СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Зачем нужны куклы?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа раскрывает роль и значение куклы для детей

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Зачем нужны куклы?"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


АНГАРСКАЯ ШКОЛА










ЗАЧЕМ НУЖНЫ КУКЛЫ?

Конкурс «Страна чудес – страна исследований»

(проектно-исследовательская работа)


Выполнила:

учащаяся 5 класса

МКОУ Ангарская школа

Анастасия Андреевна Масалова


Руководитель:

классный руководитель

МКОУ Ангарская школа

Елена Ивановна Камскова






п. Ангарский, 2020 год

Содержание

Введение 3

Теоретическая часть 6

История появления кукол

Традиционная русская кукла 9

1. Куклы-обереги

2. Обрядовые куклы

3. Игровые куклы

4.Особенности изготовления тряпичной куклы

Практическая часть работы 14

1.Мастер-класс «Прекрасное своими руками»

2. Сравнительный анализ современной и тряпичной кукол

3.Отношение к куклам людей разного возраста

4.Социологический опрос

5.Наблюдения за игрой детей в куклы

Заключение 24

Список используемой литературы 25

Приложения

Введение

Где человек, там и кукла. На вид простая, но в этом таится глубокая тайна. Кукла не рождается сама, она создаётся человеком. Она посредник между детьми и взрослыми. И даже в современном 21 веке у детей должны быть игрушки, не только изготовленные машинами, но и созданные своими руками, чтобы не было утеряно истинное назначение кукол.

Я ученица пятого класса, казалось бы уже не до кукол. Но смотрю на своих подружек и хранительниц моих тайн, выстроенных в ряд на шкафу, и понимаю, что не могу расстаться с ними. А ещё прочитала, как взрослые играют в куклы. Ведь, чтобы сделать одну куклу, взрослому нужно быть одновременно и дизайнером, и обувщиком, и художником, и швеёй. И поняла, что можно никогда не расставаться с куклами, даже выбрать профессию, и всю свою жизнь посвятить кукле, создавать свою, особенную куклу.

Так какую же тайну хранят наши куклы, что особого в игрушке, связывающей поколения, зачем нужны куклы? Чтобы ответить на эти вопросы, решила провести исследование. Но у меня возникла проблема: будет ли интересна кукла и есть ли люди, заинтересованные в возрождении и сохранении традиций наших предков?

Собирая информацию о куклах, выяснили, что психологи (по Эльконину) считают, что через куклу ребёнок выстраивает образ человека, его поведения, познаёт добро и зло, хорошее и плохое, красивое и мир человеческих отношений и представлений.

Гипотеза: 1. Кукла - обычная игрушка и никаких тайн в ней нет.

2.Народная кукла возвращается в наше поколение людьми, которые чтят и сохраняют народные традиции.

Цель: выявить значимость куклы на протяжении многих лет.

Задачи:

  • Познакомиться с историей появления кукол.

  • Изучить виды традиционных русских  кукол.

  • Выяснить особенности изготовления тряпичных кукол.

  • Изготовить тряпичные куклы и сравнить современную куклу с тряпичной.

  • Рассмотреть отношение к куклам людей разного возраста. 

  • Выяснить главное назначение кукол.

Объектом   нашего исследования является история возникновения и развития куклы.

Предмет исследования куклы бабушек, мам и современных девочек.

Были использованы следующие методы:

  • поиск, изучение литературы и обобщение полученной информации;

  • практическое изготовление тряпичных кукол;

  • сравнение современной куклы и тряпичной, анализ результатов;

  • беседы с воспитателями детского сада, жителями посёлка;

  • наблюдение за играющими детьми;

  • опрос односельчан;

  • интервьюирование.

Для решения поставленной проблемы была разработан план исследования:

  1. Изучить информацию о куклах.

  2. Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол.

  3. Участвовать в мастер-классе «Изготовление тряпичных кукол».

  4. Распространить опыт по изготовлению тряпичных кукол среди детей и взрослых: выставить работы в школе и поселковой библиотеке, поместить выставку в Богучанский музей.

  5. Опросить людей разного возраста по теме «Зачем нужны куклы?»

  6. Проанализировать и обобщить результаты исследования.

Характеристика источников, использованных для написания работы: пользовались словарями [5,18], чтобы узнать значение слова «кукла» и его сущность и назначение. Информацию о первых куклах получили на сайтах интернета[11,15, 16]. С традиционной народной куклой, технологией изготовления тряпичной куклы знакомились из книг разных авторов, представленных в списке литературы[1,2,3]. В книгах [4,7] узнали, с народной куклой связаны русские обряды и традиции, праздники. А материал о том, как играли русской игрушкой в крестьянских семьях, прочитали в книгах[6,8,9]. Мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол просматривали на сайтах[10,12,13,14]. Поскольку очень заинтересовали куклы-обереги, постарались узнать об их тайнах с сайта[17]. Из всех источников мы получили достаточно информации для раскрытия темы исследования.

Теоретическая часть

История появления кукол

Мы приглашаем в увлекательное путешествие в волшебный мир кукол. Поверьте, что будет нескучно и интересно! В Японии название «нинге» отражает сущность и назначение древних кукол, что означает «образ человека». Если очень просто, то кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека (из словаря Ожегова С.И.) [5, с. 223]. Русское слово «кукла» такое же, как и греческое «киклос», означает что-то свернутое, например, пучок соломы, который девочки пеленали и завертывали, играя в дочки-матери. В словаре Даля «кукла» - это сделанное из тряпья, кожи, бит ой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного [18]. Однако история куклы выходит за рамки сухих книжных определений. Очевидно, понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно.

Работая над исследованием, узнаем историю появления куклы в жизни человека. Самая древняя кукла- это фигурка из слоновой кости, найденная в Чехии 25-30 тысяч лет (фото 1). Эта статуэтка - кукла, как ею играли, остается загадкой. Ручки и ножки у неё могли свободно двигаться [11, 15,16].

Ф ото1. Самая древняя кукла

Куклы, обнаруженные археологами в Древнем Египте и в государствах Древнего Востока – Шумере и Аккаде, относятся к бронзовому веку (фото 2). Эти игрушки плоские, лишены ног, с округленным в нижней части туловищем.


Фото2.Древний Египет

П редшественники кукол-игрушек-идолы, божества выполнялись из глины, камня, рога и кости ещё в каменном веке (фото 3). Куклы использовались для ритуалов. Им поклонялись, приносили дары (Древний Рим, 3 век до нашей эры).

Фото 3.Куклы-идолы

В Древней Греции ремесленники-кукольники изготавливали кукол их из глины, тканей, воска, иногда с подвижными конечностями (фото 4) (3 век до н.э.).



Фото 4.Древняя Греция

В Древнем Риме куклу дарили девочкам в честь праздника, посвящённого Сатурну (фото 5). Куклы делались и продавались голенькими, без одежды. У куклы удивительная пропорциональность частей тела, гнущиеся конечности на шарнирах, можно провести сходство с современной Барби. Женская фигурка вырезана из слоновой кости так искусно, что если её одеть и причесать, то это портрет красавицы древнеримской модницы (3 век н.э.).

Фото 5.Древний Рим

Д ревние русские игрушки появились еще IX в., они выполнялись из дерева и глины, и их называли – потешки, использовались для игр, и в качестве талисманов. (фото 6). Это были - деревянные кони, коровы, олени, лебеди, птички и другие, то есть игрушки в форме разных животных, людей или неодушевленных предметов.

Фото 6. Русские игрушки

Н еобходимо вспомнить о куклах-марионетках[6, с.27]. Впервые такая кукла выступила в роли участника религиозных действий, когда совершались ритуальные действия, процессии, обряды богов. У кукол двигалась не только голова, но и руки, и ноги, и даже глаза с нижней челюстью были подвижными. Для детей это были простые фигурки, у которых голова, руки и Фото 7. Куклы-марионетки ноги свободно болтались на крючках. Такими куклами дети с удовольствием играли, подражая взрослым играм и уличным театрам (фото 7) (Древняя Греция 2 век до н.э.).

С веками кукла стала, не только игрушкой, но и модной вещицей, дорогим подарком, частью интерьера. Таких кукол в Европе делали художники , скульпторы, знаменитые мастера. Это настоящие произведения искусства - авторские куклы (фото 8). Чтобы делать таких кукол, надо любить свое дело и кукольных героев. Мастер наделяет ее характером

Фото 8 Авторская кукла и определяет ее судьбу. Кукла говорит без слов, языком, понятным всем, и способна вызвать как восхищение и радость, так и грусть [15].

Итак, кукла - это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит, человек, старался показать схожесть куклы с человеком. В русском языке слово «кукла» - это одушевленное имя существительное, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит. На долю кукол выпали самые разные предназначения.

Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Люди поклоняются богам, просят защиты. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Выходит, это и были самые первые куклы. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства.

Куклы все более преображались, их облик приближался к человеческому. К концу 20 века куклы - шедевры мастеров выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. В такую авторскую куклу невозможно не влюбиться!

Традиционная русская кукла

1. Куклы - обереги

На Руси кукла появилась более 1000 лет назад [9, с.34]. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь, разговаривать, загадывать желание. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики. Через куклу взрослые передавали детям накопленный опыт своего мастерства и традиции народной культуры [1,с.46].

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Это особенная категория кукол. Сначала она была игрушкой, потом стала защищать от болезней, несчастий. Заменяя собой человека, она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая своего хозяина. Такие куклы выполнялись из природных материалов: дерево, лоза, сухая трава, солома, камыш [17].

К любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души. Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. У каждой из кукол-оберегов свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки и хвори, от тоски и кручины. Они охраняли детей и женщин, их давали в дорогу мужу, сыну, брату. Куклы-обереги несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме выше головы людей, охраняют их от темных сил, ссор, болезней [4,с.123].

Основные куклы-обереги:

  1. «Колокольчик»— куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Оберег, создающий в доме хорошее настроение [12].

  2. «Девка - баба»— кукла о двух головах, четырех руках и с двумя юбками. Секрет ее прост — одна куколка - девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой) [14].

3.«Неразлучники» — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе [14].

2. Обрядовые куклы

Раньше в жертву богам приносили живых девушек, только гораздо позднее люди осмелились заменить их куклами-чучелами. У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды [15]. Обряды выполняли по всем, наиболее важным событиям. При этом существовали общественные обряды с привлечением большого количества людей, и обряды личные, тайные – не терпящие присутствия посторонних. Но любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных. С тех пор, как кукла заменила человека, обряд жертвоприношения стал похож на забаву, превратился в настоящий праздник. Кукол (обычно их плели из соломы) наряжали, вокруг них водили хороводы, затевали игры, потом с песнями несли на руках. В песнях просили хорошего урожая, благоприятной погоды, а девушки – счастливой любви. Потом куклу бросали в реку или сжигали, а иногда разрывали на куски и разбрасывали по полям, закапывали в землю. Таким образом, жертвы «отдавали» богам.

Основные обрядовые куклы [16]:

1.«Кострома» — делается на Масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

2. « Купавка» — связана с праздником Ивана Купалы, ее сплавляли по воде, а по тому, как она поплывёт (уйдет в ли водоворот, будет плыть свободно или прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.

3. Куколки-лихоманки- для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок, обычно 13 штук.

4. «Кубышка-травница» — полезная куколка, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (наполнена травками).

3. Игровые куклы

Предназначались для забавы детям. В русской избе любимой игрушкой была куколка, сделанная из тряпок. В крестьянской семье могло быть около сотни таких кукол, так как ребёнку шилась такая куколка мамой, бабушками, сестрами, а с пяти лет такую куколку могла сделать уже любая девочка. Куклу эту делали очень старательно, ведь по ней судили об её хозяйке, об её мастерстве и вкусе. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, основой семейного счастья [1,с. 102]. Основное предназначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые заняты делами [8, с.189]. Куклами играли все дети – и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику рук и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Это похоже на наши погремушки, которые бывают опасными [13].

Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети могли принимать в этом процессе активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный особый смысл[3, с.45]. Подарочная кукла могла быть очень простой, например, на день рождения в бедных семьях могли малышу подарить ангела. На основе Малышка-голышка появлялись целые компании игровых кукол. Так происходило в больших семьях, где куклы были в почёте и передавались по наследству [7, с. 238].

Вывод: русская национальная кукла участвовала буквально в каждом действии человека. Именно поэтому куклы целиком и полностью отражают суть жизни человека во всех её проявлениях. Понять куклу, ее характер означает узнать загадочную русскую душу.

Русская традиционная кукла часто оставалась единственным защитником, хранителем, лекарем, советчиком и собеседником человека. Кукле в первую очередь рассказывали секреты, именно она хранила благополучие в доме. И только кукла забирала от человека все его болезни и несчастья, унося их с собой в огонь, в воду или в землю. Поэтому отношение к куклам у людей было соответствующее – их любили, почитали и берегли.

Традиционная русская кукла имела большое значение в воспитании у ребенка лучших человеческих качеств. Она не вызывала агрессию, как заполонившие прилавки в магазинах чудовищные монстры и куклы с зелёным лицом. Тряпичные куклы обучают душевной красоте, гармонии человеческих отношений, любви к ближним. Ребенок, с детства научившийся любить и уважать народную куклу, не вырастет нацистом или маньяком.

Народные куколки - это не пережиток прошлого. Есть и сейчас много умельцев, которые изготавливают такие изделия. Простые и красивые игрушки гармонично впишутся в любой интерьер. И мы не могли остаться в стороне и не сделать куклу своими руками. Но прежде нужно познакомиться с особенностями изготовления тряпичных кукол.

4.Особенности изготовления тряпичных кукол

Кукол в старину мастерили не торопясь, не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки рвали. Тряпочки сшивались «скруткой», то есть узелками на три оборота нити (по солнцу) и вязались узелками [2, с. 14].

Главная черта народных тряпичных кукол – чистый лик, без носа, рта и глаз. Деревенские женщины считали, что лицо кукле вовсе не нужно, чтобы в доме не было лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - это врата, через которые проникают как добрые, так и злые силы. Не случайно русские женщины носили платки. Кукольной голове тоже было что скрывать. Ее заполняли собственными волосами, шерстью животных, куделью, хлопьями от конопли, тряпками. А также куклы наполняли золой, крупой, показывая жизнь как отгоревшую, так и зарождающуюся. Ног у кукол не было, чтобы она не убежала, она член семьи, ею дорожат. Для того чтобы кукла давала покой, руки не изображались. Но если и делали руки, то пустотелые, без кистей. Это делалось, чтобы предки не навредили [2,с.89].

Часто нитки, которые формировали основу куклы, особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест», который выполнялся от талии к шее справа налево, обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении, туда, где нитка закреплялась. Количество витков должно быть четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались, их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, читали молитвы.

Куклы делали в один прием, без откладывания на другой день. Считалось, что дело, сделанное во второй раз, перечеркнет то, что было сделано в первый раз.[6,с.56].

Костюм куклы декорировался, основной техникой была вышивка. Народная вышивка славится своим разнообразием узоров, символикой и тонкостью работы. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу разрешалось использовать. Все знаки, которые украшали одежду, использовались для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов.

В результате, в изготовлении тряпичной куклы были особенности, которые строго соблюдали русские люди: работали без ножниц и иголки, детали закрепляли узлами. Все куклы без лица. Что куклы, что элементы на одежде должны были охранять и оберегать человека от злых духов.

Куклы, изготовленные нами, вызывают интерес со стороны моих сверстников. Некоторые из моих друзей тоже начинают интересоваться народной куклой. Поэтому всё это может свидетельствовать о том, что и на сегодняшний день народная кукла не утратила своего значения. Этот вид народного творчества и традиции наших предков привлекают нас и сегодня. Значит, кукла нужна для того, чтобы понять, что мы русские со своим культурным наследием.



Практическая часть работы

1. Мастер-класс «Прекрасное своими руками»

П роведённый педагогом ЦДОД Нохриной Н.Е. мастер-класс с элементами теории и практики, позволил изготовить образцы разных кукол. Порядок работы, каждое действие по изготовлению куклы она комментировала и показывала, как правильно нужно

закреплять детали,

Фото 9. Мастер-класс

чтобы куколка получилась ладной и аккуратной (фото 9). Мы были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями. Было очень интересно!

Потратив 15 минут своего времени на обычную простую тряпичную куклу, мы получили такой заряд энергии! Полученные в ходе мастер-класса знания о способах изготовления народных кукол, позволили создать коллекцию обрядовых, обереговых и игровых кукол, которые помогают еще ярче представить себе всю красоту, все многообразие образов народной куклы. Эту коллекцию мы обязательно покажем детям, продемонстрируем нашим бабушкам клуба «Хозяюшка» при сельской библиотеке с совместным изготовлением, поместим статью об этом мероприятии на страницах «Ангарской правды» и на сайте школы. И подарим в Богучанский музей!

2.Сравнительный анализ современной куклы и тряпичной.

Посоветовавшись с одноклассницами, составим положительные и отрицательные качества современной и тряпичной кукол.



Современная кукла

Плюсы

Минусы

Ролевые игры

Изготовлена из химических веществ

Учит навыкам рукоделия

Доступна не всем

Удобно шить наряды

Изготовлена на станках по штампу

Красивая

Холодная

Долго сохраняет свой внешний вид

Ломается

Похожа на человека

Притупляют вкус к разнообразию

Можно мыть, расчесывать


С помощью одежды можно менять профессию


Двигаются голова, руки, ноги


Тряпичная кукла

Изготовлена из экологически чистого материала

Быстро теряет внешнюю привлекательность

Яркая

Нельзя мыть, причесать, сшить новую одежду

Простая в изготовлении


Можно самой изготовить и быстро


Доступна всем


Изготавливается своими руками


Несёт положительную энергию от рук


Передаётся из поколения в поколение


Развивает, оберегает


Индивидуальная


Безликость даёт возможность выдумывать куклу, её характер



Итак: мы научились делать несколько видов тряпичных кукол, после того, как посетили мастер-класс. Добавляя в коллекцию изготовленных кукол, пользовались схемами и способами изготовления кукол из интернета. Создали два панно с разными куклами, и договорились подарить в Богучанский музей. Попытались свести в таблицу результаты сравнения тряпичной куклы и современной и получили, что тряпичная кукла имеет больше преимуществ и меньше недостатков. Сравнив современную куклу с тряпичной, увидели, что у современной куклы положительных качеств меньше, чем у тряпичной, но отрицательных больше. Может, конечно, названы не все качества, но пока тряпичная кукла выигрывает. Куклу можно купить в магазине, но кукла, сделанная своими руками, имеет историческую значимость и вполне может быть музейным или семейным экспонатом.

3.Отношение к куклам в семьях односельчан

И з интервью у жительниц нашего посёлка узнали о том, что они все играли в куклы. Только куклы у них были разные. Страшникова Мария Никандровна рассказывала, что у неё была самодельная кукла, набитая опилками или ватой. Глаза рисовали угольком. Пришивали пуговки вместо глаз и лицо оживало. Подрумянив щёки свёклой, становилась красавицей. Это было в довоенные годы (1927-1930г.г.). Такая же кукла и матрёшка была у Курбатовой Антонины Павловны, потому что жили очень бедно, купить было не на что. Играла с младшей на 2 года сестрой. Всё пеленали куклу. Мама выделила кусок от тюли, это было и простынка, и одеялко. Училась уже в 6 классе, а всё играла в куклы, мама ругалась и говорила, что уже боль

Ф ото 10. № 1 шая играть в куклы. А ей было очень комфортно, в будущем стала акушеркой (1956-1959 г.г.) (фото 10,№1).

Соболева Тамара Михайловна рассказывает, что у куклы была пластмассовая голова, а туловище, руки, ноги мягкие и обшиты тканью (фото 11, №2). Очень любила играть «в больницу»- ставила уколы, давала таблетки, поила травками. Однажды, решив сделать операцию, скальпелем сделала

Фото 11, №2 надрез на спине куклы. И с удивлением увидела

посыпавшиеся опилки. Куклу лечила (зашивала), просила прощения, что сделала больно.

Н охрина Нина Егоровна, вспоминая свою куклу, говорит, что голова и руки у куклы были очень твёрдые, наверное, из гипса, а всё остальное из ткани, набитой опилками (фото 12,№ 3). Куклу привёз отец в подарок, когда переехали в Куйбышев. Радости было много, у подружек ни у кого не было такой куклы. На голове волосы были нарисованы. Соберёмся с девчонками и играем.

Фото 12,№3

Игнатова Татьяна Николаевна, воспитывалась в многодетной семье, и тоже очень хотела куклу. У бабушки на шкафу был пупс (или еще такую пластмассовую куклу называли «голыш») (фото 13,№4). Руки, ноги, голова крепились на резинках. Если резинки рвались, пупс рассыпался и приходилось взрослым ремонтировать игрушку. А любимой она была потому, что ее можно было купать, на нее легко сшить любую одежду, потому что ручки и ножки были подвижны. Кукла была сестры отца, которая уехала учиться, поэтому никто не мог её брать, а только маленькой Тане позволяли поиграть и поставить на место. Когда Татьяна Николаевна поехала учиться,

Фото 13, №4 на подарок младшей сестре привезла большую куклу в брючном костюме, ростом почти с сестру (1965-1968 г.г.).

У Камсковой Елены Ивановны у куклы пупса были нарисованы волосы на пластмассовой голове. Сестра привезла из г. Енисейска в подарок. Звали её Лина (фото 14, №5). Играли все этой куклой, и подруги, и двоюродные сёстры. Строили на улице домик, собирались дружно со всей округи. И ходили друг к другу в гости. В построенном на улице домике и шторы, и кроватка для дочки, и игрушки для неё. Однажды брат сел на куклу и раздавил голову. Конечно, ремонту она не подлежала.

Так в платочке любимая кукла доставляла радость. Зато нарядов у неё было много. В ход шли закрытый столом низ шторы, новое моё платье (1964-1967 г.г.)





Ф ото 14,№5

Конева Антонина Владимировна имела куклу с волосами, целлулоидную . Брат снял верхнюю часть головы и все убедились, как крепятся волосы. Эту куклу можно было расчесывать, заплетать. Только потом волосы спутывались и приходили в негодность. Обязательно на кукле красивый наряд, белые туфли, носочки. Кукла может быть в школьной форме, в комбинезоне (фото 15,№6) Её можно было раздевать и переодевать (1987-1991).

Фото 15,№6

У самого маленького респондента Короленко Насти, ученицы 1 класса, много кукол, и почти все они Барби (фото 16,№7). Она знает, кто подарил, кто какую куклу купил, а их 12. Это не все, ещё есть, но они куда-то подевались. Все куклы ей нравятся, красивые. Но любимой куклы нет. Она их заплетает, ката- Фото 16, №7 ет в коляске. Шьёт одежду, отрезая у бабушки кусочек тряпки. И красивое бальное платье заменяется на трикотажное с открытой спиной. Одна кукла без сапога, куда-то делся… По словам мамы Насти, радуется она кукле ровно вечер. Потом просит другую, которую увидит в магазине. Такую куклу можно назвать куклой одного дня. Идёт коллекционирование кукол (по словам мамы хорошо, что дешёвые) (2017 г.)

Моя кукла. Я тоже любила играть в куклы. У меня их несколько. Самую любимую куклу мне подарил Дед Мороз, когда мне было 4 года (фото 17,№8). Я назвала ее Юлей. Она современная кукла и похожа на настоящего грудного ма лыша. Она может плакать, смеяться, говорить слова «мама» и «папа». Мне очень нравилось играть с ней в «дочки-матери» (2000-2017)







Фото 17, № 8

К уклы в детском садике «Лесовичок» п. Ангарского. Со слов воспитателя, дети играют куклами. Усыпляют, кормят, катают в коляске (фото 18, № 9)









Фото 18,№9

Вывод:

Общаясь с односельчанами, увидели, что у каждой была своя кукла. Куклы оказались разные, но они любят их, вспоминают до сих пор. Куклы, как память из детства. Играли они с куклами в дочки-матери, в больницу, школу. И такой нежности, влюблённости в свою куклу мы не увидели у представителей молодого поколения. Кукол много, все они ценятся за красивые платья, за красивое лицо и фигуру. Все куклы одинаковые, это куклы Барби.

Вопрос психологу по телефону: «Может ли ребёнок обойтись без кукол?» Мнение психолога: « Дети предпочтут играть с другими предметами вместо настоящей куклы тогда, когда их можно подбрасывать, кидать, не боясь разбить. Кукла должна быть настолько прочна, чтобы не стеснять движений ребенка; кукла, которая может сломаться, не удовлетворит ребенка, и он предпочтет в таких случаях играть с куклой, сделанной из тряпки или с мягкой игрушкой».

4.Социологический опрос «Зачем нужны куклы?»

Участвовали 20 бабушек, мам, девушек и девочек с 15 лет до 70 лет (приложение 1).

Этот метод не является совершенным, но он помог нам в раскрытии темы исследования.

Вопрос

Ответы

Варианты ответов

Играли ли вы в куклы, и доставляло ли это вам особенное удовольствие?

70%

да

30%

без удовольствия

В игре в куклы я находила очень большое удовольствие.

Игра в куклы была самой любимой моей игрой.

Игра в куклы доставляла мне несказанное удовольствие.

Я играла тогда в куклы, когда не представлялось ничего более интересного.

В куклы играла мало, больше любила играть с подругами в игры на улице.

С какого возраста вы начали и когда перестали играть в куклы?

Почему вы перестали играть в куклы?

80% с 3-х до 12 лет

20% вынуждены

Перестала я играть в куклы, когда поступила школу, занята учебой.

Перестала я играть в куклы из-за того, что стала посещать ещё музыкальную школу.

Перестала играть в куклы потому, что когда перешла в 6-й класс, надо мной все смеялись.

Предпочитали ли вы играть в куклы одни или с другими детьми?

80% одна

20% с кем-нибудь

Подруг у меня было очень много, но в куклы играла одна.

Я больше всего любила играть в куклы со своей сестрой, потому что при ней могла свободно разговаривать с куклой, а подруг стеснялась.

Опишите вашу любимую куклу или какую-либо другую, которая больше всего вам нравилась

60%

большую

58% - блондинки 28%-брюнетки

14% шатенки

40% небольшую


Кукла должна быть изящная и красивая.

Обязательно двигаться руки, ноги, голова.

Опишите характер ваших игр с куклами



Играя в куклы, я подражала всему, что было со мной.

Копировала всё, что происходило вокруг меня.



5.Наблюдения за детьми в детском садике «Лесовичок», беседы воспитателями, общение с взрослыми, дали нам возможность ответить на вопрос « Нужны ли детям куклы и как дети играют с куклами?», чтобы выяснить главное назначение куклы.

Ребенок - режиссёр. Выступает в качестве автора игры, придумывает сценарий, согласно которому куклы действуют, наделяются какими-нибудь чертами и становятся действующими лицами в истории. Но сам «режиссер» остается «за кулисами» и руководит процессом.

Ролевая игра: ребенок активно взаимодействует в выдуманной им ситуации с куклами на равных.

пеленают

укладывая спать, им поют песенки и рассказывают стихотворения

поят чаем

нянчат

утром их будят и умывают

ведут гулять или отправляют в детский сад, наставляя, чтобы не баловались

шьют платье

переодевают в чистое платье

наказывают, если не слушались

дают имена

причесывают, одевают

готовят обед

покупают новые наряды и заставляют их примерить

качают на качелях

водят в цирк или зоопарк

возят на стульях, изображающих машину

водят в гости

путешествуют, на пароходе, который изображает собой старый стол с повернутыми вверх ножками, на самолёте

пекут на Масленицу блины, на Рождество ставят елку

возят лечиться к доктору


И весь этот хлопотливый круговорот кукольной жизни сопровождается беспрерывным детским щебетанием в диалоговой форме «мать - ребёнок», причем усиленно стараются картавить, подражая разговору маленького ребенка.

Итак: Для того чтобы разобраться, как кукла влияла на людей разного возраста, провели опрос и понаблюдали в детском садике за игрой девочек в куклы. Большинство опрошенных играли с куклами и с удовольствием, но играли вдвоём со своей куклой, с ней обсуждались личные вопросы. Играли во всё, что происходило вокруг.

Всё это подтверждает, что через куклу дети выполняют дела взрослых, копируют их поступки, учатся рассуждать по-взрослому. Ну, в какой игре этому можно научиться!

Проведя исследование, изучив историю кукол, их развитие, назначение выяснилось, что кукла нужна:

  • Чтобы представить историю и особенности народа (костюм, религиозные особенности и т.д.)

  • Чтобы научиться жизненным навыкам (общаться, вести домашнее хозяйство и т.д.)

  • Чтобы играть и получать удовольствие и радость.

  • Чтобы старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт.


Заключение

В ходе работы:

  • Узнали историю появления кукол, пришли к выводу: были и есть самые разные куклы, которые сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых. Куклы были кумирами, идолами, истуканами, но человек старался показать схожесть куклы с человеком. В конце 20 века авторская кукла стала шедевром.

  • Изучили виды традиционных русских кукол. Кукол очень много, но делятся они на три вида: обрядовые, обереговые, игровые. Каждая кукла оберегает, передаёт опыт, развивает самостоятельность, несёт любовь. Отношение к таким куклам было соответствующее: их любили, почитали и берегли.

  • Выяснили особенности изготовления куклы. Используя определённые правила, можно делать тряпичную куклу. Что куклы, что элементы на одежде должны были охранять и оберегать человека от злых духов.

  • Научились делать несколько видов тряпичных кукол. Пользуясь схемами из интернета, сделали два панно с куклами, которые поместим в Богучанский музей. Сравнив тряпичную куклу с современной, увидели, что у современной куклы положительных качеств меньше, чем у тряпичной, но отрицательных больше. Куклу можно купить в магазине, но кукла, сделанная своими руками, имеет историческую значимость и может быть музейным или семейным экспонатом.

  • Рассмотрев отношение к куклам односельчан, узнали, что хоть куклы у них были разные, но они их любили и помнят до сих пор. Куклы для них, как память из детства. А у представителей молодого поколения куклы ценятся за красивые платья, лицо, фигуру и нежности, влюблённости в куклу у них не увидели.

  • Проведя исследование, изучив историю кукол, их развитие, назначение выяснилось, что кукла нужна:

- чтобы представить историю и особенности народа (костюм, религиозные особенности и т.д.),

-чтобы научиться жизненным навыкам (общаться, вести домашнее хозяйство и т.д.),

- чтобы играть и получать радость,

- чтобы старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт.

Первая гипотеза «кукла обычная игрушка и никаких тайн в ней нет» - не подтвердилась. В кукле заложен огромный смысл жизни человека. Вторая гипотеза «народная кукла возвращается в наше поколение людьми, которые чтят и сохраняют народные традиции» подтвердилась. В интернете тысячи взрослых показывают свои куклы, организовывают мастер-классы, есть музеи с куклами. Всё это для того, чтобы мы приняли и сохранили и передали дальше накопленный опыт.

Таким образом, считаю, что достигла поставленной мною цели и ответила на вопрос: «Зачем же нужны куклы?»

В конце проделанной работы остается один большой вопрос – как можно использовать полученные знания и умения в современной жизни? Прежде всего, полученные знания позволяют сохранять и передавать вековые традиции русского народа другим людям. Традиционные тряпичные куклы в наши дни очень популярно дарить друг другу, собирать целые клубы по интересам в области изготовления традиционных кукол. Полки современных магазинов радуют взор разнообразием кукол. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, подчёркивая индивидуальность. С помощью нашей работы мы повысили интерес учащихся к народной культуре.



Список используемой литературы

  1. Берстенёва Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011.

  2. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

  3. Казакова О.В. Лоскуток к лоскутку. – М.: 1999. – 89с.

  4. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов./Под ред. Чл.- корр. АНСССР Н.Ю. Швендовой. – 19-е изд., испр. – М.: Рус. язык, 1997. – 750с.

  6. Рандели Л.Д. Народное декор. - прикладное искусство. - М.: 1984. – 230с.

  7. Сахаров И.П. Народные праздники и обряды. – М.: 1999. – 250с.

  8. Сорокина А.И. Игры с народными игрушками. – М.: 1950. – 200 с.

  9. Церетели Н. Русская крестьянская игрушка. – М.: 1933. – 59с.

  10. Зерновушка – кукла, привлекающая в дом богатство и удачу: [Электронный ресурс]. Режим доступа //vseobryady.ru.

  11. История куклы. Кукла в древности: [Электронный ресурс]. Режим доступа //museum-dolls.livejournal.com.

  12. Кукла «Колокольчик»: [Электронный ресурс]. Режим доступа //livemaster.ru.

  13. Кукла «Пеленашка»: [Электронный ресурс]. Режим доступа //stranamasterov.ru.

  14. Кукла "Девка-баба": [Электронный ресурс]. Режим доступа //stranamasterov.ru.

  15. Народная кукла: возникновение: [Электронный ресурс]. Режим доступа//vuzlit.ru.

  16. Русские обрядовые куклы: [Электр. ресурс]. Режим доступа //club.osinka.ru.

  17. Тайна кукол-оберегов: [Электронный ресурс]. Режим доступа // infoprivorot.ru. ob-oberegax.

  18. Словари онлайн: [ Электронный ресурс]. Режим доступа //onlinedic.net.-




Приложение 1. Опрос

1.Играли ли вы в куклы, и доставляло ли это вам особенное удовольствие?

2. Около какого возраста вы начали и когда перестали играть в куклы?

3. Почему вы бросили играть в куклы?

4. Предпочитали ли вы играть в куклы одни или с другими детьми?

5. Опишите вашу любимую куклу или какую-либо другую, которая больше всего вам нравилась.

6. Опишите характер ваших игр с куклами.

По первым двум вопросам: «Играли ли вы в куклы, и доставляло ли это вам особенное удовольствие? Около какого возраста вы начали и когда перестали играть в куклы?»

70% отметили исключительное увлечение игрой в куклы:

- «В игре в куклы я находила очень большое удовольствие. Я предпочитала эту игру всяким другим играм и прогулкам. Как я помню себя, еще очень маленькой я всегда желала иметь лучше куклу, нежели другие игрушки».

-«Игра в куклы была самой любимой моей игрой и доставляла мне больше удовольствия, чем все другие игры».

-«Игра в куклы доставляла мне несказанное удовольствие».

- «Это было мое любимое занятие: я спешила после уроков домой, чтобы приняться за игру».

30% девочек хотя и играли в куклы, но особого удовольствия в этом не находили.

- «Я играла только тогда в куклы, когда не представлялось ничего более интересного».

- «В куклы редко играла с удовольствием: была неусидчивая и долго сидеть на одном месте никак не могла».

- «В куклы я играла мало, больше любила играть с подругами в игры на улице».

- «Когда мне покупали новую куклу, то я была очень рада и играла с ней с большим удовольствием, но недолго, до покупки другой куклы».

- «В куклы я играла недолго, мне скоро стало стыдно играть в куклы, так как мама говорила, что я большая и пора заканчивать играть в куклы».

Относительно 3-го вопроса: «Около какого возраста вы начали и когда перестали играть в куклы?» — вопроса, который стоит в тесной связи с 5-м вопросом — «Почему вы бросили играть в куклы?» — 80% играть в куклы начинают в большинстве случаев около 3-летнего возраста, а заканчивают на 12-й год.

Большинство ответов говорят частью о прекращении игр в куклы, так как пошли в школу.

- «Бросила я играть в куклы, когда поступила школу, потому что у меня появились тогда новые интересы и новые занятия».

- «Я потому перестала играть в куклы, что стала увлекаться динозаврами, а кроме того, учиться стало труднее, и некогда было заниматься куклой».

- «Перестала я играть в куклы из-за того, что я стала посещать ещё музыкальную школу, и на кукол не хватало времени. С завистью смотрела на подруг, хотелось поиграть, но нужно было учить уроки».

- «Бросила куклы потому, что мало оставалось времени для игры, да и охладела как-то к этой игре. Но прекратила не сразу: сначала стала раздавать маленьких кукол, а затем отдала и все большие, но мне всё равно было жалко расставаться с ними».

Остальные 20% ответы указывают на вынужденное прекращение игры в куклы под влиянием того, что начинали стыдить окружающие.

-«Играть в куклы я бросила после того, как мама меня пристыдила, сказав: «Стыдно большой девочке, начавшей учиться, играть в куклы».

- «Перестала играть в куклы потому, что когда перешла в 6-й класс, надо мной все смеялись, что я так долго играю в куклы».

- «Я бросила играть в куклы потому, что боялась, чтобы моя подруга не рассказала об этом мальчику, который мне очень нравился, и я боялась, что он будет надо мной смеяться».

По 4-ому вопросу: «Предпочитали ли вы играть в куклы одни или с другими детьми?» — результаты таковы: игра в куклы не мирится с наличием посторонних людей 80%.

-«Подруг у меня было очень много, но в куклы играла одна, а с подругами предпочитала игры на улице».

- «Я больше всего любила играть в куклы со своей сестрой, потому что при ней могла свободно разговаривать с куклой, а подруг стеснялась».

-«Игра в куклы доставляла мне удовольствие именно тем, что в это время я была предоставлена самой себе, не любила спорить, настаивать».

- «Я играла всегда одна, особенно когда в комнате никого не было, и я могла тихонько разговаривать со своими куклами».

- «Я любила играть всегда одна, потому что тогда кукла принадлежала только мне и мы с ней могли оставаться наедине и доверять все секреты друг другу».

-«Я предпочитала скорее играть одна, чем с другими. И особенно конфузилась взрослых, прекращала играть, если в комнате появлялись взрослые».

Перейдем теперь к следующему, очень интересному 6-ому вопросу: «Опишите вашу любимую куклу или какую-либо другую, которая больше всего вам нравилась». 60% высказалось за большую куклу, 40% —меньшего размера. Затем почти единогласно выставляется требование, чтобы кукла была изящная и красивая. Относительно окраски волос 58% нравятся блондинки, 28% — брюнетки и 14% — шатенки. Все выдвигают требование, которое, конечно, является основным не только для куклы, чтобы были волосы, голова, руки и ноги чтобы двигались, чтобы можно было куклу одевать и раздевать, купать, шить для нее и сменять на ней белье.

На 7-й вопрос: «Опишите характер ваших игр с куклами» — мы получаем самую разнообразную картину кукольной жизни, охватывающей все стороны жизни и самих обладательниц.

- «Играя в куклы, я подражала всему, что было со мной»,

- «Копировала всё, что происходило вокруг меня»,

-«Если я была в гостях, то и моя кукла тоже была в гостях».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!