Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 49 города Тюмени
Времена года в произведениях искусства
Автор: Яруллина Полина Юрьевна
МАОУ гимназия №49
города Тюмени,
7 класс
Научный руководитель:
Иванова Оксана Павловна,
учитель ИЗО
МАОУ гимназия №49
Тюмень, 2022
Содержание
Введение. 3
Символика времён года. 5
Отражение темы «времена года» в произведениях
изобразительного искусства. 5
Музыкальное изображение темы «времена года». 7
Тема «времена года» в литературных произведениях. 8
Мой творческий опыт. 9
Заключение. 10
Источники. 11
Приложение 13
Творенье может пережить творца
Творец уйдёт, природой побеждённый
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца
Микеланджело Буонарроти
Введение
Смена времён года всегда интересует людей.
Эта тема – одна из самых распространенных в искусстве, потому что авторы часто ищут вдохновение в том, что их окружает. В творчестве каждого художника, писателя, поэта, композитора можно найти произведения, навеянные этим природным процессом. Объясняется это и философским смыслом: смена времен года рассматривается в аспекте смены периодов человеческой жизни.
Искусство волнует сердца людей, пробуждает в них лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это на своём языке. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. Мы часто не замечаем красоту природы. Художники помогают в этом, учат всматриваться в окружающий мир.
Мне всегда были интересны пейзажи, изображающие разные времена года в разных техниках исполнения.
Гипотеза исследования: Искусство через произведения живописи, поэзии и музыки, через их гармоничное соединение в слове, цвете и звуке развивает чувство любви к природе.
Цель моей работы: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать пейзажи разных времен года при помощи средств художественной выразительности.
Задачи:
Познакомиться с произведения поэтов, художников и композиторов, посвященные временам года.
Рассмотреть символику природного цикла.
Выполнить четыре пейзажа разных времен года и в графике, акварельной и гуашевой живописи и в батике.
Подготовиться к публичному выступлению.
Во время подготовки проекта мной использовались следующие методы:
- систематизация собранного материала;
- выявление особенностей отражения данной темы в художественных произведениях разных видов искусства.
Для меня интересно каждое время года: весенняя капель, летнее небо, осенние краски, зимний сон...
Символика времён года
Перед изучением изображения времён года художниками, поэтами и композиторами следует разобраться в их символике. Природный цикл всегда наделялся определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни. Жизнь делится на четыре периода: детство, юность, зрелость и старость. Весна, как пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала детство, а зима, как конец пути, - старость.
Изобразительное искусство
Пейзаж - это жанр живописи, посвященный природе.
Первые наброски в виде очертаний гор и лесов появились в первобытных наскальных рисунках благодаря желанию человека запечатлеть себя в окружении природы. Залы Кносского дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески с изображением людей на фоне моря, садов, гор.
В виде самостоятельного жанра первые пейзажи появились в древнем Китае. Художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука, цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.
В европейском искусстве средних веков пейзаж использовался лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов.
В эпоху высокого Возрождения интерес к пейзажу возрос, сформировались голландская, немецкая, итальянская школы с характерными приемами и сюжетами написания работ.
В XVIII веке ярко проявилось искусство французских живописцев. В эпоху Просвещения художники уже не стремились идеализировать природу, они ставили задачу показать естественную красоту окружающего мира и запечатлеть определённый момент. Новый взгляд на пейзаж, названный импрессионизмом, был обусловлен появлением пленэрной живописи.
Работа художников вне стен мастерских давала возможность пристального наблюдения за природой, более естественного изображения меняющейся погоды и освещения из-за смены дня и времён года. Именно импрессионисты живо и ярко писали простые незатейливые сюжеты природы и повседневной жизни. Самыми известными импрессионистами являются Клод Моне, Эдуард Манэ, Ван Гог. Импрессионистический пейзаж наиболее популярное направление и в настоящее время.
В русском же пейзаже с момента его зарождения стали сильны традиции академической живописи. Особую популярность завоевали художники Товарищества Передвижных художественных выставок под руководством И.Н.Крамского. Выбор простой натуры и особое патриотическое отношение к русской природе сделало уникальными картины Саврасова, Левитана, Шишкина. С тех пор русский пейзаж занимает прочное место в творчестве российских художников.
Также некоторые творцы увлекаются интерпретацией времён года в виде человеческих образов. В пример можно привести Альфонса Муху, живописца XIX века, и его работы с временами года в виде женщин.
Пейзажей, в которых запечатлён полный годовой цикл не так много: цикл картин «Месяцы» Питера Брейгеля, «Времена года» Николя Пуссена (Франция) и 4 холста «Времена года» русского художника XIX - начала XX века М.Ф. Ларионова.
Образ природы – одна из распространенных и волнующих тем в искусстве. В творчестве каждого художника можно найти изображение природных явлений.
Вывод: Природа – это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекал художников, за многими из которых в течение всей творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста», ведь как можно прекратить восхищаться или черпать вдохновение в том, что настолько прекрасно и совершенно!
Музыка
Художник описывает природу красками, музыкант - нотами.
Тему "Времена года" затрагивали многие композиторы.
Антонио Вивальди «Времена года» - цикл концертов для скрипки, отображающий весну, лето, осень и зиму.
Гайдн "Времена года" - оратория в 4-х частях.
Чайковский «Времена года» - 12 характеристических пьес для фортепиано. В этом цикле музыкальный пейзаж раскрывается через широкий спектр образов. Здесь и бескрайние русские просторы в разные времена года, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашней музыкальной жизни русских людей того времени.
Французский композитор-романтик и пианист-виртуоз Шарль Анри Валантен Алькан написал цикл "Месяцы" ("Les mois") из 12 характеристических пьес.
У композитора Игоря Парфенова есть такой же цикл из 12 характеристических пьес для фортепиано "Домик в клину".
Перейдем к современным композиторам. Это "Времена года" Астора Пьяццоллы.
Известен цикл из 12 характеристических пьес "Календарь природы" композитора Люциана Пригожина, его своеобразный детский альбом.
Вывод: Композиторы изображали природу или с помощью звукоподражания или, через переживания, которые пробуждает природа.
Литература
Тема природы и времён года часто раскрывается в произведениях русских поэтов. Душевные переживания и настроения людей раскрываются с помощью цикличности и постоянной смены времен года.
Зима всегда восхищала русских поэтов и читателей своей суровостью и ледяным спокойствием.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима. ( А. С. Пушкин)
Стихи о весне в творчестве русских поэтов передают радостное настроение.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом. (И. С. Тургенев)
Лето богато сочными зелеными красками. Поэзия раскрывает красоту русской природы: шум леса, пение птиц и благодать погожего летнего дня.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы. (А. А. Фет)
Осень задумчива и грустна. Стихи об осени передают настроение уставшей природы: опадающие листья, моросящий дождь, пасмурное небо.
Вывод: Природа всегда вдохновляет творческих людей. А тема времен года встречается в произведениях практически всех русских писателей. Поэты воспевают красоту природы в любое время года. В стихах, посвящённых временам года, мы видим, как смена природных циклов сопровождается изменением человеческого настроения и душевного состояния.
Познакомившись с произведениями известных авторов, я увидела, что каждый из них видел и запечатлевал весну, лето, осень и зиму по-своему. Тему времен года в своём творчестве затрагивали такие знаменитые русские поэты как: А. С. Пушкин, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. С. Никитин, И. А. Бунин, А. В. Кольцов, А. Н. Майков.
Некоторые из произведений хочется выучить наизусть, потому что авторское видение природных явлений созвучно с моим. Зима, весна, лето, осень. О каком бы времени года авторы не писали, в их произведениях всегда слышится восхищение природой.
Мой творческий опыт
Я выполнила пейзажи 4-ех времён года в разных техниках. Акварель, гуашь и графика уже известны для меня, но я также опробовала и новую технику – батик, которая безусловно стала для меня полезным опытом.
"Прозрачная весна", батик, свободная роспись.
Эта техника подразумевает рисунок без контура на ткани. Я выбрала именно такую композицию, чтобы передать прозрачные ветви деревьев с уже тающим на них снегом. Основной задачей в работе было показать нежную, текучую природу, сбрасывающую с себя мягкий зимний покров.
"Трепещущее лето", акварель.
Я использовала технику лессировки. Благодаря ей передана насыщенность цвета и яркость густого зелёного бора. Я построила многоплановую композицию: на первом плане видна многовековая сосна, на втором - сверкают резвые ручейки среди густого мха, а на третьем - громоздятся величественные сосны.
"Глубокая осень", гуашь.
В этой работе использована гуашь, чтобы с помощью мазков передать красочность осеннего ковра из листьев.
"Тихая зима", графика.
Я выбрала эту технику, чтобы изобразить зиму, скупую на цвет, но богатую бесчисленным количеством линий и тональных решений. Однако в моей работе все линии разные: изящные лавочки, укрытые снежным одеялом, кружева из веток спящих деревьев, их тонкие стволы.
Вывод: Я попробовала различные интересные техники, выполняя эти работы. Ближе всего мне акварельная лессировка, слоистая и живая. Поэтому, на мой взгляд, интереснее и удачнее всего получилось изобразить лето. Но на этот счёт у каждого зрителя найдётся своё мнение. Хотя свободная роспись батика для меня в новинку, я планирую дальше работать в этой технике и выполнить серию работ.
Заключение
Работа завершена. Время от времени я возвращаюсь к прочитанным стихам о природе, любуюсь изображениями зимы, весны, лета и осени на картинах художников, слушаю музыкальные пьесы из «Времен года» П.И. Чайковского.
В своей работе я рассмотрела взаимоотношения природы с человеком. Они являются одной из основных тем поэзии, живописи и музыки. Природа с её чередованием времён года является неисчерпаемым источником вдохновения, фантазий, чувств и размышлений.
Природа очень много значит для человеческого ума и воображения. И это вполне естественно, ибо мир природы входит в жизнь и душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление, восторг и преклонение.
Выполняя данную работу, я поняла, что общение с природой — большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей неповторимостью. Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, услышать, почувствовать.
В этом воздействии искусства на человека и есть высшее его предназначение. «Благо, даруемое нам искусством, заключается не в том, что мы, благодаря ему, узнаем, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся» (О.Уайльд). Искусство через произведения живописи, поэзии и музыки, через их гармоничное соединение в слове, цвете и звуке воспевает красоту природы.
Я считаю, что такое объединение в общем тематическом плане красочных произведений живописи, поэзии и музыки оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем каждое из этих произведений в отдельности, и создает благоприятную среду воспитания художественного и эстетического вкуса.
Таким образом я подтвердила свою гипотезу о том, что искусство через произведения живописи, поэзии и музыки, через их гармоничное соединение в слове, цвете и звуке развивает чувство любви к природе.
Источники
Алые паруса. Проекты для одаренных детей.https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2018/07/20/itogovyy-proekt-po-literature-na-temu-vremena-goda-v/
АРТ - пейзаж http://www.art-paysage.ru/article/peizazhnaja-zhivopis/
Краски в нашей жизни. https://docplayer.ru/52698542-Nauchno-issledovatelskaya-rabota-tema-raboty-kraski-v-nashey-zhizni.html/
Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. https://www.culture.ru/materials/177112/vesennii-pleilist/
Официальное сообщество Библиотечно-информационного комплекса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации https://vk.com/@libfef-vremena-goda-v-iskusstve
BIS ART GALLERY о символике сезонов года в живописи. https://zen.yandex.ru/media/bisartgallery/bis-art-gallery-o-simvolike-sezonov-goda-v-jivopisi-5c6be676fec61f00b2b84cab
РуСтих. https://rustih.ru/ivan-turgenev-vesennij-vecher/
Техники рисования акварелью — советы и приемы https://wearts.ru/magazine/479-akvarel-i-sol-tekhnika-risovaniya
Томская государственная филармония.https://tomskfil.ru/
Я хочу рассказать Вам….. https://trampic.com/
Приложения
Цикл «Времена года»
"Глубокая осень"
"Трепещущее лето"
«Тихая зима"
"Прозрачная весна"