СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Чудесные тайны музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Чудесные тайны музыки"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 х.Восточный Советского района»



Чудесные

тайны музыки



Исследовательский проект




Выполнили:

Ученики 6 «А» класса




Руководитель:

Учитель музыки

Наумочкина Ирина Николаевна





х.Восточный

2021

Содержание


Введение……………………………………………………………….

3


I. Восприятие музыки и телесные реакции………..………………..

5


    1. Звуковые волны ……………………………………………….

5

1.2. Целебная сила музыки …………………………………..…

5


    1. Музыка во благо, музыка во вред ..……………………….….

6


II. Исследовательская работа «Музыка и мы» ………..…………..

10


Заключение…………………………………………………………..

12


Литература…………………………………………………………….


Приложения ………………………………………………………….

14


15












Введение

«Музыка родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Его последователи проводили занятия математикой под музыку, поскольку заметили, что она благотворно влияет на интеллект человека. Аристотель утверждал, что музыка оказывает воздействие на этическую сторону души. Врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. В древнем Китае философ Конфуций средством воспитания считал три вещи: песню, музыку и обряд. Современной наукой накоплено много данных как о позитивном, так и о негативном воздействии музыкальных звуков на организм человека.

Актуальность нашей работы заключается в том, что современную жизнь трудно представить без музыки. Она звучит везде. Мы встаем под ее звуки каждое утро, она сопровождает нас на улицах, в общественном транспорте, в салонах автомобилей, на остановках из наушников рядом стоящих молодых людей. Облик современной молодежи – это подросток, в джинсах, с рюкзачком за спиной и непременное условие – наушники в ушах. Так модно… Это же «прикольно»: едешь или идешь куда-нибудь и времени не замечаешь, потому что из телефона доносится любимая музыка. И настроение прекрасное, и можно не обращать внимания на окружающую обстановку, тем самым оградив себя от негатива, часто наполняющего нашу среду обитания. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

Поэтому нам стало интересно, а как музыка воздействует на человека?  Какую музыку лучше слушать и какими средствами воспроизведения лучше пользоваться, чтобы сохранить свое здоровье?     

Поэтому Цель работы – выявить музыкальные пристрастия молодежи и определить положительные и отрицательные стороны влияния музыки на организм человека.

Для выполнения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

* Изучить теоретические источники по данной теме, обобщить и систематизировать собранный материал в  реферативной части работы;

* Выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;

* Провести первоначальное  тестирование для выявление вкусовых предпочтений;

* Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, то она не может не воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека, его здоровье.

Объект исследования: классическая музыка.

Предмет исследования: Влияние музыки на человека;

Отношение современной молодёжи к предпочитаемой музыке.

Методы исследования:

  • Работа с научной и художественной литературой

  • Анкетирование, опрос, наблюдение, ранжирование

  • Анализ полученных результатов.

Этапы работы над проектом:

  • I этап – подготовительный

Изучение литературы с целью поиска информации по заявленной теме; поиск информации в сети Интернет

Создание информационно-методического банка по обеспечению исследовательской деятельности

  • II этап – основной

Проведение экспериментальной работы

Подготовка буклетов в целях популизации оздоровления классической музыкой

  • III этап – заключительный

Формулирование выводов, защита проекта

Ожидаемые результаты:

Изучив литературу, статьи по данной теме, можно сделать выводы какую роль в жизни человека играет музыка и как она влияет на работоспособность и физиологическое состояние человека.

Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки, стать средством предупреждения учащихся школы о возможных последствиях при прослушивании громкой музыки, а также о вреде прослушивания музыки через наушники.

Данные теоретического исследования и анкетирования учащихся были отражены в стенной газете и представлены на научно-практической конференции в школе.



  1. Восприятие музыки и телесные реакции.


1.1.Звуковые волны.

Хочется сразу привести в пример слова Платона: «От того, какая музыка звучит в государстве, зависят могущество и сила государства, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях и распущенное начало».   Не зря наш «Гимн России» величав  и могуч по своей мелодии, как и наша Родина.

 Учёные доказали, что когда человек поет или играет на музыкальном инструменте, возникает звуковая волна, 80% которой уходит на то, чтобы привести наши внутренние органы в состояние вибрации. 

Звуковые волны — механические колебания тел, воспринимаемые слуховым аппаратом человека. Когда дотрагиваются до струн гитары, то вокруг них начинают колебаться молекулы воздуха. Эти колебания распространяются в воздухе и достигают наших ушей. Звук – это распространяющиеся в среде упругие волны с частотами от 16 и до 20 000 герц, воздействующие на слуховой аппарат человека, на органы, клетки и ДНК. 

Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм.
      Главное в любой музыке ритм. Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает человека от первых до последних дней. Наши органы функционируют в определённом ритме. И когда мы заболеваем какой–либо болезнью, это означает, что где–то нарушается ритм нашей жизнедеятельности.

1.2.Целебная сила музыки.

Целебная сила музыки признавалась многими народами. Передаваемая из поколения в поколение, традиция лечения музыкой сохранилась и в наше время у первобытных народов. 

Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками.    Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган.
      В Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. 
      Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но «очищали» человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи. 
      Ещё в 19 веке учёный И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. 
       Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
       С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
      Игра на струнах лиры вернула здоровье Александру Македонскому.   Исследования центра под руководством профессора Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. 

     Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце — яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы «исцеляющего» инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание».

Знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.
   Существует термин «эффект Моцарта», введённый американскими исследователями в начале 90-х годов. Суть его в том, что после 10-минутного прослушивания музыки этого знаменитого композитора повышается скорость решения задач на пространственное мышление. Волшебник Моцарт активизирует умственную деятельность. 
      Музыка даже помогает погасить конфликты. Известен случай, часто упоминаемый психологами. Супружеская ссора стремительно вела к разводу, муж и жена отчаянно спорили на кухне. В это время их дочь в комнате заиграла на пианино сонату Гайдна. Супруги умолкли. А потом помирились. Правильно подобранные гармоничные мелодии лечат, успокаивают. 


    1. Музыка во благо, музыка во вред.


В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение. Современная молодежь, увлекающаяся слушанием музыки через наушники плейеров, не подозревает насколько это опасно для их здоровья, не задумывается, что это может в дальнейшем привести к потере слуха, нанести  непоправимый вред  их здоровью. Так как процесс ухудшения слуха идёт незаметно, безболезненно, что вводит пользователя в заблуждение, и он не осознаёт, что получил какой-либо вред. Лишь спустя годы ощущается разница здоровья слуха людей, которые не пользовались портативными аудиоустройствами и теми, кто связал с ними каждый свой день.

Статистика свидетельствует, тугоухость в России молодеет. Если раньше контингент больных составляли те, кому за 70, то сейчас средний возраст страдающих заболеваниями ушей колеблется от 30 до 40 лет. По словам ученых, прослушивание музыки через наушники активно влияет на процесс "омоложения" тугоухости, то есть реальный вред наушников налицо.

Особое опасение у медиков вызывают вкладыши, "затыкающие" ушную раковину, как беруши. Эти "затычки" создают определенное давление, к которому ухо не успевает адаптироваться. Воздушной прослойки нет, поэтому высокий уровень звука напрямую оказывает разрушающее воздействие на органы слуха. В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к трагическим последствиям еще в совсем нежном возрасте.

Восстановить распознавательную способность необыкновенно сложно. Это длительная, кропотливая реабилитация, это немалые затраты на лечение, на слуховые аппараты. И при всем этом, до конца восстановить слух невозможно, можно только облегчить состояние, научить заново мозг расшифровывать услышанное с помощью слуховых аппаратов.

В нашей школе 90% из 123 учащихся 5-11 классов используют наушники при прослушивании музыки.

Проведя целый ряд исследований врачи и психологи вынесли свой вердикт: рок- и поп-музыка резко отрицательно воздействует на нервную систему детей, классическая музыка наоборот их успокаивает, даёт ощущение полного психологического комфорта, раскрывает их интеллектуальные и творческие способности.

Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?» И ни один из опрошенных не ответил на них.
- вызывается резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя;
- происходит перебивание пульса человеческого сердца и рассогласование работы нервной системы и эндокринных желез;
- вызывается эффект кавитации (молекулы воды в тканях разогреваются, вода начинает разрывать окружающую живую материю);
- происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, артриты;
- оказывается отрицательное воздействие на центральную нервную систему.

Зафиксированы факты суицидов после рок концертов, а драки и агрессивное поведение давно уже никого не удивляют. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость, частота и ритм достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии. А концерт этой группы на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба.

Однообразные, пульсации басов в ритме «Дельта», совпадающей с частотой "дельта-волн" головного мозга, которые бывают в состоянии сна, глубокого транса и комы, присущие клубной, дискотечной техно-музыке, изменяют ритмы мозговой деятельности.

Изучая влияние музыки на человека, учёные установили чудодейственный эффект многих классических произведений. Особенно огромное количество разговоров ведётся вокруг творений таких гениев как Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Шуман, Чайковский и Дебюсси. Считается, что музыка Моцарта активизирует мозговую деятельность и способствует быстрому усваиванию информации. Снять головную боль помогут «Фиделио» Бетховена, Полонез Огинского и «Венгерская рапсодия» Листа. Лучшим лекарством от бессонницы можно считать пьесы Чайковского, Грига и Сибелиуса. Регулярное прослушивание произведений из цикла «Времена года» Вивальди улучшает память.

Положительное влияние музыки на человека оказывают и народные композиции. Этническая музыка помогает расслабиться и успокоиться. Возвращая человека к его историческим корням, народная музыка способствует открытию энергетических центров и нормализации жизненных потоков. Очищает пространство от негативного воздействия, насыщает энергией биополе человека.

После прослушивания детьми музыки Моцарта, интеллект всех без исключения слушавших, повышается на несколько баллов. Этот феномен называется «эффект Моцарта». Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Музыка Моцарта бодрит, радует, улучшает настроение, устраняет страхи, уменьшает тревожность, улучшает память и стимулирует мышление, произведения Моцарта полезно слушать перед экзаменами/тестами, где требуется творческое мышление.

Установлено, что лиpические напевы Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, пpевозмочь боль, обpести дyшевнyю стойкость.  

Проведённые в Соединённых Штатах Америки, недавние опыты в области музыкальной терапии, показали, что прослушивание классических произведений, значительно (в разы) ускоряет процесс выздоровления заболеваний отдельных органов:      

* «Ноктюрн» Ф. Шопена- исцеляет от болезней глаз и мигрени;              

* Концерт для фортепиано Френца Листа)- лечит ушные болезни (отит), помогает при болезнях шейных позвонков и горла (тонзиллитах)

* И.С. Бах прелюдии и фуги - ускоряет выздоровление при заболеваниях сердца и органов дыхания (бронхит, пневмония, астма), помогает избавиться от камней в желчном пузыре, при болезнях желудочно-кишечного тракта (такие болезни как язва и несварение желудка) и излечивает воспаление поджелудочной железы (панкреатит), ревматизм менее беспокоит, помогает при болезнях суставов (артритах) и болезнях стоп;                                                          

* «Аве Мария» Ф. Шуберта - положительно влияет на состав крови и улучшает состояние позвоночника    

* Ф. Мендельсон «Свадебный марш» - помогает при лечении заболеваний кишечника, в том числе колитах, при болезнях печени (гепатите), а также воспаление аппендикса

* Иоганн Штраус Вальс «Голубой Дунай»- исцеляет мочевой пузырь и почки

* А. Пиацолла «Танго» - излечивает кожные заболевания

* «Крейцерова соната» Людвиг ван Бетховен - уменьшаются отеки и варикозное расширение вен.

Итак, как видите, влияние классической музыки на организм очень широко.  Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запоминать новый материал.  
































II. Исследовательская работа «Музыка и мы»

2.1.Анализ результатов опроса

Мы провели в нашей школе Исследовательскую работу «Музыка и мы». Было опрошено (133 участников среди взрослых и учащихся 5-11 классов).

По результатам опроса видно, что музыкальные предпочтения меняются с возрастом молодежь нашей школы больше привлекает современная музыка, чем классическая.

Классическую музыку предпочитают люди более старшего возраста.


Направление музыки

5-8 классы

9-11 классы

учителя

рок

28

26

10

диско

28

20

30

шансон

7

16

14

классика

20

21

30

народная

4

1

14

клубная

15

16

2

Тем не менее, 67% опрошенных считают, что классическая музыка нужна в мобильных телефонах.

К роме того, мы выяснили, что дети, которые слушают постоянно классическую музыку, учатся намного лучше тех, кто слушает поп- и рок - музыку.








Нам хотелось бы верить, что приведенные факты положительного влияния музыки на здоровье человека заставят детей задуматься о будущем и в нашей жизни появится больше классической музыки.
















Заключение

Итак, гипотеза, выдвинутая нами:

 «Если музыка в мобильном телефоне является неотъемлемой частью нашей жизни, то она не может не воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека, его здоровье», в ходе исследовательской работы подтвердилась.

Полученные результаты диагностики воздействия музыки на физиологическое состояние человека подтвердили наше предположение.

Терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время. Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать, необходимы.

Подростки должны знать:

- громкая музыка негативно влияет на физиологическое состояние подростков и на их работоспособность;

- может привести к ухудшению слуха и тугоухости;

- наибольшую опасность для слуха представляют наушники-вкладыши, поэтому при выборе наушников следует отдавать предпочтение «мониторным» наушникам.

Роль музыки в нашей жизни действительно огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.

Проведенные исследования и обзор литературы позволили мне не только сделать правильные выводы о влиянии музыки на человека. Я узнала о свойствах музыкального звука, влиянии музыки различных направлений на организм человека, что происходит, когда мы слушаем громкую музыку, о том, что есть разница между прослушиванием музыки через колонки и через наушники.

Важно не забывать, что классическая музыка создавалась не для мобильного телефона, а для лучшего понимания окружающей действительности. И слушать классическую музыку, действительно лучше в концертном зале. А рингтон мобильного телефона пусть останется как напоминание о красивом, нестареющем.

Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, принесет радость, здоровье и наслаждение!


Список литературы

  1. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону, 2004 (Серия «Мир вашего ребенка»),

  2. Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание CD-ROM. 2003.

  3. Здоровье-МЭИ 2000г. Влияние эмоций на здоровье.

  4. Кондратюк Н.Н. Музыка в лечебных целях: Музыка в школе.-М.: ТЦ Сфера, 2005 (Игровые методы обучения). С. 52-55.

  5. Лобанова Е,А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки // Образование в современной школе. 2005. №9. С. 44-57.

  6. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  7. Райгородский Б.Д. Что может музыка // Музыка в школе. 2004. №4. С.61-62.

  8. Соболева А.Е. Верный помощник учителя-музыка // Директор школы.2008. №8. С.95-99. (Уроки здоровья).

  9. О композиторах http://www.allcomposers.ru/

  10. http://vmiremusiki.ru/

  11. http://classic-mobile.ru/

  12. http://www.classica.fm/2013/02/13/v-telefonakh-rossyskikh-abonentov-zazvuchit-klassicheskaya-muzyka/comment-page-1/





Приложение 1

Музыкальная коллекция для рингтона мобильного телефона



  1. И.С. Бах «Прелюдия»

  2. И.С. Бах «Шутка»

  3. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор

  4. Л. Бетховен Симфония №5

  5. Л. Бетховен Cоната для фортепиано № 14 до диез минор, оp. 27 № 2, «Лунная»

  6. Л. Бетховен «К Элизе»

  7. Ж. Бизе «Марш Тореадора»

  8. Ж. Бизе «Хабанера»

  9. Р. Вагнер «Полет Валькирий»

  10. А. Вивальди Концерт ми мажор оp. 8 № 1 «La Primavera» (Весна)

  11. А. Вивальди Концерт соль минор оp. 8 № 2 «L’estate» (Лето)

  12. К. Дебюсси «Арабеска»

  13. В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

  14. В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле»

  15. Н. Паганини «Каприс №24»

  16. Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля»

  17. П.И. Чайковский «Щелкунчик», Симфония №4

  18. Ф. Шопен Фантазия-экспромт до диез минор, оp. 66.

  19. Ф. Шопен «Прелюдия»