Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пронская средняя общеобразовательная школа» Пронского района
Рязанской области
Литературно-исследовательская работа
«Житие Александра Невского как памятник
древнерусской литературы. Традиции и новаторство».
Выполнила Мартыненко Вероника,
ученица 10 класса
Руководитель: Старикова Г.А.,
учитель русского языка и литературы
Пронск 2021 год
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
А.С.Пушкин
Каждый русский человек независимо от того, в какую эпоху живёт, осознаёт себя частью большого целого, поэтому интересуется и своей родословной, и тем, «откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Процесс формирования исторической памяти невозможен без обращения к древнерусской литературе, которая прошла в своём развитии долгий семивековой путь, от ХI к ХVII веку.
Литература Древней Руси носила ярко выраженный исторический характер и не допускала художественного вымысла. Долгое время обычный человек с его радостями и бедами не интересовал древнего автора. Исторические события государственного масштаба: военные походы князей, набеги кочевых народов, борьба за княжеский престол, строительство монастырей – вот что находилось в центре его внимания. Героями произведений становились лица, исторически реальные и значимые.
Для литературы Древней Руси была характерна особая система жанров. Ратные подвиги русичей изображались в воинских повестях, путешествия в другие страны сначала только с паломнической, а затем с торговой и дипломатическими целями – в хождениях. Для каждого жанра существовал свой канон. Например, в агиографическом произведении, где описывалась жизнь святого, была обязательной трёхчастная композиция: риторическое вступление, биографическая часть и похвала одному из «воинства Христова».
Почётное место в ряду древних произведений занимает «Житие Александра Невского» - первое русское житие князя-воина. Оно было создано в 80-е годы ХIII века во владимирском Рождественском монастыре, где вначале был погребён Александр Невский (1221-1263), княживший в Новгороде и Владимире и одержавший ряд исторически важных для Руси военных побед.
Инициаторами составления жития считают митрополита Кирилла и сына князя – Дмитрия Александровича.
Произведение было очень популярно, только в ХIII-ХVII веках было создано 15 редакций памятника. Новые списки и редакции жития продолжали появляться и в ХVIII столетии, когда из владимирского святого Александр превратился в небесного покровителя Санкт-Петербурга, куда были перенесены его мощи.
Автор «Жития» прекрасно владел каноном агиографического повествования.
Во вступлении он наделил себя «простым умом», чтобы возвысить героя. «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Я, жалкий и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова… Рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его».
В биографической части сообщил о благочестии родителей святого. «Сей князь родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от его матери Феодосии». Упомянул, что перед выступлением в поход князь молился в новгородском Софийском соборе, что святые Борис и Глеб, явившись дозорному Пелугию (Пелгусию), предупредили русских о приближении врага. Однако в целом произведение больше напоминает воинскую повесть, чем житие святого. Центром повествования в нём становятся батальные сцены, велика их идейная нагрузка: они должны были свидетельствовать, что на Руси ещё не перевелись богатыри.
Однако автор нарушил правило одного героя жития, изобразив Александра в окружении храбрых русских воинов, а не на безликом фоне дружины.
Каждый из участников Невской битвы сражался с врагом, «не имея страха в душе своей», но народное предание сохранило память о шести храбрецах. Яркая индивидуальная характеристика воинов дана через описание совершённых ими подвигов.
Гаврило Олексич напал на речное судно (шнек), враги сбросили его в воду, но по Божьей милости он вышел из воды невредимым и снова ринулся в бой.
Новгородец Сбыслав Якунович сражался одним топором так, что все удивлялись его силе и храбрости. Другой новгородец, Меша, с небольшой дружиной сумел потопить три вражеских корабля. Героизм проявили ловчий князя Яков и другой его слуга Ратмир, погибший на поле брани от многочисленных ран. Вместе с князем Александром героев битвы семеро, что соответствует традиционной символике чисел, согласно которой семь – символ гармонии души (полководец) и тела (войско). Единство князя и народа обеспечило победу над шведами в 1240 году, в честь которой Александр был прозван Невским.
Произведение об Александре Невском принадлежит к шедеврам древнерусской литературы и, как всякое великое творение, не укладывается в традиционные жанровые рамки, поражает читателя яркими образами, потрясающими воображение картинами. Представление о «злой сечи» на Чудском озере автор создаёт, широко используя звукопись и цветопись. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Чувство всенародного горя после смерти князя-воина передают «вопль, и стон, и плач», которые были так сильны, что «даже земля содрогнулась», а « все люди восклицали: «Уже погибаем!»
Ещё одним необычным элементом «Жития» стало искусственное присоединение к нему «Слова о погибели Русской земли». Этот памятник, созданный лет на 50 раньше «Жития», дошёл до нас не в полном объёме. Его начало стало своеобразным лирическим прологом к повествованию об Александре Невском. «О, светло-светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами… храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Добавляя это риторическое вступление, вероятно, автор пытался сделать «Житие» более масштабным, патриотичным. Я считаю, что ему это удалось.
Древнерусскую литературу, по моему мнению, отличает высокая духовность.
Жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственности человека – главная её задача. В ней, как на иконе, изображающей внутреннюю сущность святого, всё подчинено прославлению вечно прекрасных нравственных качеств: милосердия, скромности, душевной щедрости.
Литературой нашего века нельзя загородить, а тем более подменить прошлое. Прожитые века дополняют друг друга. Они живы тем, что удивительно различны, что возвышают над обычной жизнью. Я думаю, читать памятники древнерусской литературы очень полезно, когда душа просит необычного.
А закончить свою работу я хочу закончить замечательными строками стихотворения, которое написал монах Варнава (Санин):
Крестным знаменьем пред битвой
Троекратно осенясь, -
Меч в руке, уста с молитвой, -
Побеждал великий князь!
Закрывали тучи солнце…
Кровь струилась по траве…
Бил он рыцарей – тевтонцев,
Бил он шведов на Неве.
Сотни лет прошли с той были,
Многие ушли, как дым…
А вот князя не забыли –
Он великим стал святым.
Александр Невский на Ледовом побоище