МБОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области
Исследовательская работа
«Вредные привычки»
Выполнили ученики 4Б класса
Азарова А., Буренков И., Коробов И.
Руководитель: Зенкина Л.А.
Содержание:
Введение.
Основная часть
1.1.Как устроены зубы и зачем они нужны?
1.2.От чего могут заболеть зубы?
1.3.Как ухаживать за зубами?
1.4. К чему приводят больные зубы?
Исследовательская часть.
2.1. Экспериментальное исследование влияния зубной пасты на эмаль.
2.2 Результаты анкетирования учащихся 3-4 классов.
2.3. Итоги конкурса рисунков «Здоровая улыбка».
Заключение Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Зубы — как цветы на грядке
Помни! и без лишних слов
Содержи их все в порядке
Садовод своих зубов!
Актуальность. В этом учебном году меня вдруг стала мучить зубная боль. Пришлось идти к врачу. Оказалось, что лечить зубы не совсем приятная и безболезненная процедура. После посещения стоматолога, я поняла, что причиной послужило то, что я не совсем правильно ухаживала за зубами и не проходила их регулярный осмотр.
У меня появились вопросы. А как правильно ухаживать за своими зубами? А много ли школьников сталкивается с похожими проблемами? И как можно предупредить болезни зубов?
Поэтому я решила изучить информацию о зубах и уходе за ними и разработать рекомендации по сохранению их здоровья.
Цель моего исследования: выяснение строения зубов и их роли в жизни человека.
Задачи:
Выяснить строение зубов человека.
Изучить роль зубов в жизни человека.
Провести анкетирование учащихся 2-4 классов.
На основе проведенных исследований дать рекомендации по уходу за зубами.
Объект исследования- учащиеся 2-4 классов МБОУ «Шиловская СОШ №2», предмет исследования – зубы человека.
Место проведения исследования: МБОУ «Шиловская СОШ №2»
Сроки проведения исследования: октябрь – март, 2017-2018 учебный год.
Методика исследования:
- изучение интернет-источников
- анкетирование учащихся
Гипотеза исследования: сохранение здоровья зубов зависит от ухода за ними.
Практическое применение заключается в том, что, углубившись в изучение темы, я могу не только расширить свои знания о важности сохранения здоровья зубов, но и ознакомить с результатами своего исследования других ребят на уроках окружающего мира, классных часах. А также мои наработки могут быть использованы учителями начальных классов и биологии.
Основная часть.
1.1.Как устроены зубы и зачем они нужны?
Зубы самые твёрдые части нашего организма. У новорожденных детей зубов нет. Только к 2-3 годам у ребенка вырастают первые 20 зубов. Их называют молочными, потому что после 6 лет их сменяют постоянные: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.
Зубы бывают разных видов: клыки, резцы, коренные и все зубы выполняют свои функции: резцы – откусывают, режут пищу, коренные пережевывают, а клыки помогают грызть твердую пищу.
Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо, так же мы используем их, когда произносим многие звуки (например “д”, “з”, “л”, “с”, “т”). Поэтому очень важно беречь и вовремя лечить зубы.
Зуб — это живой орган, который состоит из трех основных частей - коронка, шейка, корень. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Корни -уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Любой зуб покрыт тонким слоем эмали, которая является главным защитником зуба. Эмаль состоит из кальция. Под эмалью находится дентин – вещество, похожее на кость, но более твердое. Под слоем эмали и дентина находится сердцевина зуба – пульпа – мягкая ткань, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Через кровеносные сосуды в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.
Та часть, которую мы не видим, находится в десне и называется она - корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв. Корень зуба снаружи покрыт специальным защитным веществом - цементом.
Основание зуба поддерживается десной – слизистой, очень плотной и толстой оболочкой, снабженной кровеносными сосудами и нервами.
1.2.От чего могут заболеть зубы?
Одной из самых распространенных причин возникновения болезней зубов является плохая гигиена полости рта. После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища. Она приклеивается к десне, постепенно превращаясь в "зубной налет". Зубной налёт - липкая тонкая плёнка, располагающаяся на поверхности зуба и содержащая огромное количество бактерий. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. С течением времени - 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин и добирается до пульпы. Нерв на это реагирует, и зуб начинает болеть. Так начинается кариес.
Как ухаживать за зубами?
Процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день - 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. В наше время ухаживать за полостью рта можно разными способами: при помощи зубной пасты и щетки, зубочистки, зубной нити и ополаскивателей.
Существует большое разнообразие зубных паст, которые по своим свойствам делятся на детские, профилактические, лечебные, отбеливающие, пасты для чувствительных зубов.
К чему приводят больные зубы?
Надо оберегать от заболевания не только постоянные зубы, но и легко подвергающие порче молочные зубы, так как наличие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах. В младшем школьном возрасте как раз идёт замена молочных зубов на постоянные, поэтому за зубами необходимо ухаживать особенно тщательно. Сохранение зубов является одним из важных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Плохо разжёванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность органов пищеварения, нередко приводит к заболеваниям желудка и кишечника. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, могут быть причиной различных заболеваний. Если не лечить молочные зубы, то можно потерять не только их, но и постоянные, так как их зачатки находятся под молочными зубами и очень чувствительны к любой инфекции. Важнейшим средством сохранения зубов являются: полноценное питание, правильный уход.
2. Исследовательская часть.
2.1. Экспериментальное исследование влияния зубной пасты на эмаль.
Возьмем две скорлупы куриного яйца (зубная эмаль и скорлупа яйца похожи по составу). Обработаем поверхность одного зубной пастой «Новый жемчуг» (ёмкость №1) и поместим вместе с необработанным (ёмкость №2) в раствор лимонной кислоты. Записи наблюдений будем заносить в таблицу.
Начало эксперимента.
1-ые сутки
2-ые сутки
Конец эксперимента.
Скорлупа яйца в растворе лимонной кислоты | Прочность скорлупы. |
3 часа | 1-ые сутки | 2-ые сутки | 3-ьи сутки |
Обработанная зубной пастой | Без изменений | Без изменений | Без изменений | Появились незначительные изменения поверхности |
Без обработки зубной пастой | Без изменений | Появились незначительные изменения поверхности | Поверхность скорлупы стала шершавой и мягкой | Скорлупа практически растворилась |
2.2. Результаты анкетирования учащихся 3-4 классов.
В ходе исследовательской работы я провела опрос среди учащихся 3-4 классов МБОУ «Шиловская СОШ №2». У
ченикам была предложена анкета с целью выявления уровня понимания школьниками необходимости соблюдения норм личной гигиены.
В анкетировании участвовало 45 человек. На первый вопрос анкеты «Для чего нужно чистить зубы?»19 человек ответили, чтобы зубы не болели и были крепкими. Двадцать три человека сказали, чтобы зубы были чистыми и изо рта не пахло. Некоторые дети говорят, чтобы не ходить к стоматологу. Один учащийся не знает, зачем он чистит зубы.
Из анкеты мне стало ясно, что большинство ребят чистят зубы ежедневно – утром и вечером (32 человека). 7 учащихся чистят зубы только утром, 4 детей – 3 раза в день и 2 учащихся – 4 раза вдень.
На вопрос о том, по какой причине они ходят к стоматологу, 24 школьника ответили, только тогда, когда болят зубы. 12 учеников не ходят к доктору вообще и 9 человек посещают стоматолога регулярно в качестве профилактики.
26 учеников считают, что чистка зубов может предотвратить кариес, 14 человек думают, что чистка зубов не имеет отношения к кариесу, и 5 школьников не знают, какое значение имеет зубная паста для здоровья зубов.
Большинство детей считает, что жевательная резинка не может заменить чистку зубов зубной пастой. Почти все уверены в том, что сладкое вредно для зубов.
Среди многообразия зубных паст дети отдают предпочтения пастам “Colgate”, «Новый жемчуг», «Детская». К сожалению, 17 человек из опрошенных не знают, какой зубной пастой пользуются.
2.3. Итоги конкурса рисунков «Здоровая улыбка».
Мы с ребятами в классе решили устроить выставку рисунков на тему «Здоровая улыбка», чтобы привлечь внимание к проблеме заболевания зубов. Многие ребята откликнулись и нарисовали интересные рисунки.
Особенно хороши работы учениц 3Б класса Голубевой Карины, Первухиной Ангелины и Андрееой Варвары.
Заключение.
Гипотеза, которую я выдвинула подтвердилась полностью. Сохранение здоровья зубов зависит от ухода за ними.
Я предлагаю рекомендации для сохранения зубов
Нужно удалять остатки пищи, которые задерживаются между зубами. И в этом нам помогает зубная щетка. Щетина ее «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими. У каждого человека должна быть своя личная зубная щетка. Щетку следует менять раз в 2-3 месяца и смазывать мылом после каждой чистки. Чистить зубы следует утром и вечером не менее 3 минут, вычищая зубы со всех сторон, а после каждого приема пищи нужно обязательно полоскать рот «средством для полоскания рта».
Как минимум 2 раза в год следует посещать стоматолога для профилактического осмотра.
Употреблять в пищу полезные продукты для зубов: молочные, содержащие кальций, рыбу и морепродукты. Еще в рационе должно присутствовать достаточное количество овощей и фруктов некислых сортов.
Нежелательно чередовать горячую и холодную пищу – от этого зубная эмаль может потрескаться.
Необходимо снизить потребление продуктов, способствующих развитию кариеса. Это - сладости, продукты, которые прилипают к зубам (например, ириски, бананы, чипсы), газированные напитки.
Твердая пища, такая как лед, попкорн, леденцы и орехи может легко повредить ваши зубы.
Список использованных источников и литературы.
Тело человека. Энциклопедия для детей. Махаон. 2005г.
Борисенко А.В. Кариес зубов. Книга плюс. 2001г.
Василенко В.Х. Малая медицинская энциклопедия. 1996г.
Интернет-ресурсы.
Приложение
Анкетирование
1. Для чего нужно чистить зубы?
2. Сколько раз в сутки вы чистите зубы?
3. По какой причине вы посещаете стоматолога?
4. Может ли чистка зубов предотвратить кариес?
5. Можно ли для чистки зубов вместо зубной пасты использовать жевательную резинку?
6. Может ли сладкое принести вред зубам?
7. Какой зубной пастой вы пользуетесь?