СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект " Для чего растениям почва"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выполнении данного проекта обучающиеся знакомяться с технологией проведения экспериментов с почвой, обращают внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект " Для чего растениям почва"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« КРИВОЛЕССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»







Исследовательский проект

по биологии


«Для чего растениям почва?»








Подготовила:

Беляева Александра,

Федураева Кристина

6 класс


Руководитель:

Воробьева

Елена Владимировна,

учитель биологии







д. Криволес 2021




Содержание


  1. Введение. Методологические характеристики исследования……………….. 3

2. Обзор литературных источников . Что такое почва? ……………………….....5

3. Экспериментальная часть………………………………………………………..6

3.1 Изучение состава почвы ……………………………………………………6

3.2. Чем питаются растения? ………………………………………..………….7

3.3. Как питаются растения?................................................................................ 9

3.4. Роль почвы в природе…………………………………………………….. 10

4.Выводы и заключения……………………………………………………………. 11

5.Список использованной литературы……………………………………………. 12



























  1. Введение

В окружающем нас мире много замечательных явлений. Некоторые из них привлекают наше внимание своей необычностью. Другие кажутся нам настолько обычными, что не вызывают ни удивления, ни особого интереса. А между тем стоит лишь внимательно присмотреться к ним, как они поразят наше воображение и заставят глубоко задуматься.
Вот к таким обычным, но замечательным природным образованиям и относится почва. В самом деле, разве не удивительно, что именно этот, невзрачный на первый взгляд, сероватый поверхностный слой земли, каким обычно кажется почва, является важнейшим и незаменимым условием жизни всех растений, животных и микроорганизмов, обитающих на суше земного шара. Разве не удивительно, что именно этот очень тонкий поверхностный слой земной суши является главным источником и основой производства почти всех продуктов питания и сырья для многих отраслей промышленности?
Почва - незаменимое достояние и источник богатства человечества. Только при поверхностном взгляде она кажется однообразным малоинтересным объектом. В действительности ее мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений, животных, минералов и горных пород.
С древних времен человеческая мысль пыталась познать развитие почвенного покрова, найти объяснить законы плодородия почвы.

Не осталась в стороне и мы.

Цель работы: выяснить, зачем растениям почва?

Задачи работы:

  1. Используя литературные и интернет-ресурсы изучить информацию и определить понятие «почва».

  2. Экспериментальным путем выявить состав почвы.

  3. Установить пути образования и значение почвы для растений.

  4. Зафиксировать результаты исследований и сформулировать выводы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

По времени проведения: краткосрочный.

Сроки исследования: сентябрь - декабрь 2020

Актуальность работы:

Почвенный покров нашей страны представлен множеством разных типов почв. При правильном севообороте, почвы приобретают лучшие свойства, исправляют свои природные недостатки и из года в год повышают свое плодородие. Но в последнее время приходиться говорить о том, что большинство почв уходят из севооборота. Лишь небольшая часть почв России (60 млн.га из 186 млн.га.) находятся удовлетворительном состоянии .

Проблема эта очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.

Предмет исследования: почва

Гипотеза исследования: Нужна ли растениям почва?

Практическое значение: познакомиться с технологией проведения экспериментов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.



  1. Обзор литературных источников. Что такое почва?


Впрочем, давайте перейдем к делу и для начала разберемся, что же это такое - почва.

В народе очень уважительно относятся к почве и с почтением о ней говорят: «Труд – отец богатства, земля – его мать», «Мать-кормилица».

Многие ученые занимались изучением почвы и давали свои понятия. Первое научное определение почвы принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву: "Это такое естественно - историческое, вполне самостоятельное тело, которое, одевая, зеленую поверхность сплошной пеленой, является продуктом совокупной деятельности сложных почвообразований» .

Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

Более поэтичное понятие дал Михаил Иванович Афонин: «Почва – это особое царство природы».

А с этим понятием мы познакомились на уроке биологии:

«Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами».

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы экспериментальным путем изучили состав почвы.
















  1. Экспериментальная часть.

3.1.Изучение состава почвы.

1. Провели ряд экспериментов по изучению образца почвы взятой с пришкольной территории .

Эксперимент № 1. Определение содержания воды в образце почвы.

Цель: определить содержит ли почва воду.

Оборудование: образец почвы, целлофановый пакет.

Ход работы:

  1. Берем образец почвы.

  2. Накрываем образец целлофановой пленкой.

  3. Ставим на подоконник. 

Вывод: Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.


Эксперимент № 2 Определение содержания воздуха в образце.

Цель: определить содержит ли образец воздух.

Оборудование: стакан с водой, комочек почвы.

Ход работы:

  1. Берем стакан с водой.

  2. Кладем в стакан образец почвы.

  3. Размешиваем.

Вывод: в состав почвы входит воздух, это подтверждают пузырьки воздуха, выходящие из воды.


Эксперимент № 3

Определение содержания состава почвы в образце из пришкольной территории.

Оборудование: стакан с водой, почва.

Ход работы:

  1. Берем стакан с водой.

  2. Кладем в стакан образец почвы.

  3. Размешиваем и даем время отстояться.

Вывод: через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.


Эксперимент № 4 .Влияние состава почвы на жизнь растений.

Оборудование: посуда с песком, посуда с почвой.

Ход работы:

  1. Посадка растений в посуду с песком и в посуду с почвой.

  2. Наблюдение за ростом растений в течение 1 недели

Вывод: в почве растение растет быстрее, т.к. в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.





4. Чем питаются растения?

Как растения создают плоды питания для человека и чем питаются сами — эти вопросы занимали умы людей с древнейших времен. Одни философы говорили, что для жизни растений нужна земля, другие — вода, третьи — воздух. И только к шестидесятым годам XIX века было установлено, что растениям абсолютно необходимы такие химические элементы, как углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и железо.

А позже было доказано, что кроме них нужны, правда в незначительных количествах, еще и бор, марганец, молибден, медь, цинк, кобальт, ванадий. Но питательные вещества — это лишь один из факторов жизни растений. Кроме них, нужны еще свет, тепло, вода и воздух. Солнечный свет дает растениям энергию, необходимую для образования органических веществ — продуктов для питания человека и кормления животных. Тепло необходимо для нормального хода биохимических процессов.

Воздух дает растению углекислый газ— источник углерода для образования органического вещества — и кислород, необходимый для дыхания и других биохимических процессов. Вода нужна растению для транспирации и как среда для растворения минеральных веществ, которые растения поглощают с помощью корней. Недостаток того или иного фактора вызывает недобор урожая, а полное исключение хотя бы одного из них — гибель растения.

Преобладающее количество воды и питательных элементов растения в естественных условиях получают из почвы. Известный русский ученый-почвовед П. А. Костычев (1845-1895) подчеркивал тесную связь образования почв с жизнью растений и определял почву как «верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса растительных корней».

А другой русский ученый — создатель науки о почве В. В. Докучаев (1846-1903) дал первое научное определение почвы: «Почвой следует называть «дневные» или наружные горизонты горных пород (все равно каких), естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых».

Основным свойством почвы является плодородие — способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая.

Именно это качество почвы, отличающее ее от горной породы, подчеркивал крупнейший ученый-почвовед и агроном В. Р. Вильяме (1863-1939), определяя почву как «поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений» .










5. Как питаются растения?

Поступление минеральных питательных веществ в растение во многом зависит от внешних условий (состава и концентрации солей в почвенном растворе, его реакции — РН и др.), а также от биологических особенностей того или иного растения, его химического состава, характера развития корневой системы и ее способности усваивать элементы питания. Этот сложный процесс в упрощенном виде можно представить следующим образом .

Вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям, где происходит образование органических соединений в процессе фотосинтеза, а затем эти соединения перемещаются с нисходящим током воды до корневой системы растения. Таким образом, осуществляется обмен веществ между надземной и подземной (корневой) частями растений, как и в любом другом едином организме.

Питательный раствор должен содержать все необходимые для растений питательные вещества в благоприятных соотношениях. Недостаток или избыток в почве любого питательного элемента нарушает нормальный ход биохимических процессов в растениях, что отрицательно сказывается как на их внешнем облике, так и на урожае. Первое достаточно легко восполняется внесением в почву удобрений, второе устраняется различными агрохимическими методами, в том числе мелиорацией (комплекс мер для повышения плодородия или оздоровления почвы).

Почвенный раствор, или жидкая фаза почвы, — наиболее подвижная и активная часть почвы — является для растений источником воды и питательных веществ, значительная часть которых находится в виде солей. Слишком высокая концентрация солей (засоленные почвы) оказывается вредной для сельскохозяйственных растений, так как затрудняет поступление воды в клетки растительных корней.

Почва состоит из смеси органических и неорганических микроэлементов. Органические вещества – это живые организмы, а неорганические – это минералы, частички горных пород. Каждое растение нуждается в почве.

Почва растений содержит гумус (верхний плодородный слой земли), который стимулирует развитие и рост растения. Он насыщает пищей полезные микроорганизмы и бактерии, также гумус расщепляет мелкие комочки и снабжает почву кислородом, что немаловажно для растений. Почва также содержит полезные микроорганизмы, которые рыхлят землю.

Но, все же, в первую очередь, почва служит опорой для растения. Закрепляясь корнями в почве, растение получает необходимые минералы, удобрения, воду, воздух. Большинство сухопутных растений не выживет, если его корни не будут «дышать». Находясь в почве корни растения, защищены от резких перепадов температуры .

Растениям нужны четыре фактора жизни: свет, вода, воздух, почва.

Отвечая на поставленный вопрос можно сказать, что почва нужна растениям для того, чтобы удерживаться в ней корнями и доставать из неё элементы питания.









  1. Роль почвы в природе.


Главная из функций почвы – обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений.

Таким образом, почва – условие существования жизни, но одновременно почва - следствие жизни на Земле .

Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства, относящееся к категории невозобновимых природных ресурсов. Поэтому почва является всеобщим достоянием человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли.



































  1. Выводы и заключения.


В результате выполнения исследовательской работы выяснила, что:

1. Почва – это верхний плодородный слой земли.

2. Экспериментальным путем доказала, что почва состоит из песка, глины и перегноя.

3. В почве имеются: вода, воздух и питательные вещества.

4. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.

5. Почва удерживает растение и обеспечивает его питательными веществами и водой.

6. Вода и воздух обеспечивают жизнь растениям.

Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Этот круговорот веществ осуществляется в течение всей жизни растения.

Следовательно, растениям необходима почва. Плодородная почва для растений - источник жизни.

































  1. Список использованной литературы.


  1. Большая детская энциклопедия: биология / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.

  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

  3. Ковинько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

  4. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

  5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.,2005 г

  6. Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природоведение» 5 класс

  7. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

  8. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г


Сайт в Интернете:

9. http://www. priroda-rb. info/pochva. html





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!