Исследовательский проект
«Чудесные свойства воды»
Подготовила и провела учитель:
Аршиева Лариса Зураповна
Задачи:
-
Развивать познавательную активность.
-
Расширить представления о значении и свойствах воды.
-
Развивать социальные навыки, доказывать правильность своего мнения.
-
Развивать логическое мышление.
-
Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности.
-
Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.
«Свойства воды».
Цели:
Образовательная:
-
Вода – это жидкость;
-
вода не имеет цвета;
-
не имеет вкуса
-
не имеет запаха;
-
может растворять другие вещества;
-
может принимать любую форму;
-
развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитательная:
-
развивать социальные навыки:
-
умение работать в группе
-
учитывать мнения партнёров
-
прививать бережное отношение к воде.
Развивающая:
Предварительная работа:
-
Беседы о воде, её роли в жизни человека, животных, растений.
-
Проведение экспериментов с водой.
-
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», «Круговорот воды в природе», «Глобус».
-
Чтение худ. литературы.
-
Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой.
Сегодня на уроке окружающего мира мы поговорим об очень удивительном веществе на нашей планете.
(показываю глобус) Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.
Посмотрите на экран. Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов, там лед на суше и в океане.
Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники. Из них -97,5 % - моря и океаны, лишь 2,5 % - пресная вода, вода рек и озёр, пригодная для жизнедеятельности.
Без воды не было бы жизни на Земле. Вода есть в каждом живом существе. Человек на 2/3 состоит из воды, а некоторые растения почти на 4/5 состоят из воды. Возьмите любой камень с дороги – и в нем, в его мельчайших трещинках, есть вода. Там, где есть вода, всегда есть жизнь. В тех местах, где нет или мало воды, люди роют колодцы, каналы, создают искусственные моря и водохранилища.
Силу воды люди уже давно заставили служить себе. Сначала это были водяные мельницы и машины. Теперь построены мощные гидроэлектростанции. С давних времен люди используют речные и морские пути для плавания и перевозки грузов.
Но чистой воды на Земле становится все меньше. Люди все больше используют воду для нужд промышленности, сельского хозяйства и загрязняют ее отходами производства. Ученые придумали разные способы очистки воды. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она проделывает большой путь, если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.
Что бы произошло, если бы в природе совсем исчезла вода? (Где нет воды, там нет жизни.)
Что произойдет, если не поливать комнатные растения?
(Они засохнут.)
Тело человека состоит в среднем на 70-75% из воды. Без воды не могут вырасти и выжить растения, животные тоже не выживут, если пить не будет. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле! Могут ли растения, животные и человек жить без воды?
(Нет. Человек может прожить без воды 3 дня.).
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вот она какая, вода!
Помните – воду надо беречь. Вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. На земном шаре уже есть территории, где воду продают, так как ее не хватает. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!
Исследовательская работа
«Свойства воды»
Сейчас мы с вами станем исследователями. Проведем несколько простых опытов, которые покажут нам свойства воды.
Исследуем свойства воды.
Какая водичка льётся из крана? (чистая, прозрачная). Давайте проверим. В стакане мы нальём воду. Какая вода? Чистая.
Исследуем свойства воды. Вода — это жидкость.
Возьмите стаканчики с водой, и вылейте немного воды в блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течёт, растекается по блюдцу.
Почему вы смогли вылить воду из стакана? Почему вода растеклась по блюдцу? Вода выливается из стакана потому, что она жидкая
Исследуем свойства воды. Вода течёт.
Вода это жидкость её можно налить во что-нибудь. Она течёт. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Исследуем свойства воды. Прозрачность.
Давайте положим в неё чёрную бусинку, видим вода бесцветная, прозрачная и через неё видно бусинку. Погружаем ложку в воду - ее хорошо видно, следовательно, вода прозрачная. А в стакане с молоком?
Для чего нужна чистая вода человеку? Для того, что – бы он пил, мылся, стирал бельё, поливал.
Исследуем свойства воды. Цвет.
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.)
Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: Вода не имеет цвета, но она легко окрашивается в любой цвет, если в неё добавить краску.
Исследуем свойства воды. Вкус.
У меня стаканы с простой водой. Попробуйте, какая вода на вкус?
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок.
Пробуют воду на вкус (из стакана, с завязанными глазами)
Вывод: Вода не имеет вкуса, без запаха.
А сейчас. я в четыре стакана выдавлю капли лимона.
Попробуйте, какой сейчас на вкус стала вода. Кислой.
В другие стаканы я опущу сахар. Что с ним стало? Он растворился.
Исследуем свойства воды. Растворить.
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, способность к растворению зависит от количества взятого вещества.
Исследуем свойства воды. Запах.
А теперь я предлагаю вам понюхать воду у меня в стакане.
Пахнет ли она? Нет.
Я добавлю в воду одно вещество. А вы скажите пахнет ли она теперь и если да, то чем?
Пахнет.
Мы можем сделать вывод, что вода без запаха, но она приобретает запах того вещества, которое мы к ней добавим.
Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Исследуем свойства воды. Форма.
Перед тобой стакан, чашка и блюдце. В стакане вода и маленький деревянный
кубик.
Перелей воду вместе с кубиком сначала в чашку, затем в блюдце.
Что происходит? Изменяет ли кубик форму? А вода?
Вывод: каждый раз вода принимает форму сосуда.
Посмотрите, у меня на столе сосуды различной формы с водой и вода
принимает их форму. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Материал: резиновая перчатка, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
Вода принимает форму заполняемого предмета.
Налить воду в разные по форме емкости, посмотреть, что форма может стать как овальной от шара, так и другой фигурой.
Вывод: что вода принимает форму того сосуда, в который её налили.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ: получается, мы узнали ещё об одном свойстве воды, она может принимать разные формы
Исследуем свойства воды.
Опыт таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
Три состояния воды.
Назовите самую главную жидкость на земле. (Вода.)
В каких трех состояниях находится вода в природе?
Приведите примеры воды в природе, находящейся в жидком состоянии. (Водоемы наземные, водоемы подземные дождь, роса.)
Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Снег, иней, ледник на вершине горы, град, лед.)
Приведите примеры воды в природе, находящейся в газ образном состоянии. (Пар, туман.)
Приведи примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости, в виде пара, в твердом виде?
Итог урока.
Что вы узнали на уроке о воде в ходе исследований?
Сегодня узнали о воде:
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить.
Вода обладает свойством текучести
Вода не имеет цвета, вкуса, запаха, но может приобрести и вкус, и цвет и запах, в зависимости от того, какое вещество в неё добавить.
Вода является растворителем
Вода принимает разные формы.
Вода испаряется
Контроль и самопроверка знаний.
Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.
Тест.
СВОЙСТВА ВОДЫ | Вывод |
1. Имеет цвет. | |
2. Не имеет цвета. | |
3. Не имеет вкуса. | |
4. Имеет вкус. | |
5. Имеет запах. | |
6. Не имеет запаха. | |
7. Непрозрачна. | |
8. Прозрачная | |
9. Не обладает текучестью. | |
10. Обладает текучестью. | |
11. Растворяет песок и мел. | |
12. Растворяет соль и сахар. | |
13. Имеет форму. | |
14. Не имеет формы. | |
15. Какая вода нужна людям? | |
прозрачная | |
бесцветная | |
чистая | |
Роль воды в жизни человека, растений и животных.
Ребята, какую роль вода играет в жизни человека?
Зачем и почему она необходима?
Как человек использует воду?
Расскажи, как человек использует воду?
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Если вы активно работали на уроке, всё поняли, прикрепите капельку под весёлой тучкой. Если вы работали чуть хуже, прикрепите капельку под грустной тучкой.
Веселая капелька – отлично поработал, узнал много нового, мне всё удалось.
Капелька – хорошо поработал, но мне не всё удалось.
Грустная капелька – не доволен своей работой, многое не получилось.