Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №53 г.Бикина
Бикинского муниципального района Хабаровского края
Исследовательский проект
как средство формирования функциональной грамотности
обучающихся и воспитанников.
Составила: Суслопарова О.А.,
учитель биологии и химии
МБОУ ООШ №53г.Бикина
Бикин, 2024г
Исследовательский проект как средство формирования
функциональной грамотности обучающихся и воспитанников.
Проблема низкой функциональной грамотности обучающихся является одной из актуальных проблем российской системы образования. У школьников присутствуют затруднения со связью предметов, изучаемых в образовательной организации, с окружающей действительностью, сложности с восприятием текстовой информации, а также с математическими вычислениями. Все выше перечисленное подтверждают международное исследование PISA, которое определяет уровень функциональной грамотности учащихся.(1)
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Она подразумевает под собой совокупность нескольких видов грамотностей, а именно читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую, глобальные компетенции и креативное мышление.(2)
Под ЕНГ в исследовании PISA понимается способность:
использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в отношении естественнонаучных проблем;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанных с естествознанием.(1)
Функциональная грамотность формируется в процессе обучения на разных дисциплинах, и биология не является исключением, так как биология является многофункциональным предметом, позволяющим формировать все виды функциональной грамотности, но основными являются читательская, математическая и естественнонаучная. На естественнонаучную грамотность делается больший аспект внимания, так как биология – это предмет естественнонаучного цикла.
Цель:Через организацию исследовательских проектов формировать функциональную грамотность обучающихся и воспитанников.
Задачи: Через организацию исследовательской деятельностипривитьучащимся такие умения и навыки, как:
умение находить и выделять проблемы в науке;
ставить цель и задачи для ее достижения;
выдвигать гипотезы и предположения;
формулировать определения или понятия;
классифицировать объект по признакам/свойствам;
выстраивать структуру исследования по циклу познания;
проводить эксперименты (как лабораторные, так и теоретические);
уметь отбирать и анализировать информацию;
уметь делать выводы, приводить аргументы в защиту своей работы и доказывать свои идеи.
Практическая часть
В 8-9 классах я ежегодно провожу диагностику функциональной грамотности на РЭШ, анализирую результаты. Но полную картину об уровнях сформированности функциональной грамотности мне дает исследовательская деятельность. По критериям таблицы я анализирую уровень сформированности функциональной грамотности каждого ребенка и вижу направления коррекции на внеурочных занятиях «Исследовательский проект»(приложение 1).
Среди учителейМБОУ ООШ №53 я провела опрос. Целью опроса было выявление места исследовательской деятельности в курсе обучения, и проблемы низкой функциональной грамотности школьников(приложение 2). По результатам опроса можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность имеет свое место среди учителей МБОУ ООШ №53.
Являясь учителем МБОУ ООШ №53, я обучаю биологии и химии 8 и 9 классы. Считаюважным поддерживать и развивать интерес к химии и биологии не только как к предмету, но и как к науке через небольшие исследования.
Лабораторные работы, которые можно сделать исследовательским экспериментом, позволяют использовать исследовательский подход как один из способов изучения биологическихи химических явлений. По времени такие исследования занимают всего 10-15 минут, поэтому их можно проводить и при изучении нового материала. Например, мини-исследование по обнаружению витамина С в капустном рассоле, соке лимона, яблочном соке(приложение3).
Мои ученики работают над мини-проектами. Предлагаю учащимся мини-проекты в качестве домашнего задания: разработать инструкции для подготовки к лабораторной работе, написатьхимические сказки с вопросами и др.в зависимости от уровня подготовки учащихся. Планируемыми результатами и формами их представления: таблица, кроссворд, чайнворд, ребусы, схемы, графики и др.
Уроки-конференции так же можно отнести к проектной деятельности. Например, урок биологии в 9 классе по теме «Гипотезы возникновения жизни на Земле». Основное условие: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу или с найденными им интересными материалами. Заранее класс делится на группы по 4 человека в каждой. В состав группы входят: докладчик (готовит теоретическую часть), экспериментатор (презентация, фрагменты анимации), журналист – оппонент (готовит «каверзные» вопросы докладчику по теме), библиотекарь (подбирает материал для докладов, презентаций).В результате такие уроки проходят живо и эмоционально.
Исследовательская деятельность продолжается на каникулах, провожу «Каникулярную школу», летнее пришкольное объединение «Аква». Мы с учащимися проводим исследования, например исследовательский проект «Оценка качества воды из открытых природных источников г.Бикина».
Веду внеурочную деятельность «Индивидуальный проект» по биологии и химии в 9 классе, где в течение года подробнее знакомимся со структурой проектов и пишем исследовательские работы(приложение 4).
Базовым умением в формировании функциональной грамотности является способность понимать текст (читательская грамотность), понять авторскую позицию, логическую структуру текста, выделить главную мысль. Использую разныетипы текстов, направленные на анализ, сопоставление, сравнение, составление схем и таблиц, работу со справочной литературой.
Для того чтобы видеть проблему, учащийся должен научиться наблюдать. Чаще всего метод наблюдения использую в биологии (проращивание семян, выгонка луковичных растений), при работе с иллюстрациями.
Умение выдвигать гипотезы и строить предположения является одним из ключевых моментов в исследовательской деятельности. Использование вучебном процессе провокационных вопросов помогает учащимся при выдвижении гипотезы использовать слова-клише, такие как: допустим, предположим, может быть и т.д.
Коммуникативные умения формируются в парной и групповой работе. Способность учителя организовать на уроке дискуссию позволяет формировать не только навык публичного выступления, но и умение рефлексировать. В дискуссии учащиеся не только выступают с собственной точкой зрения, но и принимают позицию оппонентов, которые могут подвергнуть сомнению и критике сказанное.
Навык экспериментирования– один из главных в исследовании, поскольку любой эксперимент предполагает выполнение практических действий, проверку данных и сравнение. В отличие от мыслительных экспериментов, реальные эксперименты более эмоционально насыщены по восприятию. В результатедеятельности учащиеся выдвигают гипотезы, которые потом практическим путем проверяют.
В исследовательских проектах учащимся требуются знания математики (математическая грамотность) для приготовления растворов реактивов с нужной концентрацией, оценки результатов экспериментов, например расчет при йодометрическом титровании (приложение 5).
Выводы:
Формирование функциональной грамотности через исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. Однако положительных результатов можно добиться при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей.
Исследовательская деятельность –важный компонент образовательного процесса. Она позволяет развивать познавательные, когнитивные и коммуникативные способности учащихся.
Исследовательская деятельностьпозволяет развивать и повышать уровень функциональной грамотности школьников. Организация исследовательской деятельности способствует развитию практикоориентированности учащихся, соотнести полученные знания в школе с практикой и реальной жизнью, проводить самостоятельные исследования и получать новые знания.
Чтобы определить эффективность проектно-исследовательской деятельности, я провела анкетирование учащихся, с которыми работаю на внеурочной деятельности «Исследовательский проект». Результаты демонстрируют эффективность проектно-исследовательской деятельности как средства развития функциональной грамотности учащихся (приложение 6).
Результаты: ежегодно учащиеся МБОУ ООШ №53 представляют свои исследовательские проекты по биологии и химии на районной научно-практической конференции, где занимают призовые места.
Список литературы:
Составляющие естественнонаучной грамотности заданий PISA. URL: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/library/2020/11/06/sostavlyayushchie-estestvennonauchnoy
Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №4. С. 56–63.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся. URL: https://nvjournal.ru/blog/article/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayushih/
Приложение 1Уровни сформированности функциональной грамотностисредствами исследовательской деятельности
Критерии | Уровни сформированности |
Оптимальный | Допустимый | Критический |
Мотивацион ный | Положительная мотивация, направленность на активноевключение в образовательное пространство школы, достижение цели; осознание собственных образовательных потребностей | Присутствует включение в образовательный процесс школы, наблюдается мотивация к учебным предметам; происходит осознание ценностно-смысловых результатов деятельности | Отрицательная мотивация, низкая мотивация, слабая настойчивость в достижении цели |
Когнитивный | Качественное владение знаниями в изменяющихся условиях. Практическое владение знаниями в нестандартных ситуациях; при изменении формулировки задания, при выполнении не типовых заданий, при переносе знаний на новый материал | Частичное владение знаниями в нестандартных ситуациях; при изменении формулировки задания, при выполнении не типовых заданий, при переносе знаний на новый материал | Низкое владение знаниями в нестандартных ситуациях; испытывает трудности при изменении формулировки задания; при выполнении не типовых заданий, при переносе знаний на новый материал |
Деятельностный | Умение успешно осуществлять действия самостоятельной и научно – исследовательской работы на основе имеющихся знаний; выбор способа планирования; способность анализировать, интерпретировать, представлять информацию в новом виде | Наличие умений осуществлять действия самостоятельной и научно-исследовательской работы на базе имеющихся знаний, частичное владениеспособами планирования и деятельности по решению поставленных задач; испытывает затрудненияпри аналитической деятельности, переработкеинформации и представлении ее в новом виде | Наличие умений для осуществления действий самостоятельной работы на базе имеющихся знаний; отсутствие умений выбора способов планирования, интерпретации информации |
Информационный критерий | Умение ставить и решать информационную задачу с помощью справочных источников, словарей, Интернет; свободное владение речью | Умение решать информационную задачу с помощью справочных источников, словарей, Интернет; при свободном владение речью испытывает затруднения | Умение решать информационную задачу с помощью Интернет; владение речью затруднено |
Рефлексивный | Адекватная самооценка – умение поставить задачи на саморазвитие и самосовершенствование; критическое рассмотрение своей деятельности; выработка собственной позиции | Способность составлятьперспективные планы в соответствии со своимивозможностями и целями; частичное критическое оценивание своей деятельности; отсутствует собственная позиция | Испытывает трудности составлять перспективные планы в соответствии со своими возможностями и целями, отсутствует умение критически оценивать свою деятельность, слабое владение умениями работать с информацией |
Приложение 2 Результаты анкетирования учителей МБОУ ООШ№53г.Бикина
Приложение 3 Карточка исследования на уроке биологии в 8 классе по теме «Витамины»
Обнаружение витамина С методом йодометрии в соках.
Цель____________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: Налейте в пробирку 1 мл яблочного, лимонного сока, рассола квашеной капусты и добавьте воды на 5 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям(!!!) добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 секунд. Считайте число капель, пошедших на йодометрию.
Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4Темы исследовательских проектов:
Содержание витамина «С» в ягодах и плодах Дальнего Востока.
Химический состав чая.
Влияние луны на рост и развитие растений.
Анализ состава йогурта наиболее популярных торговых марок.
Моющие способности стирального порошка.
Влияние химических веществ в составе табака на живые организмы.
Анализ качественного состава жевательных резинок и их влияние на организм человека.
Кофе: польза и вред.
Чайный гриб.
Есть ли память у воды?
Приложение 5
Пример расчета йодометрического титрования в исследовательском проекте
Определение витамина С в настое шиповника.
1 мл раствора йода содержит 41 каплю раствора йода;
Х мл раствора йода содержит 90 капель раствора йода.
На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 2,19 мл.йода.
1 мл 5% р раствора йода содержит35 мг аскорбиновой кислоты;
0,58 мл 5% раствора йода содержит Х мг аскорбиновой кислоты.
х = 76,82 мг
В 100 мл настоя шиповника 76,82 мг аскорбиновой кислоты.
Приложение 6 Результаты анкетирование учащихся МБОУ ООШ №53
8