СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская статья на тему "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности на уроках русского языка у обучающихся 4 класса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых современным обучающимся для успешного усвоения учебного материала и интеграции в общество. В начальной школе, особенно в 4 классе, формирование этой грамотности достигается через разнообразные приемы работы с текстом. Данная статья рассматривает приемы работы с текстом, способствующие развитию читательской грамотности у четвероклассников на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская статья на тему "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности на уроках русского языка у обучающихся 4 класса".»



Прудкина Марина Динаровна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Загородникова Т.В.


ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

Аннотация: Читательская грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых современным обучающимся для успешного усвоения учебного материала и интеграции в общество. В начальной школе, особенно в 4 классе, формирование этой грамотности достигается через разнообразные приемы работы с текстом. Данная статья рассматривает приемы работы с текстом, способствующие развитию читательской грамотности у четвероклассников на уроках русского языка.

Ключевые слова: читательская грамотность, компетенция, прием, текст.

Формирование читательской грамотности является одним из важнейших результатов начального образования. Требования к уровню читательской грамотности отражены в планируемых метапредметных познавательных результатах ФГОС НОО по пониманию текста и умению работать с информацией. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Без необходимого уровня читательской грамотности невозможно проводить анализ и интерпретацию различных текстов, понимать их главную мысль, а также выражать свои мысли. [1]

В ходе работы с обучающимися четвертого класса был выявлен ряд проблем, связанных с формированием читательской грамотности: трудности при определении типологии текстов, выделение главной мысли, правильное употребление слов, определение явной и неявной информации, грамотное использование средств выразительности. [2]

Стартовая диагностическая работа позволила определить уровень сформированности читательской грамотности среди учеников 4 «Е» класса. На основе результатов диагностирования можно сделать вывод о том, что в исследуемом классе почти половина обучающихся продемонстрировали низкий уровень сформированности читательской грамотности (рис.1).











Рисунок 1. – Результаты диагностической работы.









В ходе проведения интервью среди педагогов 4 классов была выявлена проблема недостаточного количества текстов на краеведческую тему. Такие тексты были бы очень полезны, поскольку выполняя задание, обучающиеся расширяют свои знания о родном крае, о великих личностях, о достопримечательностях. Это определило содержание дальнейшей работы (рис. 2).

Разработанный сборник разделен на 3 блока, каждый из которых включает 4 текста и задания к ним. Первый блок «Выдающиеся личности»: В.П. Астафьев, В.И. Суриков, И.С. Ярыгин, А.Д. Березин.

Второй блок «Природные объекты»: Национальный парк «Красноярские столбы», Енисей - великая река Сибири, часовня Параскевы Пятницы, сердце Земли (Красноярские пещеры).

Третий блок «Культурное наследие»: Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, Органный зал Красноярской краевой филармонии, Красноярский краевой краеведческий музей, объекты Зимней Универсиады-2019.

Задания для выполнения разработаны на основе изучаемых приёмов работы с текстом, что являются важным элементом, способствующим развитию читательской грамотности у обучающихся. Они помогают не только лучше понимать содержание прочитанного, но и анализировать текст. Для каждого текста мы подобрали эффективные приёмы работы с текстом, которые могут быть использованы на уроках русского языка в 4 классе. С каждым разработанным текстом сборник пополняется новыми, ранее не использованными приёмами. Перечислим некоторые из них:

  1. Прием синквейн. Метод краткого и точного выражения мысли через пять строк в определенном порядке.

  2. Прием определения деталей. Определение деталей включает в себя выделение ключевых фактов, аргументов и деталей, которые поддерживают главную мысль текста.

  3. Прием верных и неверных утверждений. Этот прием включает в себя проверку утверждений о тексте на истинность или ложность.

  4. Прием составления плана. Метод структурирования прочитанного, позволяющий выделить порядок их изложения.

  5. Прием адресного вопроса. Метод, при котором задаются вопросы по прочитанному материалу.

  6. Прием поиска синонимов в тексте. Поиск синонимов, замена близким по значению.

  7. Прием скрытой информации. Этот прием включает в себя поиск и интерпретацию информации, не изложенной прямо в тексте.

  8. Прием «Словарный запас». Учащиеся работают с незнакомыми словами из текста, записывают их значения и примеры использования.

  9. Прием «Картинка к тексту». Учащиеся создают или выбирают иллюстрации, которые отражают содержание и основную мысль текста.

  10. Прием «Таблицы». Учащиеся заполняют таблицы, в которых сравнивают и сопоставляют различные уровни текста. [4]

Стоит отметить, что после работы с текстом и заданиями, обучающимся предлагается создать собственные задания. Данный процесс реализуется при использовании различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой. По окончанию работы с текстом, приемами и разработкой заданий, все предложенные варианты собираются в один общий сборник, который является отражением итоговых результатов.

Для формирования читательской грамотности и крепкого фундамента этической культуры личности, необходимо «откликнуть» ребенка, нужно, как отметил В.А.Сухомлинский, «суметь коснуться его струн». Для успешного развития читательской грамотности нужна мотивация, заинтересованность и разнообразие заданий, создать которые позволяют приемы работы с текстом. Таким образом, наша работа – это помощник ученика для увлекательной работы с текстом. А для учителя – это способ, который поможет для достижения умения выпускников начальной школы. При совместной работе вполне возможно достигнуть результатов по формированию читательской грамотности у обучающихся 4 класса.

Список литературы
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.) https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

  2. Агаева А.В., Средство формирования читательской грамотности младших школьников // Экономика и социум. 2023. – 87 с.

  3. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под ред. М. С. Васильевой и др. – М.: Знание, 2018. – 232 с.

  4. Бенеш Н. И., Папина М. В., Поздеева С. И. К проблеме развития читательской грамотности у детей: поиск эффективных приемов работы // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021.