СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Здоровье и режим дня школьника"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа проведена с целью выяснения зависимости здоровья школьника и его успешности в учебе от режима дня.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Здоровье и режим дня школьника"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 15 п. Карпушиха














ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему «Здоровье и режим дня школьника»
















Исполнитель:

Налимова Татьяна

ученица 3 класса

Научный руководитель:

Павлова Е.А.

учитель физической культуры






п. Карпушиха

2019 г.

Оглавление



Введение……………………………………………………………………………

Основная часть…………………………………………………………………….

I глава. Цели и задачи исследования

II глава. Методика проведения исследовательской работы

III глава. Научная часть работы

IV глава. Анализ результатов

Выводы

Список использованной литературы





















Введение

Актуальность: здоровье является важнейшей ценностью для человека. Сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры человека. Культура подразумевает не только систему знаний о здоровье, но и поведение по сохранению здоровья его укреплению. Здоровье не перестает быть ценностью, даже если ценность это не ососознаётся человеком (что свойственно многим школьником).

Предметная область: физическая культура

В этой работе я поставила цель: исследовать, здоровы ли учащиеся моего класса, соблюдают ли режим дня, полноценно ли организовано их питание, как зависит здоровье и успешность в учебе от режима дня.

Задачей исследования является изучение режима дня школьников, питания, состояния здоровья, успеваемости и зависимости между ними.

Гипотеза исследования. Я предполагаю, что здоровье и успешность в учебе зависят от соблюдения режима дня, организации рационального питания.

Для проведения исследовательской работы мы определили круг вопросов, на которые должны найти ответы:

  • что такое правильный режим дня;

  • зависимость работоспособности от режима дня;

  • соблюдают ли одноклассники режим дня;

  • что такое рациональное питание;

  • чем питаются мои одноклассники;

  • здоровы ли мои одноклассники.

Ответы на эти вопросы мы искали в Интернете, в библиотеке, у учителей. Составили анкету для опроса учащихся, исследовали результаты анкеты, медицинские карты учащихся, пропуски занятий по болезни в течение учебного года. Обработав все данные, составили таблицы.


Основная часть

Глава I. Научная часть работы.

Часть I Режим дня.

Многие люди начинают осознавать ценность здоровья, только тогда, когда оно находится под серьёзной угрозой или почти утрачено. Всемирная организация здравоохранения приняла следующие определение здоровья. «Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутвие болезней и физизических недостатков» Факторами, влияющими на здоровье являются образ жизни , наследственность, внешняя среда, природно-климатические условия, медециннское обслуживание. Мы остановимся на одном из факторов здоровья – здоровый образ жизни. Этот фактор является главным в укреплении здоровья человека. Здоровый образ жизни включает в себя слагаемые здорового образа жизни: режим дня, гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация режима двигательное активности, занятие физическими упражнениями и спортом. Обратимся к одному из главных слагаемых здорового образа жизни – режиму дня.

Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека.

Учащимся своего класса я раздала анкеты, в которых им было предложено ответить на вопросы о их режиме дня.

Таблица 1 «Режим дня учащихся» характеризует соответствие возрастным гигиеническим нормативам продолжительности ночного сна, приготовления домашних заданий и прогулки (Приложение 1)

Проанализировав данные анкет, я пришла к выводу, что ученики моего класса выполняют режим дня не в полной мере. Не хватает силы воли и твёрдости характера.


Часть II. Рациональное питание

Рациональное питание. Жизнь человека связана с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможно только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Известно, что даже в состоянии покоя, сна человек расходует энергию. Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 ч на 1 кг массы тела равен 1 килокалории. Если вы весите 45 кг, то в час расходуете 45 килокалорий в сутки- 108 (45х24). Каждый из вас по этой формуле может узнать свои показатели.

При занятиях физическими упражнениями требуется питание в зависимости от характера мышечной деятельности.

Рациональное питание – это правильное соотношение по энергоемкости и калорийности принимаемых продуктов питания с нормой пищи.

Здоровье во многом зависит от того, насколько качественно и правильно организовано питание.

В пище содержатся белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, микроэлементы, вода.

Белки. Основной частью организма являются белки. Они служат основным материалом для строительства клеток и тканей организма. При недостатке белков отмечается задержка в физическом и умственном развитии. При регулярных занятиях физическими упражнениями требуется от 2 до 2,5 г. белка на 1 кг массы тела. Наиболее богаты белком молоко, мясо, рыба, яйца и молочные продукты (Приложение 4).

Жиры. В состав организма человека входят жиры. Они служат источником энергии, способствуют лучшему усвоению белков, поддерживают высокую работоспособность, что важно при занятиях физическими упражнениями. Жиры содержатся в животных маслах: сливочном и топленом, сметане, сливках. Растительных жиров много в рыбных консервах (шпротах, сардинах, печени трески) в овощных консервах (кабачковой и баклажанной икре), в майонезе и молоке.

Для занимающихся физическими упражнениями потребность в жирах составляет 100-120 г в сутки (Приложение 6).

Углеводы. Углеводы являются основными источниками энергии. Особенно интенсивно они используются мышцами, а также клетками головного мозга. Они богаты клетчаткой, необходимы для мышечной деятельности и поддержания температуры тела. Источники углеводов: сахар, белый хлеб, макаронные изделия, горох, фасоль, крупы, картофель, фрукты, шоколад, изюм, мед, варенье (Приложение 5).

Минеральные вещества. Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей организма. К ним относятся: кальций, фосфор, фтор, калий, натрий, магний, железо, сера, хлор. Суточная потребность человека в минеральных веществах 20-30 г. Они участвуют во всех сложнейших биохимических процессах, протекающих в организме, необходимы для образования крови и пищеварительных соков. Например, кальций принимает участие в образовании костной ткани зубов, участвует в процессах свертывания крови, необходим для правильной работы нервной и мышечной систем. Фтор необходим для улучшения эмали зубов. Фосфор – для хорошей деятельности головного мозга, нормального роста и развития костной и мышечной тканей. Железо является составной частью гемоглобина, при недостатке которого может развиться малокровие. Калий, магний и натрий регулируют водно-солевые обмены.

Микроэлементы. Важную роль в организме человека играют микроэлементы. Они входят в состав ферментов и гормонов. Цинк, медь, марганец, кобальт, йод, литий, хром, уран участвуют в химических процессах и особенно пластических. Микроэлементами богаты печень, яичный желток, овощи, фрукты, морская капуста.

При занятиях физическим упражнениями в организме происходит большой расход фосфора и кальция, калия и натрия. Фосфорные соединения, находящиеся в мышцах, играют важную роль в мышечном сокращении. Фторные соединения влияют на быстроту реакции, мышечную работу, требующую высокого нервного напряжения.

Витамины. Особое место в рациональном питании играют витамины – органические соединения разнообразной химической природы, поступающие в организм с пищей. Витамины реагируют процессы обмена веществ, повышают сопротивляемость организма болезнетворным микробам, улучшают работоспособность, принимают участие в обновлении клеток и тканей, помогают расти и развиваться организму.

Обозначаются витамины заглавными буквами латинского алфавита. Витамины делятся на две группы растворимые в воде (водорастворимые) – С, В1, В2, В6, В12 РР и растворимые в жирах (жирорастворимые) – А, Е, Д, К. Содержатся витамины в овощах, фруктах, злаковых культурах, мясе, рыбе, молоке, масле, твороге, черном хлебе, яйцах, икре, бобовых культурах (Приложение 7).

Режим питания при занятиях физическими упражнениями. При регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями повышаются процессы обмена веществ, происходят значительные траты энергии, возникает потребность в дополнительном использовании витаминов для поддержания умственной и физической работоспособности.

После занятий приступать к еде можно через 30-45 мин. Питаться следует 4-5 раз в день: утренний завтрак -25% суточного объема пищи, второй завтрак – 10%, обед – 35%, полдник – 10%, ужин - 20%.

Вода и питьевой режим. Вода составляет 66% тела человека. При занятиях физическими упражнениями интенсивно протекают процессы обмена веществ, кровотока, потовыделения. Вода принимает участие в химических водо-солевых процессах, удаляет шлаки из организма. Суточная потребность человека в воде составляет 1,5-2,5 л. Избыточное потребление воды усиливает потоотделение, перегружает сердце и почки, приводит к вымыванию из организма нужных ему веществ. При появлении жажды рекомендуется прополоскать рот и горло водой; при сильной жажде следует утолять ее постепенно, выпивая через 10-12 мин по нескольку глотков воды. Недостаток воды приводит к сгущению крови, повышению температуры тела, нарушению процессов пищеварения и выделения.

Мои одноклассники были опрошены мной об их питании.

Таблица 2 «Питание учащихся» характеризует, насколько рационально питаются наши учащиеся (Приложение 2).

Проанализировав анкеты одноклассников, я сделала вывод: Результат таблицы показывает, что школьники питаются не совсем плохо, хотя часто употребляют любимые, но вредные продукты питания, которыми можно просто перекусить – чипсы, кириешки, газировку, колу, консервы, шоколад конфеты.


Часть III. Систематическое воздействие на организм ребенка в определенной последовательности труда, отдыха, питания, гимнастики, закаливания и достаточного пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям и благоприятно сказывается на их физическом развитии.

Совместно с учителем и ребятами, используя данные школьного журнала о пропусках уроков по болезни, мы подсчитали количество пропусков каждого ученика нашего класса за 3 четверть.

Таблица «Здоровье учащихся класса» ха­рактеризует состояние здоровья школьников, (динамику острой заболеваемости на протяжении учебного года и количество  учащих­ся, не болевших в течение 3 четверти) (Приложение 3).

Вывод: Здоровье школьников оценивается на 3,5 балла, что означает «недостаточно хорошо»


Заключение

Таким образом, мы исследовали режим дня учащихся 3 класса, организацию их питания, заболеваемость в течение за третьей четверти 2013-2014 учебного года. Результаты исследования внесены в таблицы, выведена средняя оценка соблюдения режима дня (3,3 балла), питания (3,4 балла), состояния здоровья учащихся (3,5 балла). Из этих результатов можно увидеть, что из-за неполноценного питания, не правильного соблюдения режима дня, дети достаточно часто болели в третьей четверти.


Выводы. В этой работе мы исследовали зависимость здоровья учащихся моего класса от соблюдения режима дня и организации рационального питания. Пришла к выводу, что эти параметры действительно взаимосвязаны. Изменение первых двух оценок приводит к изменению третьей, самой важной оценки – оценки здоровья школьника. Можно продолжить исследования и вывести зависимость успешности в учебе от состояния здоровья, соблюдения режима дня и рационального питания школьника.




9