СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Где живёт звук?» Исследовательская деятельность дошкольников на музыкальных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор проекта: Чевдарь Анна Игоревна, музыкальный руководитель

 Проект образовательный, музыкально - исследовательский, групповой, среднесрочный.    

Исполнители: Музыкальный руководитель,  дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители группы.

База реализации проекта:   МБДОУ «Детский сад 4»

Участники проекта:  Дети, родители и воспитатели старших групп.

Возраст детей:  5-7 лет, проект рассчитан на 1 месяц.

 

Проблема: Что такое музыка? Разговор о звуке.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Где живёт звук?» Исследовательская деятельность дошкольников на музыкальных занятиях»







Исследовательский проект

«Где живёт звук?»

Исследовательская деятельность дошкольников

на музыкальных занятиях














Музыкальный руководитель:

Чевдарь А.И.


Информационная характеристика проекта

«Где живет звук?»

Автор проекта: Чевдарь Анна Игоревна, музыкальный руководитель

Проект образовательный, музыкально - исследовательский, групповой, среднесрочный.

Исполнители: Музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители группы.

База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад 4»

Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старших групп.

Возраст детей: 5-7 лет, проект рассчитан на 1 месяц.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Проблема: Что такое музыка? Разговор о звуке.

Тема: Где живет звук?

Представим себе, что мы оказались в джунглях Амазонки. Магнитофон наш сломался, но, тем не менее, мы хотим рассказать индейцам о музыке, музыкальном чуде, которое бы их ожидало, будь в порядке эта хитрая машина. Мы на все лады повторяем такое простое и понятное любому из нас слово «музыка». Но для дикарей оно – пустой звук и ничего не значит. Мы ищем слова, жесты, пытаемся объяснить, что скрывается за понятием «музыкальное искусство»…. Тот же результат. Наши слова не могут передать то, без чего музыка – не музыка. И тогда, отчаявшись что-то объяснить словами, мы просто начинаем напевать какую-нибудь очень красивую мелодию…. Смотрите, в глазах наших слушателей появились интерес и понимание. Они притихли. Они слушают!

Так незаметно для себя мы дали первый и самый главный (хотя и не единственный) ответ на вопрос «что такое музыка?» Мы показали нашим слушателям самое главное, что есть в музыке, - поющий, музыкальный звук. Именно из него и с его помощью «делают» музыку, можно сказать, что музыка – это и есть разными способами обработанный музыкальный звук. Разумеется, музыка – не только звук, но и многое другое, о чём ещё обязательно поговорим. Но без музыкального, «поющего» звука не может быть музыки, он – её главное начало, поэтому наш разговор о том, что такое музыка, мы начнём с разговора о звуке.

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры со звуками. Исключение из музыкально-образовательного процесса данного этапа закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Игры со звуками подобны играм детей с камешками, палочками, орешками – они также естественны, как и ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством.

Цель: Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, окружающих нас и издаваемых различными предметами и музыкальными инструментами. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность, музыкальное мышление и воображение, потребность детей в творческом самовыражении.

Задачи:

- Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

- развивать наблюдательность

- развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

- воспитывать интерес к звучащему миру

- пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицировали.


Гипотеза: Созданы условия для свободного экспериментирования детей со звуками. Актуализированы знания о музыке, о музыкальном звуке, развито слуховое воображение детей. Ребёнок музыкально компетентен, творчески развит, самостоятелен.

Практическая значимость: Повышено качество музыкального образования детей, создана атмосфера радости, обеспечено право детей на выдумку, фантазию, творчество. Дети вовлечены в разные виды художественно-эстетической деятельности, созданы условия для творческого самовыражения детей, учитывая их индивидуальные возможности.

Теоретическая значимость: Систематизирован дидактический материал «Опыты со звуками», «Звуковой калейдоскоп», «Пальчиковые и логоритмические игры с палочками», «Мир музыкальных инструментов». Организована опытническая деятельность со звуками, подобраны опыты для определения происхождения звука, изготовлены дидактические игры. Разработаны конспекты тематических занятий по ознакомлению детей с разными звуками окружающего мира (звуки дома, зала, улицы; звуки бумажные, деревянные, металлические, стеклянные, музыкальные и другие).

Ожидаемый результат:

  1. Создание условий, направленных на формирование музыкальности детей в процессе организации работы со звуком, обучения игре на детских музыкальных инструментах.

  2. Сформированность предметно-развивающей среды в ДОУ (подобраны дидактические игры со звуками, сформирован центр экспериментирования со звуками).

  3. Актуализация знаний о музыке, о музыкальном звуке; развитие творчества, музыкальной компетентности детей.

  4. Оптимизация сотрудничества с родителями. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Актуальность:

Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.


У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.







Планирование и организация деятельности



№ п/п


Мероприятие


Цель


Ответственные

Сроки проведения

I этап


Сформировать проблему, заинтересовать детей, провести опрос с помощью «Трёх вопросов»

а) Что мы знаем о звуках? б) Что мы хотим узнать?

в) Как нам найти ответы на вопросы?


Вызвать интерес к миру окружающих нас звуков. Выяснить знания детей о звуках музыкальных и шумовых.

Музыкальный

руководитель

Воспитатели группы

1

неделя


Подобрать наглядно-дидактические пособия, аудиокассеты со звучанием разных звуков, оркестров, демонстрационные материалы для занятий.

Создать условия для систематизации знаний о звуках.

Расширять кругозор детей, формировать умение слышать от хорошо известных «близких» звуков, окружающих в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.

Активизировать познавательную деятельность детей. Формировать умение детей сочетать слово и ритмическую пульсацию в стихах и потешках. Познакомить с историей создания музыкальных инструментов.

Музыкальный

руководитель

Воспитатели группы

Оформить центр экспериментирования со звуками (предметы из бумаги, из дерева, стекла, металла, стеклянные и пластмассовые баночки с наполнителями и другие).

Систематизировать дидактический материал:

- «Опыты со звуками».

-«Звуковой калейдоскоп».

- «Пальчиковые и логоритмические игры с палочками».

- «Мир музыкальных инструментов».


Определить план мероприятий с детьми, разработать музыкально-тематические занятия для детей:

-«Деревянные истории».

-«В мире музыкальных инструментов».

- «Музыкальная лаборатория»





Постановка цели, формулировка задач, продумывание заключительного этапа проекта, обсуждение направлений работы для включения в воспитательно-образовательную работу в группе.



Музыкальный

руководитель

воспитатели группы

II этап


Провести серию опытов со звуками в центре экспериментирования.


Узнать, где живёт звук, провести классификацию звуков.

Определить, от чего зависит качество звука (опыты).

Музыкальный

руководитель

Воспитатели группы

2-3 неделя



Провести цикл бесед о музыкальных инструментах, музыкальную гостиную на тему:

- С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Сформировать альбом музыкальных инструментов.

Актуализировать знания детей о симфоническом оркестре, музыкальных инструментах, слышать и различать их звучание, узнавать на фотографиях и иллюстрациях.

Музыкальный

руководитель

Воспитатели группы

Обновить музыкальный центр для самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

Создать условия для реализации проекта. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.

Воспитатели группы


III этап

Провести консультацию для воспитателей «Значение голосовых упражнений и речевых игр в развитии ребёнка».

Озвучивание стихов и сказок музыкальными инструментами.


«Весёлая прогулка» - вечер ритмических игр.


Актуализировать знания педагогов о пользе голосовых игр в развитии певческих навыков.

Развивать музыкальное мышление, метроритмический слух детей.


Формировать навыки развивать ритмический сюжет на основе знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Творчески использовать деревянные палочки разного размера.



Музыкальный

руководитель





Воспитатели группы

4 неделя

Подготовить консультацию для родителей «Мир музыкальных инструментов».

Привлечь родителей к проблеме музыкального воспитания детей, актуализировать знания о музыке.


Музыкальный

руководитель


Музыкально - тематические занятия на тему:



- «Деревянные истории»





- «В мире музыкальных инструментов»





Привлечь внимание к разнообразному миру звуков, издаваемых духовыми деревянными музыкальными инструментами. Развивать умения использовать «деревянные» звуки, соотносить образ и исполнительские приёмы.

Закрепить знания детей о звучании музыкальных инструментов в симфоническом оркестре, развивать тембровый и метроритмический слух детей.

Музыкальный

руководитель

Воспитатели группы











Продукт проекта

- «Путешествие в страну волшебных звуков»


-«Музыкальная лаборатория»

Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

- развивать наблюдательность

- развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

- воспитывать интерес к звучащему миру

- пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицировали.



5