Просмотр содержимого документа
«Исследовательские экспресс-карты по русскому языку (8 класс)»
Яна Георгиевна Судакова
Экспресс-исследование
по теме: «Односоставные предложения»
Цель: выявить особенности односоставных предложений, различать их виды.
Шаги для достижения цели:
Внимательно изучите схему определения вида односоставного предложения, проанализируйте её и скопируйте в тетрадь.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
А. Определите количество членов предложения в грамматической основе.
Есть и подлежащее, и сказуемое
Двусоставное предложение
Да. По форме глагола можно определить, что действие выполняет я, ты, мы или вы.
Определённо-личное предложение | Есть только сказуемое
Б. Можно ли определить, кто конкретно выполняет действие, о котором говорится в предложении?
Нет. По форме глагола ясно, что действие выполняют они. Но кто именно, определить нельзя.
Неопределённо- личное предложение | Есть только подлежащее
Назывное предложение
Нет. Определить, кто выполняет действие, невозможно, так как действие выполняется независимо от его производителя.
Безличное предложение |
С помощью схемы определите вид односоставных предложений, записанных на интерактивной доске. Зафиксируйте информацию в тетради.
1) Под музыку осеннего дождя идёшь во тьме.
2) Со скрипом опустили трап.
3) Весна берёт свои права.
4) Славная осень!
5) Уже давно смеркалось.
Используя материалы учебника (С.И.Львова, В.В.Львов, «Русский язык. Часть 1», §25, стр.157-160), заполните таблицу:
Вид односоставного предложения | Способы выражения главного члена | Примеры |
| *Если глагол, то обязательно указать его форму (лицо, число, время, наклонение) | |
Яна Георгиевна Судакова
Экспресс-исследование
по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель: сформулировать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, а также правила, когда тире не ставится.
Шаги для достижения цели:
Внимательно изучите предложения, иллюстрирующие четыре случая, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире:
1) Книга – лучший друг человека.
2) Шестью шесть – тридцать шесть.
Длина Волги – 3688 километров.
3) Охранять природу – любить Родину.
Наша задача – хорошо учиться.
Ходить босиком – большое удовольствие.
4) Чтение – вот лучшее учение.
Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
Книга – это наш главный помощник в жизни.
Создайте схематическую модель каждого предложения на примере модели первого случая постановки тире между подлежащим и сказуемым (Книга – лучший друг человека.):
Проанализируйте схематические модели каждого из четырёх случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Опираясь на анализ схематических моделей, сформулируйте четыре правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Оцените предложения, которые демонстрируют случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится:
1) Он порча, он чума, он язва здешних мест. Я ученик. Мы орлята. 2) Жизнь прекрасна. | 1) Бедность не порок. 2) Глаза будто вишни. Голос словно музыка. 3) Собака, известно, друг человека. |
6. Найдите закономерность, по которой предложения были распределены на две группы. Объясните, почему в данных случаях тире между подлежащим и сказуемым ставить не нужно.
Яна Георгиевна Судакова
Экспресс-исследование по теме:
Типы связи слов в словосочетании
Цель: ответить на вопрос – почему лингвисты для обозначения типов связи слов в словосочетании предложили данные названия
- СОГЛАСОВАНИЕ;
- УПРАВЛЕНИЕ;
- ПРИМЫКАНИЕ.
Шаги для достижения цели:
Внимательно изучите схему определения типа подчинительной связи слов в словосочетании и проанализируйте её.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
А. Определить часть речи зависимого слова
Изменяемая часть речи Неизменяемая часть речи
(наречие, инфинитив,
деепричастие,
притяжательное местоимение)
Б. Изменить форму обоих слов


ПРИМЫКАНИЕ
Оба меняются Меняется только главное,
зависимое слово стоит
в той же форме

СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ
С помощью схемы определите тип связи слов в трёх словосочетаниях, предложенных вам учителем.
Оцените, как меняются слова в словосочетаниях при изменении формы словосочетания (Б). Сопоставьте полученную оценку с названием типа связи в каждом словосочетании.
Сформулируйте чёткий ответ на вопрос, поставленный в цели исследования.