СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Какая она, русская берёза?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы работы над исследовательским проектом по теме ,,Какая она, русская берёза?,, 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Какая она, русская берёза?»»

Исследовательский проект «Какая она, русская берёза?»

Учитель начальных классов

Полетаева Наталия Васильевна

Высшая категория

МБОУ гимназия № 5

город Екатеринбург



Тип проекта: познавательно – исследовательский, индивидуальный.

Время: март – май.

Интеграция образовательных областей: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Виды детской деятельности: поисковая, творческая, коммуникативная, познавательная, репродуктивная.

Участники проекта: учащиеся 2 класса, педагог и родители.

Возраст:8/9 лет.

Актуальность. В процессе изучения окружающего мира, литературного чтения проектная деятельность становится неотъемлемой частью урока. Данный вид деятельности вошёл в урок как естественная часть решения развивающего обучения. В современной педагогике метод учебного проекта является одним из способов самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские и прочие методы. Особенностью работы над проектами в начальной школе является то, что ребёнку требуется сопровождение взрослого, а именно учителя. На протяжении всего проекта учитель пристраивает работу над исследованием, начиная с гипотезы и задач, заканчивая оформлением работы и защитой проекта.

Структура проекта. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Этапы работы над проектом.

  • Выбор темы.

  • Постановка цели и задач.

  • Гипотеза исследования.

  • Организация исследования.

  • Подготовка к защите и защита работы.

  • Рефлексия

  • Приведу пример работы над проектом-исследованием по теме: «Какая она, русская зима?»

Подготовка к проекту. Для самостоятельных исследований и разработки проекта ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств - «папка учёного». В эту папку каждый ребёнок собирал весь накопленный материал по выбранной теме.

Работа над проектом. На уроках окружающего мира при изучении жизни растений весной и литературного чтения при знакомстве со стихотворениями русских поэтов о весне, была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская берёза – почему её образ связывают с Россией, к её образу обращаются практически все поэты, описание этого дерева встречается и в других литературных произведениях, как связана жизнь русского человека с берёзой. Было предложено обсудить этот вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Белая берёза», «Какая она, белая берёза?», «Образ русской берёзы». Дети определили тему исследования - «Какая она, белая берёза?»

Был разработан порядок проведения работы, намечены контрольные точки. На каждом этапе работы решались определённые задачи исследования.

Ответ на вопрос «Какая она, белая берёза?» – цель этого проекта. Детям предстояло провести наблюдения за изменениями берёзы в перед с марта по май, расспросить взрослых, и провести анализ произведений поэтов и художников, и обобщить полученные материалы, оформит свою работу и подготовиться к защите проекта.

Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали в тетради исследователя, складывали в свои папки иллюстрации. На каждом листке указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждый обучающийся готовился к защите проекта. Результатом работы каждого ученика стала работа, в которой ребёнок отразил, как изменялась берёза, а именно когда стали набухать почки, появились серёжки, раскрылись листья, кто дружит с березой, подобраны были литературные и художественные произведения о берёзе, раскрыты секреты древесины и польза берёзы в целом.

Исследовательский проект длился шесть недель (последняя неделя марта, апрель и первая неделя мая). На этапе презентации работы учащиеся представляли свою работу, делая акцент на наиболее интересных моментах исследования, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом.

Взрослому может показаться работа над таким проектом достаточно лёгкой и простой, но дети не забываем, что именно работая над такого рода проектами формирует у детей такие личностные качества как вера в свои силы, дети учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, работать самостоятельно, защищать свою точку зрения.

Рефлексия – один из важных этапов работы над проектом, обучающийся анализирует собственные действия. Ребёнок осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Для себя ученик отвечает на целый ряд вопросов: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

В заключение хочется отметить, что в начальной школе дети только начинают работать с проектами более осознанно, и именно учителю начальных классов совместно с родителями следует привить ребёнку желание исследовать, наблюдать, познавать мир.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!