Ишимский район
Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Черемшанская средняя общеобразовательная школа –
Плешковская средняя общеобразовательная школа
Районный креатив – фестиваль «Надежда- 2020»
старших дошкольников и младших школьников.
Направление: «Социальные проекты»
Исследовательский проект
Как шахматы влияют на человека?
Автор: Бейсенов Альдияр, ученик 3 «А» класса
филиала МАОУ Черемшанская СОШ – Плешковская СОШ
Руководитель: Котляревская Вера Сергеевна
Классный руководитель
с. Плешково
2020г.
Аннотация
С самого раннего детства папа мне прививал любовь к шахматам, так как и он сам играл в них со школьной скамьи. Эта интеллектуальная игра очень понравилась и я увлекся ей. Уже с 1 класса я участвовал в соревнованиях муниципального, районного и областного уровня (ХХ Спартакиада учащихся базовых школ – 2место, шахматный турнир на приз Главы Ишимского района посвященный Дню космонавтики – 3место, шахматный турнир «Белая ладья» муниципальный этап -2 место, отборочный турнир по шахматам среди школ Ишимского района- 1место). Мне захотелось поделиться своими знаниями о ней, чтобы заинтересовать игрой в шахматы как можно больше учеников начальных классов, хотя некоторые школьники считают ее скучной и однообразной, предпочитая шахматам иные компьютерные игры. Шахматы – это не только игра, доставляющая много удовольствия, но и эффективное средство умственного развития.
Цель исследования – вызвать интерес к игре шахматы и узнать об ее влиянии на человека.
Гипотеза
Я предполагаю, что игра в шахматы оказывает положительное влияние на формирование личности, развивает логическое и образное мышление.
Задачи исследования:
исследовать, что же такое шахматы;
познакомиться с историей шахмат;
познакомиться с шахматной доской и шахматными фигурами;
изучить простейшие начала шахматных партий и правила игры;
определить влияние шахмат на человека;
разыграть партию в шахматы.
Объект исследования – игра шахматы.
Предмет исследования- влияние шахмат на играющих в них людей.
Методы исследования – изучение литературы по данной теме и интернет-ресурсов, демонстрация шахматной игры, сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.
Шахматная игра — это испытание ума. (Иоганн Гете)
Оглавление
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Краткая история возникновения шахмат …………………………………………...3
1.2. Правила игры ……………………………………………………………………......4
1.3. Шахматные фигуры ………………………………………………………..……5 – 7
1.4 Влияние игры в шахматы на человека ………………………………………....8 – 9
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анкетирование……………………………………………………………………….10
2.2 Проведение эксперимента на определение доминирующего полушария…….11 – 12
Заключение …………………………………………………………………………………...…..13
Список литературы ……………………………………………………………………….….......14
Приложения
1 Теоретическая часть.
А откуда такое название шахматы? Все просто: шахом на Востоке называют правителя, короля, а «мат» - значит «умер». Слово «шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!». Именно в этом и состоит смысл игры.
1.1. Краткая история возникновения шахмат
Возникновение шахмат, как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, множество версий.
До сих пор не установлены ни имя изобретателя, ни время возникновения игры и на эту тему постоянно разгораются споры.
Признано наиболее вероятным, что шахматы в их первичной форме были изобретены в Индии полторы-две тысячи лет назад.
Существует легенда, что изобрел шахматы один индийский мудрец для своего господина. Радже так понравилась новая игрушка, что он захотел щедро отблагодарить изобретателя. И тут брамин оказался весьма мудр в выборе своего подарка, он попросил с первого взгляда очень мало, всего несколько зерен пшеницы. На каждую последующую из клеток придуманной шахматной доски, нужно было положить в два раза больше зерен, чем положено на предыдущую. То есть, на первую клетку – одно зерно, на вторую – два, на третью – четыре, на четвертую – восемь, на пятую – шестнадцать и т. д. В итоге казалось бы это не много зерен, ведь клеток всего 64. Раджа сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Поскольку прибегнув к математике становится понятным, что это огромное количество. Ведь получается, что изобретатель игры в шахматы попросил 2 в 64 степени зерен, а это, переводя в объем, полное зерновое хранилище объемом 180 кубических километра. То есть мудрый брамин попросил столько зерна, что такого количества даже не существует на планете. В награду, Раджа выдал все запасы зерна из амбаров брамину, который разделил его поровну на все свое село.
Именно с этой легенды и начинается история шахмат. (фото 1)
1.2. Правила игры
Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила.
Две армии «белая» и «черная» - ведут сражение на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну.
По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Партией называется игра от начала до завершения. Существует много вариантов начала шахматной партии.
Большинство партий начинается с хода королевской или ферзевой пешки. Но можно начать партию ходом одного из коней. В начале желательно вывести легкие фигуры (конь, слон) и рокировать короля и не делать подряд ходы одной и той же фигурой.
Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Пешки приняты за единицу измерения ценности фигур.
Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.
Сколько стоят шахматные фигуры? Всё зависит от того, где эта фигура стоит, на сколько клеток она нападает. Силу фигур можно измерить только на пустой доске.
У них появляется Абсолютная сила.
Но в зависимости от позиций, которые, как калейдоскоп, меняются в шахматной партии, изменяется и Относительная сила любой шахматной фигуры. Часто слабая фигура играет более важную роль по сравнению с сильной фигурой. Даже пешка может принести победу над самим ферзём.
Перед началом партии "черные" и "белые" имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично. В составе армий по 8 пешек, 2 коня, 2 слона, 2 ладьи, по ферзю (королеве) и, конечно по королю. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом (фото 2).
Итак, каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по своему.
1.3. Шахматные фигуры
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть, у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах) (фото 3).
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 10 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям и горизонталям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям) (фото 4).
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры (фото 5).
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям) (фото 6).
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой "Г". То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали. Отличительной особенностью коня является то, что он может "перепрыгивать" через другие фигуры (фото 7).
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например, на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3).
Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед. Пешка в игре может стать ферзем или любой другой фигурой (кроме короля), если сумеет добраться до последней линии той части шахматной доски, которая принадлежит противнику (фото 8).
Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается, когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью (фото 9).
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему - ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.
После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций.
И уже исходя из этого, уверенно можно говорить о том, что шахматное поле – неограниченное количество возможностей и комбинаций. А значит, каждая игра уникальна по-своему.
Также игра заканчивается, когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
Шахматные часы. Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».
После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном (фото 10).
1.4 Влияние игры в шахматы на человека
Влияют ли шахматы на человека, играющего в них? Есть ли от них польза? Если да, то какая?
Вильгельм Стейниц (первый чемпион мира по шахматам) писал: «…шахматы…полезное умственное упражнение, которое по своему воздействию на умственные способности сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на сохранение и развитие силы тела». Широко известно высказывание Тиграна Петросяна (9-ый чемпион мира по шахматам): «Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…».
Попробуем разобраться, каким образом изменяются умственные способности человека под воздействием шахмат.
Я узнал, что мозг человека состоит из левого и правого полушарий. Каждое полушарие отвечает за свой тип мышления.
Левое полушарие отвечает за способность к речи, математике, анализу; склонность к наукам и дает нам логическое мышление.
За творчество, фантазию и интуицию отвечает правое полушарие. Оно позволяет нам видеть мир во всем его многообразии и красоте, ценить искусство (фото 11).
Если взять за основу высказывание Тиграна Петросяна, что шахматы – это наука, можно предположить, что они развивают левое полушарие, но в этой же цитате говорится, что шахматы – это искусство, значит они развивают и правое полушарие.
Получается, что игру в шахматы можно использовать для тренировки как логического, так и образного мышления.
Чтобы найти подтверждение своей гипотезе, я обратился к литературе. В статье «Шахматисты используют при игре оба полушария» говорится, что
«Раньше учёные считали, что при игре в шахматы используется только левое полушарие. Профессор Мерим Билалич (Германия) опроверг это (фото 12).
Он провел эксперимент, в котором с помощью магнитно-резонансного томографа, определял приток крови к различным отделам мозга у новичков и гроссмейстеров, во время решения шахматных задач. Учёный ожидал, что обе группы шахматистов будут "думать" одинаковыми участками головного мозга, но прибор зафиксировал совсем другую картину. У новичков кровоток усиливался только в левом полушарии, значит действительно работало только левое полушарие. А у гроссмейстеров приток крови усиливался и к левому и к правому полушариям.
Опытные шахматисты используют при игре оба полушария мозга. Игру в шахматы можно считать «тренажером» для обоих полушарий.
2. Практическая часть.
2.1 Анкетирование
Чтобы доказать позитивное влияние шахмат на умственное развитие детей и успеваемость в общеобразовательной школе, мы провели опрос среди своих одноклассников. В анкетах ребятам предлагалось ответить на вопросы:
Ты умеешь играть в шахматы ?
Где ты научился играть в шахматы ?
Сколько времени уже ты играешь в шахматы ?
Что тебе дает умение играть в шахматы?
Затем мы сравнили результаты опроса со средним балом успеваемости по всем предметам. Мы обратили внимание, что девочки и мальчики, умеющие играть в шахматы, показывают хорошие результаты в школе по основным предметам – математике, русскому языку, литературному чтению, иностранному языку. Эти ребята систематически получают «4» и «5» по контрольным и самостоятельным работам, арифметическим и словарным диктантам.
Посмотрим на результаты анкетирования одноклассников.
В нашем классе учится 19 человек.
На вопрос «Что тебе дает умение играть в шахматы?»:
11 ребят ответили, что игра в шахматы тренируют память.
Эти ребята за более короткий срок заучивают тексты, стихотворения, правила и соответственно лучше усваивают школьную программу.
Остальные считают, что играя в шахматы у них развивается логическое мышление, способность думать, рассуждать, лучше считать, что очень помогает им в математике.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что ребята, умеющие играть в шахматы, показывают результаты выше среднего в учебе и считают, что это умение очень им помогает.
2.2 Проведение эксперимента на определение доминирующего полушария
Для проверки гипотезы о том, что игра в шахматы развивает оба полушария мозга, было проведено анонимное анкетирование и тестирование с целью определения доминирующего полушария мозга. Эти данные я почерпнул из интернет-ресурсов.
В исследовании приняло участие 19 человек нашего класса. Все участники разделились на две группы: I группа: не играющие в шахматы (сюда же отнесены редко играющие и начинающие игроки) –14 человек; II группа: регулярно играющие в шахматы– 5 человек.
Вопросы в анкете были составлены исходя из основных функций обоих полушарий мозга. В работе использовались также различные тесты на определение доминирующего полушария.
Результаты тестирования
I группа(не играющие в шахматы) - 14 человек:
-левое полушарие преобладает у 43% (6 чел.);
-правое полушарие преобладает у 36% (5 чел.);
- оба полушария у 21% (3 чел.).
II группа(играющие в шахматы) - 5 человек:
-левое полушарие преобладает у 20%(1 чел.);
-правое полушарие преобладает у 20% (1 чел.);
-оба полушария у 60% (3 чел.).
В первой группе (не играющие в шахматы) преобладали лица с наиболее развитым левым полушарием
А во второй группе (играющие в шахматы) в большинстве активно работали оба полушария.
Анкетирование и тестирование убедительно доказали, что регулярные шахматные занятия способствуют развитию обоих полушарий, а следовательно, как логического так и образного мышления (фото 13).
О том, какие черты характера и навыки приобретает человек, играя в шахматы и как они помогают ему в повседневной жизни лучше всего, на мой взгляд, судить по высказываниям известных людей.
Тигран Петросян говорил: «О времени, отданном шахматам, никто не пожалеет ибо они помогут в любой профессии».
Родио́н Я́ковлевич Малиновский (маршал Советского Союза): "... Мы, военные, высоко ценим шахматы за то, что они дисциплинируют человека, способствуют воспитанию воли, развивают память, быстроту сообразительности, приучают логично мыслить» (фото 14).
Заключение
Для меня шахматы – это, прежде всего игра. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться.
Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, собранность.
Игрок учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Шахматы развивают мыслительную деятельность. Не зря говорят, что шахматы – это гимнастика ума. Тот, кто с детских лет привязан к шахматам, быстрее находит и проявляет себя в разной деятельности - работе, науке, искусстве. Это закон, знающий очень мало исключений.
После проведения исследования в нашем классе, у большинства детей возросло желание, научится играть в шахматы. И я обязательно им помогу!
Итак, моя гипотеза, что игра в шахматы оказывает положительное влияние на формирование личности, развивает логическое и образное мышление, оказалась верна.
Список литературы.
Энциклопедия «Что такое. Кто такой.», том 3
Мини-энциклопедия «Шахматы», издательство Астрель, 2002
https://ru.wikipedia.org
http://chessmaestro.ru
https://romves.livejournal.com/47227.html
Приложения
(фото 1)
(фото 2)
(фото 3)
(фото 4)
(фото 5)
(фото 6)
(фото 7)
(фото 8)
(фото 9)
(фото 10)
(фото 11)
(фото 12)
(фото 13)
(фото 14)
Тест на определение доминирующего полушария
Все люди по своему мышлению делятся на правополушарных и левополушарных индивидов, т.е. у каждого человека одно из полушарий доминирует. Представляем вашему вниманию довольно простой, но в то же время самый верный тест для определения доминирующего полушария головного мозга.
1. Сплетите пальцы рук в замок.
Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П».
2. Прицельтесь в невидимую мишень.
Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».
3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона.
Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».
4. Поаплодируйте.
Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».
Теперь оцените получившийся результат по данной схеме:
«ПППП» (100 % правша) – ориентация на стереотипы, консерватизм, бесконфликтность, нет желания ссориться и спорить.
«ПППЛ» – одна из самых ярких черт характера – нерешительность.
«ППЛП» – это довольно ярко проявленный контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин…)
«ППЛЛ» – такое сочетание не часто встречается. Характер приближен к предыдущему, только более мягкий.
«ПЛПП» – аналитик, с одновременной мягкостью. Привыкает медленно, осторожен в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин…)
«ПЛПЛ» – очень редкое сочетание. Беззащитность, подверженность различным влияниям. (Чаще у женщин…)
«ЛППП» – это сочетание встречается часто. Эмоциональность, не достает упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужим влияниям, хорошая приспособляемость, лёгкое вхождение в контакт, дружелюбие.
«ЛППЛ» – более значительная, чем в предыдущем случае, мягкость характера и наивность.
«ЛЛПП» – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.
«ЛЛПЛ» – мягкость, простодушие, доверчивость.
«ЛЛЛП» – энергичность, эмоциональность, решительность.
«ЛЛЛЛ» (100 % левша) – «антиконсервативный тип характера». Способность по-новому взглянуть на старое. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм до эгоизма, упрямство, иногда доходящее до замкнутости.
«ЛПЛП» – очень сильный тип характера. Но неспособность менять свою точку зрения. А также упорство в достижении поставленных целей и энергичность.
«ЛПЛЛ» – подобие предыдущего типа, только не так неустойчив и склонен к самоанализу. Испытывает некоторые трудности в приобретении друзей.
«ПЛЛП» – характер легкий, умение избегать конфликты, лёгкость же в заведении знакомств и общении, частая смена увлечений.
«ПЛЛЛ» – независимость и непостоянство, желание всё делать самому.
Если у Вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие, и наоборот.
Анкета для детей.
Ты умеешь играть в шахматы ? а) Да б) Нет |
2. Где ты научился играть в шахматы ? а) в шахматном кружке б) научил кто-то из родных |
3. Сколько времени уже ты играешь в шахматы ? |
Что тебе дает умение играть в шахматы? |