СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские работы по физике для 7-го класса по теме: "Строение вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.

Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности.

Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях.

Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому лабораторные работы необходимо составлять таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательские работы по физике для 7-го класса по теме: "Строение вещества"»

Исследовательские работы по физике для 7-го класса по теме: "Строение вещества"


Разделы: Преподавание физики


Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.


Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности.


Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях.


Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому лабораторные работы необходимо составлять таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования.


В статье представлены описания практических и лабораторных работ по физике из тетради “Юный исследователь” для учащихся 7 классов по теме “Строение вещества”, которую я сама составила и использую практически на каждом уроке при изучении нового материала или закрепления пройденного и в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены фронтально или индивидуально (дома или в школе).


Наблюдение делимости вещества.


Цель работы: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.


Приборы и материалы:

кусочек мела,

мензурка с водой,

пробирка с кристалликами перманганата калия,

пробирки с водой – 3 шт,

стеклянная палочка.


Выполнение работы.


1. Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?


____________________________________________________________


____________________________________________________________


____________________________________________________________


2. Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


3. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.


______________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


4. Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.


______________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


5. Сделайте вывод:


______________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


_______________________________________________________________


Контрольные вопросы:


1. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках. Чем это можно объяснить?


_______________________________________________________________


_______________________________________________________________


_______________________________________________________________


_______________________________________________________________


2. Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками.


_______________________________________________________________


_______________________________________________________________


_______________________________________________________________


_______________________________________________________________


_______________________________________________________________


Это интересно!!!


Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров.


Наблюдение диффузии в воде и в воздухе.


Цель работы: наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.


Приборы и материалы:

флакон духов,

кусочек ваты,

пробирка с кристаллами перманганата калия,

мензурка с водой,

лист бумаги,

стеклянная трубка.


Выполнение работы.


1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения.


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.


________________________________________________________________


________________________________________________________________


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


3. Сделайте вывод:


________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________


Контрольные вопросы:


1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


2. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление.


________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________


_________________________________________________________________


Экспериментальное задание.


В стакан налейте слабый раствор крахмала в воде или смеси воды с графитом. Поместите этот стакан между светящейся электрической лампочкой и глазом, а между лампочкой и стаканом – кусок картона или черной бумаги с набольшим отверстием. Пронаблюдайте за движением одной-двух частиц в воде и опишите их движение.


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


___________________________________________________________________


___________________________________________________________________


Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии.


Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.


Приборы и материалы:

2 стакана с водой,

2 пакетика чая,

холодильник.


Выполнение работы.


1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.


2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.


3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.


4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.


___________________________________________________________


___________________________________________________________


___________________________________________________________


5. Сделайте вывод:


___________________________________________________________


___________________________________________________________


___________________________________________________________


___________________________________________________________


Контрольные вопросы.


1. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?


___________________________________________________________


___________________________________________________________


2. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся быстрее?


___________________________________________________________


___________________________________________________________


___________________________________________________________


___________________________________________________________


Наблюдение взаимодействия частиц вещества.


Цель работы: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.


Приборы и материалы:

2 стакана с водой,

2 пакетика чая,

холодильник.


Выполнение работы.


1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?


___________________________________________________________


___________________________________________________________


___________________________________________________________


2. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?


____________________________________________________________


____________________________________________________________


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?


___________________________________________________________


____________________________________________________________


____________________________________________________________


____________________________________________________________


4. Сделайте вывод:


____________________________________________________________


____________________________________________________________


____________________________________________________________


____________________________________________________________


Контрольные вопросы.


1. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?


____________________________________________________________


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


2. Почему части разломленного мела не удерживаются друг около друга при их соединении?


______________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


Это интересно!!!


В далеких просторах Вселенной на 15-16 см3 пространства приходится всего одна молекула вещества.


Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на лабораторных занятиях развивают исследовательские навыки, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении создания комплексных лабораторных работ и организации индивидуальной исследовательской работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!