополучии всех членов семьи.
c) Это ответственность за свои слова и поступки.
d) Это готовность принять на себя тяжесть решений и последствий.
e) Другое: __________________________
6. Какие традиции есть в Вашей семье?
а) _______________________________
b) _______________________________
c) _______________________________
7. Как Вы считаете, как современные изменения в обществе влияют на семейные ценности?
а) Положительно
b) Отрицательно
c) Смешанно
d) Другое: _______________________________
8. Как Вы считаете, может ли "Движение Первых" влиять на формирование семейных ценностей у детей?
а) Да, может.
b) Нет, не может.
c) Не уверен.
d) Другое: _______________________________