Исследовательский проект
«Даже очень нелегка
ноша ученика»
Коллективный проект учащихся 2б класса
МБОУ г. Костромы «СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов»
Руководитель: Смирнова Раиса Николаевна
Актуальность
На уроках окружающего мира и на занятиях кружка «Здоровому всё здорово» мы узнали, что правильная осанка – залог здоровья.
Чтобы узнать способы сохранения правильной осанки,
мы стали искать причины её нарушения. Их оказалось много.
Среди основных мы выделили школьный рюкзак.
Проблема
Школьный рюкзак влияет на осанку?
Гипотеза
- Мы предположили, что на осанку в первую очередь влияет масса рюкзака: чем тяжелее ноша, тем больше вероятности искривления позвоночника и нарушения осанки.
Цель
Узнать, как школьный рюкзак(ранец, портфель) влияет на здоровье ученика
Задачи
- Познакомиться с историей школьного ранца
- Исследовать причины тяжелого веса школьных ранцев
- Узнать, как влияет тяжелый ранец на здоровье ребенка и к каким последствиям это приводит
- Оценить здоровье класса с точки зрения нарушения осанки
- Предложить свои способы решения проблемы
Из истории рюкзака
Памятник портфелю
Идея создания этого монумента
родилась после элементарного подсчёта. Выяснилось, что за одиннадцать лет учёбы, школьник переносит в портфеле до 30 тонн груза!
Венгеровская средняя школа в
Белгородской области.
Автор скульптурной композиции А.Н. Беликов
Масса пустого ранца не должен превышать 700 г
После взвешивания
рюкзаков оказалось:
- Норма- 4 рюкзака
- Выше нормы- 25 рюкзаков
- Самый легкий- 650 г
- Самый тяжелый-1300 г
650г
1кг300г
Выводы
При покупке необходимо
выбирать рюкзак
с наименьшей массой!
Что влияет на тяжесть рюкзака
- Размер
- Материал
- Карманы и отделения
- Замки, молнии, фурнитура
N Измерение массы учебников " width="640"
Учебник
Масса(не более 300г)
Математика
190г N
Русский язык
250г N
Литературное чтение
250г N
Окружающий мир
260г N
Немецкий язык
400г N
Измерение массы учебников
Тетради
на печатной основе
Масса (не более 200г)
Математика
100г N
Русский язык
190г N
Литературное чтение
150г N
Окружающий мир
120г N
Немецкий язык
от130до 520г
Измерение массы тетрадей
Выводы
- Масса учебников и тетрадей соответствует норме
- Учебник немецкого языка самый тяжёлый, так как рассчитан на весь год, а не на полугодие
- Тетрадь по немецкому языку у всех разная, так как это ксерокопия. Масса зависит от тяжести папки, количества листов(с одной или с двух сторон напечатано), наличие или отсутствие файлов
Ранец с учебными принадлежностями
По санитарно-гигиеническим нормам вес ранца с учебными принадлежностями не должен превышать 10% от веса тела ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100
… кг x 10 : 100 = вес ранца
Масса рюкзака по дням недели
Рита
Понедельник
3кг600г
норма 2кг 800г
Настя
Вторник
Среда
2кг500г
4кг500г
норма 3кг100г
Даша
4кг100г
норма 2кг100г
3кг200г
Четверг
4кг
Пятница
3кг800г
4кг700г
3кг
5кг
4кг400г
4кг800г
Сменная обувь
4кг
4кг100г
400г
Физкультурная форма и обувь
4кг500г
500г
100г
200г
300г
400г
Масса рюкзака по дням недели
Понедельник
Никита
норма 2кг800г
Тимур
4кг500г
Вторник
норма 2кг700г
3кг800г
3кг550г
Среда
2кг900г
3кг400г
Четверг
Пятница
3кг200г
3кг200г
3кг700г
3кг400г
Сменная обувь
3кг800г
400г
Спортивная форма и обувь
600г
400г
900г
Сравнение массы рюкзака за один день
Рита
Понедельник
3кг 600г
Настя
Вторник
Даша
2кг500г
4кг500г
4кг100г
Никита
4кг
4кг500г
Тимур
4кг500г
3кг800г
3кг400г
3кг800г
Выводы
- Масса рюкзака не соответствует норме у всех учащихся (есть редкие исключения)
- Самый «тяжелый день» пятница
- Самый значительный перевес у самой маленькой и легкой Даши
- Настя все дни несёт больше всех
- У мальчиков расхождения в массе незначительные
- В пятницу мальчики несли почти на
килограмм меньше, чем девочки
Проблема
Почему ученики идут на одни и те же уроки, несут одинаковые учебники и тетради(их количество тоже одинаковое), а масса рюкзаков разная?
Гипотеза
Вероятно, масса зависит от учебных принадлежностей и всего содержимого рюкзака
Сравнение массы учебных принадлежностей
12г
5г
100г
217г
20г
170г
9г
3г
Без колпачка 5г
С колпачком 6г
2г
3г
С резинкой 4г
13г
4г
22г
25г
8г
11г
64г
135г
519г
94г
205г
Предметы необходимые для ученика
- Ключи от дома
- Санитарно-гигиенические(платок , салфетки, полотенце)
- Бутылка с водой
Лишние предметы
- Наборы цветных карандашей (требуется в основном 4-6)
- Фломастеры
- Блокноты
- Игрушки
- Косметика
Выводы
При покупке учебных принадлежностей сравнивайте их по массе
Выбирайте более легкие!
Нарушение осанки в классе
7чел
22чел
Последствия нарушения осанки
- Искривление позвоночника
- Смещение внутренних органов
- Нарушение работы всего организма
Рекомендации учителям
- Используйте только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу
- При составлении школьного расписания учитывайте гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов
- Организуйте хранение сменной обуви, одежды и обуви для занятий физкультурой, принадлежностей
для уроков технологии, ИЗО в
помещении школы
Рекомендации родителям
- При покупке школьных рюкзаков и учебных принадлежностей обязательно учитывайте их массу(особенно детям с маленькой массой тела)
- Помогайте детям проверять содержимое рюкзаков в соответствии в расписанием
- Совместно с детьми проводите систематическую уборку в рюкзаке, чистку рюкзака снаружи, так как скопившаяся за год грязь тоже имеет массу
Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в рюкзаках
- Проверяйте рюкзак ежедневно
- Берите в школу только то, что нужно для занятий
Правильно выбирай рюкзак
Выводы после проделанной работы
- Масса школьного рюкзака влияет на здоровье школьника
- Выполняя выработанные рекомендации, можно снизить риск возможных осложнений
- К своему здоровью нужно относиться ответственно
Учащиеся класса отметили важность данного исследования для сохранения и укрепления здоровья и будут стараться соблюдать выработанные рекомендации