СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские работы учащихся краеведческой направленности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Роль комсомольских организаций в социализации школьников"

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»

«Роль комсомольских организаций в социализации школьников»

Автор: Иванов Максим Сергеевич

Российская Федерация, Костромская область, город Нея

МОУ СОШ №1 муниципального района город Нея и Нейский район, 11 класс


Аннотация

Цель исследования – исследовать деятельность школьных комсомольских организаций, выявить влияние комсомола на социализацию школьников.

Чтобы реализовать цель я поставил перед собой следующие задачи:

- изучить основные положения Устава ВЛКСМ

- познакомиться с организационной структурой ВЛКСМ, в том числе школьного комсомола

- изучить порядок вступления школьников в ряды ВЛКСМ

- познакомиться с деятельностью нейских комсомольцев в первичных школьных организациях путем интервьюирования

- познакомить старшеклассников школы с деятельностью комсомола и провести анкетирование с целью выявления их отношения к деятельности ВЛКСМ и его оценке в формировании личности подростка

Основные методы исследования:

- изучение литературных и документальных источников по данной проблеме

- интервьюирование бывших комсомольцев Нейского района

- анкетирование старшеклассников МОУ СОШ №1

Выводы

Когда я начинал работу над исследованием, выдвинул гипотезу о том, что школьный комсомол играл важную роль в формировании личности подростка и его социализации. Моя гипотеза подтвердилась.

Проводя исследование, я выяснил, что комсомол был неотъемлемой частью жизни школьника старшеклассника.

Выявляя значение членства в ВЛКСМ на складывание судьбы выпускника советской школы, я пришел к выводу о том, что для лидеров школьных комсомольских организаций ВЛКСМ являлся, как правило, «социальной лестницей», ведущей наверх. Многие из вчерашних комсомольцев стали успешными руководителями, предпринимателями, политиками регионального и федерального уровней. И, как отмечают бывшие члены ВЛКСМ, именно эта организация подарила им огромный опыт коллективизма, помогла раскрыть лучшие качества.

Но и рядовые комсомольцы также, являясь членами ВЛКСМ, получали достаточно возможностей для социализации.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья»

11



«Роль комсомольских организаций в социализации школьников»

Автор: Иванов Максим Сергеевич

Российская Федерация, Костромская область, город Нея

МОУ СОШ №1 муниципального района город Нея и Нейский район, 11 класс


Научная статья

29 октября 2018 года исполнилось сто лет со дня создания ВЛКСМ. Это молодёжная организация Коммунистической партии Советского Союза, созданная в 1918 году как Российский коммунистический союз молодежи; в 1924 году РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина - Российский ленинский коммунистический союз молодёжи. В марте 1926 года, в связи с образованием в 1922 году СССР, РЛКСМ был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. За время существования ВЛКСМ менялись редакции Устава организации. В Уставе 1968 года определена цель ВЛКСМ: «Комсомол - активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза, являющейся руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. Весь смысл своей деятельности комсомол видит в осуществлении решений партии и Советского правительства, претворении в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР. Верный ленинским заветам, ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодежь в духе коммунизма, неукоснительного соблюдения Конституции СССР и советских законов, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме. Величайшая честь для комсомольца - стать членом КПСС… Священный долг комсомола - готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага».

В истории нет других примеров молодёжного движения, которое бы за годы своего существования охватило более 160 млн. человек и могло похвастаться реальными достижениями. За вклад в развитие нашей советской страны ВЛКСМ награжден шестью орденами. В 1928 году за героическую борьбу во время гражданской войны комсомол получил свой первый орден – орден Боевого Красного Знамени. В 1931 году за самоотверженный труд комсомол получает вторую награду – орден Трудового Красного Знамени. За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и за большую работу по воспитанию молодежи в 1945 голу комсомол получает третью награду – орден Ленина. Четвертую награду – второй орден Ленина комсомол получил в 1948 году за героический труд в период восстановления разрушенного войной хозяйства страны и в связи с 30-летием со дня рождения. В 1956 году комсомол получает пятую награду - третий орден Ленина, за освоение целинных и залежных земель. В 1968 году за выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев в становление, укрепление советской власти Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодежи был награждён орденом Октябрьской революции. Приложение №1

Большинство членов ВЛКСМ вступали в эту организацию, будучи школьниками: на основании Устава 1936 года членство в комсомоле длилось с 15 до 25 лет, начиная с 1968 года – с 14 до 28 лет. Приложение №2

В программе Коммунистической партии Советского Союза определены задачи комсомола в школе: «Своей работой в школе и в пионерской организации комсомол призван активно участвовать в формировании жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения». Коммунистическая партия всегда подчёркивала, что школа может решить задачу воспитания новых, советских людей, лишь опираясь на комсомольские организации самих детей и юношества.

ВЛКСМ считался непосредственным резервом коммунистической партии, готовя для нее как рядовых членов, так и руководящие кадры. Любая акция комсомольцев проходила обязательное согласование у «старших товарищей».

В Уставе 1968 года декларировалось: «Членом ВЛКСМ может быть любой молодой человек Советской страны, признающий Устав ВЛКСМ, активно участвующий в строительстве коммунизма, работающий в одной из комсомольских организаций, выполняющий решения комсомола и уплачивающий членские взносы».

Проведя исследование, я выяснил, что в реальности же все было не столь просто. Фактически прием в комсомол осуществлялся только после очень серьезной проверки кандидата на соответствие высокому, как тогда считалось, званию молодого коммуниста, т.к. на основании Устава в комсомоле должны быть «…широкие массы передовой советской молодежи». Первое, что требовалось от претендента на комсомольский билет, это написать заявление в свою комсомольскую организацию и обосновать его стремлением строить «светлое коммунистическое будущее» именно в составе ВЛКСМ. Важным приложением к заявлению являлись две рекомендации от комсомольцев со стажем не менее одного года, либо одна, но уже от члена КПСС.

Следующий этап прописан в Уставе: «Вопрос о приеме в ВЛКСМ обсуждается и решается общим собранием первичной комсомольской организации». Оно могла либо одобрить его, либо по каким-то причинам отклонить. Те, чьи заявления в итоге одобрялись, а их, как правило, было большинство, в определенный день приглашались в районный комитет ВЛКСМ на собеседование. Слишком сложным оно не являлось и обычно состояло из нескольких шаблонных вопросов, предполагающих столь же шаблонные и «правильные» ответы. Будущих комсомольцев экзаменовали на знание Устава ВЛКСМ, просили рассказать, почему они хотят вступить в организацию. Кроме того, им предлагали назвать количество государственных наград комсомола, вспомнить имена руководителей страны и ВЛКСМ, годы жизни В.И.Ленина, а также наиболее важные советские даты.

Из беседы с комсомолкой 80-х годов, которая училась в нашей школе, а сейчас преподает русский язык и литературу Т.А.Силиной я выяснил, что такой «экзамен», как выразилась Татьяна Александровна, не для всех ее одноклассников был простым. Запомнить число орденов - шесть - было несложно. Гораздо сложнее было не запутаться - каким орденом, когда и за что была награждена молодежная организация. Она отметила, что, выходя из кабинета секретаря райкома комсомола, некоторые ребята делились вопросами, которые задавались им комиссией и искали на них правильный ответ, чтобы убедиться в своей компетентности. Некоторым подросткам задавались «хитрые» вопросы на сообразительность и знание истории. Например, ребята пытались назвать цифру, отвечая на вопрос «Сколько комсомольцев принимало участие в штурме Зимнего в 1917 году?» Конечно, нисколько, потому что комсомол был образован только в 1918 году. Оказывается, что на вопрос: «Сколько стоит Устав ВЛКСМ?» надо было ответить, что он бесценен, хотя на красной обложке брошюры стояла вполне конкретная цифра - цена в копейках.

Пройдя собеседование, потенциальный комсомолец обычно уже знал, приняли ли его в организацию. Вскоре он получал от секретаря комитета комсомола красный значок с портретом Владимира Ильича Ленина и комсомольский билет такого же цвета со своей фотографией, а также графами для отметок о сдаче ежемесячных взносов.

Такой билет и значок хранит наша соседка, комсомолка 60-х годов Лидия Алфеевна Чагина. Приложение №3

Она рассказала мне о своей замечательной комсомольской юности. Лидия Алфеевна вспомнила, что вступили они в комсомол всем классом в 1959 году в 14 лет. Была она в рядах комсомольской организации до 28 лет. Комсомольский билет вручили ей на память за активную работу в комсомольской организации после выхода из комсомола по возрасту. Этого удостаивались не все. Хранит Лидия Алфеевна и комсомольский значок с изображением В. И. Ленина на фоне развевающегося красного флага. Она рассказала мне, что наиболее активным членам ВЛКСМ вручали значок ударника комсомола, а тем, кто был отмечен грамотой ЦК ВЛКСМ, вручался значок с лавровой ветвью. Высшей же наградой комсомола являлся Почетный знак ЦК ВЛКСМ. Приложение №4

Ежемесячно комсомольцы уплачивали взносы. Комсомольцы, не имеющие заработка, уплачивают членские взносы в размере двух копеек (стоимость двух коробков спичек или ежедневной газеты). Для тех, кто работал, взнос, согласно Уставу ВЛКСМ, зависел от зарплаты. Собирал их комсорг первичной организации, он также ставил штамп в билете. Неуплата взносов являлась одним из оснований для исключения из комсомола наряду с аморальным поведением, пьянством, тунеядством, нарушениями дисциплины, судимостью и прочим, что именовалось негативными явлениями и подвергалось заслуженной критике. В то время исключение из комсомола, равно как и отказ вступить в него, не являлось безобидными. В дальнейшем эти факты нередко сказывалось на содержании характеристики для поступления в учебное заведение или на хорошую работу.

Встретившись с бывшим первым секретарем райкома ВЛКСМ Нейского района Милушковой Галиной Ивановной, я узнал, что в нашем районе в 70-е годы прошлого века было около 2 тысяч комсомольцев. Галина Ивановна рассказала о поощрении комсомольцев. Тех, кто был активным, добросовестно трудился, награждали комсомольскими путевками на Всесоюзные съезды комсомольцев, международные фестивали. Сама Галина Ивановна несколько раз была за границей: в Болгарии, Румынии, Белоруссии, Италии. Она рассказала, что достаточно серьезной санкцией для беспартийного, то есть не являвшегося членом КПСС или ВЛКСМ, был, например, отказ комиссии райкома партии разрешить выезд за границу. Не мог человек, не получивший предварительно комсомольский билет, вступить в единственную в СССР политическую партию – КПСС и, соответственно, сделать служебную карьеру. Галина Ивановна отметила, что пройдя путь комсомольского руководителя, она приобрела богатый организаторский опыт, умение управлять большим количеством совершенно разных по возрасту, профессии, интересам людей. Я думаю, неслучайно именно ей доверили в будущем пост заведующего отделом образования нашего Нейского района.

Приложение №5

Посетив школьный музей, я узнал от его руководителя В.Н.Уховой, что в советское время во всех школах в обязательном порядке формировался комитет комсомола, в который входило около десяти самых, выражаясь современным языком, «продвинутых» комсомольцев. В начале учебного года среди членов обновленного комитета комсомола распределялись обязанности. Валентина Николаевна вспоминает, что были случаи, что этот процесс проходил «со скрипом». Никто не хотел брать на себя ответственность за спортивный сектор или культурно-массовую работу среди старшеклассников. Но был среди «комитетчиков» один счастливчик, преемником которого хотели бы стать все без исключения. Он возглавлял организационный сектор и имел возможность на законных основаниях раз в месяц прогуливать занятия, поскольку в его обязанности входила подготовка восьмиклассников (в то время восьмой класс был выпускным на второй ступени обучения) к вступлению в ряды ВЛКСМ и их ежемесячное сопровождение в райком комсомола. Ответственному за организационный сектор необходимо было провести немалую работу по изучению Устава ВЛКСМ с подопечными. Ответственный за организационную работу член комитета комсомола выдавал эту тоненькую книжечку тем, кому исполнилось 14 лет, предварительно подчеркнув карандашом ключевые места. Первым делом потенциальный комсомолец должен был уяснить, что Устав - это основной закон внутренней жизни ВЛКСМ, определяющий его название и назначение, место в политической системе общества, взаимоотношения с КПСС, обязанности и права члена ВЛКСМ, организационные принципы, нормы внутрикомсомольской жизни и методы практической деятельности. Приложение №6

Комсомолец 80-х годов, выпускник, а сейчас учитель физической культуры нашей школы, Чистяков М.В. отметил, что, будучи подростком, трудно было осознать и уложить в голове все то, что было написано в Уставе. Основные положения Устава будущие комсомольцы предпочитали зазубривать. Например, от зубов потенциального комсомольца должен был «отскакивать» принцип организационного строения ВЛКСМ. Приложение №7

Обратившись к Уставу, я познакомился с принципом демократического централизма, означающего выборность всех руководящих органов комсомола снизу доверху; периодическую отчётность комсомольских органов перед своими организациями и перед вышестоящими органами; строгую комсомольскую дисциплину и подчинение меньшинства большинству.

Все важные вопросы обсуждались на комсомольском собрании: принимался план мероприятий на ближайшее время, обсуждались поступки комсомольцев, выносились замечания и поощрения, давались наставления. В Уставе 1989 года сказано: «Член ВЛКСМ за невыполнение уставных требований и другие проступки привлекается к комсомольской ответственности. За незначительные проступки должны применяться меры воспитания и воздействия в виде товарищеской критики, предупреждения или указания. На комсомольца могут быть наложены взыскания: постановка на вид, выговор или строгий выговор, выговор или строгий выговор с занесением в учетную карточку. Крайней мерой наказания является исключение из комсомола».

Проводя беседу с бывшими комсомольцами, я узнал, что не все ученики, вступившие в комсомол, с полным рвением и добровольческой направленностью выполняли поставленные перед ними задачи. Но, как выяснилось, у школьников, нежелающих вступать в комсомол, не оставалось выбора, так как без членства в этой организации о светлом будущем можно было даже не мечтать. А поскольку практически каждый школьник являлся членом ВЛКСМ, то это членство давало ему своеобразную «путевку в жизнь», способствовало социализации. Это подтверждают воспоминания учителей-комсомольцев, выпускников МОУ СОШ №1.

Учитель математики Наталья Владимировна Мироненко вступала в комсомол в 1969 году. Она была избрана членом школьного комитета комсомола, в который входили самые активные и ответственные комсомольцы. Вся деятельность комитета была разбита на секторы: учебный сектор контролировал дисциплину и учебу школьников; культурно-массовый сектор занимался организацией внеклассных мероприятий (концертов, экскурсий, конкурсов среди школьников); спортивный сектор организовывал спортивную жизнью школы (проведение спортивных соревнований, военно-патриотических «Зарниц», туристических походов); трудовой сектор отвечал за трудовую занятость школьников (организация субботников, работа тимуровцев, сбор макулатуры и металлолома, сбор лекарственного сырья). Деятельность школьного комитета комсомола курировал секретарь комсомольской организации района. В существующих секторах были лидеры, которые отвечали за слаженность, эффективность работы всего сектора. Школа во многом была связана с системой «подшефства»: над пионерской организацией, колхозом. Приветствовались хорошая учеба, отличное поведение, а так же активная работа в рядах пионерской организации, четкость, выдержка и ответственность при выполнении своих обязанностей. Член ВЛКСМ должен был заниматься самовоспитанием, иметь широкий кругозор. Наталья Владимировна рассказала и том, что быть избранным в управляющий орган школьной комсомольской организации – комитет комсомола было не просто. Для этого ученик отдавал большую часть своего времени, часть своей молодости активной работе в школьной или районной комсомольской организации. «Не зря!» - признается Наталья Владимировна. Ведь для многих «комитетчиков» это было своеобразной «лесенкой в будущее». Именно это «лесенка» подтолкнула Наталью Владимировну на выбор профессии в будущем. Работа со сверстниками и ребятами младшего возраста позволили ей развить в себе такое личностное качество, как умение организовать коллектив и передавать опыт… Приложение №8

Учитель английского языка Лайкова Людмила Ивановна, комсомолка 70-х отметила, что комсомол в ее молодости играл колоссальную роль. Ученики, благодаря членству в ВЛКСМ, начинали взрослеть на порядок раньше. Они становились самостоятельными, отличались в учебе. Про заядлых двоечников и хулиганов сообщали по школьному радио. Это стыдило этих ребят и стимулировало учиться лучше. «Мы же помогали им – оставались после уроков, объясняли то, что они не понимали» - рассказывает Людмила Ивановна. Это тоже внесло свой вклад в становление личности ученика. С ее слов я также узнал, что по школьному радио транслировались сообщения о проведении комсомольских и пионерских слетов, о подшефной работе, об успехах, достигнутых комсомольцами нашей школы.

«Комсомол для меня - это, пожалуй, лучшая часть жизни, - отметила Людмила Ивановна. Он стал своеобразной школой, давшей опыт организаторской деятельности, помог определиться с выбором профессии». Приложение №9

Из материалов районной газеты «Нейские вести», посвященных юбилею ВЛКСМ, я узнал о поддержке нейскими школьниками инициативы костромских комсомольцев 70-х годов прошлого века. Тогда внутри комсомола родилось движение «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой – на вторую целину в родное Нечерноземье». Родиной его является наша костромская земля. В 1976 году выпускники Кологривской, Чухломской, Межевской и ряда других средних районных школ практически в полном составе остались работать в своих родных колхозах и совхозах. Идея прижилась – это был настоящий патриотический порыв молодых. 7 июля 1976 года состоялся первый областной слет выпускников сельских средних школ. Приветствие участникам слета направил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Движение сразу получило всесоюзную огласку, инициативу костромичей быстро подхватили по всей стране, село укомплектовывалось молодыми кадрами. Многие выпускники школ остались на селе, создали свои семьи и остались верными данным когда-то обещаниям. За 5 лет, с 1973 по 1978 год, численность молодежи на селе выросла с 13 до 19 тысяч человек.

Как видно из приведенных данных, еще в школе формировалась профессиональная направленность, желание попробовать себя в труде, быть полезным Родине. Такими воспоминаниями поделилась со мной глава Кужбальского сельского поселения, выпускница Кужбальской средней школы 1986 года, а после окончания института учитель и директор своей школы Нина Николаевна Дудина. «В 1976 году впервые после окончания Кужбальской средней школы остались работать механизаторами 7 ребят. (Штырхунов А., Дроздов А, Кудряшов С.Л.. Кудряшов С.В., Добрынина А.. Гусев С., Попов Б). Примечательным стал для Кужбальской школы и год 1977. Тогда вместе с юношами впервые остались работать в сельском хозяйстве и девушки. Класс был такой дружный, что когда встал вопрос о работе в сельском хозяйстве, ребята решили: «Или все или никто». На никто ориентировались единицы. 26 тогда ребят остались работать на селе. Некоторые из них и по сей день живут и работают на селе.

Всего за 12 лет этого движения из стен Кужбальской школы остались работать на селе 184 выпускника. Ребята пополняли ряды доярок и механизаторов сразу нескольких хозяйств: совхоза «Кужбальский», «Вожеровский», колхозов «Красная звезда» и имени Калинина. Школа гордится своими выпускниками. Выпускница 1982 года Касаткина Лена несколько лет отработала на Суршинской комсомольско-молодежной ферме. Она была членом исполкома районного Совета депутатов. Трудовые успехи её были отмечены правительственными наградами, она представляла нашу область на 20 съезде комсомола в Москве. Её одноклассница Зина Смирнова - депутат областного совета депутатов, работавшая в комиссии по физкультуре и спорту. Их одноклассницы Смирнова Светлана после года работы на Петрятинской ферме возглавляла комсомольскую организацию совхоза «Кужбальский». Все выпускники были едины в следующем: нам по 17 лет, юные, даже еще несовершеннолетние, но самостоятельные во всем. Всем, кто оставались работать не дома, руководство предоставляло общежитие, все необходимое. Рядом нет мамы и папы. Надо успеть и поесть сготовить, и постирать, и на ферму три раза в день сбегать. Сбегать… это я сейчас так говорю, а тогда….Каждодневный утренний подъем в 3.30. Тяжело? Очень! Трудно? Очень! В любую непогоду и погоду приходилось себя пересиливать, вставать и идти на работу. И даже настоящий друг-будильник, такой громогласный, советский, и тот предательски иногда нас подводил. И даже старый испытанный метод, когда будильник ставили в металлическое ведро, не прерывал наш крепкий молодой сон! Тяжел труд доярки! Нам не было скидок на возраст и неопытность. Работали заправски, по-настоящему. В группе по 20-25 коров. Почистить у всех, раздать корм: летом – зеленая подкормка, осенью - картофель, который надо было намыть и нарубить, зимой – силос, комбикорм, сено. Все работы выполнялись вручную. Доили коров аппаратом, но полные ведра и бидоны с молоком носили на себе. Весной запасали лед, хранили его под опилками. Летом рубили для охлаждения. А сколько забот, внимания и хлопот требуют новорожденные телята! Но у нас было преимущество - мы молодые! Успевали и отдыхать. Участвовали в вечерах отдыха, концертах самодеятельности, в районных спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах. Активно работал районный комсомольский клуб «Родная земля», традиционно собиравший всю молодежь для решения каких-то вопросов и совместного отдыха.

А сколько для нас было сделано хорошего! После получения аттестата, выпускного вечера проходил традиционный областной слет выпускников, оставшихся работать на селе. Для нас шили специальную форму, торжественное шествие по проспекту Мира, митинг на площади Мира, затем торжественное мероприятие. Фестиваль «Молодые - молодым», который проходил в «Текстильщике» и на котором выступали звезды советской сцены. Для нас выступали Лариса Долина, Ирина Отиева, Валерий Леонтьев. Роза Рымбаева, Алла Пугачева, Александр Розенбаум, Лев Лещенко, ансамбли «Песняры», «Синяя птица» и многие, многие другие…Это была большая честь - принять участие в такого рода мероприятиях. Поездки в Киев, Кишинев, Одессу, Херсон, Новороссийск, страны Прибалтики, за границу: в Польшу, Финляндию, Германию, Чехословакию, Венгрию. «Поезд дружбы» – недельное путешествие в стране. Ну когда бы мы еще погуляли по Крещатику, посетили Киево-Печерскую Лавру, побывали в Софийском соборе, помянули погибших в Бабьем Яру, прошлись по Дерибасовской, посмотрели оперу в знаменитом Одесском театре, услышали органную музыку?! Да вряд ли когда… Этот трудовой год стал хорошей школой жизни, научил преодолевать трудности, по-настоящему дружить. Я нисколько не бравирую, но если бы вернуть молодость, то, не раздумывая, поступила бы также. За то время говорю спасибо комсомолу, с которым не расстанусь никогда. После нас, а я закончила школу в 1986 году, в совхозе «Кужбальский» работали еще два выпуска нашей школы. По-разному складывалась судьба юных тружеников села. Кто-то находил здесь свою судьбу и оставался дальше трудиться, многие уезжали учиться. Но вновь возвращались в родные края уже дипломированными специалистами: учителями, медсестрами, бухгалтерами, экономистами, воспитателями. И пусть ненадолго, но мы продлили жизнь нашей костромской глубинки!» Приложение №10

Много интересных историй из своей школьной комсомольской жизни рассказала комсомолка 80-х годов, наш классный руководитель Иванова Ольга Борисовна. Самыми яркими ее воспоминаниями были поездки в подшефный колхоз для сбора урожая льна и картофеля. Так как Ольга Борисовна являлась одной из комсомольских активисток школы, она тоже была удостоена путешествия на туристическом поезде по городам СССР с посещением достопримечательностей. Организаторские способности, сформированные в комсомольской юности, наша классная руководительница проявляет в работе с нашим классом. Благодаря Ольге Борисовне мы – дружный, сплоченный коллектив, отличающийся творчеством и самостоятельностью. Приложение №11

Познакомившись с условиями вступления в ВЛКСМ, со структурой школьного комсомола, деятельностью школьных комсомольских организаций, я понял, что членство школьника в ВЛКСМ было замечательной порой социализации моих сверстников, своеобразным «социальным лифтом». Комсомол мотивировал школьников хорошо учиться, равняться на лучших учеников; развивал трудовые навыки и организаторские способности, подтягивал физически, воспитывал морально.

В преддверии столетнего юбилея ВЛКСМ я изучил историю и деятельность комсомола. В нескольких номерах районной газеты «Нейские вести» была опубликована моя исследовательская работа «Роль ВЛКСМ в развитии страны и становлении личности отдельного человека». С изученной информацией я познакомил старшеклассников нашей школы. Приложение №12

Мне стало интересно, а как оценят этот «социальный лифт» советской эпохи мои сверстники. Я провел анкетирование, предложил ответить им на следующие вопросы:

1. Что привлекло тебя в деятельности школьных комсомольских организаций?

2. Что показалось тебе ненужным, неправильным в деятельности комсомола?

3. Желал (а) бы ты быть членом такой организации? Почему?

4. Считаешь ли ты комсомол «социальным лифтом»?

Анкетирование моих сверстников показало, что 95 % (из 56 опрошенных человек) деятельность школьных комсомольских организаций привлекла. Ребятами были отмечены:

- организованность, собранность, решимость, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, стремление к самосовершенствованию, развитие волевых качеств, честность

- желание учиться и готовность выполнять любой вид деятельности, желание трудиться на благо Родины, приобретение трудового опыта и навыков будущей профессии

- ответственный подход к решению сложных политических и бытовых вопросов

- можно было «вырасти» в руководителя

- комсомольские организации способствовали поддержке общей атмосферы сплоченности и дружбы, чего не хватает сейчас

- ученики сами занимались организацией мероприятий, а не учителя, дети были более самостоятельными.

В то же время только 35% опрошенных одобряют все действия комсомольских организаций. 20 % школьников не одобряют требования к процедуре вступления в ВЛКСМ, а 45% не поддерживают меры взыскания.

75% опрошенных желали бы быть членами такой организации. 20% нежелающих числиться в комсомоле отмечают ее неактуальность для «слабохарактерной» современной молодежи.

80% старшеклассников согласились с тем, что комсомол был «социальным лифтом», а 20% отметили, что некоторым молодым людям и без членства ВЛКСМ удавалось улучшить свое положение в обществе. Приложение №13

Таким образом, это доказывает недостаток такой организации, как комсомол, в наше время.

Выводы

В ходе выполнения исследовательской работы я выполнил все поставленные перед собой задачи: изучил Устав ВЛКСМ; познакомился с организационной структурой ВЛКСМ, в том числе школьного комсомола; познакомился с деятельностью нейских комсомольцев в первичных школьных организациях; провел информирование и анкетирование старшеклассников с целью выявления их отношения к деятельности ВЛКСМ и его оценке в формировании личности подростка. Моя гипотеза подтвердилась: школьный комсомол играл важную роль в формировании личности подростка и его социализации.

Во время бесед с бывшими комсомольцами я убедился в искренности их убеждений. Именно таких, по-настоящему, искренних и положительных эмоций не хватает молодежи в наше время.

Библиография:

1. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи: утвержден ХХ съездом ВЛКСМ. – Москва: «Молодая гвардия», 1988. – 32 с.

2.Программа КПСС. Новая редакция: Принята XXVII съездом КПСС.- Москва «Политиздат», 1989.- 78 c.

3. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ (1918 - 1941 гг.). Том 1. -  Москва: «Молодая гвардия», 1969. - 592 с.

4. Награды ВЛКСМ. – Москва: «Молодая гвардия», 1983. – 127 с.

5.Библиотека нормативно-правовых актов СССР

http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5810.htm

6.Официальный сайт областного государственного казенного учреждения «Государственный архив новейшей истории Костромской области»

http://www.adm44.ru/i/u/Komsomol_Istoricheskaya%20spravka.pdf




Просмотр содержимого документа
«Приложения»

11


Приложение№1

I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Октябрь 1918 г. Фото из Интернета

Делегаты I Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи. Октябрь 1918 г. Фото из Интернета

Награды ВЛКСМ

Орден Боевого Красного Знамени


Орден Трудового Красного Знамени


Орден Ленина



Орден Октябрьской революции


Приложение №2






Приложение №3

Беседа с Чагиной Л.А. Фото из личного архива

Комсомольский билет Чагиной Л.А.

Комсомольский билет 80-х годов

Приложение №4

Комсомольский значок Л.А.Чагиной

Значок «Ударник ВЛКСМ». Фото из Интернета

Комсомольский значок с лавровой ветвью.

Вручался награжденным Грамотой ЦК ВЛКСМ

Почетный знак ЦК ВЛКСМ. Фото из Интернета

Приложение №5 Приложение №6

Милушкова Г.И.

Фото из ее личного архива

Б еседа с руководителем школьного музея

Уховой В.Н.

Приложение №7 Приложение №8

Б еседа с учителем физкультуры МОУ СОШ №1, комсомольцем 80-х годов Чистяковым М.В.


У читель математики МОУ СОШ №1, комсомолка 70-х годов Мироненко Н.В.



Прием в комсомол. Фото из Интернета


Заседание школьного комитета ВЛКСМ.

Фото из Интернета

Комсомольцы первой школы с ветераном у Боевого знамени. Фото из музея МОУ СОШ №1

Учащиеся первой школы на уборке урожая в колхозе.

Фото из музея МОУ СОШ №1




Приложение №9

Комсомольцы 70-х на сцене МОУ СОШ №1.

Фото из личного архива Лайковой Л.И.

Школьники МОУ СОШ №1 в 70-ые годы на «Зарнице»

Фото из личного архива Лайковой Л.И.



Приложение №10


Выпускники 10 класса 1976 года Кужбальской средней школы. Участники движения «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой - на вторую целину»


К омсомольцы 80- х. Участники движения «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой - на вторую целину»



Напутствие делегатам 1 слета выпускников средних школ, поддержавших движение «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой - на вторую целину», от Дважды Героев Социалистического Труда СССР 7 июля 1976 года





















У частники движения «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой - на вторую целину». Выпускницы Тотомицкой средней школы Нейского района



Приложение №11

Учащиеся первой школы на демонстрации.

Фото из личного архива Ивановой О.Б.

«Зарница» 80-х

Фото из личного архива Ивановой О.Б..

Учащиеся первой школы в поездке по стране.

Фото из личного архива Ивановой О.Б.





Учащиеся первой школы в поездке по стране.

Фото из личного архива Ивановой О.Б.


Мой класс! Фото из личного архива


Приложение №12

Приложение №13 Анализ опроса (в опросе приняло участие 56 человек)





Просмотр содержимого документа
«Титульник, план исследования»

Областной форум научной молодежи «Шаг в будущее»

Двадцать вторая областная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»















Роль комсомольских организаций в социализации школьников



Костромская область, город Нея









Автор: Иванов Максим Сергеевич,

МОУ СОШ №1, 11 класс

Научный руководитель: Ширяева Нина Валентиновна,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ №1













«Роль комсомольских организаций в социализации школьников»

Автор: Иванов Максим Сергеевич

Российская Федерация, Костромская область, город Нея

МОУ СОШ №1 муниципального района город Нея и Нейский район, 11 класс


План исследований

Актуальность: В 2018 году исполнилось сто лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи. ВЛКСМ – массовая патриотическая организация советской молодёжи. В истории нет других примеров молодёжного движения, которое бы за годы своего существования охватило более 160 млн. человек и могло похвастаться реальными достижениями. Своей деятельностью комсомол внес большой вклад в историю и становление страны. За вклад в развитие нашей советской страны ВЛКСМ награжден шестью орденами.

Проблема: С одной стороны, комсомол, действительно, сыграл большую роль в развитии страны, но, с другой стороны, мало кто знает, какую роль играл школьный комсомол.

Поэтому объектом моей работы стал ВЛКСМ, а предметом исследования - деятельность школьных комсомольских организаций.

Я поставил цель - исследовать деятельность школьных комсомольских организаций, выявить влияние комсомола на социализацию школьников

Начиная исследование, я выдвинул гипотезу о том, что школьный комсомол играл важную роль в формировании личности подростка и его социализации.

Чтобы реализовать цель я поставил перед собой следующие задачи:

- изучить основные положения Устава ВЛКСМ

- познакомиться с организационной структурой ВЛКСМ, в том числе школьного комсомола

- изучить порядок вступления школьников в ряды ВЛКСМ

- познакомиться с деятельностью нейских комсомольцев в первичных школьных организациях путем интервьюирования

- познакомить старшеклассников школы с деятельностью комсомола и провести анкетирование с целью выявления их отношения к деятельности ВЛКСМ и его оценке в формировании личности подростка

Чтобы выполнить поставленные задачи я определил методы их решения:

- изучение литературных и документальных источников по данной проблеме

- интервьюирование бывших комсомольцев Нейского района

- анкетирование старшеклассников МОУ СОШ №1


Библиография:

1. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи: утвержден ХХ съездом ВЛКСМ. – Москва: «Молодая гвардия», 1988. – 32 с.

2.Программа КПСС. Новая редакция: Принята XXVII съездом КПСС.- Москва «Политиздат», 1989.- 78 c.

3. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ (1918 - 1941 гг.). Том 1. -  Москва: «Молодая гвардия», 1969. - 592 с.

4. Награды ВЛКСМ. – Москва: «Молодая гвардия», 1983. – 127 с.

5.Библиотека нормативно-правовых актов СССР

http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5810.htm

6.Официальный сайт областного государственного казенного учреждения «Государственный архив новейшей истории Костромской области»

http://www.adm44.ru/i/u/Komsomol_Istoricheskaya%20spravka.pdf







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!