Сценарий открытого урока по физике для учащихся 7 класса
Учитель физики МБОУ «Лицей № 1» Крячко И.Н.
Тема урока: «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»
Методические цели:
- Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, опираясь на субъективный опыт учащихся; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества».
- Развивающие: Научить учащихся с помощью опытов, наблюдений выдвигать гипотезы, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
- Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Задачи:
На основе ранее полученных знаний, экспериментальных умений объяснить различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Развивать навыки и умения работы с физическими приборами, моделями, информационными системами.
Использовать полученные знания к решению качественных задач, для дальнейшего изучения предмета физики и изучения предмета «Химия»
Педагогическая концепция урока:
Сверхзадача учителя – «выложиться» во имя усвоения.
Учителю:
учитывать особенности психологического восприятия детей подросткового возраста – стремление понять сущность, причины изучаемых физических явлений, развивать абстрактное (понятивное) мышление и логическую память, через обучения проблемного характера, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям;
включить учащихся в различные виды деятельности: групповая форма – эксперимент, наблюдение, вывод.
Для этого необходимо заранее разделить ребят на 4 группы по социально-психологическим особенностям «геометрическим» типам личности (состояниям вещества). Каждый должен выбрать изображение на картинке:
«морс в квадрате» - жидкое состояние – упорство, настойчивость, рациональность, аналитичность, внимательность к деталям, креативность;
«свеча в треугольнике» - плазма – решительность, нацеленность на победу, уверенность в себе, энергичность, взять ответственность на себя;
«сыр в прямоугольнике» - твердое состояние – любознательность, смелость, чувствительность, настрой на своё; облако в кругу» - газообразное состояние – бесконфликтность, креативность, остроумие, интуитивность.
Нарезать жетоны, каждый из группы получают цветной жетон за правильное выполнение задания или правильный ответ. Если правильно группа выполнила задание дать 7 жетонов. Актуализация –синий цвет. Исследование – зеленый цвет. Закрепление – розовый цвет.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения исследовательская работа
Ведущая технология: технология исследовательской деятельности как способ формирования метапредметных результатов обучения
Система принципов: последовательность, сознательность и активность, наглядность, доступность, научность, связь теории с практикой.
Методы обучения:
по источнику знаний - словесный (беседа, рассуждение), наглядный (демонстрация через презентацию), практический (учащиеся ставят эксперемент), видеометод;
по назначению – приобретение знаний (электронный учебник), формирование умений (пользоваться физическими приборами, средствами ИКТ) и навыков (логическое умозаключение), применение знаний (позволит в дальнейшем объяснить строение вещества, изучать предмет «Химия», ), творческой деятельности (создать модель молекулы воды, домашняя работа), закрепление приобретённых знаний (мини тест, рефлексия);
по характеру познавательной деятельности – проблемное изложение темы (демонстрации, сравнение), исследовательский – исследовать с помощью опыта, проанализировать результат.
Предполагаемый результат:
Обучающиеся научатся
-планировать свои действия, самостоятельно, критически мыслить;
-размышлять, опираясь на знания фактов, проведенных исследований, закономерностей науки и делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
-работать в команде, выполняя разные социальные роли, поддерживать и развивать интерес к предмету.
Ход занятия
Этап приветствия, целеполагания
Здравствуйте. Девочки, сели. Мальчики, сели.
Прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.
Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом».
Сегодня за урок оценку может получить каждый из группы за правильный ответ или выполнение правильного задания по количеству цветных жетонов.
А теперь давайте приступим к работе!
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете объяснить их состояния вещества.
Проблемный вопрос.
Дайте ответ на такой вопрос:
Какое молекулярное строение имеют твердые тела, жидкости и газы?
(Презентация физических явлений –презентация учителя)
Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на предыдущих уроках. А теперь ответьте на такой вопрос: В чём различие твердых тел, жидкостей и газов?
Этап практики –мастерская исследователя
Давайте проведем небольшие исследования, чтобы подтвердить наши знания о строении вещества, соблюдая правила по технике безопасности.
Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о молекулярном строении вещества.
Учитель дает указания по проведению исследовательских работ: На каждом столе находятся инструкции к выполнению работы, распределение обязанностей.
Исследовательская работа № 1. Исследование диффузии в жидкости.
Растворите кристаллик марганцовки в небольшом количестве холодной, а потом в горячей воде, измерив при этом температуру? Сделайте соответствующие выводы о полученном явлении, ответив на вопросы: (сделать карточки с заданиями с вопросами, дать каждому роль)
На каком явлении основан опыт?
Чему равна температура холодной и горячей воды (учесть погрешность измерения, определив цену деления термометра)?
В какой воде сахар растворяется быстрее - холодной или горячей? (сахар растворяется быстрее в горячей воде, так как процесс диффузии с ростом температуры идет интенсивнее, скорость молекул в горячей воде больше, чем в холодной, в холодной, молекулы воды расположены вплотную друг к другу и мешают молекулам сахара пройти).
Распределение обязанностей: первая пара измеряет температуру горячей и холодной воды, результат записывает с учётом погрешностей; вторая пара проводит опыт с холодной водой, третья с горячей, командир группы наблюдает, помогает и представляет вывод. (7 человек) Командир группы тот, у кого светлые волосы
Исследовательская работа № 2. Исследование характера движения молекулы воды.
Изготовьте модели молекулы воды и продемонстрируйте, как ведут они себя в разных состояниях. Сделайте соответствующие выводы, ответив на следующие вопросы:
Сколько атомов в молекуле воды?
Назовите, какие атомы входят в состав молекулы воды?
Как ведут себя молекулы воды в газах, жидкостях, твердых телах, почему по-разному? (опираясь на свойства веществ)
Распределение обязанностей:: Каждый член группы лепит из пластилина одну модель воды; командир группы организует совместную работу на движение молекул воды в разных состояниях и представляет вывод. (6 человек) Командир группы тот, у кого темные волосы
Исследовательская работа № 3. Измерение размеров малых тел.
Измерьте средний диаметр гороха и молекулы (по фотографии, увеличение 70000) способом рядов, учитывая погрешность в измерениях, сравните результаты, сделайте вывод, отвечая на следующие вопросы:
Чему равен диаметр гороха?
Чему равен диаметр молекулы по фотографии?
Во сколько раз диаметр гороха превосходит молекулу по фотографии. Почему такой результат?
Распределение обязанностей: первая пара измеряет диаметр гороха, рассчитывает погрешность; вторая - измеряет диаметр молекулы по фотографии;
третья подсчитывает и сравнивает диаметры; командир группы наблюдает, помогает и представляет вывод. (7 человек)
Командир группы тот, у кого длинные волосы
Исследовательская работа № 4. Исследование взаимного притяжения молекул.
Исследуйте взаимное притяжение молекул твердых тел (цилиндров, кусочка мела). Сделайте соответствующий вывод о полученном явлении, ответив на следующие вопросы:
1. Для чего вы делаете притир цилиндров?
2. Почему происходит сцепление цилиндров? Как вы это видите?
3. Почему кусочки мела не могут вернуться в первоначальное состояние.
Распределение обязанностей:: первая пара притирает цилиндры и с большим усилием прижимает их друг другу; вторая – проводит эксперимент с мелом, разломав его и пытаясь соединить кусочки;
Пятый учащийся подвешивает грузики к цилиндрам, определяя, сколько грузиков выдержат цилиндры; командир группы наблюдает, помогает и представляет вывод. (6 человек)
человек) Командир группы тот, у кого кудрявые волосы
3. Этап получения новых знаний.
Демонстрация модели из электронного учебника
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить модель, любой механизм, объяснить строение вещества на основе МКТ. Включаю демонстрацию из электронного учебника.
Этап обобщения и закрепления нового материала.
А теперь попробуем решить небольшой тест – Демонстрация теста, ответы на вопросы.
Домашнее задание:
§ 12.Заполнить таблицу «Строение твердых тел, жидкостей и газов»
Состояния вещества | Рисунок (модель)- расположение молекул | Свойства | Силы притяжения и отталкивания |
Твердые тела | | | |
Жидкости | | | |
Газы | | | |
Плазма | | | |
Творческое задание: сделать из пластилина и палочек для канапе (зубочисток) модель молекулы (кроме воды) и заполнить паспорт проекта, оценки выставляются по критериям (Приложение).
Заключительный этап и оценивание обучающихся.
Мне очень понравилось с вами работать.
А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.
Поднимите руку у кого три разноцветных жетона – это оценка «5». Поднимите руки. У кого два разноцветных жетона – это «4». У кого одноцветные жетоны? Поднимите руки. Вам нужно постараться проявить активность на следующем уроке.
Рефлексия
Учитель: | Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Предлагаю вам создать цветок настроения, в котором: розовые лепесток означает, что вам всё понравилось на уроке; желтый – понравилось, но не всё; зелёный – ничего не понравилось. |
НА УРОКЕ ВСЕ ПОНРАВИЛОСЬ -
РОЗОВЫЙ ЛЕПЕСТОК
НА УРОКЕ ПОНРАВИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ – ЖЕЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК
НА УРОКЕ НИЧЕГО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ – ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕПЕСТОК
Приложение
Паспорт проекта
Критерии проекта