«Храм Спаса-Преображения в селе Спасское-Лутовиново»
Содержание:
Введение. Тема проекта. Актуальность. Цель исследовательской работы. Задачи. Методы исследования. | Стр.2 |
История храма Спаса-Преображения в селе Спасское-Лутовиново | Стр.3 |
Внутренне убранство храма Спаса-Преображения в XIX – начале XX века. | Стр.4 |
История церковного причта. | Стр.6 |
Храм сегодня. | Стр.7 |
Заключение | Стр.8 |
Приложение . | |
Фотоэкскурсия в храме | Стр. 9 |
Источники и литература | Стр. 16 |
Тема проекта «Храм Спаса-Преображения в селе Спасское – Лутовиново» Мценского района»
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы обратить внимание молодого поколения на развитие духовности и нравственности, чтобы возродить и сохранить память у будущих потомков о живших ранее, а ныне исчезнувших сёлах, а вместе с ними сельских церквей, чтобы они знали и чтили историю своей малой Родины.
Гипотеза: Храм в селе Спасское-Лутовиново является такой же историко-культурной ценностью, как и государственный музей заповедник, на территории которого он находится.
Цель исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день церкви села Спасское-Лутовиново. Показать историческую значимость
Задачи:
Обратиться к работникам Государственного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» с просьбой оказать помощь в подборе научно-популярной, специальную литературу, связанную с темой исследовательской работы;
Изучить подобранную литературу, собрать и обобщить данные в письменной работе по истории храма.
Собрать сведения о современной деятельности храма и его роли в жизни села Спасское – Лутовиново.
Объект исследования:
Храм Спаса-Преображения села Спасское-Лутовиново.
Предмет исследования:
Дальняя и современная история деятельности храма Спаса-Преображения в селе Спасское-Лутовиново.
Методы исследования:
Анализ литературы и документов;
Экскурсия по храму;
Обобщение результатов.
История храма Спаса-Преображения в селе Спасское-Лутовиново
В летописи истории Спасской усадьбы важное место занимает история храма Спаса-Преображения господня.
В документах начала 17 века, в том числе в Жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского», что позволяет предположить наличие здесь храма по крайней мере с конца 16 века.
Но это отнюдь не означает, что церковь существовала все это время. По предположению Н.М. Чернова, «первые церковные строения могут быть утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чем косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви». Документально сведения о Спасском храме появляются лишь с 1780-х годов в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня: три десятины, владение священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».
В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой открытия церкви назван 1778 год.
И.Ф. Рында в книге «Черты из жизни И.С. Тургенева утверждает: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причётника. Несмотря на то\. Что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И.И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь». Сомнительно, чтобы деревянный храм, простоявший около 30 лет (или немногим больше – в том случае, если, как предполагает Н.М. Чернов, церковь несколько лет стояла «непетой» - неосвященной) могла настолько сильно обветшать. Вероятнее всего, деревянная церковь просто не вписывалась в задуманный И.И. Лутовиновым облик новой Спасской усадьбы.
Так или иначе, в Спасском началось строительство новой, каменной церкви в комплексе с усадьбой, причем храм был перенесен с погоста в господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли.
Таким образом, дошедшая до нас Спасская церковь, является одним из элементов большого усадебного ансамбля. Характеристика Спасо-Преображенской как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Очевидно, она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах.
Внутренне убранство храма Спаса-Преображения в XIX – начале XX века.
В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области», церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересны образец» небольшого усадебного храма начала XIX века в стиле зрелого классицизма».
И.Ф. Рында пишет: «Новый храм Спаса Преображения был освящен 26 июня 1809 года священноархимандритом Мценского Петропавловского мужского монастыря, ректором Севской семинарии Дионисием. В церкви было устроено два придела: один во имя святителя и чудотворца Николая и другой во имя великомученика Никиты, поэтому в Спасском два храмовых праздника – 6 августа (19) – Преображение Господне, и 15 (28) сентября – Никитин день».
И.И. Лутовинов сделал значительные пожертвования на обустройство храма, позаботился об его «благолепии». Им было подарено в церковь «около 5 фунтов серебряных вещей, дискос, потир, звездицу и т.п. ….., купил все одежды в церкви и для священнослужителей…»
Спасская церковь была устроена с хорам, и на средства, отпускаемые Иваном Ивановичем, «при церкви содержался хор из 36 человек, певший по рукописным нотам».
К сожалению, сохранилось очень мало сведений о внутреннем убранстве храма Спаса-Преображения.
Очевидно, Спасская церковь мало чем отличалась от других усадебных церквей – в ней не было пышного убранства, фресковых росписей (сохранившееся до начала 50-х годов фрагменты настенной росписи относились, вероятно, к началу нашего века), стены храма были расписаны «под мрамор» и увешены иконами; иконостас полукруглый, резной работы.
В алтаре церкви, на жертвеннике находилось мраморное распятие с двумя фигурами предстоящих; по словам последнего священника Спасской церкви, отца Владимира Славского, это распятие было привезено из заграничного путешествия и подарено в храм Варварой Петровной Тургеневой.
В храме была создана специальная табличка с перечнем имен и записями об упокоении создателей храма и жертвователей; на этой табличке, очевидно, уже после смерти И.С. Тургенева, чернильным карандашом было приписано имя Иоанн.
В 1894 году И.Ф. Рында отмечал, что Спасская церковь «производит отрадное впечатление своею архитектурою, поместительностью, чистотою, прекрасным иконостасом и хорошей живописью икон».
Вид алтарной части храма Спаса-Преображения воспроизводился в книге Ж. Мурье и «Московском листке».
В.А. Громов в статье «Ровесница усадьбы» приводит выдержки из «Описи имущества Преображенской церкви села Спасского Лутовинова», составленной в 1924 году, когда храм передавался на сохранение религиозной общине села Спасского Лутовинова, получившей в «бессрочное платное пользование» и имущество Спасской церкви.
В церкви было тогда «три иконостаса с иконами в количестве двадцати единиц, три престола, и три жертвенника, столько же напрестольных крестов, аналоев, евангелиев, по десять риз облачения для священников и дьяконов, десять подсвечников, две люстры, две хоругви, четыре паникадила, четыре венца, семисвечник, десять воздухов для чаш, плащаниа, чтол для плащаниц, подставка для огарков, канунница, два шкафа и два ковра, две тарелки и две кружки, свечной ящик, одр для покойных, купель». В описи значатся также шесть колоколов, причём один битый.
Что касается настенной росписи, она сохранялась еще в музейный период. Н.П. Пузину, побывавшему в Спасской церкви незадолго до её закрытия, запомнились изображения шестикрылых серафимов и херувимов над алтарной апсидой храма, на стенах церкви – живопись на библейские сюжеты: сцены Страшного суда, Голгофа. Эта роспись была выполнена, очевидно, уже в послетургеневское время.
Вокруг храма существовало небольшое кладбище: с левой стороны о алтаря хоронили умерших священнослужителей и членов их семей, справа находились могилы наиболее именитых прихожан (там были похоронены Сергей Тургенев, Н.В. Ярошев, Оленька Тютчева). От господской усадьбы церковь была отделена сплошной грядой кустарников и оградой.
Храм Спаса-Преображения был закрыт в 1932 году: иконостас и церковная утварь были разграблены, колокольня снесена, в помещении церкви в предвоенные годы размещались выставки, впоследствии оно использовалось как склад для рабочего инвентаря, сена и яблок.
3.История церковного причта.
В Государственном архиве Орловской области, в церковном фонде хранится архив церкви Спаса Преображения: метрические книги за 1780-1838 и 1842-1853 годы, книга о церковном приходе за 1780-1816 года, ведомости о церкви. Эти документы содержат сведения о том, что спасский приход включал, помимо Спасского, деревни Шеламово, Губарево, Гущино, Меркулово, сельцо Гнеушево, сельцо Катущищево, Верхнюю Зарощу. А с 1824 года к спасскому приходу отошли село Чапкино и сельцо Прудищи. Кроме того, сохранившиеся материалы дают возможность проследить историю причта церкви в Спасском-Лутовинове.
В 1780 году при церкви Спаса-Преображения был учрежден следующий причт: священник, диакон и два причетника (дьячок и пономарь). Первым священником Спасской церкви был отец Алексей (фамилия не установлена), умерший в апреле 1781 года. В 1783 году на священническое место был определен диакон Иван Федорович Гедеоновский. Он служил недолго – умер в апреле 1781 года в возрасте 43 лет. Больше года церковь оставалась без священника, записи в церковных книгах велись диаконом Стефаном Алексеевым. В 1789 году священником церкви Спаса-Преображения был определен Дмитрий Родионов. Десять лет спустя в «Книге о церковном приходе» он назван «лишенным священником». В 1800 году настоятелем храма становится Федор Иванович Гедеоновский, сын Ивана Федоровича, среди спасских священников фигура наиболее примечательная. Именно при нем происходит строительство и освящение новой каменной церкви.
В 1824 году распоряжением Епархиального начальства была упразднена за ветхостью и малопригодностью церковь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в селе Чапкине. Весь причт упраздненной церкви перевели в Спасское Лутовиново, и сэтого времени храм Спаса-Преображения становится двуштатным (два священника, диакон, два дьячка, два пономаря).
В 1843 году священником в Спасской церкви становится 23-летний Алексей Петрович Протасов, воспоминания о котором часто встречаются в записках современников. Также о нем упоминает и Иван Сергеевич Тургенев в письмах к Полине Виардо в 1868 году.
Последним настоятелем храма Спаса-Преображения в 1898 году становится отец Владимир Славский, он оставался священником Спасской церкви вплоть до её закрытия.
Храм Спаса-Преображения был закрыт в 1932 году: иконостас и церковная утварь были разграблены, колокольня снесена, в помещении церкви в предвоенные годы размещались выставки, впоследствии оно использовалось как склад для рабочего инвентаря, сена и яблок.
Храм сегодня.
Решение о его реконструкции дирекция Государственного музея-заповедника «Спасское – Лутовиново» принимает только в 1990-х годах. 9 ноября 2000 года храм освящен Высокопреосвященнейшим Паисием, архиепископом Орловским и Ливенским.
Главный престольный праздник – Преображения Господня. Отмечается праздник 19 августа. В этот день проводится божественная литургия, большое богослужение. В день праздника Преображения Господня 19 августа 2015 года Высокопроеосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил Божественную литургию в нашем храме. За Литургией главе Орловской митрополии сослужили: благочинный храмов Орловского округа протоиерей Александр Прищепа, секретарь Орловско-Болховской епархии протоиерей Владимир Сергеев, благочинный храмов Мценского округа протоиерей Владимир Герченов, наместник мужского монастыря во имя святого Кукши игумен Алексий (Заночкин), клирики Мценского благочиния.
Храм является частью музея-усадьбы, открыт для посещения. Здесь проводятся регулярные службы, праздничные богослужения. Приход церкви небольшой. В праздничный день, чаще в воскресенье, службы более многолюдные за счет как жители села, так и прихожан из Мценска. Часто посещают те, кто приехал на экскурсию в музей-усадьбу. Поэтому можно сказать, что храм достаточно посещаемый. Кроме проведения служб, работники храма принимали участие в создании и освящении освящение часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского, расположенной по соседству с недавно возведенной Спасско-Лутовиновской средней школой. Настоятель храма совершает духовное окормление Каменского геронтологического центра. Хотя при храме в силу объективных причин нет воскресной школы, тем не менее храм имеет тесные связи со Спасско-Лутовиновской средней школой, активно сотрудничает с МБОУ-СОШ № 7 города Мценска.
Заключение
Историко-культурная значимость храма Спаса-Преображения очень велика и значима в масштабах не только нашей малой родины, но и всего государства в целом. Недаром храм является частью государственного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». История храма стала частью истории музея-усадьбы, переплетаясь с ней во многих событиях.
Село Спасское-Лутовиново давно стало частью истории Мценска. И храм достоин считаться одной из главных святынь города, оказывающих огромное влияние на формирование социально-значимых качеств личности у молодежи сегодняшнего дня.
Приложение.
Храм Спаса-Преображения сегодня (фотоэкскурсия)
19 августа 2015 года. Престольный праздник Преображения Господня. Митрополит Орловский и Болховский Антоний совершает Божественную литургию.
Встреча с Татьяной Ивановной Шмидт, служителем храма с 2000 года.
Роспись стен в храме на библейские сюжеты
Алтарь храма Спаса-Преображения
Придел в честь святителя Николая Чудотворца
Место расположения старого, деревянного храма. Сейчас здесь стоит часовня-усыпальница И.И. Лутовинова
Знакомство с историей храма начиналось и закончилось на его ступенях. Мы еще вернемся сюда.
Литература и источники:
Н. М. Чернов. Спасско-Лутовиновская хроника. 1813 –1883. Документальные страницы литературной и житейской летописи. -[Тула], 1999
Гос. мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" ; отв. ред. В.А. Громов . – Орел, 1992. - Вып. 14
Спасский вестник. Вып. 11. Издательство: ИПП "Гриф и К", 2004 г.
http://www.orel-eparhia.ru/
http://sobory.ru/article/
14