Прудкина Марина Динаровна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студент 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: преподаватель, Загородникова Т.В.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Аннотация: Читательская грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых современным обучающимся для успешного усвоения учебного материала и интеграции в общество. В начальной школе, особенно в 4 классе, формирование этой грамотности достигается через разнообразные приемы работы с текстом. Данная статья рассматривает приемы работы с текстом, способствующие развитию читательской грамотности у четвероклассников на уроках русского языка.
Ключевые слова: читательская грамотность, компетенция, прием, текст.
Формирование читательской грамотности является одним из важнейших результатов начального образования. Требования к уровню читательской грамотности отражены в планируемых метапредметных познавательных результатах ФГОС НОО по пониманию текста и умению работать с информацией. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Без необходимого уровня читательской грамотности невозможно проводить анализ и интерпретацию различных текстов, понимать их главную мысль, а также выражать свои мысли. [1]
В ходе работы с обучающимися четвертого класса был выявлен ряд проблем, связанных с формированием читательской грамотности: трудности при определении типологии текстов, выделение главной мысли, правильное употребление слов, определение явной и неявной информации, грамотное использование средств выразительности. [2]
Стартовая диагностическая работа позволила определить уровень сформированности читательской грамотности среди учеников 4 «Е» класса. На основе результатов диагностирования можно сделать вывод о том, что в исследуемом классе почти половина обучающихся продемонстрировали низкий уровень сформированности читательской грамотности (рис.1).
Рисунок 1. – Результаты диагностической работы.
В ходе проведения интервью среди педагогов 4 классов была выявлена проблема недостаточного количества текстов на краеведческую тему. Такие тексты были бы очень полезны, поскольку выполняя задание, обучающиеся расширяют свои знания о родном крае, о великих личностях, о достопримечательностях. Это определило содержание дальнейшей работы (рис. 2).
Разработанный сборник разделен на 3 блока, каждый из которых включает 4 текста и задания к ним. Первый блок «Выдающиеся личности»: В.П. Астафьев, В.И. Суриков, И.С. Ярыгин, А.Д. Березин.
Второй блок «Природные объекты»: Национальный парк «Красноярские столбы», Енисей - великая река Сибири, часовня Параскевы Пятницы, сердце Земли (Красноярские пещеры).
Третий блок «Культурное наследие»: Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, Органный зал Красноярской краевой филармонии, Красноярский краевой краеведческий музей, объекты Зимней Универсиады-2019.
Задания для выполнения разработаны на основе изучаемых приёмов работы с текстом, что являются важным элементом, способствующим развитию читательской грамотности у обучающихся. Они помогают не только лучше понимать содержание прочитанного, но и анализировать текст. Для каждого текста мы подобрали эффективные приёмы работы с текстом, которые могут быть использованы на уроках русского языка в 4 классе. С каждым разработанным текстом сборник пополняется новыми, ранее не использованными приёмами. Перечислим некоторые из них:
Прием синквейн. Метод краткого и точного выражения мысли через пять строк в определенном порядке.
Прием определения деталей. Определение деталей включает в себя выделение ключевых фактов, аргументов и деталей, которые поддерживают главную мысль текста.
Прием верных и неверных утверждений. Этот прием включает в себя проверку утверждений о тексте на истинность или ложность.
Прием составления плана. Метод структурирования прочитанного, позволяющий выделить порядок их изложения.
Прием адресного вопроса. Метод, при котором задаются вопросы по прочитанному материалу.
Прием поиска синонимов в тексте. Поиск синонимов, замена близким по значению.
Прием скрытой информации. Этот прием включает в себя поиск и интерпретацию информации, не изложенной прямо в тексте.
Прием «Словарный запас». Учащиеся работают с незнакомыми словами из текста, записывают их значения и примеры использования.
Прием «Картинка к тексту». Учащиеся создают или выбирают иллюстрации, которые отражают содержание и основную мысль текста.
Прием «Таблицы». Учащиеся заполняют таблицы, в которых сравнивают и сопоставляют различные уровни текста. [4]
Стоит отметить, что после работы с текстом и заданиями, обучающимся предлагается создать собственные задания. Данный процесс реализуется при использовании различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой. По окончанию работы с текстом, приемами и разработкой заданий, все предложенные варианты собираются в один общий сборник, который является отражением итоговых результатов.
Для формирования читательской грамотности и крепкого фундамента этической культуры личности, необходимо «откликнуть» ребенка, нужно, как отметил В.А.Сухомлинский, «суметь коснуться его струн». Для успешного развития читательской грамотности нужна мотивация, заинтересованность и разнообразие заданий, создать которые позволяют приемы работы с текстом. Таким образом, наша работа – это помощник ученика для увлекательной работы с текстом. А для учителя – это способ, который поможет для достижения умения выпускников начальной школы. При совместной работе вполне возможно достигнуть результатов по формированию читательской грамотности у обучающихся 4 класса.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.) https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Агаева А.В., Средство формирования читательской грамотности младших школьников // Экономика и социум. 2023. – 87 с.
Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под ред. М. С. Васильевой и др. – М.: Знание, 2018. – 232 с.
Бенеш Н. И., Папина М. В., Поздеева С. И. К проблеме развития читательской грамотности у детей: поиск эффективных приемов работы // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021.