СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: Влияние питательной среды на рост семейного лука.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования в том, что лук - важная продовольственная культура, поэтому очень важно повышать его урожайность. Лук очень богат витаминами и поэтому зеленый лук просто необходим людям, чтобы насытить  организм  витаминами.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Влияние питательной среды на рост семейного лука.»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Колково

Орловского района Кировской области







Исследовательская работа:

Влияние питательной среды на рост семейного лука.




Автор:

Швалюк Елизавета Евгеньевна

ученица 7 класса

МКОУООШ с. Колково

Домашний адрес:

Кировская область,

Орловский район, с. Колково,

ул. Солидарности, д. 2, кв. 16.

Контактный телефон:

89229123495


Руководитель:

Печёрина Ираида Викторовна

Учитель химии, биологии и географии

МКОУООШ с. Колково



Адрес организации:

Кировская область, Орловский район

С. Колково, ул Шубина 1





С. Колково

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:



Введение …………………………………………………………………..3-4


Глава 1. Теоретическая часть


    1. Исторические сведения о луке …………………………………….5-6


    1. Целебные свойства лука, его применение......................................7-8


    1. Полезные советы……………………………………………………9



    1. Сорта семейного лука.........................................................................10




Глава 2 . Практическая часть

2.1. Агротехника……………………………………………………………11

2.2. Планирование работы…………………………………………………12-13


2.3. Результаты исследования………………………………………………14-15



3. Заключение………………………………………………………………...16-17


4. Литература………………………………………………………………….18


5. Приложение

5.1. Научная статья.

5.2.Фотографии.











ВВЕДЕНИЕ.

Лук - распространенный овощ. Много полезных веществ содержится в луковицах. Но еще больше полезных веществ и витаминов содержится в зеленых перьях.

 Я выдвинула гипотезу: вырастить хороший лук на любых питательных средах почвы. Выращивая лук на пришкольном участке, я решила проверить влияние питательных сред почвы на рост семейного лука. Я хотела выяснить, где будет выше урожай.

Цель: изучить влияние различных питательных сред почвы на произрастание репчатого семейного лука. Узнать, на каких питательных средах почвы семейный лук растет лучше.

В связи с поставленной целью были сформулированы задачи:

1. Проанализировать материалы литературных источников.

2. Провести наблюдения за ростом и развитием лука на разных питательных средах почвы.

3. Вести систематические наблюдения в течение вегетационного периода растений.

4. Проверить, как изменится урожайность семейного лука на разных питательных средах почв.

Предмет исследования: влияние питательных сред почвы на урожайность семейного лука.

Объект исследования: овощ – семейный лук.

Новизна работы в том, что данная тема мало изучена, а результаты и выводы, полученные в ходе практического исследования, дадут определённую помощь в выращивании и повышении урожайности. Практическая значимость работы в том, что на основании проведённых исследований будут разработаны практические рекомендации по выращиванию этой культуры.

При подготовке к написанию работы мною использованы теоретические методы исследования: литературные данные, ресурсы Интернета, сравнение полученных данных, систематизация исследовательского материала. Основной метод работы: опыт и сравнение результатов, полученных в ходе эксперимента.

Актуальность исследования в том, что лук - важная продовольственная культура, поэтому очень важно повышать его урожайность. Лук очень богат витаминами и поэтому зеленый лук просто необходим людям, чтобы насытить организм витаминами.



















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    1. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛУКЕ.

 Историки утверждают: репчатый лук родом из горных районов Средней Азии. Человек использует лук в своем хозяйстве уже пять тысяч лет. Историки   считают, что первыми поставщиками лука были жители Афганистана и Индии. Затем лук распространился в Египет и Древнюю Грецию через Персию по Великому Шелковому пути. А далее через Рим в Европу и через Китай – в Азию.   В Древней Греции луку приписывали божественное происхождение. Высоко ценили лук  и в Древнем Египте - его изображения встречаются  на стенах пирамид древнеегипетских фараонов. Египтяне заготавливали огромное количество лука для строителей пирамид, чтобы избежать среди них распространения инфекционных болезней. Это растение упоминается в рукописях древних шумеров, а также в Библии.

Римляне и греки приписывали луку способность пробуждать жизненную силу, храбрость, поэтому он в больших количествах вводился в рацион питания воинов. В Древнем Риме его выращивали для нужд армии.

В период средневековья лук был одним из самых популярных лекарственных и пищевых продуктов одновременно. Средневековые воины вешали на грудь под доспехи луковицу, говоря: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Лук считался пищей простого народа, ежедневно в 10-12 веках простолюдины Португалии, Испании, Франции употребляли его в пищу.

  Славяне тоже выращивали лук, истории лука в России более тысячи лет, но особенную популярность репчатый лук завоевал в 12-13 веках.    Известно, что уже с давних пор лук являлся для славян одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни. В старинных русских лечебниках-травниках приводили такую рекомендацию: «во время морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в избах  связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится. Во время падежа скота нанизывали на нитку много луковиц и чесночных головок и привязывали на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразились».

Родовое латинское название Allium произошло от кельтского all – жгучий и связано со жгучим вкусом, характерным для всех частей лука. Самый популярный сорт лука - репчатый, он урожаен, дает вкусные трубчатые литья (перо) и качественные луковицы. Перо лука – главнейший зеленый продукт на нашем столе.

















































1.2. ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ.

Так что совсем недаром на Руси когда-то говорили: «Лук помогает от семи недуг»!!!

Виднейший таджикский врач и философ 11 века Авиценна писал о луке: «Луковый сок полезен при загрязненных ранах,  смазывать глаза выжатым соком лука с медом полезно от бельма. Луковый сок помогает от ангины. Лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».

Лук обладает антимикробным действием за счет присутствия в них особых веществ – фитонцидов, губительно действующих на различные бактерии, через различные органы пищеварения. Это действие настолько сильное, что луковые растения можно использовать не только как средства для профилактики, но и для лечения заболеваний человека и растений. Во время Великой Отечественной войны наши солдаты спасались от цинги репчатым луком, а также делали кашицу из натертого лука и накладывали на раны. Таким образом, в  помещение  не проникала зараза, да и воздух в нем становился чище. Так поступали в военных госпиталях, чтобы у раненых не развивалась  гангрена.

Лук издавна наши предки использовали как средство для борьбы с паразитами.  Луковица приносит облегчение и при укусах насекомых. Если в место укуса сразу же втереть луковый сок (половинкой луковицы), то боль быстро пройдет и место укуса не опухнет. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть.                    

Лук распространен во всем мире в качестве лекарственного растения. Он содержит вещества: магний, кальций, натрий, хлор, серу, фосфор, железо, эфирные масла, аскорбиновую кислоту.

Самое главное вещество – фитонциды, они делают лук на вкус острым.  Особенно много сахара присутствует в острых сортах лука 9-13%, в полуострых 7-8, в сладких сортах до 6 %. Острый вкус и специфический запах придает луку эфирное масло. В острых сортах его больше, чем в остальных. В луке содержится витамин С, который очень необходим при простудных заболеваниях, А, В1 В2, РР, никотиновая и пантотеновая кислоты. В пищу лук используют в свежем, сыром, вареном, жареном виде. Употребление в пищу лука очень полезно при  болезнях сердца. Вещества, содержащиеся в этом растении, подавляют образование холестерина и тем самым уменьшают риск развития заболеваний сосудов и сердца.

Впрочем, особенно увлекаться луком не стоит. Специалисты московского Института питания Академии медицинских наук считают оптимальным потребление каждым человеком 7-10 килограммов лука ежегодно. Злоупотреблять им не стоит тем, у кого имеются тяжелые заболевания почек, печени и желудка.  В этом случае лук в пищу нужно употреблять очень осторожно!




















1.3. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: КАК МОЖНО В БЫТУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА?

Восточный  врач и философ Авиценна писал о луке: «Съедобный лук помогает от вреда плохой воды; если бросить в нее очистки лука, это одно из средств, уничтожающих ее запах». Действительно, лук поглощает неприятный запах тины в  воде.

Если  Вы  припалили горячим утюгом одежду, то нужно разрезать луковицу и быстренько натереть ее соком опаленный участок одежды. Потом промыть холодной водой.

Вы набрали в лесу грибы, но неуверенны в том, что они съедобны. Чтобы это проверить, нужно в кипящую воду с грибами положить очищенную луковицу. Если цвет луковицы  не изменится, значит, грибы съедобные, если луковица посинеет, грибы ядовитые!

Сухая шелуха лука - прекрасный природный краситель. Издавна хозяйки в отваре луковой шелухи к Пасхе красили яйца. Также таким отваром можно окрасить в бежевый цвет хлопчатобумажную ткань.

Оказывается, что когда человек  режет  лук, он  плачет.   Как можно с этим бороться? Существует несколько способов не плакать от лука.

 Самый известный – это периодически смачивать лук и нож  проточной водой. Этот способ действительно действует. Это объясняется тем, что летучие молекулы серы практически полностью растворяются в воде и только единицы "достигают свою заветную цель" – ваш глаз. Второй способ когда чистишь лук, надо жевать петрушку.    Другой, не менее эффективный способ – заморозить лук, или хотя бы на несколько минут положить его в морозилку. Под действием холода действие слезоточивых веществ  ослабевает, и вы уже не плачете, когда режете лук. Такого же эффекта можно добиться, положив лук на несколько секунд в микроволновку. Как под действием холода, так и под действием тепла, действие лакриматора  (от слова «лакрима»- слеза)  ослабевает.

    1. СОРТА СЕМЕЙНОГО ЛУКА.


Я использовала для посадки 2 сорта семейного лука:

Аристократический

Аристократический − лук-шалот. Из одной посевной луковицы в гнезде формируется от 6 до 12 штук новых весом от 50 до 100 г. В народе такой вид называют семейным. Сорт скороспелый, полноценные луковицы вызревают через 70 дней. Зелень на срезку готова через 4 недели. Сорт Аристократический применяют для получения зелени в промышленных масштабах.

Старорусский

Старорусский (красный, желтый) – разновидность шалот. Дает мощное, ярко-зеленое перо с восковым налетом. Семенной материал хранится хорошо и долго (2 года). Сорт устойчив ко многим заболеваниям луковичных культур. В гнезде формируется до 10 штук. Размножение только вегетативно, так как стрелки не формируются. Огородники считают этот вид самым рентабельным для выгонки зелени. Шалот на срезку готов через 20-30 дней после посадки.

ГЛАВА 2 . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. АГРОТЕХНИКА.

Отбираю полновесные луковицы одного размера.

Обеззараживаю: замачиваю луковицы в 1% растворе марганцево-кислого калия, выдерживаю 20 минут.

Замачиваю для проращивания водой при комнатной температуре, оставляю луковицы для набухания на несколько часов.

Подготавливаю почву: вношу небольшое количество компоста из прошлогодней травы и листвы, навоза и золы. Засыпаю землёй, равняю землю граблями.

Размечаю 5 грядок колышками и прокапываю неглубокие борозды шириной примерно 40 см, чтоб удобно было ходить. Высота грядок 15-20 см.

Сажу луковицы на расстоянии примерно 40-50 см.

Поливаю грядки по мере их высыхания.

Полю грядки по мере их зарастания.

Очень важный прием - окучивание, позволяющее избежать солнечных ожогов. Кроме того, окучивание защищает растения от перегрева. Его проводят три раза. После заключительного окучивания луковицы должны быть покрыты слоем земли на высоту около 5 см. Окучивание выполняю очень осторожно, чтобы избежать повреждения растений и задержки их роста. Наблюдаю за изменениями на грядках. За две-три недели до уборки поливы прекращаю.

Собираю урожай. Обрезаю. Взвешиваю его.









2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.


Виды работ

Результаты наблюдения

Сроки

Примечание

1

Приготовление грядок


06.05.2020

выполнено

2

Внесение перегноя


06.05.2020

выполнено

3

Внесение навоза


08.05.2020

выполнено

4

Внесение золы


08.05.2020

выполнено

5

Замачивание лука в слабом растворе марганцовки


14.05.2020

выполнено

6

Проведение посадки

Полив

15.05.2020

выполнено

7

Проведение наблюдений за опытными растениями

Появление первых ростков на всех грядках

22.05-07.08.202

выполнено

8

Прополка опытных грядок

Явно выраженный рост у всех сортов, рыхление почвы

29.05.2020

03.07.202

выполнено

9

Окучивание

100% всхожесть на всех грядках, но на грядке лука 5 всходы лучше

03.06.2020

03.07.2020

выполнено

10

Полив (для полива использовалась водопроводная отстоявшая вода)

Вторая прополка, рыхление почвы

Через каждые три дня

выполнено

11

Сбор урожая

Очистили от земли и положили на сушку на стеллажи

07.08.2020

выполнено

12

Просушивание и обрезка


14.08.2020

выполнено

13

Взвешивание лука


21.08.2020

выполнено

14

Прополка грядки, перекопка


12.09.2020

выполнено

15

Анализ результатов и написание исследовательской работы


Октябрь, ноябрь, декабрь 2020

выполнено

























2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Почвенный покров – важнейшее природное образование. Его значение очень велико, так как почва представляет собой источник продовольствия. Основное свойство почвенного покрова – его плодородие, обеспечивающее урожай сельскохозяйственных культур для населения планеты.



Грядка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5


Земля

Перегнившие листья и небольшой слой земли

Перегнившие листья, минеральные удобрения, небольшой слой земли.


Перегнившие листья, органические удобрения (навоз) и небольшой слой земли.


Перегнившие листья, минеральные удобрения, органические удобрения (навоз) и небольшой слой земли.

сорт

Аристократический

Аристократический

Старорусский.

Аристократический

Старорусский.

величина

средний

мелкий

средний

мелкий

средний

мелкий

средний

мелкий

средний

мелкий

килограммы

3

3 , 100

5 , 200

1 , 300

5

2 , 100

6 , 300

3

6 , 500

2

Сумма

6, 100

6, 500

7 , 100

8 , 300

8 , 500



Вывод.

По результатам исследования выяснилось, что репчатый лук особенно хорошо развивался и больше дал урожая на грядке № 5 , в удобренной земле с повышенным содержанием органических и минеральных солей. Потому что все процессы жизнедеятельности здесь сохранены: фотосинтез и получение из почвы питательных веществ было наибольшим. У лука были сочные и яркие перья. По вкусовому качеству он был самый лучший.

С 4 грядки получили меньше урожая, чем с 5 грядки, так как там не было внесено минеральных удобрений.

А с 3 грядки ещё меньше, чем с 4 грядки, так как там не было органических удобрений.

Со 2 грядки ещё меньше, чем с 3 грядки, так как там мы положили только перегнившие листья.

Лук, посаженный в грядку № 1 – в землю, без всяких удобрений развивался очень плохо, листья были светло - зеленые, короткие и лук дал меньше всего урожая (приложение 2).

Полученные нами результаты убедительно показывают, как различные питательные среды влияют на рост и развитие растений. Лук любит, когда много света, воды и солнца, его не нужно высаживать в затемненных местах. Так как корневая система у лука очень слабая, поэтому почву надо хорошо удобрять.

Если сравнить величину среднего лука сорта «Аристократический» и сорта «Старорусский», и количество лука, то сорт «Аристократический» не уступает «Старорусскому», хотя рос в худших условиях.

Я всех призываю к здоровому образу жизни, употребляя в своем питании лук.

Лук в пищу добавляйте, здоровье укрепляйте!”



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


       Я много узнала об этом интересном овоще! Благодаря луку человек смог выжить во время эпидемий.

Гипотеза моя не оправдалась. На разных почвах и лук вырос разный. Высокие требования при выращивании лука предъявляются к составу и плодородию почвы, так как корневая система у лука очень слабая. Выше урожай родился на почве с перегнившими листьями, минеральными удобрениями, органическими удобрениями. Полученные нами результаты убедительно показывают, как различные условия питательных сред почвы влияют на рост и развитие растений.

  Мне понравилось заниматься сельскохозяйственными работами и выращивать лук для столовой, хотя работа для меня часто была тяжелой. Надеюсь, мои труды не пропадут даром и обеды будут дешевле в школьной столовой. Как приятно есть салат с луком, который мы вырастили сами!

Наша работа нужная. Лук очень богат витаминами и поэтому зеленый лук просто необходим людям, особенно весной.

Помощь оказали родители: мама - Швалюк Татьяна Александровна, папа - Швалюк Евгений Владимирович, дедушка - Зонов Александр Викторович, а также учителя и технический персонал, хочу всех поблагодарить.

Рекомендации по выращиванию семейного лука.

1)Замочить луковицы в 1% растворе марганцево-кислого калия, выдержать 20 минут. Можно ускорить их прорастание предварительным замачиванием в талой воде.

2) Хорошо подготовленная почва для посева лука должна быть достаточно плотной и твердой (для обеспечения равномерной заделки семян), с рыхлой поверхностью, препятствующей интенсивному испарению влаги. Органические удобрения необходимо вносить за год до посева лука.

3) Лук лучше всего размещать после тех культур, почву под которые хорошо заправляют органикой: огурцов, ранней капусты, томатов, раннего картофеля. С осени участок глубоко перепахивают или перекапывают.
4) Весной подготовку начинают приблизительно за неделю до посева, чтобы земля стала рыхлой и обогатилась кислородом.

5) Необходимо обеспечить густоту стояния - 10-15 растений на 1м.

Перспектива работы.

1) В следующем году я продолжу исследовательскую работу на тему влияние питательных сред почвы на рост и развитие лука. Но меня интересует препарат «Росток», так как в нём содержится гуминовый  регулятор роста (приложение 1). Я буду исследовать влияние препарата «Росток» на семейный лук двух сортов и лук посаженный семенами сорта «Эксибишен».

2) Я хочу посадить лук после тех культур, почву под которые хорошо заправляют органикой: огурцов, ранней капусты, томатов, раннего картофеля.

3) Органические удобрения родители внесли за год до посева лука. Я хочу проверить как они будут влиять на рост и развитие семейного лука и лука посаженного семенами.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



1.Воробьева А.А. “Лук” Росхозиздат, г. Москва, 1990 г.

2. Долгополова Н.В., Пигорев И.Я., научной статьи по сельскому хозяйству,

3. “Калейдоскоп” - Газета “Менделеевские новости”.

4. Сиволап И.К. “Книга о вкусной и здоровой пище”, Пищепромиздат, Москва, 1999 г.

5. Скляревский Л.Я., И.А. Губанов “Лекарственные растения в быту”, Москва, Россельхозидат, 1986 г.

6. www. Supersadovod.ru

Обзор литературы.

1.1.Исторические сведения о луке. - 1.Воробьева А.А. “Лук” Росхозиздат, г. Москва, 1990 г.

1.2. Целебные свойства лук, его применение. - 4. Сиволап И.К. “Книга о вкусной и здоровой пище”, Пищепромиздат, Москва, 1999 г.

1.3. Полезные советы: как можно в быту использовать полезные свойства лука? - 5. Скляревский Л.Я., И.А. Губанов “Лекарственные растения в быту”, Москва, Россельхозидат, 1986 г.

1.4. Сорта семейного лука. - 6. www. Supersadovod.ru

Приложение 1 – 2. Долгополова Н.В., Пигорев И.Я., научной статьи по сельскому хозяйству,

Минеральные удобрения - 3. “Калейдоскоп” - Газета “Менделеевские новости”.





Приложение № 1

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, автор научной работы — Литвиненко Наталья Владимировна, Грехова Ираида Владимировна, Сузан Владимир Григорьевич

Установлена реакция лука репчатого трех сортов на применение гуминового регулятора роста при замачивании севка и двукратном поливе растений. Препарат «Росток» положительно повлиял на биометрические показатели растений, превышая контроль (вода) по массе корневой системы, листьев и растения, числу, длине и площади листьев на 20 91 %.

Лучшее развитие корневой системы и листьев при применении препарата «Росток» способствовало существенному повышению урожайности лука репчатого: сорт Стурон на 48 %, сорт Стардаст на 69 %, сорт  Кармен на 47 % в среднем за два года. Луковицы отличались большим диаметром и массой, существенное увеличение по отношению к контролю на 19 22 и 52 56 % соответственно.

Статистически обосновано, что площадь листьев зависит от генотипа на 22%, способа выращивания на 46% и орошения на 27%. Урожайность лука репчатого зависит от генотипа на 11%, на 22% от способа выращивания, на 46% от орошения, на 17% от условий года.













Приложение № 2


Удаление лука с грядок.




Сушка семенного лука сорта «Старорусский».





Переборка семейного лука сорта «Старорусский».





Сушка семенного лука сорта «Аристократический».



Переборка семейного лука сорта «Аристократический».





Семейный лук 2 сортов на семена.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!