Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №13
имени Александра Молодчего»
Исследовательская работа
2 – А класс
Тема: «Вода – растворитель»
Научный руководитель:
Пивоварова Инна Александровна
Дети 2 – А класса
2019
Содержание Введение…………………………………………………………………………. 3
Свойства воды 6
Научные исследования воды 7
Анкетирование 9
Опыт 1. «вода + перманганат калия» 10
Опыт 2. «вода + сахар» 10
Опыт 3. Опыт: «вода + зеленка» 10
Опыт 4: «вода + мука» 11
Опыт 5: «вода + песок» 11
Выводы 12
Заключение 12
Список литературы 13
Приложения 14-15
2
«Если есть магия на этой планете,
то она содержится в воде»
Лорен Эйсели
Введение
Проблема исследования: низкий уровень знания свойства воды как растворителя.
Актуальность данной темы. Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Вода – это: передвижение (плоты, лодки, корабли); поддержание чистоты; движение машин, вырабатывающих электрический ток; переносит тепло по трубам; растворение красок, крашение кожи и ткани; изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба; полив растений и др.
Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества. Поэтому изучить свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами мне показалось очень интересным.
Практическая значимость исследования. Знания о свойстве воды как растворителя можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и технологии, во внеклассной работе. Изучение данной проблемы обогащает словарный запас и способствует овладению научными знаниями.
Объект исследования: свойства воды как растворителя.
Предмет исследования: вода из водопровода г. Луганска.
Цель: изучить свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами(зеленка, сахар, мука, пермангана́т ка́лия, песок.)
Задачи:
1.Изучить специальную литературу
2.Узнать свойства воды как растворителя
3. Провести опыты с растворимыми и не растворимыми веществами в воде
3
Методы работы:
-
исследование литературы с целью уточнения полноты отражения заявленной темы в имеющихся источниках;
-
поиск нужной информации в сети интернет;
-
обобщение полученной информации в виде реферата, создание презентации.
Гипотеза: у воды есть много различных свойств, одно из них – свойство воды как растворителя. В природе есть растворимые в воде и не растворимые в воде вещества, в домашних условиях и в классе были проведены опыты, которые доказывают эти свойства воды.
4 Вода в природе
Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Вода – это: - передвижение (плоты, лодки, корабли);
- поддержание чистоты;
- движение машин, вырабатывающих электрический ток;
- переносит тепло по трубам;
- растворение красок, крашение кожи и ткани;
- изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба;
- полив растений и др.
Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества.
5 Свойства воды
Обычно среди свойств воды называются такие, как
-
прозрачная
-
бесцветная
-
текучая
-
без запаха
-
принимает любую форму, в которую её налить
-
растворяет вещества
-
может замерзать
-
может испаряться
-
вода расширяется и сжимается
-
Одно из свойств воды мы рассмотрим на опытах.
6 Научные исследования воды
Если человек может прожить без пищи 40 дней, то без воды — не больше недели. Об этом простом принципе знали еще древние люди. Поэтому место для жилья они выбирали, исходя из элементарных соображений: селились в основном у рек и озер, где была пресная вода. Также использовались подземные и дождевые воды и родники.
Если для древнего человека было проблемой найти чистую питьевую воду, то сегодня она свободно течет у нас из кранов. Как говорится, пей — не хочу. Однако исследования, проведенные в США, показали, что 75% американцев страдают от жажды, но сами того не знают. Как утверждают ученые, похожая тенденция наблюдается во всем мире.
Оказывается, у каждого третьего человека невероятно слабо развито чувство жажды. И желание пить часто путается с чувством голода.
Вспомните, когда вы по-настоящему испытывали жажду? Наверное, только в детстве или когда очень жарко. Понаблюдайте за собой и за детьми, как жадно они пьют. Поэтому и проблем с лишним весом у маленьких граждан меньше, чем у взрослых. Специалисты объясняют это тем, что даже совсем незначительное обезвоживание снижает общий метаболизм на 3%.
Еще Гиппократ, названный людьми «отцом медицины», активно использовал в своей практике водолечение. «Ванна смягчает боль в боку, груди и спине, повышает потоотделение, улучшает дыхание и снимает усталость; кроме того, она устраняет напряжение в суставах, раскрывает поры, увлажняет носовую полость и убирает тяжесть в голове».
Современные медики согласны с древнегреческим целителем. Они уверены, что теплая вода действительно расслабляет, а следовательно, снимает головную и мышечную боль, облегчает насморк. А если принимать эту чудо-жидкость внутрь?
Предварительное исследование диетологов доказало, что употребление
7
8–10 стаканов сырой, т.е. родниковой или очищенной, воды в день облегчает боль в позвоночнике и суставах у 80% больных (заметим, не у здоровых людей!).
Также ученые говорят, что незначительное снижение количества воды в организме, например всего на 2%, может послужить причиной нарушения кратковременной памяти, вызвать серьезную проблему в простейших вычислениях: человек не может сосредоточиться на экране монитора, не может без ошибки набрать простой текст.
Противоречащих друг другу исследований о воде много. Ученые из всех стран мира продолжают внимательно изучать это вещество. Одно можно сказать с уверенностью: обезвоживание ни к чему хорошему не приведет. Необходимо пить тогда, когда этого хочется, либо в жаркое время и при определенных заболеваниях.
8
Анкетирование
На первом этапе исследования среди ребят 2 "А" класса было проведено анкетирование «Какие вещества вода растворяет, а какие нет?». (Приложение 1). В анкетировании участвовало 24 человека. По результатам анкетирования были построены круговые диаграммы.
9 ОПЫТЫ
Опыт 1. «вода + перманганат калия» 1.В сосуд с водой положим несколько крупинок марганцовокислого калия (марганцовка)
2. Помешаем полученную жидкость ложкой
3. Образовался раствор ярко малинового цвета
4. При фильтровании раствора на фильтре нет осадка
5. Вывод: Следовательно, марганцовка растворяется в воде
Опыт 2. «вода + сахар» 1.В сосуд с водой поместим кусочек сахара
2.Помешаем ложкой
3.Полученный раствор бесцветный и не имеет запаха
4.При фильтровании раствора на фильтре нет осадка
5.Вывод:Следовательно,сахар растворяется в воде.
10 Опыт 3. Опыт: «вода +зеленка» 1.В сосуд с водой капнем немного зеленки
2.Зеленка сразу не растворяется, а пятном растекается на поверхности, постепенно воронкой опускается вниз.
3.Полученный раствор бурый и имеет запах
4.При фильтровании раствора на фильтре нет осадка
5.Вывод: Следовательно, зеленка растворяется в воде.
Опыт 4: «вода + мука» 1.В сосуд с водой положим немного муки
2.Помешаем полученную жидкость ложкой
3.Полученный раствор мутного цвета
4.При фильтровании раствора на фильтре остаётся осадок
5.Вывод: мука не растворяется в воде
Опыт 5: «вода + песок»
1.В сосуд с водой положим немного песка
2.Помешаем полученный раствор ложкой
3.Полученный раствор мутный с выпавшим осадком
4.При фильтровании раствора на фильтре остался осадок
5.Вывод: Следовательно, песок не растворяется в воде.
11
Выводы
В ходе исследовательской работы мы узнали, что вода является растворителем не всех веществ, некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые нет.
Мы провели дома и в классе несколько опытов, показывающих свойства воды как растворителя – это оказалось очень интересным.
Заключение
В ходе исследовательской работы предположение, что вода имеет свойства растворителя подтвердилось.
Но подтвердилось и утверждение, что вода является растворителем не всех веществ, например, такие как мука и песок.
Мы провели несколько опытов, показывающих свойства воды как растворителя и сфотографировали результаты исследования.
12
Список литературы:
-
Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – Издательство « Ключ-С, Филологическое общество "Слово", 1994 г.-488 с./ Славкин В.Большая энциклопедия - М.: «РОССА»;
-
Учебник « Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» 2013г.;
-
Интернет- ресурсы: https://ru.wikipedia.Вода.
-
Электронная детская энциклопедия «Почемучки». Yandex.ru
-
Интернет- ресурсы: https://sciencepop.ru/voda-istochnik-vechnoj-zhizni-ili-vreditel-zdorovyu-obzor-nauchnyh-dannyh/
13
Приложение
14
15