Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Луна – единственный естественный спутник Земли»
Выполнила
Студентка группы 4 «В»
_____ Балашева Вера Николаевна
Проверил
научный руководитель:
_______Кочина Лариса Павловн
Астрахань, 2025
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП 4
1.1 Лунные фазы 4
1.2 Галилео Галилей-первый ученый, увидевший Луну в телескоп. 4
1.3 Луна – это единственное небесное тело, на котором побывал человек. 4
1.4 Влияние Луны на Мировой океан. Приливы и отливы. 5
1.5 Солнечные и лунные затмения 5
1.6 Советы улетающим на Луну 6
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП 8
2.1 Банк идей 8
2.2 Выбор технологии изготовления календаря. 9
2.3 Обоснование цветовой гаммы 9
2.4 Инструменты и материалы 9
2.5 Технология изготовления календаря 10
2.6 Самоанализ 10
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАБЛЮДЕНИЙ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : 13
Приложение 1 14
ВВЕДЕНИЕ
На уроках окружающего мира мы познакомились с тем, что существуют планеты и звезды, а у планет есть спутники. А Луна, на которую мы смотрим каждую ночь, является спутником нашей Земли.
Луна - единственный естественный спутник Земли и самый яркий объект на ночном небе. На луне нет привычной для нас атмосферы, нет рек и озёр, растительности и живых организмов. Луна вторая по яркости после Солнца и пятая по величине в Солнечной системе.
Актуальность исследования
Луна- единственный спутник Земли и единственный внеземной мир, который посетили люди. Человека всегда интересовала наша «соседка» Луна, ведь она оказывает воздействие на нашу планету и на живые организмы, живущие на Земле.
Цель проекта: Узнать как можно больше о естественном спутнике Земли Изучить влияние Луны на Землю. Оформить найденный материал, чтобы он принёс пользу.
Задачи: Изучить литературу по данной теме. Узнать кто впервые изучил поверхность Луны. Изучить внешний вид Луны. Узнать кто первым побывал на Луне. Изучить лунные фазы. Изучить как влияет Луна на мировой Океан. Сделать вывод о влиянии Луны на жизнь человека. Учиться самостоятельно находить материал в различных источниках, анализировать и систематизировать его. Закрепить знания о Луне – как о единственном естественном спутнике Земли.
Гипотеза: Если Луна - естественный спутник Земли, значит там есть ЖИЗНЬ.
Объект исследования: Луна – естественный спутник Земли
Предмет исследования: Луна как единственный естественный спутник Земли, ее физические и химические характеристики, влияние на природу и жизнь на Земле, а также фазы Луны и их значение.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Лунные фазы
По объёму Луна в 50 раз меньше планеты Земля. Луна светится потому, что от её поверхности отражается солнечный свет. Обычно видна та часть Луны, которую освещает Солнце. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того, как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает ее по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим её на небе то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Часть видимого нами диска Луны, освещенного солнечным светом, называется фазой Луны. Постоянные изменения вида Луны называются лунными фазами.
1.2 Галилео Галилей-первый ученый, увидевший Луну в телескоп.
Первым ученым, которому удалось рассмотреть Луну с Земли, был Галилео Галилей - итальянский учёный. Он был физиком, математиком, механиком и астроном. В 1609 г. он построил свой первый телескоп, который имел увеличение всего в три раза. Потом ему удалось построить телескоп, дающий увеличение в 32 раза. В 1610 г. Галилео Галилей рассмотрел Луну в телескоп и сделал её описание. Поверхность Луны оказалась покрыта множеством кратеров, которые образовались от падения на Луну метеоритов.
1.3 Луна – это единственное небесное тело, на котором побывал человек.
Луна – это единственное небесное тело, на котором побывал человек. 20 июля 1969 г. на Луне побывал Нил Армстронг – американский астронавт.
Следы от подошв, оставленные астронавтами, останутся на многие миллионы лет, потому что на Луне нет ни воздуха, ни ветра, ни воды. Жизнь на Луне невозможна!
1.4 Влияние Луны на Мировой океан. Приливы и отливы.
В процессе изучения мы узнали, что Луна, оказывается, очень сильно влияет на жизнь Земли, и это несмотря на то, что находится она от нас на расстоянии примерно 384 тысячи километров! Луна влияет на приливы и отливы в океанах Земли. Приливами и отливами называют периодические колебания уровня Океана, которые происходят один или два раза в день. На приливы и отливы влияет положение Солнца и Луны относительно Земли и воздействие их сил притяжения на Океан. Наиболее сильные приливы происходят тогда, когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются в один ряд. Это происходит каждые две недели в новолуние и в полнолуние.
1.5 Солнечные и лунные затмения
Солнечные и лунные затмения - интереснейшее явление природы, знакомые человеку с древнейших времен. Они бывают сравнительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности и поэтому многим кажутся редкими. Любое затмение происходит тогда, когда три небесных тела: Земля, Луна и Солнце выстраиваются с точки зрения земного наблюдателя на одной условной прямой. Если между Землей и Солнцем расположена Луна, то затмение называется солнечным, если же наоборот тень Земли закрывает от Луны прямой солнечный свет, то это лунное затмение. Говоря иначе, солнечное затмение всегда совпадает с новой Луной, а лунное - с моментом полнолуния. Новолуние и полнолуние бывают каждый месяц с разницей по времени в 14,75 суток, но не всегда в эти периоды происходит затмение, нужно еще, чтобы все три небесных тела выстроились в ряд. Если пространственная прямая между тремя телами является точной, то это полное затмение, если же она искривлена, то затмение является частичным. Как вы знаете, планеты и их спутники не стоят на месте. Земля вращается вокруг Солнца, а Луна вращается вокруг Земли. И время от времени возникают такие моменты, когда Луна в своем движении полностью или частично заслоняет Солнце. Затмения возможны, только если новолуние происходит вблизи одного из двух лунных узлов (точки пересечения видимых орбит Луны и Солнца), не далее, чем примерно в 12 градусах от одного из них.
1.6 Советы улетающим на Луну
Если на Луне тебе захочется немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А всё почему? Потому, что сила тяжести на луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
Будешь прогуливаться по Луне – смотри под ноги. А то вся её поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
Не забудь взять часы с календарём, а то совсем запутаешься в днях и прозеваешь обратную ракету. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.
Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там всё-таки бывают – метеоритные, каменные.
Компас брать не нужно – всё равно он там не работает. Лучше возьми карту звёздного неба – будешь определять направление по звёздам.
Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днём поверхность Луны нагревается до 150 градусов, а за длинную ночь охлаждается до минус 120.
По результатам наблюдений мы создали лунный календарь на февраль – март 2025 года (см. Приложение 1)
Поэтому мы можем дать рекомендации, как вести себя детям в полнолуние.
Правила поведения для детей в период полнолуния
• В полнолуние не желательно читать страшные книги, например про привидения.
• Играть лучше в спокойные игры, слушать приятную, успокаивающую музыку, перед сном нельзя бегать, кричать, играть в шумные игры.
• Не рекомендуется смотреть страшные фильмы, долго играть в компьютерные игры.
• Полезно больше гулять на свежем воздухе, лучше всего спокойно прогуливаться в парке, наблюдая за природой.
• В полнолуние особенно важно соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать и перед сном обязательно проветривать помещение.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.1 Банк идей
Работу над проектом мы начали с выдвижения идей.
Название изделия | Критерии и оценки |
Наличие материала | Наличие инструмента | Достаточность умений и навыков и знаний | |
Макет Луны | - | - | + | |
Лунный календарь | + | + | + | |
Энциклопедия Луны | - | + | - | |
Для воплощения вариантов №1,3 у нас нет необходимых умений и навыков, материала и знаний. Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным вариантом является вариант №2, лунный календарь. Для его изготовления у нас есть необходимые умения и навыки, материалы, инструменты и оборудование и оно прекрасно подходит для нас.
2.2 Выбор технологии изготовления календаря.
Из всех рассмотренных способов изготовления, мы решили создать календарь в мягком переплете.
2.3 Обоснование цветовой гаммы
Так как мы создаем лунный календарь, мы решили взять цвета которые ассоциируются у нас по месяцам. (Февраль – в голубых оттенках, Март – в нежном розовом цвете)
2.4 Инструменты и материалы
Для изготовления лунного календаря нам понадобится:
Компьютер –чтобы создать наш календарь в электронном варианте.
Принтер-для того чтобы вывести наш календарь в печатный формат.
2.5 Технология изготовления календаря
№ п/п | Этап работы | Инструменты и материалы |
1 | Подготовка рабочего места. | |
2 | Создаем наш календарь в электронном формате | Компьютер |
3 | Наш готовый календарь переводим в печатный формат | принтер |
2.6 Самоанализ
Данная работа помогла нам проявить свою фантазию и применить свои умения в создании лунного календаря.
Результаты нашего исследования будут полезны в будущем, для более глубокого понимания астрономии и окружающего мира. В будущем эти знания помогут вам интересоваться природой, развивать стремление к изучению науки и возможно, вдохновят на карьеру в астрономии или смежных областях. Проект укрепит связь между учебой и интересом к природе, что будет полезно на протяжении всей жизни.
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАБЛЮДЕНИЙ
По результатам наблюдений мы сделали следующие выводы:
• Луна - очень удобный и интересный объект для изучения, так как она является самой близкой к Земле планетой.
• Луна во все времена вдохновляла людей. Её писали художники на картинах, её посвящали стихи поэты. Может быть потому, что она была неизведанным таинственным миром? Возможно. Но не смотря на то, что мы знаем про Луну гораздо больше, чем наши предки, она всё равно притягивает нас к себе, заставляя вглядываться в телескопы, бинокли и просто в небо.
• Одним из интереснейших видов астрономических явлений, связанных с Луной, являются затмения. Затмения бывают солнечными и лунными: в первом случае, Луна загораживает собою Солнце, а во втором - земная тень скрывает Луну. Затмения случаются в те моменты, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линии в своем движении. Это бывает либо в полнолуние, либо в новолуние.
• Знание лунного календаря, который ведет счет лунным ритмам, может помочь человеку рациональным способом объяснить много загадочного в Природе, адекватно реагировать на окружающий мир, оградить себя от многих болезней.
• Гравитационное поле Луны (приливы и отливы) оказывает значительное влияние на наш организм, прежде всего на распределение крови в органах и тканях.
• Характер воздействия Луны на человека зависит в значительной степени от фазы лунного цикла, каждая фаза которого длится примерно неделю.
• Если вы решили начать новую жизнь, то лучше это сделать после новолуния, а не с понедельника, как для нас традиционно привычно. Жизнь в согласии с лунным циклом позволяет сохранять стабильное здоровье, а при лечении болезней с учетом фаз Луны можно получить более эффективное и ускоренное выздоровление.
• В процессе работы мы узнали, что есть такая наука - астрономия, изучающая звёзды, планеты и спутники.
• Мы научились получать информацию из различных источников: интернета, энциклопедии, из рассказа родителей и учителей. Работать исследователями нового нам очень понравилось, и мы будем продолжать изучать космические просторы Вселенной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
Моя первая книга о космосе. Научно-популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006г.
Учебник для 1 класса. Мир вокруг нас./А.А.Плешаков. – М.: «Просвещение», 2007г.
Большая энциклопедия «Почемучек». – М.: «Росмэн», 2002г.
Журнал «Приключения Скуби-Ду» Полет на Луну. № 22 (127)/2008г.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Космос/Авт. – сост. Т.И. Гонтарук. – М.: АСТ, 1995г.
Астрономия и космос/Научн.-поп. Издание для детей. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008г.
Интернет сайты: www.wikipedia.ru; www.redday.ru/moon; www.godsbay.ru; www.serenityqueen.narod.ru.
Приложение 1