Исследовательская работа:
«Курень как символ материальной культуры казачества»
1. Введение.
Название «курень» - монгольское. Слово «куриться», то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения.Слово курень означает «круглый». если растолковывать еще шире – «гармоничный», если разобрать это слово и перевести, то получится: «куря» – круг, стойбище, комнаты в таком доме располагались по кругу.
Актуальность темы связана с возрождением интереса общественности к различным проблемам истории России, процесса ее становления, судьбе жителей страны.
Цель: Изучение казачьей архитектуры, ее особенности, внутреннее убранство.
Задачи:
2.Рассмотреть понятие « казачий курень»
3.Приобрести навыки работы с архивными документами.
Методы:
- поиск материала в различных источниках;
- анализ полученного материала;
- изучение сведений и фактов.
Объектом исследования являются отношения донских казаков к своему самому верному товарищу – коню, через быт и традиции казачества.
Гипотеза: Курени планировались, строились и украшались по единым казачьим традициям и канонам.
2. Курень как символ материальной культуры казачества.
Казачий курень представляет собой настоящий памятник материальной культуры донских казаков. Стоит сказать, что курень имеет большую историю.Казачьи курени появились на Дону во второй половине XVII столетия, когда жизнь казаков приобрела более осёдлый характер. В прототипе куреня и в самом курене усматривается связь с золотоордынскими городскими, квадратными в плане, юртообразными строениями, которые являлись венцом степной монгольской архитектуры.
В курене обязательно имелось два выхода — рабочий и парадный. Над каждой дверью — «тимпан» — резной навес по типу шатра. Рабочее крыльцо называется «ганок», а лестница — рундук.
Дома казаков были обильно украшены деревянными кружевами.
Входя в курень сразу оказываешься в сенях, где сенях хозяева хранили многочисленные предметы быта: коромысла и прародительницу современной машинки-автомат — «стиральную доску». От печи до порога — короткая дорога. Печь — стержень казачьего дома.
Дубовый стол 19 века покрыт скатертью ручной работы. В спальне хозяев кровать убрана накидками тонкой ручной работ. К потолку подвешена люлька, и в углу обязательно — семейная икона. Вот Бог, а вот — порог. Входя в зал или «беседницу» каждый гость обязательно крестился на икону, расположенную в «красном углу».
Находясь здесь, сразу же можно выявить основные строительные приемы, применяемые при сооружении куреня: двухуровневая постройка (каменные «низы» и деревянные «верхи»); четырёхскатная крыша; наличие двух входов с крыльцом; строительство куреня без единого кованного гвоздя (использование деревянных гвоздей); применение в окрашивании куреня 3-х цветов (белый, синий, жёлтый (оранжевый)).
«Выбор цвета был не случайным. Ведь в основном казаки были старообрядцами, а эти цвета символизировали многотравие, белые облака, простор донского неба, степь. Раньше не было такого выбора краски. Пользовались подручным материалом: мелом, глиной. Каркас дома красили в синий и белый цвет, также синий применялся и для покраски ставней. Глину в основном использовали для натирания полов и стен куреня. Так, например, у казаков было принято перед праздниками натирать полы красной глиной»
3. Символы куреня и их значение.
Красота казачьих куреней всегда приводит в восхищение. Основу создают традиционные внешние украшения донского куреня – карнизы, пилястры, оконные и дверные проёмы, наличники, крыльцо. Графическое и живописное изображение, сочетания геометрических, растительных или животных элементов – всё это образует традиционные орнаменты.
Следует сказать, что украшение было даже не столько с целью самого украшения или эстетического элемента, сколько с целью защиты дома от вездесущих навий. Именно поэтому важным элементом, так называемого, заклинательного декора был наличник или обрамление окна, обычно обильно насыщенного языческой символикой.
Говоря о наличниках, хотелось бы отметить их сложную композицию, порой имеющую трёхмерную структуру: верхняя («небесные хляби»), нижняя («твердь земная») и боковая часть («полотенца»).
Также, если обратить взор на нижнюю часть под окном, то увидим продолжение темы земледелия. Выстроенные определённым образом камни и выкрашенные в оранжевый цвет, напоминают нам вспаханное поле и ассоциируются даже с полем, засеянным пшеницей. Но стоит уточнить, что такой вариант является редким. Обычно поле изображалось, как мы уже сказали, сверху.
Перейдём к более подробному описанию узоров, орнаментов. Условно на исследуемом нами курене их предлагаем разделить на несколько групп.
3.1. Символ солнца.
Символ солнца или солярный символ имеет важнейшее значение. Его корни уходят в символику древних славян. В древние времена относился к очень сильным, и даже мужским знакам. Солнечные знаки символизируют богатство и радость.
Принято считать, что такой знак охраняет от болезней и злого глаза. Также данный знак символизировал смену дня и ночи. С символом солнца мы встречаемся перед входом в дом, а также символ солнца встречается и на калитке.
Стоит сказать, что для казаков символ солнца имел большое значение в силу своей веры. Большинство казаков были старообрядцами, а, как известно, основным символом старой веры была и остаётся 9-конечная звезда или звезда Инглии. Звезда Инглия имеет три источника: божества, природы и человека – она является основным оберегом староверов.
Но, как мы видим, на курене-музее на двери встречается изображение солнце, то есть тот самый «символ солнца».
3.2. Символ земли.
Не менее важным является символ земли и плодородия, изображенного на курене в виде ромбов и перекрещивающихся полос, которые в свою очередь также объединяются в ромбы, символизирующие вспаханное и засеянное поле. В исследуемом Курене ромбовидные символы нам встречаются не только в верхней части наличника, но и при входе в курень.
3.3. Символ воды.
Без воды нет жизни, от неё зависит урожай и, как следствие, жизнь. В верхней части наличника куреня вода изображена в виде волнообразного узора, олицетворяя тем самым бегущие ручейки.
Таким образом, обобщив наше описание символов казаков, мы приходим к выводу о том, что все эти узоры имели определённый смысл, выступали в качестве защиты дома от злых духов. Народные традиции пронесли эти знаки через века. Но на сегодняшний день узоры постепенно превращаются в декоративный элемент. Прочесть эти орнаменты, а ещё больше понять их глубинный смысл и разгадать уже практически невозможно.
4. Строительство куреня.
Строительство куреня начиналось с укладки фундамента, основным компонентом которого являлся ракушечник или песчаник. Также незаменимым элементом служила строительная глина, скрепляющая их.
Фундамент постепенно переходил в стены первого этажа, то есть низов. Второй этаж был деревянный. Верхняя часть дома рубилась из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались чрезвычайно редко: обыкновенно ствол обтесывали с четырех сторон и даже распиливали на толстые пластины; щели забивали глиной, обмазывали глиной снаружи и белили.Появился тип "круглого дома", в три – четыре окна на улицу, одна стена чаще бывает просто глухая.
Непременно особенностью казачьего куреня является балкончик и "галдарея", т.е. забранный досками наружный коридор. Балкончик, которым опоясан весь дом, у казаков называется – балясником. Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они "лясы точат". Он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни. А так же для того, чтобы удобно было гостям, наблюдать в окнах семейные праздники (свадьбу, проводы) и далее вести беседу (сплетничать) о гостеприимстве хозяев.
Крытое крылечко – рундук ведет с балясника в галдарею, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху.
Во второй половине XIX столетия на карнизах, фронтонах, стойках крыльца и других деталях появился резной орнамент с очень сложным геометрическим рисунком, основу которого составлял характерный в донском казачьем прикладном искусстве мотив – виноградный ус, виноградная лоза.
Резьбой покрывалась Широкая доска, которая прибивалась на фасаде под свесом крыши. В больших станицах уже в конце XVIII – начале XIX столетия стали строить вместо рундука балкон и крыльцо с резными стойками. Окна делились на две равные части: верхнюю – неподвижную и нижнюю – подвижную, которая по пазам поднималась вверх и закреплялась в нужном положении палочкой. Если посмотреть на казачий курень, то можно увидеть очень много окон, которые придают отличие казачьему куреню от великорусских и малорусских жилищ.
Следует отметить, что окна располагались не только на втором этаже, но и на первом, в зависимости от вида куреня. Если первый этаж предполагался быть не жилым, то окна были лишь на втором этаже, а роль окон внизу выполняли небольшие отверстия, которые создавали сквозняк, необходимый для хранения продуктов.
Общее количество окон в курене может достигать от 10 до 20. Снаружи окна закрывались одностворчатыми навесными ставнями, для которых так же характерны тонкие декорированные композиции. Окна обычно украшены резными наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и выполняли рольоберега (т.к. казаки были суеверны): должны были защищать от злых сил, чар и колдовства недобрых людей.
Но особо затейливой резьбой декор казачьих куреней, однако, не отличается; казаки не плотники, а наемным плотникам некогда было заниматься тонкими работами.
Крыша куреня была четырехскатная, некрутая – градусов около тридцати. Крышу крыли камышом, чаканом, соломой, а позднее железом. Во избежание пожара, выровненный «под гребешок» или «под щетку» сноп ржаной соломы, перед тем как уложить на крышу, макали в глиняный раствор. «Под гребешок» крыли камышом. И ныне жив этот способ.
«Изогнутый похоже на рессору, с крупной чесалкой на выпуклой стороне. В прочесанном им камышовом снопекамышины лежали ровные, как струны, крыли с низу кверху, напуская на треть верхний ряд на нижний, иногда перевязывая снопы и всегда притужая жердями. Такая струнчатая крыша с тысячами камышовых отверстий, любимых ветром и пчелами, придавала дому неповторимый вид. Вершились четыре ската на прорез, как пальцы сквозь пальцы, щегольски.
Итак, дом готов. Готовый дом мазали. По стенам вбивали мелкие колышки: в щели, в трещины – чтобы лучше держалась обмазка. Позднее появилась клинцовка, решетовка – набитый – крест–накрест прутняк, а там и дранка. На обмазку глину замешивали с навозом, но без соломы; навоз был предпочтительный конский – сухой, рассыпчатый. Мазался сразу весь дом, поэтому звали много женщин.
Вымазанный, дом обычно стоял сутки. Затем две-три женщины подмазывали, затирали трещины, выглаживали неровности.
Чердаку (полатям) окна не полагались. Всходили туда по капитальной лестнице из прихожей. Лестница упиралась в оконышко в потолке, закрытое дверкой. Откидывая дверку вверх и на сторону, отворяли дорогу на полати свету. Его вполне хватало, чтобы не перепутать золотое ожерелье лука с цинковой, панучей связкой вяленых лещей. Всё на чердаке распределялось относительно дымохода и трубы, столпа. Сухо пахнувшие кирпичом и глиняной обмазкой горизонтальный дымоход (лежень) и труба венчали собой двухуровневую отопительную систему.
После того как дом был «помазан» – его красили. Три цвета принимала старобытная казачья душа: голубой, синий, желтый.
Итак, с точки зрения архитектурного строительства курень готов. Но прежде чем перейти к изучению внутреннего убранства, рассмотрим несколько видов куреней, деление которых связанно с их архитектурными особенностями.
Сначала строили курени, состоящие из двух комнат, – прихожки и горницы – разделенных между собой печью. Такой дом получил название «пятистенок», потому что, кроме четырех наружных стен, в нем была внутренняя, разделявшая комнаты. К такому дому примыкали сени, чулан и галдарея.
С разделением первой комнаты на две – прихожку и стряпную – возник трехкомнатный курень, или круглый дом, получивший самое широкое распространение. Сени использовались как кладовка. В прихожке стояли топчан и табурет с ведром воды, над топчаном висела жердочка для полотенца. Такие виды куреней выделил С.И. Куликов, а иные исследователи донской народной архитектуры выделяют до 5-ти и более типов куреней.
5. Внутреннее убранство куреня.
Первый этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находится комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату "холодной". Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить "холодную", что в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату каморах.
Узкая единственная дверь (обязательно открывающаяся вовнутрь, чтобы легко было подпереть ее бревном или камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Гости обычно поднимались по широким ступеням ("порожкам") на второй этаж и попадали на "балясы" – балкон-галерею, террасу.
С террасы, пройдя по узкому коридору, они попадали в главную комнату (залу), которая всегда была готова к приему гостей. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах.
Перед божницей висела зажженная лампада. В современных домах часто можно увидеть святой угол, где располагаются иконы. Раньше по божнице и между самими иконами висели в маленьких пучках засушенные травы и разные украшения из цветной бумаги и колосьев. Здесь же в углу, под святым образом (иконой) стоял стол, накрытый всегда чистой скатертью. Вдоль стен располагались лавки.
В домах состоятельных казаков у одной из стен ставили еще несколько стульев, или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев. Все стены залы были увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками, сафьяновые мешочки для пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.
В этой комнате стоял поставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке "гостевая" посуда. В центре зала всегда стоял стол, накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей.
У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом.
А традиция украшать кровать взбитыми пуховые подушки, наложенными одна на другую сохранилась в казачьих семьях до сих пор. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Сундук–скрытню покрывали лоскутной постилкой.
Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы.
Особенной любовью казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе. Из залы дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку. В правом углу спальни должен стоять сундук, где хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения. В долгие зимние вечера она пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка.
Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы. При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью.
На полках и в шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды.
Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также располагалась на полочках поставов. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки(узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки – низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски – "крынка", макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали "поливой": зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла).
Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Выходя из кухни, мы вновь попадем в коридор–галерею. Вот доказательство происхождения слова "курень", то есть расположение комнат по кругу, откуда мы вошли, туда же мы и вернулись.
В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья. Вот так в чистоте и уюте жили казаки в своих куренях
6. Казачья кухня.
Меню в казачьем курене во все времена было разнообразным. Казаки чтут завет своих предков: «Как ложкой, так и шашкой».
Стол ломился от яств, когда казаков встречали после походов или ждали желанных гостей, — мясо, птица, дичь, мочёные яблоки, соленья, пироги, блины, заправленные каймаком и арбузным медом (нордеком), и, конечно же, знаменитая донская рыба: балыки осетровые, донская селедочка, щерба (уха), зажаренная с луком и яйцом мелкая рыбёшка.
Давняя традиция вкусно и сытно поесть, да гостей лакомствами накормить строго соблюдается на Дону и по сей день.
Как правило, есть садились три раза в день: завтракать, полудневать и вечерять, как еще принято говорить у старшего поколения. Прием пищи сопровождался определенным ритуалом: «Перед тем как сесть за стол, каждый член семьи мыл руки, вытирал их общим для семьи холщовым полотенцем и стоя крестился на икону в переднем углу, произнося при этом в полголоса молитву, обычно «Отче наш». Старший в семье, упирая хлебину в грудь, резал ее над столом на ломти… За столом есть начинали по знаку старшего».
В приготовлении яств и запасов на зиму казаки использовали опыт русской и украинской кухни, а также навыки кочевых степных и горских народов. Значительное место в рационе казаков занимали мучные блюда. В дорогу и в поле брали пресные хлебные лепешки. Кроме того, часто пекли закрытые пироги (круглики) с разными начинками из рыбы, мяса и яиц.
Самых важных гостей потчевали именно донской рыбой, которая занимала значительное место в рационе донских казаков, особенно низовых.
7. Современный Курень.
Современный курень – двухэтажный, 1-й этаж – кирпичный, 2-й – деревянный. Интересно то, что чем севернее, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце первый этаж у куреня похож на подвал, но характерные элементы казачьей постройки все же видны и тут.
Первый этаж у куреня, как правило хозяйственный. У казаков считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы сохранять в камне».
С началом раскулачивания донских казаков, у куреней убирают верхний этаж, такой дом становился менее заметным и не бросался в глаза. Уже после войны стали строить дома в которых почти не осталось элементов казачьего куреня.
Слово «курень» значит «круглый», если растолковывать еще шире – «гармоничный», если разобрать это слово и перевести, то получится: «куря» – круг, стойбище, комнаты в таком доме располагались по кругу.
Монголы в свою очередь куренем называли кочевья, опоясанные в кольцо телегами. Также куренем называли и отряд который оборонял такой укрепленный лагерь.
В таком смысле трактовка слова курень бытовало у запорожских казаков. Как у запорожцев так и у кубанцев куренем назывался полк.
Донские историки, изучавшие проблему происхождения куреня, сделали следующий вывод:
Курень — как постройка — новгородского происхождения и окраска куреня в желтый цвет перенеслась вероятно от новгородцев.
8.Заключение.
Таким образом, данной работой я показал, что казачья архитектура имеет своеобразный, неповторимый тип строительства жилых и нежилых построек. При изучении темы я смогла узнать много новых слов из лексикона казаков, например: курень, балясы, галдарея и «тимпан», «ганок», рундук, пятистенок, махотки и другие.
Символика очень многообразна и интересна. Орнамент у донских казаков, также как и у других народов, использовался везде: в одежде, на кухонной утвари, в доме. Но для нас наибольший интерес представляет изучение украшения дома. Так как дом для казака значил многое.
Сохранившийся курень в Красном яру города Волгодонска – живое свидетельство истории нашего края.