СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские работы по психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены материалы исследований по психологии на тему компьютерной зависимомти

Просмотр содержимого документа
«Исследовательские работы по психологии»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Высотинская средняя школа»         Проблемы века компьютерных технологий   Авторы:  Скобелина Лиза Калинова Вера  руководитель:  педагог-психолог  Калиновская Мария Фроловна     2019 год

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Высотинская средняя школа»      Проблемы века компьютерных технологий Авторы: Скобелина Лиза

Калинова Вера

руководитель: педагог-психолог Калиновская Мария Фроловна  2019 год

Актуальность темы исследования заключается в том, что современный мир уже не представляется без компьютеров и мобильной связи. Это, конечно, хорошо. Но где найти ту грань, которая позволяет вовремя остановиться, и не оказаться по другую сторону достижений цивилизации, не попасть в рабство своих желаний и эмоций.
  • Актуальность темы исследования заключается в том, что современный мир уже не представляется без компьютеров и мобильной связи. Это, конечно, хорошо. Но где найти ту грань, которая позволяет вовремя остановиться, и не оказаться по другую сторону достижений цивилизации, не попасть в рабство своих желаний и эмоций.
Объект исследования – зависимое поведение  Предмет исследования – компьютерная зависимость  Методы исследования –   анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, социологический опрос
  • Объект исследования – зависимое поведение Предмет исследования – компьютерная зависимость Методы исследования – анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, социологический опрос
Проблема исследования :  В каком возрасте у детей наиболее высока вероятность возникновения компьютерной зависимости?  Гипотеза:   предположим, что компьютерная зависимость в большей степени формируется у учащихся начальных классов
  • Проблема исследования : В каком возрасте у детей наиболее высока вероятность возникновения компьютерной зависимости? Гипотеза: предположим, что компьютерная зависимость в большей степени формируется у учащихся начальных классов
Цель исследования: определить наиболее уязвимый возраст детей для возникновения компьютерной зависимости и обозначить причины   Задачи: Провести сравнительный анализ данных анкетирования для выявления степени компьютерной зависимости и вызывающих их причин; Соотнести данные анкет учащихся начального и среднего звена;  Сравнить данные социологического опроса учащихся и их родителей;

Цель исследования: определить наиболее уязвимый возраст детей для возникновения компьютерной зависимости и обозначить причины

  • Задачи:
  • Провести сравнительный анализ данных анкетирования для выявления степени компьютерной зависимости и вызывающих их причин;
  • Соотнести данные анкет учащихся начального и среднего звена;
  • Сравнить данные социологического опроса учащихся и их родителей;
Практическая значимость работы Собранный в исследовании материал может служить хорошим источником информации для занятий по психологии, для родительских собраний, для классных часов и других внеклассных мероприятий, связанных с проблемами здорового образа жизни

Практическая значимость работы

  • Собранный в исследовании материал может служить хорошим источником информации для занятий по психологии, для родительских собраний, для классных часов и других внеклассных мероприятий, связанных с проблемами здорового образа жизни
почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний:  нежелание учиться - зависимость от лени  инфантилизм - зависимость от властных и строгих мамы или папы   а об алкоголизации, никотиномании, компьютерной зависимости и говорить нечего - здесь все ясно.  Современному человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы и всё чаще разговор идёт о социальных болезнях

почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний: нежелание учиться - зависимость от лени инфантилизм - зависимость от властных и строгих мамы или папы а об алкоголизации, никотиномании, компьютерной зависимости и говорить нечего - здесь все ясно. Современному человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы и всё чаще разговор идёт о социальных болезнях

Что такое социальные болезни? Социальные болезни приводят человека к ухудшению его поведения настолько, что он становится опасным для общества Токсикомания Наркомания Мания величия Клиптомания Телемания Игромания

Что такое социальные болезни?

  • Социальные болезни приводят человека к ухудшению его поведения настолько, что он становится опасным для общества
  • Токсикомания
  • Наркомания
  • Мания величия
  • Клиптомания
  • Телемания
  • Игромания
Что такое игромания  с психологической точки зрения? виртуальные взаимоотношения  с выдуманным персонажем.   Превращение игры в любимое занятие сказывается на реальной жизни, на отношениях человека с окружающим его миром и людьми

Что такое игромания с психологической точки зрения?

  • виртуальные взаимоотношения

с выдуманным персонажем.

Превращение игры в любимое занятие сказывается на реальной жизни, на отношениях человека с окружающим его миром и людьми

 Что такое игромания  с медицинской точки зрения? официально признано возникновение психологической зависимости человека oт компьютерных игр - игромания, которая отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье.

Что такое игромания с медицинской точки зрения?

  • официально признано возникновение психологической зависимости человека oт компьютерных игр - игромания, которая отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье.
«Симптомы патологического игромана» Поглощенность, озабоченность игрой.  Играя, испытывает возбуждение.  Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру.  Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру.  Играет, чтобы убежать от своих проблем (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).  Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру.

«Симптомы патологического игромана»

  • Поглощенность, озабоченность игрой.
  • Играя, испытывает возбуждение.
  • Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру.
  • Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру.
  • Играет, чтобы убежать от своих проблем (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).
  • Обманывает членов семьи с целью скрыть

истинную степень своей вовлеченности в игру.

СТЕПЕНИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 1 степень - увлеченность на стадии освоения. Свойственна в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным.
  • СТЕПЕНИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
  • 1 степень - увлеченность на стадии освоения.
  • Свойственна в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным.
2-я степень - состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущает­ся сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
  • 2-я степень - состояние возможной зависимости.
  • Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущает­ся сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
З-я степень - выраженная зависимость.  Игрок не контролирует себя, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно - снижение успеваемости. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная.
  • З-я степень - выраженная зависимость.
  • Игрок не контролирует себя, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно - снижение успеваемости. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная.
4-я степень - клиническая зависимость.  На данной стадии зависимости необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, слышанье голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необра­тимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении.
  • 4-я степень - клиническая зависимость.

На данной стадии зависимости необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, слышанье голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необра­тимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении.

Сравнительный анализ результатов тестов «Степень компьютерной зависимости» (начальная школа)   1 степень Учащиеся 1-4 кл   (33 чел)   75% 2 степень Родители 1-4 кл 3 степень   25% (30 чел) 80%   0 17% 3%

Сравнительный анализ результатов тестов «Степень компьютерной зависимости» (начальная школа)

 

1 степень

Учащиеся 1-4 кл

  (33 чел)

  75%

2 степень

Родители 1-4 кл

3 степень

  25%

(30 чел)

80%

  0

17%

3%

Вывод: дети показывают больший процент второй степени своей зависимости, чем это наблюдают у них родители
  • Вывод: дети показывают больший процент второй степени своей зависимости, чем это наблюдают у них родители
Сравнительный анализ результатов тестов «Степень компьютерной зависимости» (средняя группа классов)   1 степень Учащиеся 5-7 кл (42 чел) 88% 2 степень Родители 5-7 кл 3 степень 7% (30чел) 57% 5% 43% 0

Сравнительный анализ результатов тестов «Степень компьютерной зависимости» (средняя группа классов)

 

1 степень

Учащиеся 5-7 кл

(42 чел)

88%

2 степень

Родители 5-7 кл

3 степень

7%

(30чел)

57%

5%

43%

0

Вывод: родители уже «бьют тревогу», а дети показывают нормальный результат…Может время уже упущено?! И многим учащимся кажется нормой то, что волнует их родителей? Попробуем разобраться в ситуации.
  • Вывод: родители уже «бьют тревогу», а дети показывают нормальный результат…Может время уже упущено?! И многим учащимся кажется нормой то, что волнует их родителей? Попробуем разобраться в ситуации.
Мы провели анкетирование по методике «Робинзон» Ниже даны резуль­таты методики «Робинзон» представляющей собой игровую ситуацию, в результате которой дети, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, могут заказать себе по рации что-либо из следующего списка:  сладости, мороженое; книги, журналы, газеты; игры, игрушки; радиоприемник; телевизор; компьютер; видеомагнитофон с кассетами; сверстника (друга, подругу); маму; папу.

Мы провели анкетирование по методике «Робинзон»

  • Ниже даны резуль­таты методики «Робинзон» представляющей собой игровую ситуацию, в результате которой дети, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, могут заказать себе по рации что-либо из следующего списка:

сладости, мороженое; книги, журналы, газеты; игры, игрушки; радиоприемник; телевизор; компьютер;

видеомагнитофон с кассетами; сверстника (друга, подругу); маму; папу.

Инструкция : «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доста­вили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?»
  • Инструкция : «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доста­вили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?»
час 1-4 классы день 1) Компьютер 5-7 классы неделя 1) Мама, папа, Мама, папа Сладости, мороженное месяц 1 ) компьютер 1) друг, подруга 1) Друг, подруга 1) телевизор год 1) телевизор 1) Видео с фильмами 1) Книги, журналы

час

1-4 классы

день

1) Компьютер

5-7 классы

неделя

1) Мама, папа,

  • Мама, папа
  • Сладости, мороженное

месяц

1 ) компьютер

1) друг, подруга

1) Друг, подруга

1) телевизор

год

1) телевизор

1) Видео с фильмами

1) Книги, журналы

Вывод:  Как мы и предполагали, большинство учащихся начального звена уже через час заказали бы себе компьютер, т.е. вероятность возникновения зависимости в этом возрасте наиболее велика, что и требовалось доказать! Что же приводит к возникновению виртуальной зависимости?

Вывод:

  • Как мы и предполагали, большинство учащихся начального звена уже через час заказали бы себе компьютер, т.е. вероятность возникновения зависимости в этом возрасте наиболее велика, что и требовалось доказать!
  • Что же приводит к возникновению виртуальной зависимости?
Причины «ухода» в виртуальный мир трудности в адаптации к проблемным жизненным ситуациям  сложные социально-экономические условия  многочисленные разочарования, крушение идеалов  конфликты в семье и в школе  Потеря чувства безопасности, возникновение СТРАХА перед действительностью  подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями  страх порождает стремление уйти от реальности

Причины «ухода» в виртуальный мир

трудности в адаптации к проблемным жизненным ситуациям

сложные социально-экономические условия

многочисленные разочарования, крушение идеалов

конфликты в семье и в школе

Потеря чувства безопасности, возникновение СТРАХА перед действительностью

подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями

страх порождает стремление уйти от реальности

Мы провели социологический опрос детей и их родителей на данную тему: Основные причины компьютерной зависимости Мнение учащихся 1.Сложные условия жизни Мнение родителей 14% 2.Разочарования 13% (уход от реальности) 12% 3.Конфликты в семье 4.Конфликты в школе 34%   14% 15%   11% 5.Страх перед действительностью 12% 18% 6. Низкие адаптационные способности 18% 11% 28%

Мы провели социологический опрос детей и их родителей на данную тему:

Основные причины компьютерной зависимости

Мнение учащихся

1.Сложные условия жизни

Мнение родителей

14%

2.Разочарования

13%

(уход от реальности)

12%

3.Конфликты в семье

4.Конфликты в школе

34%

 

14%

15%

 

11%

5.Страх перед действительностью

12%

18%

6. Низкие адаптационные способности

18%

11%

28%

Вывод: Основные причины возникновения компьютерной зависимости у детей и родителей различны: дети указывают на конфликты в семье, а родители на низкую социальную адаптацию своего ребёнка Может важно родителям вовремя обратить внимание на состояние своего ребёнка, больше проводить времени с ним, пока он не привык общаться с виртуальными персонажами?

Вывод:

  • Основные причины возникновения компьютерной зависимости у детей и родителей различны: дети указывают на конфликты в семье, а родители на низкую социальную адаптацию своего ребёнка
  • Может важно родителям вовремя обратить внимание на состояние своего ребёнка, больше проводить времени с ним, пока он не привык общаться с виртуальными персонажами?
И ещё одна причина: РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ   Неоднократно проводимая в разных возрастных группах методика «Робинзон» неизменно выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он востребован среди первых, иногда даже раньше родителей. У де­вочек более популярен телевизор. Их эмоциональная природа требует сопереживания.

И ещё одна причина: РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ

  • Неоднократно проводимая в разных возрастных группах методика «Робинзон» неизменно выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он востребован среди первых, иногда даже раньше родителей. У де­вочек более популярен телевизор. Их эмоциональная природа требует сопереживания.
Что в девочке есть такое, что защищает ее от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости, если можно говорить о предрасположенности?  Девочки более включены в деятельность и домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и эмоциональные связи. Мальчики же в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых таким мальчикам может не хватать. Этот дефицит рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, он может стать более замкнутым, уйти в себя. Тогда потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. По крайней мере, здесь никто не допускает негативной оценки, нет переживания неуспеха, сравнения не в твою пользу, и вообще можно забыться и уйти от проблем.
  • Что в девочке есть такое, что защищает ее от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости, если можно говорить о предрасположенности?
  • Девочки более включены в деятельность и домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и эмоциональные связи.
  • Мальчики же в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых таким мальчикам может не хватать. Этот дефицит рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, он может стать более замкнутым, уйти в себя. Тогда потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. По крайней мере, здесь никто не допускает негативной оценки, нет переживания неуспеха, сравнения не в твою пользу, и вообще можно забыться и уйти от проблем.
Вывод: Наша гипотеза подтвердилась, т.е. возраст детей начальной школы наиболее опасен в плане возникновения компьютерной зависимости, особенно мальчиков. Родителям важно не пропустить этого момента в жизни ребёнка, так как он нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, «живом» бесконфликтном общении

Вывод:

  • Наша гипотеза подтвердилась, т.е. возраст детей начальной школы наиболее опасен в плане возникновения компьютерной зависимости, особенно мальчиков.
  • Родителям важно не пропустить этого момента в жизни ребёнка, так как он нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, «живом» бесконфликтном общении
Список используемой литературы   Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. 1991 г Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований 1999 г   Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.  Садовская Н.А., Горский В.Д. Компьютеры и одаренные дети // Вопросы психологии, 1991, № 2, С.183-186. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.62-6

Список используемой литературы

  •   Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. 1991 г
  • Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований 1999 г
  •   Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  • Садовская Н.А., Горский В.Д. Компьютеры и одаренные дети // Вопросы психологии, 1991, № 2, С.183-186.
  • Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.62-6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!