СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Как появились цифры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Как появились цифры" ученика 4 класса Путилина Виталия.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Как появились цифры"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Заречная средняя общеобразовательная школа





Научно-практическая конференция «Шаг в науку».





Исследовательский проект:



«Как появились цифры».











Работу выполнил: ученик 4 класса

Путилин Виталий

Научный руководитель: Кухаркина А. В.

Консультант: Путилина Е. А.









2019

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………….3

  2. Основная часть………………………………………………......4

2.1. Происхождение цифр………………………………………….4

2.2. Как люди научились записывать цифры……………………..5

2.3. Где я встречаюсь с цифрами………………………………….8

  1. Практическая часть…………………………………………......11

3.1. Опрос одноклассников………………………………………..11

4. Заключение………………………………………………………12

5. Литература………………………………………………............12























  1. Введение.

Из всех предметов в школе больше всего я люблю математику. На уроке математики учительница нас спросила: «Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны цифры?» Мы стали отвечать: « Записывать примеры, задачи. Альбина Вячеславовна сказала, что с цифрами мы будем сталкиваться всю свою жизнь, что цифры это знаки для записи чисел. Я удивился т. к. думал, что это одно и то же. Уже тогда я задумался «Откуда появились цифры?» Меня заинтересовало, какую же роль играют цифры в нашей жизни? За ответом я обратился к своей учительнице. Она предложила мне провести исследование на эту тему.

Тема исследования: «Как появились цифры»

Гипотеза исследования: без цифр в современном мире не обойтись.

Цель: узнать, какую роль играют цифры в нашей жизни.

Задачи исследования.

1. Собрать и изучить материал о цифрах;

  1. Узнать из литературных источников, где могут встречаться цифры;

  2. Выяснить с помощью наблюдения, где встречаются цифры в нашей жизни.

Методы исследования: сбор информации, анализ, наблюдение.

Объект исследования: цифры.

Предмет исследования: значение цифр в повседневной жизни.



  1. Основная часть.

Актуальность темы  состоит в том, что цифры и числа очень важны в нашем мире.  Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.

    1. Происхождение цифр.

Что же такое число и цифра? Я обратился к толковому словарю, оказывается, цифра – это знак, обозначающий число. Цифрами называют только такие знаки, которые сами в отдельности описывают определённые числа.

Числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. Для счета древние люди использовали пальцы на руках и ногах. Затем для счета пошли камешки, палочки, косточки, веревочки.



Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими цифрами. Арабские цифры в России были от 1 до 9 и имели цифру 0. А в древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили на Руси славянские буквы.

Каждая буква выполняла двойную роль: знака – для словообразования, и другую – для указания определенного числа. Чтобы выделить буквы в этой последней роли, в обозначении цифр, над ними ставили особый значок (титло). Такая славянская нумерация была создана монахами братьями, славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием.

    1. Как люди научились записывать цифры.

Проходили годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились скотоводы, а затем и земледельцы. Увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять.

Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.

В разных странах это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть на циферблате часов, в книге. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.

Так выглядели древние китайские цифры.

Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.




Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.


Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру “1” писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру “2” – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Тройка получалась из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово “пять” происходит от слова “пясть” – кисть руки.

От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …….

Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.



2.3.Где я встречаюсь с цифрами.

Жизнь каждого человека окружена цифрами: я родился18 сентября 2008 года, в 16. 00 мин., весил 3 кг. 100 гр., рост – 50 см. Когда мне было 7 месяцев я сказал «ма-ма», в 10 месяцев я начал ходить. В 4 год я пошел в садик, а в 7 лет я научился читать. Я живу на улице Школьная д. 7 кв. 7 Цифры везде:

  • на дверях квартир;

  • на подъездах домов;

  • на зданиях;

  • на номерах машин;

  • на документах;

  • в магазине, на рынке, на ценниках;

  • в трамвае, автобусах, цифры на билетах;

  • номер сиденья в театре; 

  • на страницах книг, журналов, календарей;

  • на вещах;

  • на деньгах;


  • на часах;

  • на дорожных знаках;

  • на игрушках, например, кубиках;

  • в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая);

  • в каждом дне рождения (1 год, 2 года, 7 лет мне, 32 лет моей маме, 36 года папе);

  • на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники;

  • включая телевизор, ищу канал 8 «Карусель», а моя любимая передача – 11 канал «Служба спасения домашнего задания», она выходит каждый день в 16 ч. 30 мин.      

Стихи про цифры:

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра «два».

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра 3.

Тройка третий из значков –

Состоит из трёх крючков.

За тремя идёт четыре,

Острый локоть оттопыря.

Смотри, четыре – это стул,

Который я перевернул.

На бумаге цифра 5.

Ручку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Рады мы её принять.

А существуют еще стихотворения, где используются цифры:

Весёлое стихотворение: Грустное стихотворение:

2- 15- 42 511 - 16

42- 15 5 – 20 - 337

37- 08- 5 712 - 19

20- 20- 20! 2000000 - 47

Частушка: Считалочка:

117- 117 2 – 12 - 46

19- 9- 5 48 – 3 - 06

117- 117 33 – 1 - 103

48 -35! 8 – 30 – 32

  1. Практическая часть

    1. Опрос одноклассников. Анкетирование.

Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к цифрам. По результатам анкетирования:

  1. Где встречаются цифры?



Вывод: большинство ответили – цифры встречаются везде.

  1. Зачем нам нужны цифры?

Вывод: без цифр нельзя обойтись.

  1. Где вы используете цифры?

Вывод: цифры используются везде и постоянно.



  1. Заключение.

Мне было интересно проводить исследование. Мы пришли к выводу, что без цифр нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Цифры хранятся в пословицах, поговорках, загадках стихах и позволяют лучше раскрыть их смысл. Хоть цифры произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате. Нумерология, даты позволяют выявить скрытые возможности. Эта наука меня заинтересовала, я хочу узнать о ней  больше.



























  1. Литература.

  1. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – Москва, АСТ: Астрель, 2009 – 191с.

  2. Собрание пословиц и поговорок русского народа. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 240с.

  3. Старинные русские пословицы и поговорки – Москва: Детская литература, 1983. – 32с.

  4. Быкова В.В. Хрестоматия по литературе для начальной школы., филологическое общество «Слово», АСТ, Москва, 1996г.

  5. Волина В.В. Праздник числа, Москва, «Знание», 1993

  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

  7. Генере А., Стил У.Ф. Энциклопедия для любознательных Отчего и почему, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», г. Тверь, 2011. - 256 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479

http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm



















6