СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа, выполненная от имени ученика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа, выполненная от имени ученика»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Астраханской области «Астраханский социально-педагогический колледж»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Начальная общеобразовательная школа №19»






ПРОЕКТ

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ






Выполнили:

ученицы 3 класса А

__________ Гурова В. П.

__________ Карпова Э. А.

Научный руководитель:

__________ Мулляминова В. И.






Астрахань, 2022

Содержание


Паспорт проекта

3


Введение

5


Глава I. Теоретические основы изучения единиц измерения на Руси

6

1.1

Единицы измерения длины на Руси

6

1.2

Единицы измерения веса на Руси

9

1.3

Единицы измерения объёма на Руси

11

1.4

Денежные единицы на Руси

13


Глава II. Практическая работа «Древнерусские единицы измерения»

15

2.1

Интервью с учителем начальных классов

15

2.2

Анкетирование

16

2.3

Сравнительный анализ древнерусских и современных единиц измерения длины

20

2.4

Анализ детской литературы

22

2.5

Создание словаря-справочника

23

2.6

Классный час

24


Заключение

25


Список литературы

26


Приложение 1 Анкета

28







Паспорт проекта

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участников

Карпова Эллина Анатольевна, Гурова Виктория Павловна

Тема проекта

«Единицы измерения в Древней Руси»

Актуальность проекта

Мы зачастую встречаемся с названиями разных единиц измерения при решении математических задач, чтении русской литературы и даже общении со взрослыми, но не имеем понятия, что это. Подобное незнание ведёт к искажению или и вовсе потере смысла текста. Это и выявляет проблему, представшую перед нами.

Проблема: незнание древнерусских единиц измерений вызывает затруднения как в учебной, так и в повседневной жизни.

Гипотеза: если мы будем знать древнерусские единицы измерения, нам удастся понять, какое значение они имеют в жизни человека.

Для того чтобы дети углубленно познакомились с единицами измерения, а также понимали, какое значение они имеют в нашей жизни, и будет предложен данный проект.

Объект исследования

Древнерусские единицы измерения

Цель проекта

Для учителя: формирование у учащихся представлений о древнерусских единицах измерения.

Для ученика:знакомство с древнерусскими единицамис последующим применением на практике полученных знаний.

Тип проекта

Исследовательский, групповой, краткосрочный

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

 1.Подготовительный этап (деятельность, организованная на уроках математики и внеурочных занятиях)

1.1. Знакомство с названием и его применением в жизни

1.2. Создание проблемной ситуации «Где можно найти все древнерусские единицы измерения, не заглядывая постоянно в Интернет?»

Результат: интеллектуальная потребность выяснения значения важности информации, собранной учениками

2.Исследовательский этап (деятельность на внеурочном занятии «Какие существуют единицы измерения Древней Руси и чему они равны в современном мире?»).

2.1. Подведение учащихся к формулированию темы проекта, цели, задач, гипотезы исследования.

2.2. Постановка задач исследования.

2.3. Организация исследования в соответствии с задачами: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, заданий для команд.

2.4. Организация работы по оформлению результатов исследования.

Результат: Информационный отчет о работе каждого учащегося. оформление результатов опыта.

3. Заключительный этап (проанализировать результаты полученных исследований, сделать вывод)

3.1. Руководство подготовкой по созданию словаря-справочника.

3.2. Организация рефлексии:

- достижения поставленной цели и решения задач;

-оценки вклада каждого участника.

3.3. Организация планирования тем последующих исследований Результат: Оформление результатов исследования в виде словаря-справочника, презентации. Определение перспектив работы.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: знакомство с древнерусскими единицами с последующим применением на практике полученных знаний.

Методы исследования: изучение и сбор информации, анализ и обобщение теоретического материала, планирование, практическая работа, обобщение.

Оборудование для проведения исследования: компьютер, принтер.

Ход исследования:

2.1. Подведение учащихся к формулированию темы проекта, задач, гипотезы

2.2. Деление заданий между учащимися в соответствии с изучаемым вопросом.

2.3. Предъявление задач исследования.

2.4. Актуализация правил работы в парах.

2.5. Работа с Интернет-ресурсами.

2.6. Организация представления изученной информации.

2.7. Организация работы по оформлению результатов исследования.

2.8.Организация последовательности предоставления отчета исследования (презентация).

2.9. Подведение к общим выводам исследования (подтверждение гипотезы).

2.10. Определение перспектив проекта.

Результат: информационный отчет о работе каждого учащегося. оформление результатов опыта.

Продукт проекта

Словарь-справочник.

Перспектива проекта

Результаты исследования будут полезны в будущем:

1. При изучении математики: высчитывание результатов как современных, так и древнерусских единиц измерения

2. При чтении русской литературы, в которой часто упоминаются различные единицы измерения Древней Руси

3. Для общего кругозора и развития математического мышления.




Введение

Современные единицы измерения существовали не всегда. Раньше люди пользовались тем, что было под рукой. Наши предки располагали только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Так и возникли такие понятия, как аршин, пядь, шаг.

Поскольку деньги в Древней Руси представляли собой и слитки, и монеты, причем и русские, и привезенные из-за границы, непременным инструментом купца были весы, на которых взвешивали монеты любого вида, переводя их в меры веса. Среди них можно узнать следующие: златник, сребреник, гривен. Меры объёма также носили названия предметов, которыми измеряли сыпучие и жидкие тела.

Зачастую мы встречаемся с названиями разных единиц измерения при решении математических задач, чтении русской литературы и даже общении со взрослыми, но не имеем понятия, что это. Подобное незнание ведёт к искажению или и вовсе потере смысла текста.

Актуальность нашего проекта заключается в расширении математического кругозора и мышления, основываясь на числовых представлениях в Древней Руси, знаний об истории использования разных единиц измерения в разные периоды развития Российского государства.

Цель: знакомство с древнерусскими единицами с последующим применением на практике полученных знаний.

Проблема: незнание древнерусских единиц измерений вызывает затруднения как в учебной, так и в повседневной жизни.

Гипотеза: если мы будем знать древнерусские единицы измерения, нам удастся понять, какое значение они имеют в жизни человека.

Методы: поиск и сбор информации, интервью, анкетирование, измерение, анализ детской литературы.

Глава I. Теоретические основы изучения единиц измерения на Руси

1.1. Единицы измерения длины на Руси

В мире не всегда существовали современные меры длины и уж, тем более, измерительные приборы. В Древней Руси люди измеряли тем, что было под рукой и доступно в любой момент.

Что же представляет собой вершок? На Руси она равнялась ширине указательного и среднего пальцев. При этом один вершок соответствовал одной шестнадцатой аршина. Сегодня эта величина составляет 4,44 см. А вот русская старинная мера измерения - ноготь - составляла 11 мм. Взятая четыре раза, она равнялась одному вершку.

На Руси некоторые старинные меры измерения входили в употребление в связи с развитием торговых отношений с другими странами. Так появилась величина, называемая аршином. Произошло это название от персидского слова "локоть". На этом языке оно звучит как "арш". Пришел аршин, равный 71,12 см, вместе с торговцами из далеких стран, привозивших китайские шелка, бархат и индийскую парчу.

Отмеряя ткань, восточные купцы натягивали ее на свою руку до плеча. Иначе говоря, они измеряли товар аршинами. Это было очень удобно, ведь такой измерительный прибор находился всегда при себе. Однако хитрые купцы искали приказчиков с руками покороче, чтобы на аршин приходилось поменьше ткани. Но вскоре этому был положен конец. Власти ввели казенный аршин, который должны были использовать все без исключения. Им оказалась деревянная линейка, которую изготовили в Москве. Копии такого приспособления разослали по всей Руси. А для того, чтобы никто не мог схитрить и немного укоротить аршин, концы линейки оковали железом, на котором проставляли государственное клеймо.

Существуют и другие старинные меры измерения длины. К ним относится сажень. Причем существовали две разновидности сажени. Одна из них маховая, равная расстоянию между кончиками средних пальцев рук, раскинутых в разные стороны. Значение старинных мер измерения подобного типа было равно 1 м 76 см. Второй вид сажени - косая. Это была длина от каблука обуви на правой ноге до кончика среднего пальца левой руки, вытянутой вверх. Величина косой сажени составляла приблизительно 248 см. Порой этот термин упоминают при описании человека богатырского телосложения. Говорят, что у него косая сажень в плечах.

Старинные русские меры измерения больших расстояний – поприще, или верста. Длина версты составляет 1060 м. Причем изначально данный термин был применен для измерения пахотных земель. Означал он расстояние между поворотами плуга.

Старинные меры измерения величин носили порой шутливое название. Так, со времен царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) очень высокого человека стали называть коломенской верстой. Не забыт этот шутливый термин и сегодня.

До 18 в. на Руси применялась такая единица измерения, как межевая верста. Ею мерили расстояние между границами населенных пунктов. Длина этой версты составляла 1000 саженей. Сегодня это 2,13 км.

Еще одной старинной мерой длины на Руси была пядь. Ее величина составляла примерно четверть аршина и была равна приблизительно 18 см.

Существовали:

  • «меньшая пядь», равная расстоянию между кончиками вытянутых указательного и большого пальцев;

  • «большая пядь», равная длине между расставленными большим и средним пальцами;

  • «пядь с кувырком» — длина малой пяди, плюс 2 или 3 сустава указательного пальца (27 см).

Многие пословицы о старинных мерах измерения указывают нам и на эту величину. Например, "семь пядей во лбу". Так говорят об очень умном человеке.

Шаг – это расстояние между носками или пятками шагающего человека. Средняя длина человеческого шага 70 см. Сохранились сведения об использования шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Египте, Персии. В России в шагах определяли длину сторон земельных участков.

Самой маленькой старинной единицей длины считается линия. Она равна ширине пшеничного зерна и составляет 2,54 мм. До сих пор такой единицей измерения пользуются часовые заводы.



1.2. Единицы измерения веса на Руси

Чтобы успешно торговать товарами, продаваемыми на вес (например, медом, воском, железом) с иноземцами, нужно было иметь такую систему весовых мер, которая была бы удобна и понятна своим соотечественникам, и в то же время соотносилась с весовыми мерилами, принятыми в международной торговле. Кроме того, в качестве универсальной валюты использовались драгоценные металлы - серебро и золото в слитках и монетах, которые также мерялись на вес. Поэтому одними из первых русских весовых мер были меры веса дорогих металлов - гривна и золотник.

Из крупных торговых весов древнейшими можно признать пуд (16,38 кг), берковец (10 пудов), вощаную четверть (12 пудов) и капь (4 пуда), которые все появились в Великом Новгороде примерно в X-XII веках . Слово пуд предположительно происходит от латинского pondus, что означает "вес, тяжесть". Берковец (берковский пуд) - (также предположительно) - от старинного шведского города Бирка. Ими измеряли такие весовые товары, как мед, сало, пенька, железо.

Как можно заметить, большинство русских весовых мер – новгородского происхождения, что вполне объяснимо. Великий Новгород многие столетия был русскими торговыми воротами в Европу. К тому же, Новгородская земля – единственный крупный регион Руси, не пострадавший при нашествии Батыя 1237-1240 годов. После завоевания Новгорода московским князем Иваном III в конце XV века, новгородская торгово-весовая и денежно-весовая системы достались в наследство Московскому централизованному государству, новгородская серебряная гривна стала рублем, а большая гривенка –основной весовой мерой на многие столетия.

В XVI веке в Московской Руси появляются несколько новых мер. Очень крупный ласт, равный 72 пудам, был английского происхождения, и использовался в то время во всех североевропейских странах.

Ансырь, равный 128 золотникам (546 г), мера, предположительно, восточная, на Руси не прижилась. Впоследствии ансырем иногда называли большую гривенку и фунт.

Еще две весовых меры – контарь и безмен получили свои названия от разновидностей старинных весовых механизмов. На народном языке «взвесить кого на костяной безмен» означало стукнуть кулаком, избить. Контарь равнялся 2,5 пуда, а безмен – 5 малых гривенок (1,024 кг).

Гривна – денежная и весовая единица в Древней Руси серебряный слиток весом около полуфунта. Использовалась для взвешивания металла, в частности, серебра и золота, откуда появился и её денежный эквивалент.

Существовала также доля. Доля – русская единица веса, равная 1/96 золотника, или 44 мг. Второе название – пирог. Исторически это был вес зерна полбы.Из сведений «Торговой книги» XVI века истекает, что самыми малыми единицами измерения на Руси являлись золотник (примерно 4,27 г), почка (1/25 золотника, или 0,17 г) и пирог (доля), равная четверти почки (0,44 г, или 43 мг). Эта мера веса почти вышла из употребления к концу XV столетия.

В Российской империи начиная с XVIII века крупнейшей весовой мерой становится пуд, и остается ей вплоть до середины XX века, войдя во множество народных поговорок: пудовый кулак; пудовый осетр; в пуде на три фунта обвесу. Пударями в просторечии называли носильщиков и грузчиков, а пудовщиками - весовщиков и приставов, взимающих весовую пошлину. Более крупные весовые меры постепенно вышли из употребления.

Сегодня мы используем метрическую систему измерений, взвешивая различные грузы в миллиграммах, граммах, килограммах, центнерах и тоннах.



1.3. Единицы измерения объёма на Руси

Человеку необходимо было измерять сыпучие физические величины и жидкости. Для этого он начал использовать все то, что имелось у него в быту (ведра, сосуды и другие емкости).

Какие старинные меры измерения объема имели место на Руси?

Осьминник, или осьмина. Это старинная единица, равная 104,956 литра. Аналогичный термин применялся и к площади, что составляло 1365,675 м2. Впервые осьмина упоминается в документах 15 в. Она широко использовалась на Руси из-за своей практичности, так как имела объем в два раза меньший, чем у четверти. Существовал даже определенный эталон такой меры. Он представлял собой емкость, к которой прилагалось железное гребло. Зерно насыпалось в такую мерную осьмину с верхом. А после, с помощью гребла, содержимое формы подравнивалось к краям. Образцы подобных емкостей изготавливали из меди и рассылали по всей Руси.

Оков, или кадь, была распространена в 16-17 веках. В более поздние периоды встречались они крайне редко. Оков был основной мерой сыпучих тел на Руси. Причем название этой единицы произошло от специальной бочки (кадки), которую приспосабливали для измерений. Мерную емкость сверху обтягивали металлическим обручем, что не давало возможности хитрецам урезать ее края и продавать меньшее количество зерна.

Четверть применялась для определения количества муки, круп и зерна. В быту четверть была распространена шире клади, так как имела более практичные размеры (1/4 окова). Такую единицу измерения на Руси применяли с 14 по 19 вв. 4. Кулем. Это древнерусская мера, применявшаяся для сыпучих тел, равнялась 5-9 пудам. Некоторые исследователи считают, что слово "куль" некогда обозначало "мех". Этот термин применяли для вместилища, сшитого из кожи животных. Позже подобные емкости стали изготавливать из тканых материалов.

Ведрами наши предки определяли количество жидкости. Считалось, что в торговом ведре помещается 8 кружек, объем каждой из которых равен 10 чаркам.

Бочку русские торговцы применяли при продаже вин иностранцам. Считалось, что в одной бочке содержится 10 ведер.

Корчаг, большой горшок из глины, находил свое применение при измерении объема виноградного вина. Для разных уголков Руси корчага составляла от 12 до 15 л.



1.4. Денежные единицы на Руси

С развитием торговых отношений возникла необходимость наличия предметов обмена за товар. Причем в разных странах эти средства обмена были различными. На Руси самой ценной для обмена считалась пушнина. Лоскуты ткани, украшения, камни - все это было своеобразными деньгами, которые использовались для торговли. Наличие ценных товаров для продажи на Руси привлекало торговцев Востока, где уже были в ходу монеты из золота и серебра.

Постепенно меховые деньги были вытеснены серебром, но при этом серебряные деньги долгое время сохраняли названия меховой платёжной системы

Государство начало чеканку собственной монеты в X в. Это были серебряники и златники князя Владимира. На них было изображение князя с родовых знакомы Рюриковичей – трезубцем и надпись: «Владимир на столе, а се его сребро». Златников было выпущено очень немного, до наших дней дошло около десятка таких монет, а серебряники выпускались массово.

Максимальной денежной единицей Древней Руси была гривна.

Киевская гривна весила в среднем 160 г. и представляла собой слиток серебра неправильной шестиугольной формы. А новгородская гривна – вытянутый брусок весом около 200 г.

В ХIII веке появляется следующая денежная единица – рубль, которая выглядит в виде серебряного слитка.

В XV веке, когда Русь была раздроблена на враждующие между собой княжества, все правители хотели выпустить собственные монеты со своими изображениями и подписями. В каждом княжестве чеканились свои уникальные монеты. Количество монетных дворов достигало двадцати.

В 16 веке вводится единая система контроля чеканки монет для всей Руси. Их производство берется под полный контроль государством. Монеты чеканят из серебра государственной казны. Деньги считали на рубли, но такого денежного знака на тот момент не существовало в обороте.

И только в годы правления Петра I была проведена денежная реформа, итогом которой стало: введение десятичной системы счёта, массовый выпуск медных и золотых монет. И тогда в качестве основной монеты был выбран серебряный рубль.



Глава II. Практическая работа «Древнерусские единицы измерения»

2.1. Интервью с учителем начальных классов

Мы провели интервью с учителем начальных классов – Маклаковой Светланой Викторовной, благодаря чему узнали ответы на интересующие нас вопросы. Вот, что помогло узнать проведённое нами интервью:

  • В начальной школе измеряются единицы измерения длины, массы, времени, объёма.

  • Древнерусские единицы измерения в начальной школе не изучаются, они лежат в основе перечисленных единиц измерения.

  • В рубрике «Как научились считать?» учебника Математики (3 класс, УМК «Перспектива») представлена информация об аршине, о косой сажени.

  • Знакомство с древнерусскими единицами измерения начинается в 3 классе и продолжается в 4.

А также обещали Светлане Викторовне помогать на уроках и внеурочной деятельности при знакомстве с данной темой.




2.2. Анкетирование

Нами было проведено анкетирование среди учащихся 2-4 классов, по результатам которых мы пришли к следующим выводам.

Среди древнерусских единиц измерения длины наиболее знакомыми являются понятия «верста», «аршин», «вершок» для обучающихся 4 класса, «сажень» - для обучающихся 2 класса, малознакомы – для обучающихся 3 класса.

Единицы измерения веса. О золотнике знает лишь 1 человек – обучающийся 2 класса. Также учащиеся 2 класса больше всех знакомы с долей, и многие из них малознакомы с древнерусскими единицами измерения в целом. С понятием «пуд» знакомы в основном обучающиеся 4 класса, а с понятием «лот» - обучающиеся 3 класса.

Среди древнерусских единиц измерения объёма наиболее знакомыми является понятие «четверть» для обучающихся 4 класса, «бочка» - для обучающихся 2 и 3 классов, «ведро»- для обучающихся 2 класса, малознакомы – в основном для обучающихся 4 класса.

С денежными единицами Древней Руси большая часть учащихся 2-4 классов незнакомы. Но есть учащиеся, которые знают о вире, резане и ногате.

В основном о древнерусских единицах измерения обучающиеся 2-4 классов узнали на уроках.

Лишь 8 % из 60 опрошенных обучающихся 2-4 классов используют древнерусские единицы измерения в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие обучающиеся не только не используют древнерусские единицы измерения в повседневной жизни, но и не знакомы со многими из них. Как было сказано Светланой Викторовной, в начальной школе дети знакомятся с некоторыми единицами измерения длины, веса, объёма; не изучаются денежные единицы Древней Руси, что и доказало проведённое анкетирование.

2.3. Сравнительный анализ древнерусских и современных единиц измерения длины

Для сравнения древнерусских и современных единиц измерения длины мы измерили высоту шкафчика, длину стола, длину дивана, высоту дивана, длину доски, длину подоконника, длину ковра, ширину ковра, высоту вазы, высоту игрушки. Все получившиеся числа записали в таблицу, а затем перевели в другие единицы измерения: современные (см, дм, м) и древнерусские (вершок, пядь, аршин, сажень).

В итоге у нас получилась следующая сравнительная таблица:

Предмет

см

дм

м

вершок

пядь

аршин

сажень

1

Высота шкафчика

135

13 дм 5 см

1 м 35 см

30

8

2

0,6

2

Длина стола

102

10 дм 2 см

1 м 2 см

23

6

1

0,5

3

Длина дивана

190

19 дм

1 м 90 см

43

11

3

1

4

Высота дивана

75

7 дм 5 см

0 м 75 см

17

4

1

0,4

5

Длина доски

120

12 дм

1 м 20 см

27

7

2

1

6

Длина подоконника

210

21 дм

2 м 10 см

47

12

3

1

7

Длина ковра

601

60 дм 1 см

6 м 1 см

135

34

8

3

8

Ширина ковра

493

49 дм 3 см

4 м 93 см

111

28

7

2

9

Высота вазы

56

5 дм 6 см

0 м 56 см

13

3

1

0,3

10

Высота игрушки

25

2 дм 5 см

0 м 25 см

6

1

0,4

0,1





2.4. Анализ детской литературы

Мы провели анализ детской литературы и пришли к выводу, что древнерусские единицы измерения часто встречаются в произведениях. Нами были подобраны следующие фрагменты:

  1. Русская народная сказка «Мужик и медведь»

«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки»

«Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки»

2. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

«Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами»

3. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

«…в чашечке цветка сидела хорошенькая

крошечная девочка ростом не больше дюйма».

4. Н.Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

«С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину»

5.Д.Н.Мамин Сибиряк «Серая Шейка»

«Свободного места, где можно было плавать,

оставалось не больше пятнадцати сажен»

6.В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи

верст, не бог знает какое удовольствие…»

7. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

«…Сына Бог ей дал в аршин»



2.5. Создание словаря-справочника

Мы занимались поиском и сбором информации о единицах измерения длины, веса, объёма и денежных единицах на Руси, подобрали соответствующие им иллюстрации и оформили с помощью компьютерных технологий.




2.6. Классный час

На классном часе, проведённом студентами 2 курса в нашем классе и посвящённом старинным единицам измерения, мы представили свой словарь-справочник. Мы рассказали о проделанной нами работе и необходимости созданного словаря-справочника как на уроках и внеурочной деятельности, так и в повседневной жизни. Одноклассники были в восторге от продукта нашего проекта и захотели себе такие же словари-справочники.




Заключение

Мы провели обширную работу по теме нашего проекта. Нами был организован поиск и сбор теоретической информации, проведено интервью с учителем начальных классов, анкетирование среди обучающихся 2-4 классов, сравнительный анализ древнерусских и современных единиц измерения длины, анализ детской литературы. Помимо всего вышеперечисленного мы оформили продукт нашего проекта в виде словаря-справочника и рассказали о нём на классном часе в 3А классе.

По окончании проведённой работы, мы можем сказать, что теперь мы знаем, какое значение имеют в жизни человека древнерусские единицы измерения. Раньше они были жизненно важными, но сейчас их заменили метрической системой. Но, несмотря на то, что в нынешнее время мы пользуемся иными единицами измерения, древнерусские лежат в основе современных единиц. И знание старинных единиц измерения позволяет повысить математическую грамотность обучающихся, расширить кругозор, развить аналитические способности.







Список литературы

  1. FB.ru: сайт. – 2012. – URL: https://fb.ru/article/136510/sajen---eto-skolko-skolko-sajeney-v-metre-i-verste (дата обращения: 20.10.2022)

  2. Большая российская энциклопедия – электронная версия: сайт. – 2016. – URL: https://bigenc.ru/archeology/text/2669324(дата обращения: 21.10.2022)

  3. Википедия — свободная энциклопедия: сайт. – 2001. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 22.10.2022)

  4. Достояние Планеты: сайт. – 2014. – URL: http://dostoyanieplaneti.ru/5306-Russian-fathoms-system-myths-and-mysteries (дата обращения: 21.10.2022)

  5. ИНТОЛИМП: сайт. – 2014. – URL:https://intolimp.org/publication/iedinitsy-izmierieniia-drievniei-rusi.html (дата обращения: 21.10.2022)

  6. Инфоурок: сайт. – 2013. – URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-drevnerusskie-meri-dlini-441601.html (дата обращения: 20.10.2022)

  7. Музей мер и весов Волгоградского завода весоизмерительной техники: сайт. – 2013. – URL: http://museum.vzvt.ru/istoriya/vesy-i-mery-rossii/o-russkih-merah-vesa/ (дата обращения: 20.10.2022)

  8. Образовательная социальная сеть NSportal/.ru: сайт. – 2010. – URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2018/01/06/issledovatelskaya-rabota-edinitsy-izmereniya (дата обращения: 21.10.2022)

  9. Ожегов Сергей Иванович О-45 СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Около 53000 слов. Изд. 7-е стереотип. М. «Сов. Энциклопедия», 1968. 900 стр. 4Р(03)

  10. ООО «Олбест»: сайт. – 2020. – URL: https://revolution.allbest.ru/mathematics/00945989_0.html (дата обращения: 20.10.2022)

  11. Русская старина: сайт. – 2010. – URL: https://starinarus.ru/mery/mery-vesa.html (дата обращения: 21.10.2022)

  12. Словари и энциклопедии на «Академике»: сайт. – 2000. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/253114 (дата обращения: 20.10.2022)

  13. Яндекс.Дзен: сайт. – 2017. – URL: https://dzen.ru/media/haknem_shkola/pud-zolotnik-berkovec-pochka-i-bezmen--skolko-vesiat-drevnerusskie-mery-vesa-60b101ada471d16daca6bfbe (дата обращения: 21.10.2022)



Приложение 1

Анкета

Класс_____________________

  1. Какие древнерусские единицы измерения длины вам знакомы?

  • Верста

  • Аршин

  • Вершок

  • Сажень

  • Не знаю

  1. Какие древнерусские единицы измерения веса вам знакомы?

    • Золотник

    • Пуд

    • Лот

    • Доля

    • Не знаю

  1. Какие древнерусские единицы измерения объёма вам знакомы?

  • Четверть

  • Бочка

  • Ведро

  • Не знаю

  1. Какие древнерусские денежные единицы вы знаете?

  • Вира

  • Резана

  • Ногата

  • Не знаю

  1. Откуда вы узнали о единицах измерения Древней Руси?

  • На уроке

  • От взрослых

  • Из фольклора и художественных произведений

  • Из мультфильмов и фильмов

  1. Используете ли вы древнерусские единицы измерения в жизни?

(Если да, то где?)

  • Да ________________________________________________

  • Нет