СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Житие Александра Невского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Житие Александра Невского"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пронская средняя общеобразовательная школа» Пронского района

Рязан­ской области







Литературно-исследовательская работа


«Житие Александра Невского как памятник

древнерусской литера­туры. Традиции и новаторство».






Выполнила Мартыненко Вероника,

ученица 10 класса

Руководитель: Старикова Г.А.,

учитель русского языка и литературы




Пронск 2021 год




Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

А.С.Пушкин

Каждый русский человек независимо от того, в какую эпоху живёт, осознаёт себя частью большого целого, поэтому интересуется и своей родословной, и тем, «откуда пошла Рус­ская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Процесс формирования исторической памяти невозможен без обращения к древнерусской литера­туре, которая прошла в своём развитии долгий семивековой путь, от ХI к ХVII веку.

Литература Древней Руси носила ярко выраженный исторический характер и не допус­кала художественного вымысла. Долгое время обычный человек с его радостями и бедами не интересовал древнего автора. Исторические события государственного масштаба: во­енные походы князей, набеги кочевых народов, борьба за княжеский престол, строитель­ство монастырей – вот что находилось в центре его внимания. Героями произведений ста­новились лица, исторически реальные и значимые.

Для литературы Древней Руси была характерна особая система жанров. Ратные подвиги русичей изображались в воинских повестях, путешествия в другие страны сначала только с паломнической, а затем с торговой и дипломатическими целями – в хождениях. Для каждого жанра существовал свой канон. Например, в агиографическом произведении, где описывалась жизнь святого, была обязательной трёхчастная композиция: риторическое вступление, биографическая часть и похвала одному из «воинства Христова».

Почётное место в ряду древних произведений занимает «Житие Александра Невского» - первое русское житие князя-воина. Оно было создано в 80-е годы ХIII века во владимир­ском Рождественском монастыре, где вначале был погребён Александр Невский (1221-1263), княживший в Новгороде и Владимире и одержавший ряд исторически важных для Руси военных побед.

Инициаторами составления жития считают митрополита Кирилла и сына князя – Дмитрия Александровича.

Произведение было очень популярно, только в ХIII-ХVII веках было создано 15 редакций памятника. Новые списки и редакции жития продолжали появляться и в ХVIII столетии, когда из владимирского святого Александр превратился в небесного покровителя Санкт-Петербурга, куда были перенесены его мощи.

Автор «Жития» прекрасно владел каноном агиографического повествования.

Во вступлении он наделил себя «простым умом», чтобы возвысить героя. «Во имя Гос­пода нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Я, жалкий и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволо­дова… Рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его».

В биографической части сообщил о благочестии родителей святого. «Сей князь родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Яро­слава и от его матери Феодосии». Упомянул, что перед выступлением в поход князь мо­лился в новгородском Софийском соборе, что святые Борис и Глеб, явившись дозорному Пелугию (Пелгусию), предупредили русских о приближении врага. Однако в целом про­изведение больше напоминает воинскую повесть, чем житие святого. Центром повество­вания в нём становятся батальные сцены, велика их идейная нагрузка: они должны были свидетельствовать, что на Руси ещё не перевелись богатыри.

Однако автор нарушил правило одного героя жития, изобразив Александра в окружении храбрых русских воинов, а не на безликом фоне дружины.

Каждый из участников Невской битвы сражался с врагом, «не имея страха в душе своей», но народное предание сохранило память о шести храбрецах. Яркая индивидуальная харак­теристика воинов дана через описание совершённых ими подвигов.

Гаврило Олексич напал на речное судно (шнек), враги сбросили его в воду, но по Божьей милости он вышел из воды невредимым и снова ринулся в бой.

Новгородец Сбыслав Якунович сражался одним топором так, что все удивлялись его силе и храбрости. Другой новгородец, Меша, с небольшой дружиной сумел потопить три вра­жеских корабля. Героизм проявили ловчий князя Яков и другой его слуга Ратмир, погиб­ший на поле брани от многочисленных ран. Вместе с князем Александром героев битвы семеро, что соответствует традиционной символике чисел, согласно которой семь – сим­вол гармонии души (полководец) и тела (войско). Единство князя и народа обеспечило победу над шведами в 1240 году, в честь которой Александр был прозван Невским.

Произведение об Александре Невском принадлежит к шедеврам древнерусской литера­туры и, как всякое великое творение, не укладывается в традиционные жанровые рамки, поражает читателя яркими образами, потрясающими воображение картинами. Представ­ление о «злой сечи» на Чудском озере автор создаёт, широко используя звукопись и цве­топись. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов ме­чей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Чувство всенародного горя после смерти князя-воина передают «вопль, и стон, и плач», которые были так сильны, что «даже земля содрогнулась», а « все люди воскли­цали: «Уже погибаем!»

Ещё одним необычным элементом «Жития» стало искусственное присоединение к нему «Слова о погибели Русской земли». Этот памятник, созданный лет на 50 раньше «Жития», дошёл до нас не в полном объёме. Его начало стало своеобразным лирическим прологом к повествованию об Александре Невском. «О, светло-светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами… хра­мами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Добавляя это риториче­ское вступление, вероятно, автор пытался сделать «Житие» более масштабным, патрио­тичным. Я считаю, что ему это удалось.

Древнерусскую литературу, по моему мнению, отличает высокая духовность.

Жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственности человека – главная её задача. В ней, как на иконе, изображающей внутреннюю сущность святого, всё подчинено прославлению вечно прекрасных нравственных качеств: милосердия, скромно­сти, душевной щедрости.

Литературой нашего века нельзя загородить, а тем более подменить прошлое. Прожитые века дополняют друг друга. Они живы тем, что удивительно различны, что возвышают над обычной жизнью. Я думаю, читать памятники древнерусской литературы очень по­лезно, когда душа просит необычного.

А закончить свою работу я хочу закончить замечательными строками стихотворения, ко­торое написал монах Варнава (Санин):



Крестным знаменьем пред битвой

Троекратно осенясь, -

Меч в руке, уста с молитвой, -

Побеждал великий князь!

Закрывали тучи солнце…

Кровь струилась по траве…

Бил он рыцарей – тевтонцев,

Бил он шведов на Неве.

Сотни лет прошли с той были,

Многие ушли, как дым…

А вот князя не забыли –

Он великим стал святым.















Александр Невский на Ледовом побоище


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!