Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Сычевки
Тема:
Исследовательский проект
«Как повысить скорость чтения»
Номинация «Литературное чтение»
Работу выполнила:
обучающаяся 3а класса
Воробьева Анна
Руководитель:
Иванова Оксана Леонидовна
учитель начальных классов
2022
Содержание
| Содержание | 2 |
| Введение | 3 |
1 | Теоретическая часть | 4 |
| 1.1.Что такое навык чтения | 4 |
| 1.2.Показатели скорости осознанного чтения | 4 |
| 1.3 Рекорды техники чтения | 5 |
2 | Практическая часть. | 6 |
| 2.1. Стартовая диагностика показателей скорости осознанного чтения | 6 |
| 2.2.Упражнения и методы для повышения скорости чтения | 6 |
| 2.3. Памятка по повышению скорости чтения | 7 |
| 2.4 Итоговая диагностика показателей скорости осознанного чтения | 7 |
| Заключение | 8 |
| Список источников | 9 |
| Приложение | 10 |
Введение
Актуальность: “Кто много читает, тот много и знает” - гласит русская пословица. Как помочь себе и своим одноклассникам правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении?
Поэтому я решила провести исследовательскую работу «Как повысить скорость чтения».
Цель исследования: узнать, как можно повысить скорость чтения на 5-10слов в течение определенного времени.
Для реализации данной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника;
2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения учащихся 3а класса;
3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;
4. Подготовить памятку с советами по повышению скорости чтения.
Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных упражнений, мы повысим скорость чтения за 2 недели на 5-10 слов.
Методы исследования:
сбор информации;
наблюдение;
проведение экспериментов,
сравнительный анализ
обобщение;
составление памятки.
Вид проекта: индивидуальный.
Участники реализации проекта:
учитель; учащиеся 3а класса
1.Теоретическая часть
1.1.Что такое навык чтения
В начале работы над проектом я выяснила, что означает навык чтения и скорость чтения
Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Техническая сторона чтения (техника чтения) – это способ чтения, правильность, скорость, выразительность.
1.2.Показатели скорости осознанного чтения
Высоким показателем можно назвать результат от 400 сл/мин.
Средней скоростью чтения в России считается 120-180 слов в минуту. Высокой – свыше 200.
Я узнала, какие показатели скорости осознанного чтения соответствуют каждому классу начальной школы по программам УМК «Школа России», их можно представить в следующей таблице:
Класс | Четверть |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | | | 20-30 | 30-40 |
2 | 35-45 | 40-50 | 45-55 | 55-60 |
3 | 60-70 | 70-80 | 75-85 | 80-90 |
4 | 85-95 | 90-100 | 95-105 | 100-110 |
1.3 Рекорды техники чтения
Официально зарегистрированным рекордом может гордиться киевлянка Ирина Иваченко. Её скорость – 163 333 слова за минуту. Неофициальный рекорд скорости был установлен в 1989 другой киевлянкой Евгенией Алексеенко – 416250 слов в минуту. Обе девушки полностью усваивали прочитанный текст и могли пересказывать его часами.
Но в российскую книгу рекордов Гиннеса занесли московскую школьницу Светлану Архипову. Она прочла 60 000 знаков в минуту.
2.Практическая часть.
2.1. Стартовая диагностика показателей скорости осознанного чтения
Мы провели начальную диагностику, проверив технику чтения у учеников нашего класса и составили таблицу. (Приложение 1).
Проанализировав ее результаты, я выяснила, что 2 человека(14,3%) из нашего класса входят в норму по технике чтения в третьей четверти, у 3 человек (21,4 %) она выше нормы, а 9 обучающимся, что составляет 64,3% нужно тренировать свое чтение. (Приложение 2)
2.2.Упражнения и методы для повышения скорости чтения
Изучив источники по теме, я узнала, какие упражнения и методы можно использовать для повышения скорости чтения:
1.Увеличить частоту тренировочных упражнений, а не их длительность.
2. Ежедневно, через определенные промежутки времени проводить небольшие по объему упражнения. (Домашняя тренировка проводится тремя порциями по 5 минут).
3. Многократное чтение
4. Повторное чтение одного и того же текста.
5. Чтение в темпе скороговорки. Быстрое, четкое, правильное чтение текста.
6. Обязательное чтение перед сном.
Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
7. «Жужжащее чтение»
Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе.
8. «Буксир»
Взрослый читает текст вслух со скоростью на 20 слов превышающей скорость ребенка. а) взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым. б) взрослый читает вслух, ребенок про себя. Взрослый останавливается, ребенок показывают слово, где остановился взрослый.
9. «Чтение с закладкой»
Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово - это исключает повторы и наращивает темп.
2.3. Памятка по повышению скорости чтения
На основе этих правил мной была оформлена памятка (Приложение 3)
2.4 Итоговая диагностика показателей скорости осознанного чтения
После выполнения этих правил в течение 2 недель, мы снова провели проверку скорости чтения и получили следующие результаты (Приложение 4 ) 5 учеников (28,6 %) нашего класса набрали нужно количество слов, лишь 5 человека (35,7%) показали скорость ниже нормы, около 35,7 % - выше. (Приложение5)
Сравнив результаты, мы видим, что скорость осознанного чтения увеличилась в среднем в два раза, но процент учащихся, которые читают ниже нормы еще достаточно высокий. Поэтому я посчитала на сколько слов увеличилась скорость чтения у каждого ученика.(Приложение 6) Проанализировав эти результаты, мы пришли к заключению. .(Приложение 7)
Заключение
Скорость чтения каждого из учеников увеличилась в среднем на 8 слов. Если заниматься подобными упражнениями систематически, не пропуская занятия, то скорость осознанного чтения будет увеличиваться, Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась. Подготовленная мною памятка имеет большую практическую значимость как для учеников моего класса и учителя, так и для родителей третьеклассников.
Список источников
1. Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание шестое. Феникс. 2013 г.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4- е издание, дополненное. Москва. 2010 г.
3. Андреев О.А. Учимся читать быстро. Мн. «Университетское», 2012.
4. Баннова А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению. Армавир, 2000.
5. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
Приложение
Приложение 1
Стартовая диагностика показателей скорости осознанного чтения
№ | Ф.И. учащегося | Осознанность чтения | Темп чтения | | | | | | | |
Кол-во слов | Норма | Выше нормы | Ниже нормы | | | | | | | |
1 | Авдеев Артем | + | 45 | | | + | | | | | | | |
2 | Андреева Василиса | + | 62 | | | + | | | | | | | |
3 | Воробьева Анна | + | 70 | | | + | | | | | | | |
4 | Дроздова Евгения | + | 48 | | | + | | | | | | | |
5 | Езерский Андрей | + | 71 | | | + | | | | | | | |
6 | ЕфимоваМария | + | 80 | + | | | | | | | | | |
7 | Козырев Владимир | + | 70 | | | + | | | | | | | |
8 | Мурасёва Дарья | + | 43 | | | + | | | | | | | |
9 | Некрасов Макар | + | 81 | | + | | | | | | | | |
10 | Острижко Эллина | + | 85 | | + | | | | | | | | |
11 | Романова Алёна | + | 115 | | + | | | | | | | | |
12 | Савицкая Вероника | + | 75 | + | | | | | | | | | |
13 | Фомин Артём | + | 70 | | | + | | | | | | | |
14 | Хомяков Егор | + | 54 | | | + | | | | | | | |
| | 100% | | 2(14,3%) | 3(21,4%) | 9(64,3%) | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4.
Итоговая диагностика показателей скорости осознанного чтения
№ | Ф.И. учащегося | Осознанность чтения | Темп чтения |
Кол-во слов | Норма | Выше нормы | Ниже нормы |
1 | Авдеев Артем | + | 50 | | | + |
2 | Андреева Василиса | + | 65 | | | + |
3 | Воробьева Анна | + | 80 | + | | |
4 | Дроздова Евгения | + | 56 | | | + |
5 | Езерский Андрей | + | 75 | + | | |
6 | ЕфимоваМария | + | 84 | | + | |
7 | Козырев Владимир | + | 75 | + | | |
8 | Мурасёва Дарья | + | 45 | | | + |
9 | Некрасов Макар | + | 98 | | + | |
10 | Острижко Эллина | + | 94 | | + | |
11 | Романова Алёна | + | 133 | | + | |
12 | Савицкая Вероника | + | 85 | | + | |
13 | Фомин Артём | + | 79 | + | | |
14 | Хомяков Егор | + | 60 | | | + |
| | 100% | | 4(28,6%) | 5(35,7%) | 5(35,7%) |
Приложение 5
Приложение 6
Сводная таблица динамики показателей скорости осознанного чтения
№ | Ф.И. учащегося | Стартовая диагностика скорости чтения | Итоговая диагностика скорости чтения | Количество Слов |
1 | Авдеев Артем | 45 | 50 | +5 |
2 | Андреева Василиса | 62 | 65 | +3 |
3 | Воробьева Анна | 70 | 80 | +10 |
4 | Дроздова Евгения | 48 | 56 | +8 |
5 | Езерский Андрей | 71 | 75 | +4 |
6 | ЕфимоваМария | 80 | 84 | +4 |
7 | Козырев Владимир | 70 | 75 | +5 |
8 | Мурасёва Дарья | 43 | 45 | +2 |
9 | Некрасов Макар | 81 | 98 | +17 |
10 | Острижко Эллина | 85 | 94 | +9 |
11 | Романова Алёна | 115 | 133 | +18 |
12 | Савицкая Вероника | 75 | 85 | +10 |
13 | Фомин Артём | 70 | 79 | +9 |
14 | Хомяков Егор | 54 | 60 | +6 |
| Средний результат | | | +8 |
| | | | | |
| | | | |
Приложение 7
Диаграмма динамики показателей скорости осознанного чтения