МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2 Выступление на заседании ШМО Третьякова Л.В. 2018-2019
Исследовательские методы обучения в формировании ключевых компетенций обучающихся на уроках математики.
У творчески работающего учителя математики есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта.
« Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Наиболее часто на своих уроках я использую задачи исследовательского характера. Однако потенциал задач, имеющихся в учебниках, недостаточен для воспитания исследовательских умений. В своей работе мне приходится выбирать такие задачи, которые позволяют учащимся подойти к её решению с разных сторон, указать несколько её решений. Ставлю школьников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование при рассмотрении каждой задачи. А еще лучше – выходили на новый виток изучения материала, далеко выходящего за рамки школьной программы!
На уроке стараюсь организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании, отобрать и классифицировать математическое содержание каждого урока, вовлечь своих учеников в исследовательскую деятельность.
Основа моей педагогической деятельности - это не простое накопление учащимися математических знаний и отработка умения решать задачи практического характера, а сотрудничество учителя с учениками по исследованию каждой математической задачи. Мы должны готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Я уверена: каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности. Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
• мотивация исследовательской деятельности;
• постановка проблемы;
• сбор фактического материала;
• систематизация и анализ полученного материала;
• выдвижение гипотез;
• проверка гипотез;
• доказательство или опровержение гипотез.
Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств практической реализации каждого из названных этапов.
Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Я на уроках математики создаю проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. Развитию навыков самообразования, теоретического мышления, межпредметных связей, - способствуют уроки–практикумы. Также важное значение придаю организации и проведению лабораторно-практических работ на уроках геометрии.
Приведу пример проведения одной из лабораторно-практических работ по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике»
«Средняя линия треугольника»
Тема: Средняя линия треугольника.
Цель: ознакомление со свойствами средней линии треугольника.
Оборудование: линейка, угольник, циркуль и карандаш.
Указания:
1.Начерти три треугольника – остроугольный, прямоугольный, тупоугольный и таблицу.
2.Проведи среднюю линию треугольников.
3. Проверь параллельность средней линии и основания.
4. Измерь длину оснований и отдельно длину средней линии каждого треугольника, занеси данные в таблицу.
Установи связь между длиной средней линии и основанием.
6.Сделай вывод о свойствах средней линии треугольника.
Оформление работы: ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
Виды треугольников | остроугольный | тупоугольный | прямоугольный |
Длина оснований | | | |
Длина средней линии | | | |
Отношение длины основания к длине средней линии | | | |
Хочу привести ещё план исследования на уроке по теме «Формула площади прямоугольного треугольника».
План исследования.
I этап.
Конечная цель: формула площади прямоугольного треугольника.
Ход исследования.
1. Изобразить прямоугольник АВСD. Провести диагональ АС.
2. Сравнить треугольники АВС и ACD. Сравнить их площади.
3. На основе полученного вывода, второй аксиомы площадей и формулы для площади прямоугольника получить формулу площади прямоугольного треугольника.
II этап.
Конечная цель: выявить зависимость между высотой, основанием и площадью остроугольного треугольника.
Ход исследования.
1. Изобразить произвольный остроугольный треугольник.
2. Опустить высоту.
3. Используя вывод I этапа, получить формулу площади треугольника, в которой будут присутствовать высота и основание треугольника.
III этап.
Конечная цель: проверить, является ли полученная формула верной для тупоугольного треугольника, т.е. в том случае, когда высота треугольника не принадлежит его внутренней области.
Ход исследования составить самостоятельно.
По моим наблюдениям, подобные лабораторно-практические работы способствуют развитию у учащихся одновременно измерительных, графических, вычислительных умений и навыков, а также помогают развивать у них способности геометрического моделирования и конструирования. Именно такие работы создают благоприятные педагогические условия в организации обучения и содействуют развитию познавательной и исследовательской компетентности.
На уроках-практикумах можно предлагать ученикам набор задач исследовательского характера.
Вот одна из них:
Два села требуется соединить шоссейной дорогой (включая постройку моста через реку). Как должна пройти эта дорога, чтобы путь между сёлами был кратчайшим?
Преобразуем эту задачу в чисто геометрическую.
Две точки А и В расположены по разные стороны от полосы MNPQ/(MN)║(PQ). Соединить эти точки ломаной так, чтобы одно из звеньев было перпендикулярно прямой MN, а длина ломаной была бы наименьшей (MN и PQ являются образами берегов реки, а точки А и В –месторасположением сёл.
Некоторые задачи переросли в научно - практические работы:
«Поиск способов решения задач по измерению высоты дерева» (подобие треугольников), «Геометрические фракталы». Работы ребят заняли призовые места участвуя в школьных научно-практических конференциях. Также стараюсь практиковать использование проектного метода обучения. Четко определила для себя и для моих учеников, что основным признаком проекта является проблема. Нет проблемы – нет деятельности.
Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Технология проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проектная деятельность по сравнению с другими методами имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
• поисково-исследовательский (поиск и анализ проблемы или темы проекта, сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, проработка оптимальных идей, планирование деятельности);
• технологический (планирование, составление необходимой документации, составление проекта);
• заключительный (оформление и презентация работы, её оценка исполнителем и учителем).
Заключение
Велико значение современного урока не только в образовании личности, но и в развитии каждой личности, воспитании личности.
Моя работа по формированию исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода и проектного как его части, даёт возможность решать и задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах. Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к её изучению, заинтересованность в результатах своего труда. Ребята приобретают определённые качества личности, в частности:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• грамотно работают с информацией;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
3