СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Блокадный хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий. Этот подвиг, доставшийся дорогой ценой, не должен забываться, он должен сохраниться, потому что национальная культура – это память народа об историческом прошлом.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Блокадный хлеб"»

Городской конкурс исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся начальных классов














Тема:

«Блокадный хлеб»








Работу выполнил: Седухин Андрей,

ученик 3 «А» класса

МБОУ СОШ № 39 г. Троицк


Руководитель работы:

Киселева Елена Фаритовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 39 г. Троицк





г. Троицк, 2019 г.


Содержание



Введение…………………...…………………………………………………3

Теоретическое содержание проекта……......……………………………….5

  1. Понятие «блокадный хлеб»…...…………………………...……….....5

  2. Способы приготовления «блокадного хлеба»………………….…....8

Практическая часть…………………………………………..……………...10

Заключение……...……………………………………………………...…....12

Библиографический список………………………………………………...13

Приложение…………………………………………………………….……14


































Введение

В этом году исполнилось 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда. В связи с этим памятным событием, отряд патриотического поискового направления «Искра» (шк. № 39) во главе с руководителем Шиловской Н.Г., провел классный час, посвященный блокаде Ленинграда. В конце классного часа нам раздали по кусочку хлеба с копией хлебной карточки, по которой выдавали норму дневного хлеба во время блокады.

Моя старшая сестра состоит в патриотическом поисковом отряде Искра. Она взяла меня с собой 27 января на социальную акцию «Блокадный хлеб», которая проходила в Сквере Памяти.

Побывав на этих мероприятиях мне стало интересно, какой он был блокадный хлеб, чем он отличается от современного хлеба, почему он был так дорог жителям блокадного Ленинграда.

Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий. Этот подвиг, доставшийся дорогой ценой, не должен забываться, он должен сохраниться, потому что национальная культура – это память народа об историческом прошлом.

Цель проекта: определить значение понятия «блокадный хлеб»

Задачи проекта:

    • Проанализировать понятие «блокадный хлеб» по средствам обращения интернет ресурсам;

    • Узнать о способах приготовления «блокадного хлеба»;

    • Найти рецепты «блокадного хлеба»;

    • Испечь хлеб по рецепту военного времени;

    • Оформить стенд; (Сравнить блокадный хлеб и хлеб, который выпекаем сейчас)

Объект исследования: «блокадный хлеб».

Предмет исследования: значение «блокадного хлеба» в условиях войны.



Методы:

  • Поиск литературы, для ознакомления с понятием «блокадный хлеб»;

  • Практический эксперимент, предполагающий выпечку хлеба;

  • Оформление стенда.

Практическая значимость: Практическое значение моей работы заключается в том, что мы использовали материалы проекта, как дополнительный материал на классных часах.



































Теоретическое содержание проекта

1Понятие «блокадный хлеб»

Нынешнее поколение молодёжи, да и те, кто постарше, всё меньше помнят о том, за счёт чего выжил блокадный Ленинград. А выжил он благодаря мужеству русских людей, которые сражались за город и жили в нём, «Дороге жизни», проходившей по льду Ладожского озера, и, конечно, хлебу! Который, правда, и хлебом назвать было нельзя, поскольку состоял он из пищевых и непищевых добавок. Увидев «тот» ленинградский хлеб, испечённый по блокадному рецепту, многие наши современники поморщились бы. Но пережившие блокаду, а также их дети и внуки до сих пор благодарны ленинградскому хлебушку и никогда не выкидывали заплесневевшую горбушку даже спустя десятки лет после окончания войны.

8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, взяли под контроль исток Невы и блокировали Ленинград с суши. После этого подвоз продуктов в город стал невозможен. К тому же в начале сентября сгорели Бадаевские склады, где хранились крупные запасы муки, сахара и других продуктов. Возник вопрос: чем кормить людей? По заданию Государственного комитета обороны был организован учет всех продовольственных запасов. На 12 сентября 1941 года, запасов продовольствия оставалось примерно на месяц. В блокадном Ленинграде бесперебойно работали только шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день.

Когда ещё оставался небольшой запас нормальных хлебных ингредиентов, хлеб для воинов и горожан пекли, смешивая ржаную, овсяную, ячменную, соевую и солодовую муку. Через месяц, когда запасы растаяли, в блокадный хлеб стали добавлять отруби, различные виды жмыха, в том числе льняного, и прогорклую муку, которую доставали в законсервированных складах, первоначально предназначавшуюся для животных. А ещё через месяц блокадный хлеб всё меньше стал напоминать хлеб. Пекари делали тесто из целлюлозы, хлопкового жмыха, мучной сметки. В Ленинграде распорядились найти все использованные мешки из-под кукурузной, ржаной и другой муки. Мешки тщательно вытряхивали, а полученные таким образом остатки называли «вытряской» и, конечно, добавляли в тесто. Туда же шли даже берёзовые почки и кора хвойных деревьев. Так же добавляли коревую муку от слова корка. Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, а летом – с затонувших барж, ночью специальные бригады крючьями поднимали из воды мешки с мукой. Если это удавалось сделать быстро, муку ещё можно было использовать по прямому назначению, подсушив её. Однако часто она была уже окончательно испорчена водой. Тем не менее, в дело шла и такая мука! В середине драгоценного ладожского мешка некоторое количество муки в сердцевине оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твёрдую корку. Корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Так называемая «коревая мука» давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок к блокадному хлебу. А чтобы перебить запах гнили, в тесто добавляли тмин.

В течение всей блокады рецептура хлеба менялась в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии.

Ленинград был полностью окружён 8 сентября 1941 года. Защитники города перешли на карточный режим ещё раньше - с 18 июля 1941 года. Летнюю норму того года полагали самой человечной, щадящей. Рабочим военных производств полагалось по 800 граммов хлеба в день. Однако к началу осени ежедневную норму стали урезать всё больше и больше. Таких понижений нормы было пять.

С 20-го ноября 1941 года установили следующие нормы отпуска хлеба: рабочим 250 г., служащим, иждивенцам и детям - 125г; частям первой линии и боевым кораблям 500 г; лётно-техническому составу ВВС 500г; всем остальным воинским частям 300 г

Только с наступлением 40-градусных морозов по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса - легендарная «Дорога жизни». Её устойчивая работа облегчила ситуацию с поставками хлеба и других продуктов. И уже в январе 1942 года продуктовые пайки и нормы хлеба стали увеличиваться. 125 граммов, минимальная дневная норма, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и привела к ужасающей смертности среди простых горожан. В декабре 1941 года только от голода умерли порядка 50 тысяч человек. Сколько трагедий происходило в осаждённом городе, когда люди теряли хлебные карточки, когда эти кусочки бумаги воровали или разбоем отнимали.

Блокадная пайка хлеба представляла собой маленький сморщенный прямоугольник коричнево-чёрного цвета. По воспоминаниям ленинградцев, мякиш был влажным, липким, выглядел неважно. Таким хлеб стал после того как в 1942 году в тесто принялись добавлять гидроцеллюлозу. На вкусе хлеба это никак не сказывалось - целлюлозу добавляли, чтобы увеличить объём продукции, используя её как своеобразный аналог дрожжей. Говорят, блокадный хлеб был без запаха и невкусным. Но пережившие осаду люди рассказывали, что этот маленький липкий чёрный кусочек обладал и удивительным запахом, и удивительным вкусом. Тот волнующий запах «хлеба жизни» ленинградцы, выдержавшие блокаду, помнили всю свою жизнь!

Полностью блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Таким образом, город провёл в осаде 872 дня. За это время, по разным данным, погибли от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Их большая часть умерла от голода.

  1. Способы приготовления блокадного хлеба.

Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба. Блокадный хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. Его даже трудно назвать хлебом – эту темно-коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей. Пытаясь заглушить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин, варили кожаные ремни. На территории сгоревших от бомбежки Бадаевских складов собирали комья промерзшей земли – ведь она пропиталась сахаром. Вымачивали эту землю и чуть сладковатой водой поили детей…

Несмотря на огромные материальные лишения, недоедания, бытовое неустройство, благодаря самоотверженному и изнурительному труду, героической стойкости весь народ работал под девизом «Всё для фронта, всё для победы». Цена хлеба равнялась жизни не только в блокадном Ленинграде, но и в тылу.

Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "для служебного пользования" и даже "секретно". Основу хлеба тогда составляла ржаная мука, к которой примешивались целлюлоза, жмых, мучная пыль. Тогда каждый завод пёк хлеб по своему рецепту, добавляя в него разные примеси.

  Существует несколько рецептов блокадного хлеба, они известны, и порой заменители муки достигают в них до 40%.





1 рецепт блокадного хлеба:

  Хлеб выпекался из смеси: пищевой целлюлозы—10%, хлопкового жмыха—10%, обойной пыли — 2%, мучной сметки и вытряски из мешков — 2%, кукурузной муки — 3%, ржаной муки — 73%.

2 рецепт блокадного хлеба:

Мука ржаная обойная 57 %, пищевой целлюлозы—10%, мука овсяная 20 % , жмых подсолнечный 10 %, солод ржаной   3 % ,соль (от общего веса) 2 %.

3 состав блокадных булок:

10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

























Практическая часть:

Изготовить информационный стенд мне помогли родители. С папой мы купили фанеру и мебельные петли. Распилили фанеру по нужным нам размерам на три части. Петлями скрепили все части между собой, у нас получился стенд. С мамой мы его обклеили обоями и разместили на нем всю имеющуюся у нас информацию.

Хлеб выпекали с мамой и старшей сестрой. Вечером сделали закваску для хлеба. Смешали сырые дрожжи, ржаную муку и теплую воду. Получившуюся массу мы поставили в холодильник на ночь. Всего мы решили испечь три вида хлеба: ржаной, тыловой (картофельный) и «блокадный хлеб».

«Блокадный хлеб»: вместо пищевой целлюлозы мы взяли ржаную закваску, смешали ее с теплой водой, добавили соль, солод, жмых подсолнечника, овсяную муку, ржаную муку, овсяные и ржаные отруби. Все ингредиенты тщательно перемешали, замесили тесто. Из теста сформировали хлеб и выложили в форму для выпечки, дали тесту немного подняться и поставили в разогретую до 180 градусов духовку. Выпекаем до готовности.

Ржаного хлеба: закваска ржаная, мука ржаная, вода. Приготовление: в глубокую посуду наливаем теплую воду, добавляем закваску и ржаную муку, все перемешиваем, замешиваем тесто, формируем хлеб и выкладываем на противень, смазанный растительным маслом. Даем тесту немного подняться и ставим в разогретую до 180 градусов духовку. Выпекаем до готовности.

Тыловой хлеб: картофель, мука, вода, отруби. Приготовление: мы отварили две картофелины в мундире, остудили, очистили от кожуры. Вилкой размяли картофель до однородной массы. На дно глубокой тарелки насыпали немного отрубей, на них выложили картофель, добавили немного воды и оставшиеся отруби и муку, замесили тесто. Из теста сформировали хлеб, выложили на лист, смазанный растительным маслом и поставили в разогретую до 180 градусов духовку. Выпекаем до готовности.

















































Заключение

Таким образом, цель работы достигнута, задачи были решены.

  • Я проанализировал понятие «Блокадный хлеб».

  • Узнал о способах приготовления хлеба во время Блокады Ленинграда.

  • Нашел рецепты «блокадного хлеба».

  • Приготовил хлеб по рецептам военного времени.

  • Оформил стенд.

Исследовав данную тему, я сделали для себя главный вывод: судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба. Нужно помнить о тех, кто ценой своей жизни, дал жизнь нам, молодому поколению. Благодаря нашим прабабушкам и прадедушкам мы живем, радуемся и едим вкусный белый хлеб, о котором все мечтали в эти страшные 872 дня. Берегите хлеб!

































Библиографический список

  1. https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432691;

  2. https://rg.ru/2015/04/29/leningrad.html;

  3. https://fishki.net/anti/1942808-blokadnyj-hleb-i-studen-iz-stoljarnogo-kleja-chem-pitalis-v-velikuju-otechestvennuju-vojnu.html.















































Приложение




14