СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Внедрение ИКТ-технологий в работу библиотеки для продвижения книги и чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Внедрение ИКТ-технологий в работу библиотеки для продвижения книги и чтения"»

Иследовательская работа педагога - библиотекаря Абдуловой У.М. МКОУ «СОШ №8».

«Внедрение ИКТ- технологий в работу библиотеки для продвижения книги и чтения»

Я обратилась к этой теме потому, что в условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.

В «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» введена должность "педагог-библиотекарь", который должен знать: «современные информационно коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота» и т.д.

Исходя из этого, можно выделить главные направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельность нашей библиотеки: расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам.

Для обеспечения доступа к информационным ресурсам пользователям в нашей школе создан Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) на базе библиотеки, как структурного подразделения с функциями сбора, аналитико-синтетической переработки и распространения информации. В ИБЦ входит: библиотека, кабинет свободного доступа в Интернет, кабинеты информатики, информационно-методический кабинет сопровождения введения ФГОС.

Библиотека формирует фонд мультимедиа материалов, осуществляет поиск, сбор, оценку, систематизацию Интернет-ресурсов для его использования, предоставляет доступ к электронным ресурсам, как локальным, так ресурсам сети Интернет.

Благодаря подключению ведущих специалистов к локальной сети, упростилась работа по информированию специалистов. Так были созданы и постоянно пополняются папки электронных документов, размещённых на школьном сервере по актуальным темам «ФГОС», «Наша новая школа», «Новый порядок аттестации педагогических работников».

Библиотека осуществляет поддержку обучения педагогов, в рамках обучения Intel, информационную поддержку и консультативную помощь учителям, использующим в работе ИКТ.

Внедрение ИКТ в деятельность библиотек позволяет библиотекарю создавать собственные информационные продукты, которые помогают пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве.

Среди них такие, как:

- рекомендательные списки литературы;

- списки внеклассного чтения; «Прочти сам и посоветуй другу», «Советует библиотекарь», «Любимые книги наших родителей» (коллективная работа учеников);

- путеводители по фонду: «Страницы Великой Отечественной войны в фонде нашей библиотеки»;

- памятки, буклеты.

Такие ресурсы легко можно создавать с помощью традиционных приложений Microsoft, например, MS PowerPoint, MS Excel, MS Publisher.


Автоматизация библиотечных процессов.

Для комфортной работы, часть документов библиотеки ведётся в электронном виде: дневник работы библиотеки, картотека учебников, картотека сценариев, часть потом перевела в МАРК-SQL.

Главным результатом внедрения АИБС в работу библиотеки является обеспечение интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне, через создание таких информационных продуктов, как:

- электронные каталоги;

- электронные картотеки;

- библиографические указатели литературы;

- списки новых поступлений и т.п.

В нашей библиотеке используется АИБС МАРК-SQL «Школьная библиотека», которая позволяет совершенствовать работу школьного библиотекаря. Использую версию МАРК-SQL 1.5.3.0. В этой программе мною созданы базы данных:

- фонд детской и художественной литературы;

- учебный фонд;

- фонд мультимедиа материалов.

. Использование АИБС МАРК-SQL «Школьная библиотека» имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

- быстрота обслуживания пользователей при выдаче книг;

- АИБС удобна для автоматического определения обеспеченности учебниками;

- легко получить списки должников библиотеки, сформировав и распечатав их по классам

-быстро формируются библиографические списки литературы;

- списки новых поступлений;

- создание тематических указателей и др.

Программа, необходимая школьному библиотекарю, полезна учителям и учащимся, поскольку предоставляет им услуги электронного каталога, обеспечивающего быстрый поиск необходимых книг.

Минусы:

- нет общей картины чтения ребенка для анализа читательского спроса (для этого нужно формировать отчет по каждому ученику);

- списки должников формируются в алфавитном порядке (для выхода из положения были изменены строки файла html\Debtors.html , список теперь формируется в алфавитном порядке по классам, но без указания класса);

- не создается автоматически статистический отчет книговыдачи и записи новых читателей.

Использование технологий для продвижения книги и чтения.

"Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества,- это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация." (Г.О. Аствацатуров).

В связи с этим бесспорно, что ИКТ дают библиотекарю большее поле для творчества, заставляют находить новые способы и формы влияния на развитие читательской культуры школьника.

Презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки – это мы используем чаще всего, а вот звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты.

. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Мы уже давно пришли к выводу, что ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование интерактивных презентаций (особенно при использовании интерактивной доски), которые делают учеников не пассивными слушателями и зрителями, а активными участниками. Настроить слушателей на виртуальный мир своего повествования, в презентации можно с помощью бегущей строки, («Приветствую Вас дорогие коллеги! Надеюсь, что сегодня вы услышите интересную и полезную для вас информацию») Кроссворды, ребусы – это еще и актуализация, закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме.

Большинство сопровождающих мероприятия презентаций для младших школьников выполнены в интерактивном режиме: они содержат задания, загадки, тесты, кроссворды. Презентации для старшеклассников направлены больше на развитие эстетического вкуса, на эмоциональное восприятие. За счет одновременного воздействия звуковой, графической, фото- и видеоинформации мультимедийные средства обладают большим учебным и воспитательным потенциалом. Использование мультимедийных материалов, будь то библиотечный урок, или массовое мероприятие, делает их ярче, усиливает эмоциональное воздействие, помогает донести основные идеи.

Создание медиаресурсов в помощь продвижению чтения идет в сторону постепенного усложнения их технического и методического исполнения, все чаще в массовых мероприятиях для театрализованного действия необходимо подготовить видеоклипы. Следуя сценарному замыслу, мы определяем, что в видео должны присутствовать фрагменты из сказок, звук - музыкальное сопровождение и запись сопровождающего действие текстового материала. Для работы с видео нужен видеоредактор и программа-конвертор. Мне представляются наиболее удобными редактор VideoPad и программа конвертор FormatFactory. Редактор Video Pad позволяет резать видео, компоновать видеофрагменты, использовать звук, как самого видеофайла, так и заменять его, например собственной озвучкой, прекрасные видео переходы для собственно видеофайлов, так и для сглаживания звуковых файлов. К сожалению, эта программа с 2012 года платная. Для этих же целей можно использовать стандартную Windows Movie Maker, а в 10 офисе Microsoft Office Киностудия Windows Live.- последняя усовершенствуемая версия MovieMaker. В них можно производить обрезку, наложение, микширование и т.д. Для редактирования музыки из бесплатных лучше всего подойдет редактор Audacity.

Продукты: видеоэкскурсии (Урок-путешествие в прошлое библиотек, «В гостях у Чуковского»), фильмы для сопровождения массовых мероприятий, слайд-шоу, сборка собственных мультфильмов и т.д.



Директор МКОУ «СОШ №8» Даваджиев А.А.


Педагог -библиотекарь Абдулова У.М.