Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«КАША – ПИЩА НАША »
Выполнила
Студентка группы
4 «В»
_____ Тернова Полина Ивановна
Проверил
научный руководитель:
_______Боева Мария Николаевна
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. . 1
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Что такое каша? ………………………………………………………. . 2
1.2. Из каких злаков получают кашу?.......................................................... ..3
Глава 2. Практическая часть .
2.1.Питательность и полезность каш……………………………..……………………………………………………….5
2.2. Беседа с классами начальной школы ……………………………………………………….... .5
2.3. Исследование отношения школьников к каше…………. 7
Глава 3. Результаты исследования.
Заключение…………………………………………………………………... 8
Выводы………………………………………………………………………. 8
Рекомендации, побуждающие к употреблению каш …………………. …. 9
Список литературы………………………………………………………… 10
Приложения ………………………………………………………………..11
Введение
Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети -
Кушать кашу на обед.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!
Как часто от взрослых мы слышим: «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будешь есть каши, силы не будет», «Кушай кашу на завтрак, будешь сильным и умным». А ведь завтрак действительно приносит огромную пользу. Но многие дети неохотно едят кашу. Мы заметили, что во время школьных завтраков некоторые дети уносят кашу обратно, даже не попробовав её. Ребята любят есть бутерброды, сладости, чипсы, которые не являются здоровой и полезной пищей. Врачи мира говорят, что такое питание может привести к развитию сердечно-сосудистых, раковых заболеваний и избыточному весу. Поэтому необходимо детям с раннего детства прививать навыки правильного питания. Это и определяет актуальность нашего проекта.
Тема работы: Каша – здоровая пища наша.
Объект исследования: каша.
Предмет исследования: отношение детей к каше.
Гипотеза: каша полезна, но её любят не все дети.
Цель работы: выяснить отношение детей к каше, сформировать знания о полезности и питательности каш
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать питательную ценность каш, их полезность.
3. Сделать анализ употребления каш учащимися 3 «В» класса МБОУ «СОШ» № 64, выяснить какие каши любят дети и взрослые.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Что такое каша?
Из литературы мы узнали, что существует множество научных определений понятия каша. Например, в большом толковом словаре современного русского языка даются следующие определения:
1. Словарь С. И.Ожегова:
Каша - кушанье из сваренной или запаренной крупы
2. С. И.Ожегов, Н. Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка:
Каша - густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая, пшенная, ячная, овсяная, ржаная и прочие каши готовятся в горшке и в печи, запекаясь сверху.
Каша - кушанье из крупы на молоке или воде - была любимым блюдом славян. Это блюдо - одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Самое слово каша означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу. Длительное время каша была общеславянским обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам земледелия и скотоводства. Так, римляне в день рождения ребенка приготовляли особенную кашу. Древние германцы в праздник так же готовили и ели специальную кашу.
Каша на Руси
На Руси каша составляла необходимую принадлежность свадебного пира, рождественских праздников, родин, крестин и похоронного обряда. На царских свадьбах в 16-17 в. в. молодые ели кашу в бане. В Волынской губернии крестьяне накануне Рождества за ужином последнюю ложку кутьи бросали в потолок. Если к потолку прилипнет много кутьи, то в новом году дела с пчеловодством будут идти удачно.
В 14-15 вв. вошла в употребление рисовая каша. Готовили и зеленую кашу из недозрелой ржи. Из ячменя делали крупу двух видов - перловую крупную (крупные зерна), ячневую (совсем мелкую, как манная). Ячневые каши были любимым кушаньем Петра I. Широко были распространены полбенная каша из полбы. Полбой на Руси называли колосовое растение, среднее между пшеницей и ячменем. Она считалась грубой, но питательной, поэтому предназначалась главным образом для самых бедных. (Такой кашей кормил поп, работника Балду, в сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
Русская национальная кухня известна своими кашами. Разнообразие видов каш зависит прежде всего от многообразия сортов круп, производимых в России.
Таким образом, каша – это особое блюдо, которое обладает своей историей.
1.2. Из каких злаков получают кашу?
На Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Рассмотрим некоторых из них.
Пшенная каша
Пшенная каша готовится из пшена - это семена проса, очищенные от наружной оболочки.
Перловая каша
Перловая крупа (перловка) – это цельные ячменные зерна, очищенные и шлифованные.
Ячневая каша
Ячневую крупу делают из ячменя, которая мелко дробится на специальных станках. Ее не очищают от плодовых оболочек и не шлифуют, как перловку.
Гречневая каша
Когда цветет гречиха, на поле не видно ни зелени, ни земли - сплошной бело-розовый ковер из цветков. И от этого дивного ковра исходит медовый аромат. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные плоды-орешки. Если снять с них бурую кожицу, это и будет та самая гречневая крупа, из которой варят кашу. Впервые гречиху стали выращивать в жаркой Индии четыре тысячи лет назад. Там ее называли «черной пшеницей» — за темный цвет зернышек-семян. Из Индии гречиху завезли в Грецию, а уж оттуда в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой, или гречкой.
Овсяная каша
Овсяную крупу получают из овса.
Кроме овсяной крупы из овса можно получать толокно (размоченное, раздавленное и размолотое овсяное зерно), геркулес (овсяные хлопья).
Манная каша
Манную кашу варят из манной крупы – манки. Манную крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки и перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка.
Рисовая каша
Рисовая каша варится из риса. Во время жатвы рисовое поле ничем особенно не отличается от прочих хлебных полей. Но побываешь здесь, когда рис еще зреет, и удивишься: «А где же поле?» Вместо него — бесконечные пруды, отделенные друг от друга узкими ленточками земли. Ни пшеница, ни просо не могут жить в такой хляби. А рис может! Больше того, любит так расти. Не зря на Востоке говорят: «Вода — душа риса».
Итак, крупу для каш получают из различных зерновых культур.
Глава 2. Практическая часть.
2.1.Питательность и полезность каш
Для того, чтобы узнать чем полезны различные каши, мы попросили учеников 3 «В» класса сделать небольшие сообщения на листе А4. В ходе работы дети узнали много чего интересного и самое главное полезность каш. Из данных работ мы сделали «книжку – раскладушку», где поместили самые яркие работы учеников. Книжку мы поставили в нашу столовую, там ребята и старших классов могут ознакомиться с полезностью каш. Приложение 1
2.2. Беседа с классами начальной школы
Вместе с ребятами 3 «В» класса мы решили переодеться в поваров и пройтись по начальным классам с рассказами про каши. Как настоящие повара мы надели колпаки и фартуки, взяли крупы, про которые будем рассказывать и подготовили небольшие стихотворения, интересные факты. Наша цель - как можно больше рассказать полезность каш и заинтересовать наших учеников. Приложение 2
2.3. Исследование отношения школьников к каше
Чтобы провести исследование на определение отношения школьников к каше, нами был выбран социологический метод - групповой анкетный опрос. Были разработаны вопросы анкеты. Приложение 3(Анкета)
В анкетировании приняли участие учащиеся 3 «В» класса МБОУ СОШ № 64. Анкета включала 6 вопросов. Что мы выяснили?
95% детей любят есть кашу и 5% нет. Для большинства ребят это блюдо является любимым.75% опрошенных детей кушает кашу в столовой и 15% - редко. У 80% учащихся 3 «В» класса мамы дома готовят каши, у 20%- мамы иногда варят каши дома.
Проанализировав данные анкетирования, мы выяснили, что не все дети любят есть каши, хотя и знают о полезности каш и большинство мам готовят их дома.
Мы побеседовали с нашим поваром Ириной Александровной и узнали, что дети с удовольствием едят рисовую кашу. В меню школы есть: манная, рисовая, пшенная и гречневая каши. 5 дней в неделю наших ребят кормят кашами. И конечно же мы поинтересовались какая же любимая каша у нашего повара – геркулесовая
Заключение
Данное исследование было проведено на примере различных каш. Цель, поставленная в начале эксперимента, была достигнута.
Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1. Каша имеет многолетнюю историю.
2. Крупу для каш получают из различных зерновых культур.
3. Калорийность круп для каш колеблется в пределах от 300 до 350 кКал. Менее калорийная каша – гречневая (101 ккал) и более калорийная - рисовая (144 ккал).
4. Все каши полезны для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит много минеральных веществ и необходимых витаминов.
5. Большинство детей любят каши, знают о полезности каш и дома готовят их.
6. Самая любимая каша в школе №64 среди детей – рисовая.
Одним словом, наша гипотеза подтвердилась. Ещё в старину говорили: «Каша - кормилица наша». Ешьте кашу - будете здоровы!
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Список литературы
1. Словарь С. И.Ожегова. Толковый словарь русского языка.
2. С. И.Ожегов, Н. Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
3. Похлебкин В.В. «Поваренное искусство и поварские приклады» 1-7-я cтраница раздела «Тайны хорошей кухни» Глава 5.Часть 2.
Кашеварение. Как варить каши .
4. Разработка классного часа на тему «Каша – пища наша».
5. Шевчик К.А. «Каши здоровья». С пылу, с жару. Изд.: Аркаим (Урал ЛТД), АСТ, Астрель 2010 г.
6. Л.А. Лагутина, С.В. Лагутина. Каши. - М., Феникс, 2006.
7. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. «НЕСТЛЕ» «ОЛМА - ПРЕСС» - М., 2006, с.20-24.
8. Моя первая книга по кулинарии. - М. 1995.- с.146-150.
9. Интернет-ресурсы:
· http://www.secretpovara.ru/index.php?page=a0008&flag=rus
· http://russia.edu.ru/russia/cuisine/kasha/
· http://www.secretpovara.ru/index.php?page=a0008&flag=rus