СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: Влияние межличностных отношений в классе и некоторых психологических особенностей учащихся на успешность обучения в школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимотоношения в классе имеют влиянме на  обучения ребенка в школе . этк пробему изкала  ученица старшеей школы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Влияние межличностных отношений в классе и некоторых психологических особенностей учащихся на успешность обучения в школе»


Городская эколого-биологическая научно-практическая конференция учащихся


Секция: «Человек и его здоровье»












Исследовательская работа:

Влияние межличностных отношений в классе и некоторых психологических особенностей учащихся на успешность обучения в школе








Выполнила: Комова Мария,

10А класс МБОУ «СОШ № 22»,

т/о «Экологические исследования в природе и городе»,

МБУ ДО СЮН

Руководители:

Гундарева Анна Викторовна

учитель химии,

педагог д/о МБУ ДО СЮН,

Ненашева Елена Андреевна,

учитель математики

МБОУ «СОШ № 22»
















Новокузнецкий городской округ, 2024

Содержание

Введение_______________________________________________________________________3

Глава 1.Все про межличностные отношения.

1.1 Межличностные отношения и их классификация__________________________________4

1.2 Межличностные отношения в классе____________________________________________5

1.3 Плюсы и минусы в межличностных отншениях___________________________________6

1.4 Межличностные отношения в классе____________________________________________7

1.6 Тест Сьюзен Деллингер_______________________________________________________8

1.7Социометрическая методика___________________________________________________9

Глава 2. Практическая часть______________________________________________________10

Заключение

Список литературы

Приложение







































2

Введение


Межличностные отношения играют важную роль в формировании любой личности и определяют способность к жизни в обществе. Здоровые отношения помогают человеку чувствовать себя любимым, ценным и защищённым, а также обеспечивают поддержку и помощь в трудных ситуациях. Однако не всегда люди умеют строить здоровые отношения. Это касается и подростков. Некоторые подростки страдают от проблем в общении с другими, что может привести к определенным проблемам и малой успешности в делах. На сегодняшнее время у учеников межличностные отношения в классе бывают разными: комфортными, конфликтными или нейтральными и могут влиять на его учебу. В нашей работе мы хотим проверить влияют ли межличностные отношения на успешность обучения? Какими качествами должен обладать ученик, чтобы быть успешнне в обучнии?

Цель работы: исследование влияние межличностных отношений в классе и некоторых психологических особенностей учащихся на успешность обучения в школе.

Гипотиза: успешность обучения у учеников с комфортными межличностными отношениями выше, чем у учеников с конфликтными взаимотношениями.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники о межличностных отношениях.

2. Провести тестирование учащихся 8-9 классов;

3. Обработать, проанализировать результаты исследования сделать выводы.

Обьекты: учащиеся 8-9 классов школы №22,

Предмет исследования: психосоциальные факторы, влияющие на успешность обучения

Методы: тестирования, методы математической обработки результатов, анализ результатов и выводы.


























3

Глава 1. Все про межличностные отношения


1.1 Межличностные отношения и их классификация

Межличностные отношения - это отношения между личностями, совокупность взаимодействий между двумя или более разумными людьми преимущественно основанные на связях между членами общества благодаря разным видам общения.

Максимальное количество постоянных социальных связей, которые человек в состоянии комфортно поддерживать, называется числом Данбара. Это число находится в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150.

Классивикация межличностных отношений

По цели:

  • Первичные отношения - те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.

  • Вторичные отношения - те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

По характеру:

  • Официальные (формальные): характеризуются наличием обязательных норм, отсутствием права выбора партнёра по общению, низкой эмоциональностью.

  • Неофициальные (неформальные): свойственны право выбора партнёра, широкая эмоциональная основа, отсутствие чётких норм поведения.[1]

1.2 Межличностные отношения в классе


Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным путём изучать межличностные отношения в детском коллективе и учиться зарабатывать себе авторитет. Некоторые дети совершенно спокойно адаптируются в любом новом обществе. Но, к сожалению, далеко не всем детям дан от природы такой дар общения. Многие испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников (своеобразный «мальчик для битья»). В любом коллективе, в детском особенно, есть очень популярные дети, а есть дети непопулярные. Это те, кого или просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или те, кого не любят активно, кто становится объектом насмешек и травли. Всегда есть жертва, есть преследователи, есть сторонние, равнодушные наблюдатели, которые не лучше, а иногда даже хуже преследователей. [3]











4

Глава 2. Исследованиевлияние межличностных отношений в классе и некоторых психологических особенностей учащихся на успешность обучения в школе.


2.1 Метдики исследования

Тестирование учащихся проводилось по двум методикам: Тест Сьюзен Деллингер и социометрической методике.

Тест Сьюзен Деллингер

Методика позволяет определить один из пяти типов (или форм) личности, и дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения тестируемого человека.

Взгляните на следующие фигуры: круг, квадрат, зигзаг, треугольник, прямоугольник

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: «Это — я!» Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту,

которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1. Теперь проработайте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).
Итак, самый трудный этап закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место - это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.
Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. [4]


Социометрическая методика


Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы , к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-либо помещении,например, в классе или в аудитории , получают инструкцию примерно следующего содежания:

«Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли не плохо узнать друг друга , и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии ,уважение,неуважение друг к другу и т. п. Не все , очевидно,складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому,от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе),кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться.Теперь предствавьте себе,что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав группы (класса).Ответьте в этой связи на следующие вопросы,записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать ,чтобы мы могли судить о том,кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов вашей группы (класса) вы по своему желанию включили бы в состав новой группы (класса)?Запишите этих людей на листке бумаги под номером 1 в порядке предпочтения.

2. Кого из членов вашей группы вы,напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы (класса)?Запишите их под номером 2 в порядке отклонения».


5

Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются , и имеющая в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. [2]


2.2 Проведение исследования


Исследования проводились в ноябре 2024 года. В исследованиях приняли участие учащиеся 8-9 классов школы № 22 города Новокузнецка в каличестве 94 человека. Учащимся была предложены Тест Сьюзен Деллингер и социометрическая методика.

По социометрической методике мы определили количество сделанных выборов каждого ученика и количество сделанных отклонений. По количеству сделанных выборов учениками класса каждого ученика мы разделили учащихся на три группы по отношениям комфортным (от 11 до 15 выборов - 36 человек), конфликтным ( от 0 до 6 выборов — 36 человек) или нейтральным ( от 7 до 10 выборов — 22 человека). Затем в электронном журнале мы получили данные о среднем балле успеваемости каждого ученика за первую четверть. Математически мы рассчитали средний бал успеваемости в каждой из групп: у «комфотрных» средний бал обучения составил 4,02; у «нейтралых» - 3,85; у «конфликтных» - 3,67.

Тест Сьюзен Делингер показал, что в группа с «комфортными» взаимотношениями состоит из учащихсяна на первом месте у которых «зигзаг» -33%; «круг» - 28%; «квадрат»- 23 %; «треугольник» -10 %; «прямоугольник» - 5%. (Эта фигура, определяет главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. ) То есть доминируют креативные и любящие комфорт личности, чуть меньше ценится практичность. Логика и лень этими учащимися не ценится.

В группе с «нейтральными» отношениями у учащихся выбрали первой фигурой «круг» - 32%; «треугольник» -28 %; «квадрат» -21%; «зигзаг» - 14%; «прямоугольник» -3%.

У учеников этой группы ценятся комфорт, логика и практичность, креативность и лень они исключают.

В группе с «конфликтными» отношениями «круг» выбрали -48 %; «квадрат» - 20%; «зигзаг»- 12 и «треугольник» - по 16%, «прямоугольник» -4%. Ученики этой группы выше ценят комфортность и практичность, а креативность и логика для них уже ценится значительно ниже. Лень и проблемность они отклоняют. 56% из нихне творческие личности(творчество у них слабое качество).






















Выводы


В ходе проведения исследования в ноябре 2024 года среди учеников 8-9 классов школы № 22 города Новокузнецка были проведено тестирование 94 человек по тесту Сьюзен Деллингер, определяющий главные, доминирующие черты характера и особенности поведения учащегося, и социометрической методике, определяющей уровень межличносных отношений в классе. По количеству сделанных выборов учениками класса каждого ученика учащиеся были поделены на три группы : с «комфортными» отношениями; с «нейтральными отношениями»; с «конфликтными» отношениями. Был определен средний бал успевамости учеников каждой группы. А также определены доминирующие черты характера и поведения в каждой группе по тесту Сьюзен Деллингер.

Анализ результатов показал, что у «комфотрных» средний бал обучения составил 4,02; у «нейтралых» - 3,85; у «конфликтных» - 3,67. При этом у учащихся с «комфортными взаимоотношениями» доминируют креативные и любящие комфорт личности, чуть меньше ценится практичность. Логика и лень этими учащимися не ценится. У учащихся с «нейтральными» отношениями ценятся комфорт, логика и практичность, креативность и лень они исключают. Учащиеся с «конфликтными» отношениями в классе ценят комфортность и практичность, а креативность и логика для них уже ценится значительно ниже. Лень и проблемность они отклоняют. Более половины из них не творческие личности. Интересно отметить, что лень отрицают учащиеся всех групп.

На основании полученных результатов мы можем сделать вывод, что межличностные отношения в классе влияют на успешность обучения в школе: чем комфортнее отношения, тем выше средний бал успеваемости ученика. При этом у более успешных учеников развиты креативность, комфортность, практичность. Ленивые и прблемные ученики практически отсутвуют во всех группах.



Заключение


В заключении хотелось бы сказать, что родители должны замечать, какие отношения складываются у ребенка в классе уже начиная с самого первого года обучения. От этого может зависить его успешность обучения в будущем! Развивая у ребенка различные творческие способности, практичность и любовь к комфорту, возможно можно улучшить отношения ребенка с окружающими его людьми.


















Список литературы

1. Межличностные отношения. - Режим доступа:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Межличностные_отношения

2. Немов Р.С.,


3. Проблема межличностных отношений в классе. - Режим доступа:

https://nsportal.ru/user/348010/page/statya-problema-mezhlichnostnykh-otnosheniy-v-klasse

4. Психологический тест Сьюзен Деллингер :

https://psychojournal.ru/tests/78-psihogeometricheskiy-test-syuzen-dellinger.html









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!