СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект « Изучение видового состава зимующих птиц посёлка Хомутовка»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о зимующих птицах,которую можно использовать на предметной неделе

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект « Изучение видового состава зимующих птиц посёлка Хомутовка»»

Оглавление


1.Введение


2.Механизмы и этапы реализации проекта


-О тех птицах, которые остаются с нами

-Мониторинг видового состава

-О наших подопечных

-Помогите птицам!

-Кормушки своими руками

-Рецептурная книга для птиц

3.Результаты по его реализации

4.Практическая значимость

5.Приложения

6.Наши наблюдения за птицами
























Цель проекта: изучить многообразие зимующих птиц нашего посёлка и показать эффективность привлечения птиц с помощью кормушек.

Задачи исследования:1.Определение видов кормов птиц.

2.Заготовка кормов.

3.Заготовка кормушек различных конструкций и выявление наиболее часто посещаемых кормушек, основных кормов птиц.

Цели:

- развитие исследовательских умений;

- вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс;

- воспитание бережного отношения, любви к окружающей природе;


Задачи:

- совершенствовать умения работать с информацией;

- формировать умения наблюдать, осуществлять и аргументировать выбор;

- Развивать навыки:

- наблюдения за живыми объектами;

- самостоятельной работы с литературными источниками;

- мыслительной деятельности.

























Введение

Люди давно уже придумали, как помогать зимовать полезным птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною» — говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас сторицей.

Проект осуществляется в зимнее время года. Суть его в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой». Сначала мы решили п познакомиться с материалом из научной, художественной литературы о жизни птиц зимующих в нашей местности.

Часто мы и не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что и они делают очень много полезного. Птицы живут рядом с нами, и приносят большую пользу, иногда даже радость. На них невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними – всегда событие. Это поистине восхитительное зрелище, когда среди ветвей деревьев мы видим солидных или взъерошенных птиц. Как не спешишь по своим делам, непременно постоишь под деревом и полюбуешься.




























Механизмы и этапы реализации проекта


Название этапа

Содержание работ

Подготовительный

  • Обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений)

  • Распределение работы по сбору информации о зимующих птицах нашего посёлка

  • Определение видов корма для зимующих птиц



Основной

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта:

- составление схемы района исследования

- выявление разнообразия птиц на территории посёлка- определение кормовой базы птиц

- выявление особенностей поведения птиц

- примерный учет численности птиц за период наблюдения

-работа по пропаганде подкармливания птиц

  • Систематизация и анализ полученных данных

  • Подведение итогов, оформление результатов


Заключительный

  • Представление результатов выполненного проекта











































О тех птицах, которые остаются с нами

Методика исследований видового состава зимующих птиц

  1. Определить маршрут наблюдений, проходящий по разнообразным местам населенного пункта.

  2. Посещать не реже 1 раза в течение 10 дней намеченный маршрут.

  3. Наблюдать за:

а) видами встречаемых птиц;

б) местами наиболее частых встреч с птицами того или иного вида;

в) поведением встреченных птиц (как отдыхают, кормятся, перемещаются в воздухе);

г) числом встреченных птиц: одиночные или в стайке (указывать число птиц в стайке).

Задачи:

  1. Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать.

  2. Чем питаются птицы зимой.

  3. Как они приспосабливаются к зимним условиям.

Нами были выявлены в ходе мониторинга следующие виды птиц, остающиеся на зимовку:

Синицы, вороны, голуби ,воробьи (домовой,полевой) ,дятлы, снегири.

Мониторинг видового состава птиц


Дата

Какие птицы прилетали

Количество птиц

Встречаются в стае или одиночно

Где встречались

25.12.2014

Снегири

Синицы

Вороны

Голуби

3

4

37

5

Одиночно

Стая из 4 птиц

Стая из 15птиц

Стая из 5птиц

Парк

Около домов

12.01.2015

Снегири

Синицы

Вороны

Голуби

Воробей домовой

Дятел

5

7

26

3

1


1

Стая из 4 птиц

Стая из 4 птиц

Стая из 4 птиц

Стая из 4 птиц

Одиночно


Одиночно


Парк

Около домов


Парк

23.01.2015

Сорока

Воробей домовой

Синицы

1

8


4


Одиночно

Стая из8птиц


Стая из 4 птиц

Около домов


05.02.2015

Дятел

Голуби

Вороны

Воробей полевой

Синицы


1

5

14

6


2

Одиночно

Стая из5птиц

Стая из14птиц

Стая из6птиц


Стая из2птиц

Парк

Около домов

15.02.2015

Снегири

Синицы

Вороны

Воробей полевой

Воробей домовой

Сорока

3

5

8

12


7


1

Стая из3птиц

Стая из5птиц

Стая из8птиц

Стая из12птиц


Стая из7птиц


Одиночно

Парк

Около домов






По нашим наблюдениям за птицами мы смогли выявить следующие особенности у зимующих птиц:

Название птицы

Употребляемый корм

Особенности употребления корма

Синица

Крупы, семечки тыквы, несолёное сало, геркулесовые хлопья

Берёт по зёрнышку,долбит на дереве,зажимая лапами

Ворона

Остатки пищи,

Ест много, не боится людей

Голуби

Зерно,хлеб,крупы

Зерно

Клюют у кормушки

Ест много, не боится людей

Воробьи:

Полевой;

Домовой

Снегирь

Семена подсолнечника.овсяные хлопья

Клюёт очень аккуратно ,не сорят

Дятел

Крошки, сало,выклёвывают косточки

Крепко цепляется за кормушку и клювом отщипывает сало,либо хватает зёрна

Сорока

Пищевые отходы

В основном подбирает пищу на земле


Было выявлено, что большинство птиц в зимний период держатся стайками. Если на кормушке появляется воробей, синица ,голубь ,то буквально через несколько минут откуда ни возьмись, вырастает целая стайка.

О наших подопечных

Изучив видовой состав зимующих птиц на территории нашего посёлка. Нам стало интересно более подробно узнать их особенности.Для этого мы изучили научную литературу,интернет- ресурсы и узнали много интересного о своих подопечных.

Синица.

Трудно представить себе человека, который не знал бы синицу. Синицы — птицы знакомые нам с детства.

Птица большак– другое название большой синицы. Эту птицу знают все из-за ее яркого и запоминающегося внешнего вида. У синицы ярко-желтая грудка и нижняя часть тела с пресекающей их черной полосой.Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Обычно, синицы живут стаями, разбиваясь на пары в период гнездования. Эти птицы отличные певцы, издающие богатые и разнообразные звуковые вариации. Самцы поют гораздо лучше самок и делают это практически весь год. Голос синицы — «пинь-пинь». В случае опасности она издает тревожное «тррр», в стайках общается негромким «ти-ти-ти». В песне слышится повторяющееся «ци-ци-пи», «ци-пи», «ци-ти». Каждый самец исполняет несколько мелодий, но чаще всего 2–3 излюбленных. Самку легко отличить от самца. Оперенье самок бледнее, чем у самцов. Питаются они, в основном, семенами и злаковыми культурами. Эти птицы не делают запасов на зиму и если находят корм, спрятанный другими видами птиц, с удовольствием его поедают. Максимальная продолжительность жизни синиц, известная специалистам, составляет 15 лет.

Снегирь

Это необыкновенное зрелище6важный,гордый,большой,красногрудый снегирь где-нибудь на ветке рябины среди красных гроздей.А вокруг белый снег.Первый снег-пнрвый снегирь!За этосвойство-появляться с первым снегом-и назвали снегиря снегирём.

Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок — буровато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные, спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Много времени снегирь проводит в кронах деревьев, добывая корм, часто спускается на землю. Человека он не боится. Птицы мелодично пересвистываются: «жю-жю-жю». С февраля и самец, и самка интенсивно поют, чередуя крики и свисты. Самцы токуют, распуская крылья и отодвигая распущенный хвост, поворачиваясь и приседая.

Осенью снегири кочуют по кормным местам далеко от мест гнездования. Питаются они семенами деревьев и сорняков, ягодами рябины, черемухи, яблони-сибирки, почками яблонь. На лето птицы перебираются в глухие леса, становятся молчаливыми и осторожными. В густых елях на высоте до 5 м они строят уплощенные гнезда из переплетенных стебельков и веточек, утепленные растительным пухом, перьями и шерстью.Живут снегири парами,очень скрытно.

Воробей

Само название воробей возникло, видимо, из слов: Вора бей! Так русские крестьяне называли воробьев, которые склевывали в полях созревшее зерно.На территории нашего посёлка встречаются воробей домовой и воробей полевой. Воробья равно можно встретить в сельской и городской местности.

Домовый воробей ведёт оседлый образ жизни, чему благоприятствуют условия для гнездования и обильный корм в поселениях человека.

В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Домовые воробьи приступают к размножению рано. Предбрачное оживление начинается в марте, иногда в феврале, и сопровождается криками и драками. Во второй половине марта птицы разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд; откладывание яиц происходит в апреле.

Зимой стайки воробьев часто посещают кормушки.

Воробей полевой

Полевой воробей меньше домового (весит всего 23 грамма), но наряднее его. Поет полевой воробей так — «чев-чев-чев». Эта умная подвижная птичка много времени проводит на земле и деревьях. Ведет дневной оседлый образ жизни. Людей воробей не боится. Предпочитает разреженные леса, окраины городов, поселки с фермами и сараями. Селится небольшими колониями или одиночными парами. Гнезда устраивает в дуплах, под крышами, часто в скворечниках, в береговых обрывах, расщелинах скал. Кроме стебельков и веточек для строительства использует перья и шерсть. В году этот воробей делает две кладки по 4–8 беловатых с отметинами яиц. Самка насиживает их 12 дней, а затем оба родителя выкармливают птенцов 16 дней. Летом воробьи полевые питаются насекомыми, осенью — семенами, зимой преимущественно пищевыми отходами.

Ворона

Вороны - на редкость интересные птицы. Жизнь самой обыкновенной серой вороны любопытна во многих отношениях. Традиционные места гнездования сохраняются в большинстве случаев многие годы. Удивительно, что, борясь за свое существование, они научились на расстоянии отличать, например, мужчину от женщины. Первого, от которого они видели больше зла, они облетают стороной, вторую - могут подпустить и вплотную. Более того, вороны иногда отличают человека с ружьем от человека с палкой и более доверчивы к последнему. Эти птицы, несомненно, учатся не только на "горьком опыте", но заимствуют полезные навыки у других птиц. Например, раздобыв черствую корку хлеба, ворона летит с ней к ближайшей луже и размачивает ее.

Она обладает чрезвычайно высокой способностью ориентироваться даже в очень сложной обстановке. Вороны проявляют изумительную изобретательность, например при ограблении птичьих гнезд.

Зиму вороны проводят вблизи жилья человека. Кормятся на помойках и свалках пищевыми остатками. Ворона — всеядная птица. Ворона – птица очень осторожная и умная. Уничтожением грызунов и насекомых-вредителей ворона приносит пользу. Перед тем как подняться на крылья, ворон делает несколько прыжков. Голос — очень характерное карканье: «крук… крук». По поведению ворон можно определить погоду. Если они сидят на верхушке деревьев – жди мороза. Если же вороны сидят на нижних ветках дерева, нахохлившись – будет ветер. К оттепели вороны разгуливают по снегу

Сорока

Сороки всеядны. В период вскармливания птенцов они истребляют многих вредителей леса и поля: в южных районах — клопа-черепашку, долгоносика, саранчу, различных мышевидных грызунов; в северных — личинок майских жуков (хрущей), гусениц непарного шелкопряда, различных совок. Однако весной сороки разоряют множество птичьих гнезд, выпивая яйца и поедая птенцов. Этим они причиняют вред древесным насекомоядным птицам, а также живущим в открытом поле жаворонкам, перепелкам, куропаткам. На птичьих дворах ранним утром, когда люди спят, сорока нападает на цыплят и утят. Кроме того, сорока расклевывает на бахчах арбузы, дыни, яблоки в садах, огурцы, нанося урон урожаю.

Осенью и особенно зимой сороки держатся возле жилья. Их часто можно встретить на окраинах городов и поселков. В глубь городов сороки обычно не проникают, так как боятся всякого шума. Они грациозно передвигаются по земле небольшими шажками, приподняв кверху хвост и помахивая головой при каждом шаге. Иногда сороки начинают прыгать большими скачками, волоча за собой хвост подобно шлейфу, оставляя на снегу характерные следы от лапок и хвоста. Выдает сороку также громкое стрекотание, которое выражает беспокойство птицы при приближении человека или животного. Стрекотание сороки служит сигналом тревоги для других лесных обитателей.

Дятел большой пестрый

Неутомимый лесной барабанщик — это, конечно, дятел. Большой пестрый дятел — птица крупнее скворца, с прямым долотообразным клювом, попарно расположенными пальцами. У самца поперек затылка проходит красная полоса, в оперении самки красный цвет отсутствует. Молодых птиц украшает красная «шапочка». Дятел держится на стволах, опираясь на жесткий заостренный хвост, подвешивается к шишкам и концевым ветвям.

На земле дятел передвигается прыжками. Увидев человека, он перемещается на противоположную сторону ствола. Сидя на дереве или летая, издает громкое «кик-кик-кинк». Когда дятел стучит клювом по стволу дерева, разносится барабанная дробь. Летает он по волнистой траектории.

Летом дятел питается вредными насекомыми, муравьями, орехами, желудями, ягодами, зимой – семенами ели, сосны и лиственницы, раздалбливая шишки в «кузнице»,зерном.

Голуби

Это - общественная птица, гнездиться как правило колониями, за пищей и водой летают стаями, при этом летом и зимой в стае бывает до нескольких сотен птиц. Там, где эту птицу не преследуют, она становиться доверчивой. Пищу обычно собирают на земле, в связи, с чем хорошо ходят. Питаются семенами различных растений, как диких, так и культурных, которые собирают на земле. Летают прекрасно: легко, быстро, могут делать резкие повороты.

Вокализация — характерное для семейства в целом воркование: раскатистое, глухое урчание, особенно ярко выраженное у самцов в брачный период, когда они подзывают самок или метят территорию. Несколько иная тональность голоса, более спокойная и напоминающая скорее мурлыканье кошки, звучит во время насиживания яиц. В случае испуга голуби издают короткий крик «о-ррр».

Обладая прекрасным зрением, птица способна различать не только цвета радуги, но также и ультрафиолетовые лучи. Хорошо известна способность сизых голубей всегда находить путь домой, где бы они ни находились — такое поведение издревле использовалось человеком для почтовой связи.

Сизый голубь, вследствие своего преимущественно образа жизни, не умеет усаживаться на ветви деревьев.По земле передвигается шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд.

Помогите птицам!

Зима - трудное время в жизни животных, птиц, практически нет корма. Птицам приходится целый день летать в поисках корма, чтобы выжить и не замерзнуть. Голодная птица очень страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, птице нужно очень гораздо больше, чем летом.Как же можно помочь нашим братьям меньшим?..

Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.

Нами была проведена следущая просветительская работа среди учащихся 1.Выпущена «Лесная газета», в которой были помещены зимующие птицы нашего посёлка; (Приложение)

2.Создана эмблема акции; (Приложение)

3.Разработана Листовка- призыв к учащимся школы: (Приложение)

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Из каждых десяти синичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать.

Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

4.Разработана Памятка «Правила кормления птиц»: (Приложение)

  • Остужайте остатки еды прежде, чем давать их птицам.

  • Если в округе водятся кошки, поставьте кормушку вне зоны их досягаемости.

  • Не давайте птицам корм соленый, жареный, острый, пряный и кислый.

  • Разные птицы едят разный корм. Старайтесь максимально разнообразить содержимое кормушки.

  • Птицы – ваши друзья, не надо пугать их.

  • Корм для птичек надо подсыпать постоянно — если делать это лишь время от времени, птицы к пункту питания не привыкнут и будут облетать его стороной, отдавая предпочтение более рачительным хозяевам.

5.Проведена «Ярмарка птичьих кормушек» (Приложение)

Кормушки своими руками.

Изготовление кормушек и постоянная забота о зимующих птичках в крестьянских семьях считались делом младшего поколения. И детишки с восторгом исполняли его: сколь радостно смотреть, как благодаря тебе в сад прилетают изголодавшиеся птички и, отведав угощения, ласково поют на ветках — будто спасибо добрым людям говорят! Каждая,даже самая незамысловатая по устройству,самая небогатая разносолоами кормушка важна. На балконе, в саду,парке,лесу-везде можно устроить для птиц столовую.

Для изготовления кормушек годятся не только пакеты пустые от молока. Очень удобно использовать стеклянные банки, бутылки, столики с навесом. Кормушки нужно развесить так, чтобы дети хорошо видели из окна. Если ежедневно в один о тот же час оставлять корм в кормушке, то птицы будут слетаться к этому времени. Если же корм класть в кормушку нерегулярно, то птицы перестанут прилетать. Нужно, чтобы хоть немного корма было каждый день.

На Ярмарку были представлены различные типы кормушек:

А). Молочный пакет, подвешенный на шнурке за форточку или за ветку дерева;

Б). Связанные прочной ниткой куски сала, подготовленные для забрасывания на тонкие ветки деревьев, недоступные для ворон;

В). Кормушка-сетка с плодами;

Г). Стеклянные банки-кормушки;

Д). Кормушка-бутылка;

Е). Кормовой домик;

Ж). Кормушка для синиц, птица корм берет через сетку.


«Рецептурная книга для птиц»

Чем кормить птичек? В принципе чем угодно.

  • Это могут быть остатки ужина и обеда: крошки хлеба, остатки картошки, каши, можно и кусочек мяса (недаром же птички червяков клюют).

  • Кашка птице не обязательна вареная, они с удовольствием будут клевать овес, ячмень и другую крупу.

  • Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку.

  • Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать.

  • Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую.

  • Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.

  • Подойдут для птиц ягоды калины, семена ясеня и даже обычный репейник.

  • Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать, смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно

Запомните:

недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, пряные и кислые продукты;

чёрный ржаной хлеб птицам вреден;

нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть ,ещё он закисает в зобу у птиц, плохо переваривается, особенно в мороз;

птицам нельзя давать цитрусовых (апельсинов и лимонов), кожуры бананов.

Результаты по его реализации

Сначала мы решили выяснить, какие птицы остаются на зимовку в нашей местности. Узнали, что есть зимующие птицы оседлые и кочующие.

Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми.
Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими.

В период мониторинга нами были выявлены виды зимующих птиц в нашей местности.

Чаще всего встречались воробьи, вороны,голуби. Они, обычно, держались стайкой. Нами было замечено, что воробьи в стайке были разные. Как оказалось воробьи подразделяются на 2 вида: воробей полевой,воробей домовой.

На кормушках частыми гостями были синицы и воробьи. Заметили, что долго синицы на одном месте не задерживаются. Постоянно перелетают стайкой от одной кормушки к другой, третьей, пока не вернутся к той, с которой начали.

Снегири вели себя настороженно при нашем появлении.Наблюдая за снегирями, было обнаружено , что к концу зимы они все реже посещали свои любимые места.

Вороны встречались постоянно. При их появлении воробьи ,синицысразу же покидали кормушки.

Сороки были всё время в движении, перелетая с дерева на дерево. Садились обычно на верхушку деревьев. Но чаще всего встречались мне сороки - одиночки.

Сизые голуби всегда держались стайками . Самцы крупнее самок, по окраске они не различаются. Они уже ждали нас с кормом и не боялись нас. Мыих кормили хлеными крошками ,семечками.Они нас не боялись. Нам удалось даже их сфотографировать.

Дятлы очень осторожные птицы. Их мы встретили в парке во время мониторинга, в школьном саду. Завидя нас дятел быстро улетал.

Практическая значимость проекта

Проводя наблюдения за птицами нашего села, мы выясниликакие птицы у нас зимуют.

Наблюдая за этими птицами и изучив теоретический материал, пришли к выводам:

  1. Данные наблюдения можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, уроков окружающего мира,природоведения ,биологии. 

  2. Отмечается большое разнообразие зимующих птиц, обитающих на исследуемой территории (воробьи, синицы, дятлы, сороки, вороны, голуби).

  3. Некоторые виды птиц зимой приближаются к жилью человека в поисках пищи.

  4. Излюбленной кормушкой для птиц оказалась кормушка из сетки.

2. Всем казалось, что все воробьи относятся к одному виду,а оказывается есть виды воробьев – домовых и полевых, они отличаются окраской, размерами и поведением и местом обитания.

3.  В еде все птицы предпочитают зерно и сало.

4. Синицам не нравятся предметы белой и яркой окраски, поэтому кормушки для птиц нужно делать темного цвета.

5.  Птицы переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.

6.  Кормушки различных конструкций целесообразнее развешивать в хорошо доступных местах для пополнения их кормом.

















Приложение «Ярмарка птичьих кормушек»


Кормушка-сетка



Кормушка из бутылки

Кормушка-столик


Кормовой домик




Кормушка из пакета из-под молока



Участие в акции

Организована «Птичья столовая»


Эмблема Акции, Листовка-призыв, Памятка «Правила кормления птиц»

Выпуск «Лесной газеты»


Наши наблюдения за птицами

Голуби

Стая ворон


Д ятел на яблоне














С иница

(парк)

















Снегирь

(парк)










Список литературы

  1. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. М.: «Просвещение», 1998;

  2. А.А. Плешаков. Атлас-определитель. От земли до неба. М.:«Просвещение», 2007 г.

  3. А. Теремов. Занимательная зоология. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999 г., с.398.

  4. Детская энциклопедия. Птицы России.

  5. БЭС. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001 г., с.976.

  6. БРЭ: Россия. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2004 г., с.143.

  7. Красная книга Ярославской области. Под ред. Л.В.Воронина.

Я.: «Александр Рутман», 2004 г.

  1. Детский экологический журнал «Свиристель». №2 2010, №12 2009.
































МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»



Массовое мероприятие – операция

«Покормите птиц зимой»


Номинация «Прилетайте в гости к нам!»


Исследовательский проект

« Изучение видового состава зимующих птиц посёлка Хомутовка»





















Выполнили:

Четверикова Екатерина-12 лет;

Шагарова Анна- 12 лет;

Калинович Александра- 12 лет;

Улинеева Маргарита- 12 лет;

Нагорных Екатерина- 13 лет;

Руководители:

Нагорных Татьяна Васильевна -

учитель географии и биологии,

Титовская Татьяна Сергеевна-

II возрастная категория участников.

АНКЕТА-ЗАЯВКА

участника областного этапа

Операции «Покормите птиц зимой!»


1.Название работы Исследовательский проект

« Изучение видового состава зимующих птиц посёлка Хомутовка»

2.Предполагаемая номинация -«Прилетайте в гости к нам!»

Фамилия, имя, отчество автора (полностью), год и дата рождения:

Четверикова Екатерина Сергеевна-

Шагарова Анна

Калинович Александра

Улинеева Маргарита

Нагорных Екатерина Николаевна-30.04.2001


3.Фамилия, имя, отчество руководителя работы (если имеется),

место работы, должность, звание, степень

Нагорных Татьяна Васильевна ,МКОУ«Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»,учитель географии и биологии


4.Фамилия, имя, отчество консультанта работы (если имеется),

место работы, должность, звание, степень ----------

5.Место учебы (школа, класс), адрес, индекс, телефон МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»,(учащиеся 6а класс,7б класс); Курская область ,рпХомутовка ,улица Кирова,5;индекс 307540;

Телефон:8(4712 37)2-11-91

6.Название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, адрес, индекс, телефон Место учебы (школа, класс), адрес, индекс, телефон МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»,(учащиеся 6а класс,7б класс); Курская область ,рпХомутовка ,улица Кирова,5;индекс 307540;

Телефон:8(4712 37)2-11-91


7.Название объединения учащихся ________--------


8.Домашний адрес, индекс, телефон, e-mail

Курская область ,рпХомутовка ,улица Пионерская 14\10 ;индекс 307540;

Телефон:89513103267

e-mail : [email protected]



Дата заполнения « » 2015 г.

Ф.И.О. лица, заполнившего анкету



Подпись


























































25