СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "А в сердце светит Русь" (сценарий поэтического вечера)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по проведению историко-краеведческому  мероприятию на родину С.Есенина

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "А в сердце светит Русь" (сценарий поэтического вечера)»


Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»







Исследовательский проект

по историко-краеведческому

мероприятию на родину С.Есенина


«А в сердце светит Русь»


Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.





Автор - составитель:

Н.А.Беспалова, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Культурное наследие- Московия»


Рецензент- В.Н.Мельникова, методист образовательного комплекса







Содержание.


Вступление…….......………………………………………………………….3

Историко-краеведческое мероприятие «А в сердце светит Русь» …………

Экспозиции Государственного музея – заповедника С.А. Есенина…………

Фотогалерея………………………………………………………………………


Рисунки учащихся…………………………………………………………………


Кроссворд «Есенинские напевы»…………………………………………………

Москва в жизни С.Есенина ………………...………………………………….14

Образ С.Есенина в бронзе. Памятник поэту на Есенинском бульваре………………………………………………………………………..

Памятник С.Есенину на Тверском бульваре……… ……………………… 31

Памятник С.А.Есенину на Ваганьковском кладбище……………………

Памятник поэту на родине – в селе Константиново…………………….47

Музыкальное наследие поэта. Список песен на стихи Есенина……………..

Сценарий музыкально-поэтического вечера «И тебе я в песне отзовусь»………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Литература………………………………………………………………….

Московские адреса С.Есенина,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,






…Не все ль равно - придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленной и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.


И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.


С.Есенин


Вступление


Есть в России места, которые дороги и близки сердцу каждого. И одним из таких мест является село Константиново - родина поэта Сергея Есенина.

У каждого из нас в душе свой образ поэта и человека Сергея Есенина. У каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Но всем нам особенно дорого то, что составляет пафос, сердцевину поэзии и что он сам так точно и емко определил, как главное, в своем творчестве – это чувство Родины. «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве, - говорил Есенин.

Родина, Россия были для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия! Какое хорошее слово!.. И роса, и сила, и синее что-то». Удивительно русским поэтом назвал Есенина М.Горький.


Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

С.Есенин

Путь Есенина не был легким. Есенин пришел в литературу со своими проблемами, со своими нравственными муками. В его стихах и поэмах есть беспощадный нравственный счет и своим ошибкам и заблуждениям, и кричащие противоречия самой действительности, равно как и субъективные противоречия во взглядах самого поэта.

Нет во всем творчестве Есенина, его жизни, гражданской позиции одного - ухода, отстраненности от самых жгучих, самых сложных социально-классовых проблем, которые вставали перед Родиной, его народом в годы революции.

«И если перед нами, действительно великий художник,- говорил Ленин, - то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях».

Время Есенина – это время крутых поворотов в истории России: первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, разруха,
период военного коммунизма и нэп. Это и крушение ставшего привычным Есенину мира патриархальной деревни, последним певцом которой он себя называл. И далеко не каждый из писателей того времени смог устоять на палубе корабля- России, когда разразилась революционная буря.

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново, - так начинает свою биографию Есенин и заканчивает словами: «Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.»

В жизни и творчестве Есенина его родное село сыграла большую роль (такую же роль, как для Толстого Ясная Поляна). Но Константиново – это не только место, где родился поэт, где он провел часть своей жизни, где написаны многие его стихи, это место, откуда он черпал идеи, вдохновение, вылившиеся под его пером в поэтические строки.

Побывать на родине С.Есенина – это значит прикоснуться к истокам его творчества. Достаточно оглянуться вокруг и взглянуть с берега Оки на уходящую в небо даль, чтобы зазвенели потаенные струны души от прикосновения талантливого слова поэта.



Историко-краеведческое мероприятие «А в сердце светит Русь» 22. 04 2017



«Если вы в краях Рязанских не бывали,

Теплого не пили молока,

Значит, Вы России не видали,

Хоть она и очень велика.


Если не пришлось Вам утром ранним

По лугам росистым побродить,

Значит о красе моей Рязани

Вы еще не можете судить.»


22 апреля учащиеся 5-10 классов структурных подразделений №№ 6 и 9 под руководством учителей А.А. Федосеева и О.А. Нечаевой приняли участие в историко-краеведческом мероприятии «А в сердце светит Русь».

Участники посетили с экскурсией село Константиново Рязанской области – родину русского поэта С.А. Есенина – и Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь в селе Пощупове.

Рязанское шоссе, по которому пролегал путь, – одна из древнейших дорог России. Здесь в разные времена двигались войска Дмитрия Донского, Иван Грозный шел на завоевание Казани, крестьянские отряды Ивана Болотникова подступали к Москве.

Экскурсия по Государственному музею-заповеднику С.А. Есенина состояла из посещения четырех экспозиций: мемориального дома Есениных, начальной земской школы, где учился будущий поэт, дома его духовника – священника И.Я. Смирнова, музея поэмы «Анна Снегина» (дома помещицы Л. И. Кашиной, прототипа Анны Снегиной).

В селе Пощупове состоялась обзорная экскурсия по действующему Свято-Иоанно-Богословскому мужскому монастырю – одному из древнейший на Руси, где в обители часто бывал юный Есенин.

На обратном пути, в автобусе, ребят ждала викторина – своеобразный итог мероприятия. Учащиеся пытались составить лучший вопрос на тему увиденного и услышанного. Они также с удовольствием читали и слушали песни на стихи С.А. Есенина, а учащиеся 8-10-х классов разгадывали кроссворд «Есенинские напевы».

В наших планах – выпустить сборник с рисунками и стихами участников этого замечательного мероприятия.



Н.А. Беспалова,

руководитель творческого объединения «Культурное наследие-Московия»


Из отзывов учащихся и родителей.


«Мне больше всего понравилась начальная земская школа, в которой учился поэт. А папе понравился дом С.А. Есенина.»

«Сами места великолепные и красивые! Больше всего мне запомнился дом священника. Обязательно приезжайте сюда!»

«Мне больше всего понравился дом. И ещё понравилось в храме и на святом источнике.»

«Экскурсия мне понравилась, правда дорога долгая. Я узнал много всего о Есенине. Мне понравилась еда в кафе базы отдыха «Ока». Я бы ел там всегда. На обратном пути я увидел журавля, ястреба и сорок.»

«Мне понравилась викторина. Я бы хотел еще раз поехать на подобную экскурсию.»

«Мне очень понравился монастырь, школа и дом Есенина. Наконец-то мы смогли увидеть, где жил и родился наш любимый поэт.»

«Мне понравилось все! Особенно монастырь. Хочу съездить еще раз!»

«Все классно, особенно экскурсовод.»

«Экскурсия суперкласс! Обед супер! Ура!»


«Я, Медведева Любовь Анатольевна, очень благодарна нашему гиду Наталье Александровне за очень познавательную программу. Мне очень понравился музей Есенина, дом его родителей, школа земская, сразу вспомнила нашу школу. Очень познавательно рассказывал экскурсовод про жизнь Есенина, его творчество.»



Фотогалерея





© Ссылка на источник: http://mok.mskobr.ru/novosti/istoriko-kraevedcheskoe_meropriyatie_a_v_serdce_svetit_rus/

Рисунки учащихся




Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.











Кроссворд «Есенинские напевы»










3


















1





6










































9



12









4




























10




























2





7


8










































11



14


16












































5















































13









































15


































По горизонтали:

По вертикали:

2. Любимое дерево поэта.

4. Имя матери С.Есенина.

5. Родина С.А. Есенина.

8. Американская танцовщица, ставшая второй женой Есенина.

10. Имя восточной девушки из цикла стихов «Персидские мотивы».

11. Бульвар, где любил гулять Есенин и где поэту установлен памятник.

13. Первая жена Есенина, ставшая актрисой.

15. Журналистка, застрелившаяся через год на могиле Есенина из-за любви к поэту.

1. Софья Андреевна, внучка Л.Н.Толстого. Кто она для Есенина?

3. Время года, в которое родился поэт.

6. Кладбище, на котором похоронен Есенин.

7. Ленинградская гостиница, в которой Есенин провел свои последние дни жизни.

8. Кличка собаки актера Качалова, которой С.Есенин посвятил стихотворение.

9. Одежда, в которой мать выходила встречать сына на дорогу в стихотворении «Письмо к матери».

12. Река, на берегу которой прошло детство поэта.

14. Название первого сборника стихов С.Есенина (1916 г.).

16. Помещица, прототип героини поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

Примечание к вопросу 17. Старинная верхняя женская одежда вроде кофты, телогрейки или, реже, сарафана, рубахи.



Москва в жизни С.Есенина


Я московский озорной гуляка
По всему Тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку.


С.Есенин


Если Рязанская земля была колыбелью Есенина, то с Москвой связано начало самостоятельного творческого пути поэта. В Москве Есенин провел около 8 лет.

При всей сложности отношения поэта к городу и городской культуре, он постоянно и глубоко тяготеет к Москве. С Москвой он ощущал большое духовное родство. И хотя в 20-е годы, годы разгула нэпа, он обращается с проклятиями к «железному гостю-городу», мы найдем в строчках письма, присланного из-за границы, такое признание: «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва. В голове у меня одна Москва, и Москва. Даже стыдно, что так по-чеховски».

Впервые Есенин приехал в Москву весной 1912 года шестнадцатилетним юношей, связывая свои надежды на будущее со своим поэтическим признанием. Отец его – Александр Никитич – работал приказчиком в мясной лавке замоскворецкого купца Крылова. Есенин поселился в Замоскворечье, в двухэтажном деревянном, обшитом тесом доме под номером 24 по

Б. Строченовскому переулку. Там находилось общежитие приказчиков, где жил отец поэта.

После привольного раздолья Константинова он окунулся в мир большого города, по улицам которого мчались лихачи, проносились, отсвечивая черным лаком, редкие автомобили, а в глубину уходили тихие улочки и переулки с галками на седых деревьях и с ярлычками о сдаче комнат в окнах домов.

Многие дома в Москве хранят память о поэте. Помнят Есенина и многочисленные улочки, примыкающие к Тверской, главной улице Москвы.


Я московский озорной гуляка
По всему Тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку


С.Есенин


В 1913 году Есенин поступил на службу в знаменитую на всю Россию фабрику- книг типографию «Товарищества Д.И.Сытина», вначале работает в экспедиции, затем в корректорском отделении. В Замоскворечье, на Пятницкой улице, (бывшая) когда-то это 2-я образцовая типография.

Фабрика с ее гигантскими размахами и бурливой жизнью произвела на Есенина громадное впечатление. Работа в типографии давала возможность Есенину познакомиться с творчеством современных писателей и классиков, в какой-то мере удовлетворяла его интересы к литературе. Его окружает демократически настроенная рабочая молодежь, с которой сближается юный Есенин. Рабочая среда стала для поэта школой подлинной гражданственности. Формированию его гражданских идеалов способствовало и то, что осенью 1913 года Есенин поступает в 1) Московский городской университет имени А.Л.Шанявского на историко-философское отделение, где слушает наряду с другими, лекции по русской и западноевропейской литературе.

Университет им.Шанявского был для того времени едва ли не самым передовым учебным заведением страны. Своей целью он ставил распространение просвещения и пробуждение интереса к науке в народе.

Был в Москве в те годы и еще один демократический очаг, к которому потянулся юный поэт – 2) Суриковский литературно-музыкальный кружок. История этого кружка связана с именем талантливого русского самородка, поэта-крестьянина Ивана Захаровича Сурикова. В Суриковский кружок входили писатели-самоучки, разные по талантливости, творческим установкам, мастерству идейной зрелости. Писали разные стихи от печально-созерцательных, пейзажных, лирических, до призывно-тревожных, гневных, наступательных, гражданских. Именно в среде суриковцев в годы первой революции в рядах дружинников Красной Пресни родились гимны и песни поэта - суриковца Филиппа Шкулева, призывно зазвучал над баррикадами его марш «Мы – кузнецы».


Мы – кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы счастия ключи.
Вздымайся выше, наш тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи.


Москва положила начало и литературной деятельности Есенина. В январе 1914 года появились в печати первые стихи Есенина. В первом номере детского журнала «Мирок», который издавался у Сытина, было помещено стихотворение «Береза», которое мы помним еще с детства.



А затем во 2-м номере «Поет зима – аукает» под названием «Воробышки».

Но публиковался он в Москве в мелких, преимущественно детских журналах. Пробиться в ведущие литературные издания ему не удалось. Хотя поэт и стремился установить контакты с видными критиками и писателями, посылал свои стихи в различные журналы, в том числе и петербургские, успехов подобные попытки не имели.

К каждому хоть раз в жизни приходит его весна. И каждый навсегда сохраняет ее в своей памяти. Единственную. Неповторимую. Такой стала для Есенина весна 1915 года.

Из автобиографии: «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. 
Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

Блок сыграл в судьбе и творчестве Есенина большую роль. Мартовским днем 1915 года А.Блок получил записку «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное: Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С.Есенин».

Такого рода записки Блоку, находившемуся в зените славы, получать случалось, и они далеко не всегда вызывали у него стремление к встречам. Хотя имя, которым она была подписана. ни о чем ему не говорило, Блок принял как он пометил «молодого рязанского парня со стихам; не только выслушал его стихи,
но отобрал лучшие из них и дал рекомендательные письма к петроградским литераторам.

Встреча эта имела исключительное значение для Есенина, и он недаром отмечал ее в автобиографиях среди наиболее важных событий жизни.

Значение встречи Есенина с Блоком в том-то и заключалось, что Блок первый разглядел огромную одаренность молодого поэта, своеобразие его таланта.

«Стихи свежие, чистые, голосистые» - так определил Блок свое впечатление. При встрече Блок дал дружеский совет начинающему поэту: «Учитесь быть кратким. Идеальная мера лирического стихотворения – 20 строк. Если стихотворение будет очень длинным, длиннее двадцати строк, оно потеряет лирическую напряженность, оно станет бледным и водянистым».

Этому принципу Есенин следовал всю жизнь.

В самом начале 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина со звонким необычным названием «Радуница».

Радуница… Радуга… Радужный… Радость. Необычное звонкое название сборника навсегда западает в память. Есенин и в дальнейшем каждому новому сборнику стихов, каждой вновь задуманной книге находил броские, эмоционально выразительные, точные по мысли, неповторимо образные названия.
Голубень. Преображение. Страна советская. Персидские мотивы.

Уже первые шаги Есенина в большой литературе раскрыли одну из характерных черт его духовного облика – редкую для молодого поэта -независимость в литературно- художественной и эстетической позиции. За короткий срок он прошел необычно яркий и своеобразный путь.

Москва хранит память о Есенине разных лет – от образа золотоволосого паренька, простого и скромного, до трагического облика поэта- певца Москвы кабацкой.

Да! Теперь - решено. Без возврата
Я покинул родные края.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.


Время сводило его с самыми разными литературными течениями, он участвовал порой казалось бы, несовместимых группировках, каждая из них, естественно, накладывала определенный отсвет на его произведения. Но эти внешние влияния, хотя и оставляли определенные приметы, не затрагивали коренных, глубинных основ его творчества.

При всей сложности идейно-художественного развития Есенина его творческий путь сохранял органическое единство и внутреннюю целостность.

Сложная политическая обстановка в стране породила множество направлений, всевозможных «измов». В 1919 году Есенин находится под влиянием имажинистов- сторонников «чистого искусства». Слово «имажинизм» от лат.  imago  - образ.

Суть этой теории заключалась в том, что поэт должен создавать «чистые», изолированные образы, в которых запечатлевались бы его субъективные мимолетные впечатления. Имажинизм – такое направление в поэзии, которое требовало целостной абстрактной системы образов, основанной на конкретно-синкретическом восприятии действительности.

Есенин не мог этого постичь и не постиг. Период увлечения поэта абстрактной символикой оказался кратковременным.

Несмотря на кратковременную связь с имажинизмом, Есенин все же испытывал на себе его отрицательное влияние. Имажинистское отлучение искусства от общественной роли толкало Есенина на архомещанское бунтарство, на ажиотаж, граничащий с отъявленным хулиганством. Свойственный поэту лиризм перечеркнут был хулиганскими строками. А.В.Луначарский строго критиковал Есенина имажиниста за безвкусные имажинистские «выверты», погоню за дешевыми эффектами, хулиганские тенденции.

«Нет, не я примкнул к имажинистам, а они поросли на моих стихах, - говорил Есенин Ю. Лебединскому.

_________________________________________________________________


Самобытный талант Есенина устоял во внутренней борьбе с имажинизмом, оставив некоторые следы в поэзии Есенина. Имажинизм не смог поколебать ее основу, убить ее корни. Истоки его лежали в чистом роднике народного творчества.

«Знаете ли, какое произведение произвело на меня необычайное впечатление?! – говорил Есенин, - «Слово о полку Игореве». Я познакомился с ним очень рано и был совершенно ошеломлен им, ходил, как помешанный. Какая образность! Вот откуда, может быть, начало моего имажинизма.»

Движущим пафосом поэзии Есенина всегда были народность, беспредельная любовь к Родине, благодаря которым он оставил глубочайший след в истории русской культуры.


Образ Есенина в бронзе

Памятники Есенину на Есенинском бульваре




На пересечении Волгоградского проспекта и Есенинского бульвара в Москве установлен памятник Есенину. Монумент был выполнен скульптором Владимиром Ефимовичем Цигалем при участии архитекторов Сергея Евгеньевича Вахтангова и Юрия Васильевича Юрова.

Открытие памятника состоялось 3 октября 1972 года в день рождения поэта.

Есенинский бульвар как бы уголок рязанской природы. Его украшают клены, рябины, березы- любимые деревья Есенина, неоднократно им воспетые.

Среди молодых берез возвышается бронзовая фигура молодого человека. Юноша с непокрытой головой легко идет навстречу солнцу и ветру. На нем одежда простого деревенского парня - сапоги, косоворотка, куртка, переброшенная через плечо.


«Веселым парнем

До костей весь пропахший

степной травой,

Я пришел в этот город с пустыми руками,

Но зато с полным сердцем

И не пустой головой».


(С.Есенин «Страна негодяев»)


Когда скульптор Цигаль выиграл проект в конкурсе, то после установки он посадил рожь. Через год весной скульптору позвонили в Ленинград и сказали, что рожь выросла. И действительно, когда Цигаль приехал из Ленинграда, у памятника было много народу и вокруг фигуры Есенина шумела рожь

Установка памятника в те годы советского периода была непростой задачей, встретив сопротивление партийных работников и чиновничества. И это не случайно, так как в жизни Сергей Есенин был не только романтиком, но и бунтарем, не всегда согласным с действиями молодой советской республики. Ко всему прочему, скульптура Цигаля отступала от канонов тогдашнего социалистического реализма, но на защиту памятника стала дочь поэта - Татьяна Сергеевна, которая доказывала, что от этого образа веет поэзией и создана неимоверная погруженность в природу.

Каждый год 3 октября, на Есенинском бульваре, собираются и отдают дань поэту его почитатели.

Памятник С.А. Есенину на Тверском бульваре

«Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.»


С.Есенин



Памятник Есенину установлен в середине Тверского бульвара в Москве в 1995 году к 100-летию со дня рождения поэта. Работа скульптора Анатолия Бичугова, народного художника России, (арх. А Климочкин).

Скульптура изображает поэта в полный рост, установлена на постаменте. Одной рукой он опирается на сломленное дерево за его спиной.

Одна нога немного согнута в колене, а правая рука заведена за спину.

На нем простые брюки, рубаха и расстегнутый пиджак. Интересная деталь: верхние пуговицы сорочки расстегнуты, а галстук или шейный платок отсутствует. Это символизирует открытую для народа душу поэта и подчеркивает также его незащищенность. Если долго смотреть на памятник Есенину, кажется, что вот-вот поэт оживет и зашевелится. Настолько естественной и непринужденной получилась скульптура. Примерно так Есенин и выглядел при жизни. Поэт выглядит одновременно и немного стеснительным, и чуть-чуть задумчивым.

На постаменте крупными буквами кратко написано: «Сергею Есенину».

Поделиться

Расстегнутая рубаха придает образу открытость, а, вместе с тем незащищенность - «душа нараспашку».

Памятник Есенину в Москве не случайно установлен на Тверском бульваре. В этих местах в годы Серебряного века было популярно кафе «Стойло Пегаса», где и любили собираться поэты.

Существует две версии, почему скульптуру решили поставить именно здесь. При жизни Есенин обращался к памятнику А.С. Пушкина, установленному неподалеку, в одном из своих стихотворений. Упоминалось в этом произведении и то, что речь идет именно о Тверском бульваре.

Вторая версия более прозаическая. В годы жизни поэта в доме № 37 по Тверской улице находилось кафе «Стойло Пегаса». В данном заведении собирались многие творческие и общественные деятели того времени, посещал его и сам Есенин. Сегодня кафе практически забыто, а вот памятник поэту стоит совсем близко возле дома, в котором оно находилось.

Есенин и пегас

Возле скульптуры поэта - миниатюрное изваяние, изображающее крылатого коня – пегаса. Это мифическое существо могло появиться рядом с поэтом в честь кафе, которое работало неподалеку. Писал о сказочном коне и сам поэт: «…Много нас, но не личностей, а масс… В «Целине» погряз Пегас, верный долгу чести…». Поэтому рядом с фигурой поэта можно увидеть скульптуру пегаса.

Памятник С.Есенину на Ваганьковском кладбище




В 1986 г. на могиле поэта открыли памятник работы скульптора Анатолия Бичукова.

Надгробие представляет собой фигуру Есенина, высеченную из массивной гранитной глыбы. Скульптура выполнена с высокой портретной точностью. Поэт изображён в простой рубашке, руки скрещены на груди. Изваяние помещено на высокий пьедестал из полированного серого гранита, на лицевой стороне нанесена памятная надпись: буквы выгравированы и покрыты сусальным золотом.

Надгробие задает тон цоколю, образованному из гранитных балок. Площадка внутри выложена полированными плитами из гранита серого цвета.

Рядом с памятником Есенину уложена небольшая надгробная плита его матери Татьяны Фёдоровны Есениной (1875–1955).

.

«В этой могиле для меня все самое дорогое»


Через год после смерти Сергея Есенина на его могиле покончила с собой Галина Бениславская – подруга и литературный секретарь поэта. Она оставила записку: «Самоубилась здесь, хотя знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое». 
Бениславская выстрелила себе в голову и целую ночь пролежала на могиле. Похоронили ее рядом с Есениным, на мемориальной доске – выдержка из письма Есенина.


На Ваганьковском кладбище свой приют нашла помещица села Константиново Кашина Лидия Ивановна, которая стала прототипом героини поэмы «Анна Снегина».



В день памяти С.А.Есенина 06.10.15


3 октября, в день 120-летия С.А.Есенина, участники «Культурного наследия-Московия» из структурного подразделения № 5 на Ваганьковском кладбище отдали дань памяти замечательному русскому поэту.

В этот день здесь звучали стихи Есенина, исполнялись песни, написанные на его стихи. Ребята возложили цветы.

Есенин прожил очень короткую жизнь, но его стихи, созданные в самый расцвет творчества, навсегда вошли в золотой фонд русской литературы.


Цветы возложили и к памятнику В.С.Высоцкого, чье творчество в театре на Таганке связано с есенинским произведением «Пугачев».


Ссылка на источник: http://mok.mskobr.ru/novosti/v_den_pamyati_s_a_esenina/









Памятник Сергею Есенину

в селе Константиново


Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».


С.Есенин


"


7 октября 2007 года в селе Константиново, на родине Сергея Есенина, открылся памятник поэту.

Открытие было приурочено к 112-й годовщине со дня рождения С.А.Есенина. Монумент установлен у дома родителей поэта.

Автор памятника - известный скульптор, вице-президент Российской Академии художеств, начальник Студии художников имени В.В.Верещагина МВД России Анатолий Бичуков.

Ранее Анатолий Бичуков создал монументы Есенина, установленные на Тверском бульваре и Ваганьковском кладбище в Москве.

Памятники поэту его работы есть в Воронеже, Сербии, во многих зарубежных галереях.

Образ, созданный скульптором, необычайно убедителен: поэт как будто вернулся после долгих странствий в свой отчий дом и идет по тропинке среди зелени берез и кленов.

Памятник выполнен из бронзы по фотографиям последних лет жизни поэта и весит 1,3 т.

Открытие памятника на родине Сергея Есенина – это дань любви к его творчеству и глубочайшего уважения к его памяти.

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску."

С Есенин

Заключение

«Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев…»

С.Есенин



«Когда-то говорили, что человек в своей жизни держит 5 коней: четыре дерзких – детство, отрочество, юность, зрелость – и одного послушного – старого. У Сергея Есенина было только четыре коня; пятого –старости – ему иметь не довелось. Он пробыл на земле очень мало – всего 3 десятилетия.

Две даты: 21 сентября (3 октября)1895 года; 28 декабря 1925 года. Первая – рожденья, вторая – смерти Есенина. Между ними бурный и крутой период отечественной истории: 3 (три) войны, 3 (три) революции, Октябрьская революция наложили отпечаток на его жизнь и творчество.

«В сонме бурь неповторимые я вынес впечатленья», - сказал однажды он.

Раскол мира прошел через сердце поэта. Борьба нового со старым стала его внутренней трагедией.

«Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев…»

С.Есенин


Он благословляет новую жизнь, новую юность, судьбу молодого поколения. И в этом исторический оптимизм есенинской поэзии.


«Для меня поэзия Есенина, как древняя церковь Покрова на Нерли, - стоит, белеет на зеленом лугу и из дальних веков седой старины зовет меня, современника, к себе, чтобы присесть, отдохнуть, подумать о том, кто я, человек, на земле этой есть, что я должен делать, как обязан относиться к своему ближнему.

Я ставлю Сергея Есенина рядом с Андреем Рублевым. Оба они апостолы певучей человечности, оба извлекли из русского быта великие художественные образы, оба пропели нежную песню живой плоти, дав ей крылья великого одухотворения.

Есенин- яркая, зеленая травинка под ослепительно синим небом России. Она и бессильна и могуча. Ее можно примять, но можно и обойти. Есенин- природа, Есенин- дух, Есенин –великая любовь, которая, собственно, и творит все лучшее, что есть на земле.


Виктор Боков (1914-2009) - русский поэт, прозаик, собиратель фольклора






Музыкальное наследие поэта

Список песен на стихи С.Есенина


1.«Клен, ты мой опавший…» (автор музыки неизвестен)

2. «Отговорила роща золотая…» (музыка Г.Пономаренко)

3. «Не жалею, не зову, не плачу…» (Андрей Денников)

4. «Белая береза под моим окном…» (музыка А.Флярковского)

5. «Сыплет черемуха снегом…» (музыка Николая Будашкина)

6. «Дорогая, сядем рядом…» (музыка Ю.Гуляева), (музыка Ю.Смирнова)

7. «Сыпь, тальянка, звонко…» (музыка В.Темного)

8. «Письмо матери» (музыка В.Липатова)

9. «Над окошком месяц…» (музыка Е.Попова)

10. «Прощальное письмо…» (музыка С.Богуславского)

11. «Заметался пожар голубой…» (музыка Р.Бойко)

12. «Эх вы, сани, а кони, кони!» (музыка Г.Пономаренко)

13. «Ну а я – крестьянский сын!» (музыка Г.Пономаренко)

14. «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (музыка Г.Пономаренко)

15. «Выткался на озере алый свет зари…» (музыка Г.Пономаренко)

16. «Прощай, Баку» (М.Магомаев)

17. «Батум»






Сценарий музыкально- поэтического вечера

«…И тебе я в песне отзовусь»


«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

А.Толстой

К поэтическому вечеру учащиеся готовят (выполняют) групповые задания.

1-я группа работает над поэмой «Анна Снегина» и готовит инсценирование эпизодов:

а) встреча поэта с мельником (со слов «И вот я на мельнице…» до «Мы все в эти годы любили, но мало любили нас»);

б) встреча лирического героя с Анной Снегиной (со слов «Однажды, вернувшись с тяги…» до «Есть что-то прекрасное в лете, а с летом прекрасное в нас»).
Костюмы героев: мельник – одежда крестьянина; пирог, самовар; поэт – белая рубашка, накинут пиджак; Анна Снегина – белое платье, шаль, перчатки.

2-я группа работает над поэмой «Пугачев» и готовит инсценирование монолога Хлопуши (подпоясанный кафтан, сапоги, косоворотка, связан веревками);

3-я группа готовит отрывки из поэмы «Черный человек» (зеркало, цилиндр, белая рубашка, черный костюм, трость);

4-я группа готовит выразительное чтение стихотворений:

«Несказанное, синее, нежное…»

«Я иду долиной. На затылке кепи…»

«Письмо к матери»

«Пушкину»

«Сукин сын»

«Шаганэ, ты моя, Шаганэ»

«Я обманывать себя не стану…»

5-я группа разучивает песни на стихи С.Есенина:

«Клен, ты мой опавший…»

«Отговорила роща золотая…»

«Не жалею, не зову, не плачу…»

6-я группа готовит танцы:

а) восточный танец; инсценирование восточного базара (толпа людей в ярких халатах разгуливает, толкается; здесь узбеки, таджики, туркмены в высоких шапках, муллы в белоснежных чалмах, юноши в золотых тюбетейках, разносчики с мороженным и напитками; навстречу идет поэт с компанией друзей, в петлице у него желтая роза);

б) русский танец «Берёзка».

7-я группа выпускает стенгазету, оформляет кабинет.



Слово учителя. Сегодня мы проводим поэтический вечер, посвященный русскому поэту Сергею Александровичу Есенину. Он прожил очень короткую жизнь. Всего 30 лет. Но его стихи, созданные в самый расцвет творчества поэта, учат нас любить нашу Родину, наш народ, красоту родной природы. «Россия! …Какое хорошее слово: и роса, и сила, и синее что-то», - говорил Есенин.

Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна! - писал поэт.


Есенин родился в 1895 году, 21 сентября (по старому стилю), в Рязанской губернии, в селе Константинове.

Есенин писал в автобиографии (выходит чтец): «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду…

Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так крепче будет!»


Слово учителя. Потом он учился – сначала в школе, затем в церковно-учительской школе, уже в Москве – в Народном университете имени Шинявского, где закончил три семестра.

В Москву Есенин приехал в 16 лет. Отец его служил в мясной лавке купца Крылова в Замоскворечье. Здесь началась его творческая жизнь.

Веселым парнем,

До костей весь пропавший степной травой.

Я пришел в этот город с пустыми руками,

но зато с полным сердцем и не пустой головой.


1–й. О Есенине иногда говорят «певец березового ситца», певец любви, грусти, скорби и даже «московский озорной гуляка». Как всякий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ.


Песня «Отговорила роща золотая…»


2-й. В своих стихах поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия. В его стихах субъективное «я» ведет своеобразный диалог с Миром - с человеком, природой, землей, вселенной. В русском языке природа и Родина - одного корня.


Стихотворение «Гой, ты Русь, моя родная…»


1– й. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. И в этом понятии для него слилось «все родное и близкое, от чего так легко зарыдать: родная земля и любимая женщина, трудная жизнь страны, и одиночество матери, порыв к людям и любовь к зверью - «братьям нашим меньшим» - « любовь и жалость ко всему живому».


Песня «Клен, ты мой опавший»


2-й. Первая книга стихов Есенина – «Радуница» - вышла в 1916 году. Это было время серебряного века: А.Блок, А.Ахматова, Н.Гумилев, Э О.Мандельштам, З.Гиппиус, И.Северянин, Н.Клюев, А.Белый… И не затерялась эта книга, расслышан был внятный, свежий, непосредственный голос поэта Есенина.

1-й. В самом начале 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина со звонким необычным названием «Радуница». Радуница… Радуга… Радужный… Радость.

2-й. Необычное звонкое название сборника навсегда западает в память. Есенин и в дальнейшем каждому новому сборнику стихов, каждой книге находил эмоционально выразительные, точные по мысли, образные названия. Голубень. Преображенье. Страна Советская. Персидские мотивы.

Стихотворение «


1–й. Сложная политическая обстановка в стране породила множество направлений, всевозможных «измов». В 1919 году Есенин находится под влиянием имажинистов – сторонников чистого искусства. Слово имажинизм – от фр. image – образ. Суть этой теории заключалась в том, что поэт должен создавать «чистые», изолированные образы, в которых запечатлевались бы его субъективные мимолетные впечатления. Свойственный поэту лиризм перечеркнут был хулиганскими строками.


Стихотворение «Я обманывать себя не стану...»

Песня «Да! Теперь решено. Без возврата...»


2-й. Период увлечения поэта абстрактной символикой оказался кратковременным. Самобытный талант Есенина устоял во внутренней борьбе с имажинизмом, оставив некоторые следы в поэзии Есенина. Имажинизм не смог поколебать ее основу, убить ее корни. Истоки его лежали в чистом роднике народного творчества. Движущим пафосом поэзии Есенина всегда были народность, беспредельная любовь к Родине.


Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая»


1-й. Есенин с особой любовью относился к Пушкину. Отвечая на анкету редакции одного из журналов в связи со 125- летним юбилеем поэта, Есенин писал: «Пушкин - самый мой любимый поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше, как гения страны, в которой я живу. Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант,- писал он.


2-й. 6 июня каждого года в день рождения поэта – в стране проходит Всероссийский праздник Пушкинской поэзии. 6 июня 1924 года – участником I Всесоюзного праздника пушкинской поэзии был Есенин. Именно ему доверили возложить цветы от писательских организаций к подножию памятника. Стоя у подножия памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве, он читал стихотворение «Пушкину». В нем звучит автобиографический мотив.


Стихотворение «Пушкину»


1-й. В 1920 году Есенин обращается к событиям крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева и пишет свою драматическую поэму «Пугачев». Почти гениальным человеком виделся Есенину вождь крестьянского восстания Пугачев. Ради людей он пошел на тяжкие муки и даже думать не смел, что платой за все его страдания будет черное предательство.

2-й. Колоритнейшая личность трагедии Хлопуша. Хлопуша – крестьянин Тверской области. Через Пугачева он прозрел, разгадал свое собственное значенье.

Есенин часто выступал с публичным чтением из «Пугачева». Особенно часто он читал монолог Хлопуши. Среди немногих фонографических записей голоса Есенина сохранилась запись именно этого монолога. Московский театр драмы и комедии на Таганке в 1970 –е годы осуществил постановку пьесы Есенина «Пугачев». Роль Хлопуши сыграл Владимир Высоцкий.


«Монолог Хлопуши» ( фонограмма)

1-й. Поэму «Пугачев» - одно из любимейших своих произведений – Есенин посвятил Дункан, великой женщине.

2-й. Айседора Дункан - американская танцовщица. Презрев голод и холод, интервенцию и блокаду, годы войны и разрухи, она приехала в 1921 году в Россию из-за границы как человек подлинного большого искусства.

На вопрос журналистов Парижа и Лондона, не боится ли она ехать в Советскую Россию, когда там нечего есть, она ответила: «Я боюсь духовного, а не телесного голода. Русские могут не иметь достаточно еды, но они твердо решили, что искусство и образование должны быть доступны всем! Ничего нет невозможного в этой великой стране».

В Москве Дункан создала балетную школу, в которой учила девочек танцевать. Потому что считала, что в танце создаются прекрасные тела с гармонически развитыми душами.

1-й. Айседора Дункан была старше Есенина. Но он страстно влюбился в эту женщину, женился на ней. С ней поехал в Европу и Соединенные Штаты Америки.

Есенин не владел ни одним из иностранных языков, Дункан не говорила по-русски. Он читал ей свои стихи, она ничего не понимала, но слышала, что это музыка и что стихи эти писал гений!

2-й. Вспыхнувшая, словно далекая звезда, дружба и любовь таких удивительных личностей, какими были Есенин и Дункан, по-своему прекрасна и неповторима.

1-й. Жизнь Айседоры Дункан оборвалась тоже трагично. Она любила носить длинные шарфы. И шарф ее задушил, запутавшись в спицах автомобиля, в котором она ехала в Ницце 14 сентября 1927 года.

Это о ней Есенин в поэме «Черный человек» сказал:

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою!


2-й. Есенин отдал дань и русским женщинам. Образ матери, созданный поэтом, принадлежит к числу выдающихся образов мировой поэзии.

В самые трудные минуты жизни поэт обращается к матери как к верному другу:

Ты одна мне помощь и отрада.

Ты одна мне несказанный свет.

В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать.


Стихотворение «Письмо к матери»


1-й. Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а именно пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам.

2-й. Стихи Есенина напевны и мелодичны. Многие стихи стали песнями. Их исполняют известные певцы на концертах, по радио. Одна из таких песен «Над окошком месяц» Послушайте в записи эту песню в исполнении хора.


Песня «Над окошком месяц»


1-й. На Кавказе, во время трех поездок в Грузию и Азербайджан (в Персии, как говорил Есенин) в 1924 - 1925 годах он написал цикл стихов в восточном духе и назвал его «Персидские мотивы». Однажды он, случайно взяв книгу «Персидские лирики Х – ХV вв.», был очарован этими стихами. Ходил по комнате и декламировал Омара Хайяма. Число стихотворений цикла «Персидские мотивы» – 15. Это своеобразный венок сонетов.


2-й. Впервые увидел Есенин «Восток» в 1921 году, во время своего путешествия в Ташкент. В Ташкент Есенин попал в разгар религиозного праздника, и оказалось, что чужая красота трогает и его глаз, и его душу.


Стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»


1-й. Шаганэ (Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян) – это реальный образ молодой армянской девушки. Это была на редкость интересная, культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком. Есенин познакомился с ней в Батуми, и внешнее сходство с любимой девушкой и ее певучее имя вызвали у Есенина большое чувство нежности к Шаганэ. Свидетельство тому - стихи, посвященные ей.

2-й. С годами все острее звучит у Есенина вечная тема жизни и литературы – тема борьбы добра со злом. Все углубленнее философски она достигает своего эпического крещендо и нравственной кульминации в новаторской поэме «Черный человек». Это трагическая исповедь о том, что омрачало его душу, что все больше волновало его сердце.

«Прекрасный гость» у Есенина - это не только и не столько его личный враг. Нет. Он враг всего прекрасного на земле, враг человека. В поэме он - олицетворение тех сил, которые достались новому миру в наследство от старого мира.

«Черный человек» - это своеобразный реквием поэта. Говоря об этой вещи, он не раз упоминал о влиянии на нее пушкинского «Моцарта и Сальери».


Зеркало. Перед ним человек в цилиндре, с тростью в руке

Чтение до слов «Спать не дает мне всю ночь»


1-й. Да, земля и на ней человек – прекрасны. Но ходят по этой родной земле, зачастую нагло и безнаказанно, циники и люди без совести и чести; для них - «черных человечков» - нет ничего святого, у них нет ни морали, ни стыда.

2-й. Замысел поэмы возник у Есенина в Америке. Его потрясли цинизм, бесчеловечность увиденного, незащищенность человека от черных сил зла

«Все эти биржевые дельцы – это не люди, это какие-то могильные черви», - говорил он. Самой поэмой Есенин так яростно ударил «черного человека», так бесстрашно обнажил его суть, что для каждого настоящего человека необходимость суровой, беспощадной борьбы с черными силами зла стала еще более очевидной. В символической сцене поэмы летящая трость разбивает лишь зеркало.

Чтение до слов «Страдал бессонницей»


1-й. Своеобразным возвращением Есенина к родной земле, к своим человеческим истокам стала поэма «Анна Снегина». Последняя и главная поэма Есенина. Он написал ее в январе 1925 года, находясь на Кавказе. Здесь личная судьба поэта осмыслена в связи судьбой народной.

2-й. Народность отразилась и в языке поэмы. Речь каждого индивидуальна, и все герои запоминаются сразу. Мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность.

Инсценировка «Встреча поэта с мельником»


1-й. Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта.

Снегина – символ чистого белого снега – перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Прототипом Анны Снегиной послужила помещица Лидия Ивановна Кашина – молодая, интересная, образованная женщина. После революции она работала в Москве переводчицей и стенографисткой

Судьба распорядилась так, что Л.И.Кашина была похоронена в 1937 году на одном кладбище с Есениным – на Ваганьковском.


Инсценировка «Встреча поэта с Анной Снегиной»


2-й. В стихах Есенина 1924 -1925 годов настойчиво звучит мотив возвращения в родной дом. Это подведение итогов. Своеобразный отчет лирического героя перед земляками и за свои успехи, и за ошибки.


1-й. Это радость и горечь встреч через много лет с родными, с отчим домом, милой сердцу природой. Вот послушайте одно из таких стихотворений поэта.


Стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи…»


2-й. Есенин всегда испытывал особую симпатию к животным. Трогательное обращение поэта к благородному животному – собаке в стихотворении «Дай, Джим, на счастье лапу мне...».

Эта поэтическая новелла посвящена собаке В.И.Качалова, артисту Московского Художественного театра.

1-й. Придя, однажды домой после спектакля Качалов увидел среди своих друзей Есенина и Джима, которые сидели на диване, вплотную прижавшись, друг к другу.

Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах, ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово.

Стихотворение «Собаке Качалова»

2-й. Прототипом загадочного образа в этом стихотворении стала Галина Артуровна Бениславская (1897- 1926). Журналистка, работала в московской газете «Беднота». Друг Есенина в последние годы его жизни. Доверенное лицо поэта в его взаимоотношениях с издательством.

1-й. Она глубоко интересовалась литературой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в литературном кафе «Стойло Пегаса», в котором в начале 20-х годов собирались лучшие московские поэты читать свои стихи, спорить, дискутировать, оглашать поэтические манифесты. На одном из вечеров Бениславская увидела Есенина, услышала, как он вдохновенно читал свои стихотворения, а через некоторое время произошло их знакомство.

2-й. Эта умная девушка любила Есенина преданно и беззаветно. В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Есенин отвечал большим дружеским чувством.

1-й. Через год после смерти поэта - 3 декабря 1926 годам - Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина.… Но ему и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…».

По завещанию ее похоронили рядом с могилой поэта.


Романс «До свиданья, друг мой, до свиданья…»


2-й. Прозвучал романс «До свиданья, друг мой, до свиданья» в исполнении Александра Вертинского. Есенин любил слушать этого талантливого исполнителя.

1-й. В другом есенинском стихотворении тоже две темы: собака и девушка в белой накидке. Эти два воспоминания «выплыли вместе».
Первая часть – воспоминание. Во второй части – возвращение героя на родину. Это уже не песня, а рассказ. И рассказ прозаический. Но вот среди разговора снова звучит мелодия. И неожиданно элегический тон разрушается:

Да мне нравилась девушка в белом,

Но теперь я люблю в голубом.

И эта чужая строчка как незабытая боль души, боль, которую нужно остановить.


Стихотворение «Сукин сын»


2-й. В этот же год написан целый ряд стихов, объединенных общей темой осмысления жизни. Приближающее тридцатилетие осознавалось Есениным как пора подведения итогов бурно прожитой жизни.

«Не жалею, не зову, не плачу:

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный
Я не буду больше молодым».


Это неторопливое размышление. Здесь чувство осознания конечности жизни конкретного человека в бесконечности природы, благословение опыта жизни во всем его многообразии.


Песня «Не жалею, не зову, не плачу…»


1-й. Расколотость внутреннего мира поэта, противоречивость лирического героя после революции отразилась в городском цикле «Москва кабацкая». В нем есть задиристость и похвальба «худощавый и низкорослый, средь мальчишек всегда герой, есть бесшабашное желание всех перепить, перестихотворить, перехулиганить».


2-й. Но во всей этой смеси чувств и настроений преобладает пронзительная тоска и жалость к самому себе. Здесь и грубая, порой бранная лексика, отражающая грубость нравов и примитивность отношений.


Стихотворение «Я обманывать себя не стану…»


1-й. Есенин старался порвать со старым образом жизни. Порой с Есениным было нелегко, и тогда, к сожалению, те, кто считал себя друзьями поэта, не выдерживали и отходили в сторону. Так, Августа Миклашевская, актриса Камерного театра, которой поэт посвятил прекрасные стихи («Ты такая ж простая, как все»), вспоминая то время, писала: «Я видела, как ему трудно, плохо, как он одинок. Понимала, что виновата и я и многие ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему. Он тянулся, шел к нам. С ним было трудно, и мы отходили в сторону, оставляя его одного».

Августе Миклашевской – актрисе Камерного театра (ныне театр им. А.С.Пушкина) Есенин посвятил стихотворение «Заметался пожар голубой…»


Стихотворение «Заметался пожар голубой…»


2-й. В декабре 1925 года Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Там он мечтал, - как говорил друзьям,- начать новую жизнь». Работать. Редактировать журнал. Намерениям этим не суждено было осуществиться. … В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» поэт оборвал свою жизнь.

1-й. «Трагическая смерть Есенина, - писала в те дни Дункан в парижские газеты, - причинила мне глубочайшую боль. У него были молодость, красота, гениальность. Не удовлетворенный всеми этими дарами, его отважный дух искал невозможного. Он уничтожил свое молодое и прекрасное тело, но дух его будет вечно жить в душе русского народа и в душе всех любящих поэзию».

Стихотворение «Цветы мне говорят - прощай…»


2-й. Неповторимое песенное есенинское слово живет. Все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас. За личной судьбой поэта встает его время, его эпоха.

1-й. Из далеких двадцатых годов поэт шагнул в наше время.


Слово учителя: Ежегодно 3 октября - в день рождения поэта - в селе Константинове проходит Всероссийский есенинский праздник поэзии. Выступают хоровые и танцевальные коллективы, читают стихи. Каждый год творческое объединение «Культурное наследие – Московия» проводит экскурсию на родину поэта в село Константиново Рязанской области.



Презентация « Путешествие по рязанской земле» (2013 г., 2017 г.).

Песню «Не жалею, не зову, не плачу…» исполняет артист театра Образцова Андрей Денников



Литература


Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. М.: «Дет. лит.», 1972.


Есенин С. Синь, упавшая в реку. – М.:Правда,1985.

Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – М.: Советский писатель, 1989.


Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.- М.: Современник, 1986.


Есенин и современность. Сборник. М., «Современник», 1975.


Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина: Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» - М.: Высш. шк., 1989.


Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, №9.


Литература в школе. Методический журнал, № 5, 1989.


Литература в школе. Научно-методический журнал, №7, 1998


Грачева И.С. Уроки Русской Литературы: Методическое пособие. / - Спб.: АО «Велень», 1994.














Фотогалерея


«Отговорила роща золотая»


«Пушкину» «Гой ты, Русь, моя родная»



Письмо матери

Восточный танец к «Шагане»

Письмо матери

«Заметался пожар голубой…» Ведущие

Московские адреса С.Есенина: Большой Строченовский пер., 24, строение 2, Музей Есенина (м. Серпуховская, Павелецкая).