Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Высотинская средняя школа» Проблемы века компьютерных технологий Авторы: Скобелина Лиза
Калинова Вера
руководитель: педагог-психолог Калиновская Мария Фроловна 2019 год
- Актуальность темы исследования заключается в том, что современный мир уже не представляется без компьютеров и мобильной связи. Это, конечно, хорошо. Но где найти ту грань, которая позволяет вовремя остановиться, и не оказаться по другую сторону достижений цивилизации, не попасть в рабство своих желаний и эмоций.
- Объект исследования – зависимое поведение Предмет исследования – компьютерная зависимость Методы исследования – анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, социологический опрос
- Проблема исследования : В каком возрасте у детей наиболее высока вероятность возникновения компьютерной зависимости? Гипотеза: предположим, что компьютерная зависимость в большей степени формируется у учащихся начальных классов
Цель исследования: определить наиболее уязвимый возраст детей для возникновения компьютерной зависимости и обозначить причины
- Провести сравнительный анализ данных анкетирования для выявления степени компьютерной зависимости и вызывающих их причин;
- Соотнести данные анкет учащихся начального и среднего звена;
- Сравнить данные социологического опроса учащихся и их родителей;
Практическая значимость работы
- Собранный в исследовании материал может служить хорошим источником информации для занятий по психологии, для родительских собраний, для классных часов и других внеклассных мероприятий, связанных с проблемами здорового образа жизни
почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний: нежелание учиться - зависимость от лени инфантилизм - зависимость от властных и строгих мамы или папы а об алкоголизации, никотиномании, компьютерной зависимости и говорить нечего - здесь все ясно. Современному человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы и всё чаще разговор идёт о социальных болезнях
Что такое социальные болезни?
- Социальные болезни приводят человека к ухудшению его поведения настолько, что он становится опасным для общества
- Токсикомания
- Наркомания
- Мания величия
- Клиптомания
- Телемания
- Игромания
Что такое игромания с психологической точки зрения?
- виртуальные взаимоотношения
с выдуманным персонажем.
Превращение игры в любимое занятие сказывается на реальной жизни, на отношениях человека с окружающим его миром и людьми
Что такое игромания с медицинской точки зрения?
- официально признано возникновение психологической зависимости человека oт компьютерных игр - игромания, которая отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье.
«Симптомы патологического игромана»
- Поглощенность, озабоченность игрой.
- Играя, испытывает возбуждение.
- Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру.
- Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру.
- Играет, чтобы убежать от своих проблем (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).
- Обманывает членов семьи с целью скрыть
истинную степень своей вовлеченности в игру.
- СТЕПЕНИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
- 1 степень - увлеченность на стадии освоения.
- Свойственна в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным.
- 2-я степень - состояние возможной зависимости.
- Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
- З-я степень - выраженная зависимость.
- Игрок не контролирует себя, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно - снижение успеваемости. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная.
- 4-я степень - клиническая зависимость.
На данной стадии зависимости необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, слышанье голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении.
Сравнительный анализ результатов тестов «Степень компьютерной зависимости» (начальная школа)
1 степень
Учащиеся 1-4 кл
(33 чел)
75%
2 степень
Родители 1-4 кл
3 степень
25%
(30 чел)
80%
0
17%
3%
- Вывод: дети показывают больший процент второй степени своей зависимости, чем это наблюдают у них родители
Сравнительный анализ результатов тестов «Степень компьютерной зависимости» (средняя группа классов)
1 степень
Учащиеся 5-7 кл
(42 чел)
88%
2 степень
Родители 5-7 кл
3 степень
7%
(30чел)
57%
5%
43%
0
- Вывод: родители уже «бьют тревогу», а дети показывают нормальный результат…Может время уже упущено?! И многим учащимся кажется нормой то, что волнует их родителей? Попробуем разобраться в ситуации.
Мы провели анкетирование по методике «Робинзон»
- Ниже даны результаты методики «Робинзон» представляющей собой игровую ситуацию, в результате которой дети, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, могут заказать себе по рации что-либо из следующего списка:
сладости, мороженое; книги, журналы, газеты; игры, игрушки; радиоприемник; телевизор; компьютер;
видеомагнитофон с кассетами; сверстника (друга, подругу); маму; папу.
- Инструкция : «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?»
час
1-4 классы
день
1) Компьютер
5-7 классы
неделя
1) Мама, папа,
- Мама, папа
- Сладости, мороженное
месяц
1 ) компьютер
1) друг, подруга
1) Друг, подруга
1) телевизор
год
1) телевизор
1) Видео с фильмами
1) Книги, журналы
Вывод:
- Как мы и предполагали, большинство учащихся начального звена уже через час заказали бы себе компьютер, т.е. вероятность возникновения зависимости в этом возрасте наиболее велика, что и требовалось доказать!
- Что же приводит к возникновению виртуальной зависимости?
Причины «ухода» в виртуальный мир
трудности в адаптации к проблемным жизненным ситуациям
сложные социально-экономические условия
многочисленные разочарования, крушение идеалов
конфликты в семье и в школе
Потеря чувства безопасности, возникновение СТРАХА перед действительностью
подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями
страх порождает стремление уйти от реальности
Мы провели социологический опрос детей и их родителей на данную тему:
Основные причины компьютерной зависимости
Мнение учащихся
1.Сложные условия жизни
Мнение родителей
14%
2.Разочарования
13%
(уход от реальности)
12%
3.Конфликты в семье
4.Конфликты в школе
34%
14%
15%
11%
5.Страх перед действительностью
12%
18%
6. Низкие адаптационные способности
18%
11%
28%
Вывод:
- Основные причины возникновения компьютерной зависимости у детей и родителей различны: дети указывают на конфликты в семье, а родители на низкую социальную адаптацию своего ребёнка
- Может важно родителям вовремя обратить внимание на состояние своего ребёнка, больше проводить времени с ним, пока он не привык общаться с виртуальными персонажами?
И ещё одна причина: РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ
- Неоднократно проводимая в разных возрастных группах методика «Робинзон» неизменно выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он востребован среди первых, иногда даже раньше родителей. У девочек более популярен телевизор. Их эмоциональная природа требует сопереживания.
- Что в девочке есть такое, что защищает ее от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости, если можно говорить о предрасположенности?
- Девочки более включены в деятельность и домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и эмоциональные связи.
- Мальчики же в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых таким мальчикам может не хватать. Этот дефицит рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, он может стать более замкнутым, уйти в себя. Тогда потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. По крайней мере, здесь никто не допускает негативной оценки, нет переживания неуспеха, сравнения не в твою пользу, и вообще можно забыться и уйти от проблем.
Вывод:
- Наша гипотеза подтвердилась, т.е. возраст детей начальной школы наиболее опасен в плане возникновения компьютерной зависимости, особенно мальчиков.
- Родителям важно не пропустить этого момента в жизни ребёнка, так как он нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, «живом» бесконфликтном общении
Список используемой литературы
- Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. 1991 г
- Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований 1999 г
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Садовская Н.А., Горский В.Д. Компьютеры и одаренные дети // Вопросы психологии, 1991, № 2, С.183-186.
- Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.62-6