Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Заречная средняя общеобразовательная школа
Научно-практическая конференция «Шаг в науку».
Исследовательский проект:
«Как появились цифры».
Работу выполнил: ученик 4 класса
Путилин Виталий
Научный руководитель: Кухаркина А. В.
Консультант: Путилина Е. А.
2019
Содержание.
Введение………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………......4
2.1. Происхождение цифр………………………………………….4
2.2. Как люди научились записывать цифры……………………..5
2.3. Где я встречаюсь с цифрами………………………………….8
Практическая часть…………………………………………......11
3.1. Опрос одноклассников………………………………………..11
4. Заключение………………………………………………………12
5. Литература………………………………………………............12
Введение.
Из всех предметов в школе больше всего я люблю математику. На уроке математики учительница нас спросила: «Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны цифры?» Мы стали отвечать: « Записывать примеры, задачи. Альбина Вячеславовна сказала, что с цифрами мы будем сталкиваться всю свою жизнь, что цифры это знаки для записи чисел. Я удивился т. к. думал, что это одно и то же. Уже тогда я задумался «Откуда появились цифры?» Меня заинтересовало, какую же роль играют цифры в нашей жизни? За ответом я обратился к своей учительнице. Она предложила мне провести исследование на эту тему.
Тема исследования: «Как появились цифры»
Гипотеза исследования: без цифр в современном мире не обойтись.
Цель: узнать, какую роль играют цифры в нашей жизни.
Задачи исследования.
1. Собрать и изучить материал о цифрах;
Узнать из литературных источников, где могут встречаться цифры;
Выяснить с помощью наблюдения, где встречаются цифры в нашей жизни.
Методы исследования: сбор информации, анализ, наблюдение.
Объект исследования: цифры.
Предмет исследования: значение цифр в повседневной жизни.
Основная часть.
Актуальность темы состоит в том, что цифры и числа очень важны в нашем мире. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.
Происхождение цифр.
Что же такое число и цифра? Я обратился к толковому словарю, оказывается, цифра – это знак, обозначающий число. Цифрами называют только такие знаки, которые сами в отдельности описывают определённые числа.
Числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. Для счета древние люди использовали пальцы на руках и ногах. Затем для счета пошли камешки, палочки, косточки, веревочки.
Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими цифрами. Арабские цифры в России были от 1 до 9 и имели цифру 0. А в древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили на Руси славянские буквы.
Каждая буква выполняла двойную роль: знака – для словообразования, и другую – для указания определенного числа. Чтобы выделить буквы в этой последней роли, в обозначении цифр, над ними ставили особый значок (титло). Такая славянская нумерация была создана монахами братьями, славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием.
Как люди научились записывать цифры.
Проходили годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились скотоводы, а затем и земледельцы. Увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять.
Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.
В разных странах это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.
У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть на циферблате часов, в книге. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.
Так выглядели древние китайские цифры.
Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.
Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.
Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру “1” писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру “2” – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Тройка получалась из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово “пять” происходит от слова “пясть” – кисть руки.
От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …….
Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
2.3.Где я встречаюсь с цифрами.
Жизнь каждого человека окружена цифрами: я родился18 сентября 2008 года, в 16. 00 мин., весил 3 кг. 100 гр., рост – 50 см. Когда мне было 7 месяцев я сказал «ма-ма», в 10 месяцев я начал ходить. В 4 год я пошел в садик, а в 7 лет я научился читать. Я живу на улице Школьная д. 7 кв. 7 Цифры везде:
на дверях квартир;
на подъездах домов;
на зданиях;
на номерах машин;
на документах;
в магазине, на рынке, на ценниках;
в трамвае, автобусах, цифры на билетах;
номер сиденья в театре;
на страницах книг, журналов, календарей;
на вещах;
на деньгах;
на часах;
на дорожных знаках;
на игрушках, например, кубиках;
в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая);
в каждом дне рождения (1 год, 2 года, 7 лет мне, 32 лет моей маме, 36 года папе);
на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники;
включая телевизор, ищу канал 8 «Карусель», а моя любимая передача – 11 канал «Служба спасения домашнего задания», она выходит каждый день в 16 ч. 30 мин.
Стихи про цифры:
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра «два».
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А вот это – посмотри,
Выступает цифра 3.
Тройка третий из значков –
Состоит из трёх крючков.
За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря.
Смотри, четыре – это стул,
Который я перевернул.
На бумаге цифра 5.
Ручку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Рады мы её принять.
А существуют еще стихотворения, где используются цифры:
Весёлое стихотворение: Грустное стихотворение:
2- 15- 42 511 - 16
42- 15 5 – 20 - 337
37- 08- 5 712 - 19
20- 20- 20! 2000000 - 47
Частушка: Считалочка:
117- 117 2 – 12 - 46
19- 9- 5 48 – 3 - 06
117- 117 33 – 1 - 103
48 -35! 8 – 30 – 32
Практическая часть
Опрос одноклассников. Анкетирование.
Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к цифрам. По результатам анкетирования:
Где встречаются цифры?
Вывод: большинство ответили – цифры встречаются везде.
Зачем нам нужны цифры?
Вывод: без цифр нельзя обойтись.
Где вы используете цифры?
Вывод: цифры используются везде и постоянно.
Заключение.
Мне было интересно проводить исследование. Мы пришли к выводу, что без цифр нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Цифры хранятся в пословицах, поговорках, загадках стихах и позволяют лучше раскрыть их смысл. Хоть цифры произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате. Нумерология, даты позволяют выявить скрытые возможности. Эта наука меня заинтересовала, я хочу узнать о ней больше.
Литература.
Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – Москва, АСТ: Астрель, 2009 – 191с.
Собрание пословиц и поговорок русского народа. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 240с.
Старинные русские пословицы и поговорки – Москва: Детская литература, 1983. – 32с.
Быкова В.В. Хрестоматия по литературе для начальной школы., филологическое общество «Слово», АСТ, Москва, 1996г.
Волина В.В. Праздник числа, Москва, «Знание», 1993
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
Генере А., Стил У.Ф. Энциклопедия для любознательных Отчего и почему, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», г. Тверь, 2011. - 256 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479
http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm
6