Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся" г.Троицка
Проект на тему:
«Палиндромы и репьюниты»
Выполнил: Сахаров Артем,
ученик 6А класса
Руководитель: Никитина Л.Ю.,
учитель математики
Троицк 2021 г.
Содержание:
Содержание:
I. Введение..………………………………………………………………..3
-
Проблема……………………………………………………………..........3
-
Цель………………………………………………………………………...3
-
Задачи…………………………………………………………………..…..3
-
Методы…………………………………………………………………….3
II. Основная часть…………………………………………………..
-
Теоретическая часть
1.1Числа палиндромы ……………........................................................
1.2 Числа репьюниты………………………………………………………..
-
Практическая часть ………………………………………………………
2.1 Выводы …………………………………………………………………
2.2 Заключение ………………………………………………………………....
2.3 Приложения ………………………………………………………………
2.4………………………………………………………………………………
2.5………………………………………………………………………………
2.6………………………………………………………………………………
III. Заключение……………………………………………………………….10
IV. Список использованных источников информации………………....12
Введение
Актуальность выбора темы
Числа палиндромы и репьюниты образуют одно из наиболее интересных подмножеств множества натуральных чисел. Они обладают необычной историей, удивительными свойствами.
Мы провели исследование среди 7, 8, 9, 11 классов и выяснили, что многие ребята слышали об этих числах, но подробную информацию знают единицы. Многие из опрошенных учащихся хотели бы узнать об этих числах больше. (Приложение 1)
Проблема
Простые числа – это часть чисел, из которых состоят все натуральные числа.
Исследуя множество простых чисел, можно получить удивительные числовые множества с их необыкновенными свойствами.
Цель исследования
Практически все математические понятия, так или иначе, опираются на понятие числа, а конечный результат любой математической теории, как правило, выражается на языке чисел. Многие из них, особенно натуральные числа по тем или иным признакам и свойствам сгруппированы в отдельные структуры (совокупности) и имеют собственные имена. Таким образом, целью исследования является знакомство с числами палиндромами и репьюнитами.
Задачи исследования
-
Изучить литературу по теме исследования.
-
Рассмотреть свойства палиндромов и репьюнитов.
-
Установить связь между палиндромами и репьюнитами.
-
Выяснить, какую роль играют простые числа в изменении свойств заинтересовавших нас чисел.
Предмет исследования – множество простых чисел.
Объект исследования – числа палиндромы и репьюниты.
Методы исследования:
-
теоретический
-
анкетирование
-
анализ
2
Теоретическая часть
-
Числа палиндромы
Вы, наверное, все помните книгу о приключениях Буратино. Помните, как строгая Мальвина учила Буратино писать? Она велела написать такую фразу: “А роза упала на лапу Азора” и велела прочитать “наоборот”. Эта фраза читается слева направо и справа налево. Это фраза-палиндром (в переводе — перевертыш). Слова: ШАЛАШ, РАДАР, ТОПОТ, КОК, КАЗАК — тоже палиндромы.
Числовые палиндромы – это натуральные числа, которые одинаково читаются справа налево и слева направо. Иначе говоря, отличаются симметрией записи (расположения цифр), причём число знаков может быть как чётным, так и нечётным.
Например: 121; 676; 1331; 4884; 94949; 1177711; 1178711 и т. д.
Изучая палиндромы, автор данной работы задаёт вопрос: «Как из других чисел можно получить палиндромы?»
Палиндром можно получить как результат операций над другими числами. Для этого воспользуемся известным алгоритмом.
Алгоритм получения палиндрома
-
Возьми любое двузначное число
-
Переверни его (переставь цифры справа налево)
-
Найди их сумму
-
Переверни полученное число
-
Найди их сумму
-
Повторяй аналогичные действия до тех пор, пока не получится палиндром
Пример:
-
96
-
96 + 69 = 165
-
165 + 561 = 726
-
726 + 627 = 1353
-
1353 + 3531 = 4884
В результате проделанной работы автор пришёл к выводу, что, используя составленный алгоритм, из любого двузначного числа можно получить число-палиндром.
Можно рассмотреть не только сложение, но и другие операции над палиндромами. (Приложение 2)
3
Приведем два примера того, как при помощи одних палиндромов получаются другие:
а) 212² - 121² = 44944 – 14641 = 30303;
б) 2·121·10201 = 2·11² ·101² = 22·112211 = 1111· 2222 = 2468642.
Теперь обратимся к числам простым. В их бесконечном множестве имеются целые семейства палиндромов. Только среди первых ста миллионов натуральных чисел насчитывается 781 простой палиндром, причём двадцать приходится на первую тысячу, из них четыре числа однозначные – 2; 3; 5; 7 и всего одно двузначное – 11. С такими числами связано немало интересных закономерностей:
-
Существует единственный простой палиндром с чётным числом цифр – 11.
-
Первой и последней цифрами любого простого палиндрома могут быть только 1; 3; 7 или 9. Это следует из известных признаков делимости на 2 и на 5. Все простые двузначные числа, записанные с помощью перечисленных цифр (кроме 19), можно разбить на пары.
Например: 13 и 31; 17 и 71; 37 и 73; 79 и 97.
Например: 181 и 191; 373 и 383; 787 и 797; 919 и 929.
Например: 94849 и 94949; 1177711 и 1178711.
-
Все однозначные числа являются палиндромами.
-
26 – наименьшее число, не являющееся палиндромом, квадрат которого палиндром
Например: 26² = 676
(1 + 3)2 = 1 + 6 + 9,
(1 + 1 + 3)2 = 1 + 2 + 7 + 6 + 9.
-
Из простых чисел - палиндромов, располагая их определённым образом, скажем построчно, можно составить симметричные фигуры, отличающиеся оригинальным рисунком из повторяющихся цифр.
4
Примеры палиндромов
В русском языке | Утречко летело к черту Я ем змея Я нем и нежен, не жени меня Я ужру буржуя! Нам рак влетел в карман Цени в себе свинец |
Магический квадрат | |
В биологии | Палиндромы в ДНК 1 - палиндром |
В химии | НООССООН – формула щавелевой кислоты |
В изобразительном искусстве | |
5
-
Числа репьюниты
Репьюниты – натуральные числа, запись которых состоит только из единиц.
В десятичной системе счисления репьюниты обозначаются короче Rn: R1 = 1,
R2 = 11, R3 = 111 и т. д., и общий вид для них:
Общий вид репьюнита может быть записан в другом виде:
Например: 11; 111; 1111; 11111; 111111; 1111111 и т. д.
Обнаружено немало интересных свойств репьюнитов:
-
Репьюниты - частный случай чисел-палиндромов, которые остаются неизменными при прямом и обратном прочтении.
-
Репьюниты относятся к таким палиндромам, которые делятся на произведение своих цифр.
-
Известно пять простых репьюнитов: R2, R19, R23, R317 и R1031, причем, что самое интересное - индексы этих репьюнитов также простые числа. Самое маленькое число репьюнит – 1. Самое большое – ещё не найдено.
-
В семействе репьюнитов выявлено пока только 9 простых чисел: 2, 19, 23, 317, 1031, 49081, 86453, 109297, 270343 (индексы репьюнитов).
-
Раскладывая некоторые составные репьюниты на простые множители:
111 = 3∙37
1111 = 11∙101
11111 = 41∙ 271
111111 = 3∙7∙11∙13∙37
1111111 = 239∙4649
11111111 = 11∙73∙101∙137
111111111 = 3∙37∙333667 и т. д. можно заметить числа палиндромы.
11∙11 = 121
11∙111 = 1221
1111∙11 = 12221
111∙111 = 12321
11111∙111 = 1233321
11111∙1111 = 12344321
11111∙11111 = 123454321 и т.д.
Перемножив немало репьюнитов, автор данной работы делает вывод о том, что каждый раз получается число палиндром. (Приложение 3)
6
Пример репьюнита
В математике | Треугольник, полученный из исходного после добавления к нему шести простых палиндромов. Фигура сразу привлекает внимание своим изящным обрамлением из единиц. Её окаймляют два простых репьюнита одинаковой длины: 23 единицы составляют «основание» и ещё столько же — «боковые стороны» треугольника. |
В других областях науки примеры репьюнитов не найдены.
7
Практическая часть
Решим две интересные задачи из журнала « Квант» №5 за 1997 год.
Задача №1
К
акими цифрами следует заменить буквы, чтобы сумма девяти слагаемых стала равной репьюниту?
Решение: 12345679+12345679+12345679+12345679+12345679+12345679+12345679+ +12345679+12345679=111111111 – репьюнит
Ответ: 111111111
Задача №2
Произведением каких двух репьюнитов является число 123455554321?
Решение:
Перемножив два репьюнита, мы получили
11111111 · 11111 = 123455554321.
Ответ: 11111111 · 11111
8
Выводы
Проведя исследование по данной теме, автор изучил свойства палиндромов и репьюнитов, установил связь между ними, выяснил какую роль играют простые числа в изменении свойств данных чисел.
Результаты исследования (сходство и различие) занесены в таблицу.
Категории сравнения | Палиндромы | Репьюниты |
Читается слева направо и справа налево одинаково | + | + |
Симметрия записи (расположения цифр) | + | - Не всегда |
Число знаков, используемых при записи чисел, может быть чётным и нечётным | + | + |
Можно получить как результат операций над другими числами: -
сложение -
возведение в степень -
извлечение корня -
умножение | + + + + | + + + + |
Можно получить многоугольные фигуры | + | + |
Являются представителями класса простых чисел | + | + |
9
Заключение
Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я понял: если бы каждый из нас уделял ему больше внимания, то нашел бы для себя много нового и интересного.
Я познакомился с удивительными натуральными числами: палиндромами и репьюнитами. Все они обязаны своими свойствами простым числам.
Значит, я подтвердил гипотезу о том, что простые числа – это часть чисел, из которых состоят все натуральные числа.
Исследуя множество простых чисел, можно получить удивительные числовые множества с их необыкновенными свойствами.
10
Приложения
Приложение 1
Результаты опроса
«Хотите ли знать больше об этих числах?»
| Палиндромы | Репьюниты |
Классы | Кол-во учащихся | Хотите узнать больше об этих числах? |
Да | % | нет | % | да | % | нет | % |
7а | 31 | 31 уч. | 100 | 0 уч. | 0 | 31 уч. | 100 | 0 уч. | 0 |
8в | 29 | 29 уч. | 100 | 2 уч. | 0 | 29 уч. | 100 | 2 уч. | 0 |
9а | 26 | 26 уч. | 100 | 0 уч. | 0 | 26 уч. | 100 | 0 уч. | 0 |
11б | 23 | 23 уч. | 100 | 0 уч. | 0 | 23 уч. | 100 | 0 уч. | 0 |
Результаты опроса показали, что все учащиеся хотят знать больше о числах палиндромах и репьюнитах.
Приложение 2
Операции над палиндромами
Число | Действие | Результат | Полученное число |
17 | 17 + 71 | 88 | Палиндром |
132 | 132 + 231 | 363 | Палиндром |
111 | 111² | 12321 | Палиндром |
111111111 | 111111111² | 12345678987654321 | Палиндром |
1 | 1·1 | 1 | Палиндром Репьюнит |
1 | | 1 | Палиндром Репьюнит |
121 | | 11 | Палиндром Репьюнит |
Выполняя действия над палиндромами в результате можно получить и палиндром, и репьюнит.
11
Приложение 3
Произведение репьюнитов дает палиндром.
1 множитель | 2 множитель | Произведение |
111 | 111 | 12321 |
111 | 1111 | 123321 |
111 | 11111 | 1233321 |
111 | 111111 | 12333321 |
1111 | 1111 | 1234321 |
1111 | 11111 | 12344321 |
1111 | 111111 | 123444321 |
11111 | 11111 | 123454321 |
11111 | 111111 | 1234554321 |
111111 | 111111 | 12345654321 |
111111 | 1111111 | 123456654321 |
1111111 | 11111111 | 1234567654321 |
11111111 | 111111111 | 1234567887654321 |
111111111 | 1111111111 | 12345678887654321 |
1111111111 | 111 | 123333333321 |
11111111111 | 1111 | 12344444444321 |
1111111111111 | 111 | 123333333333321 |
11111111111111 | 11 | 122222222222221 |
111111111111111 | 111 | 12333333333333321 |
Перемножив немало репьюнитов, автор данной работы делает вывод о том, что каждый раз получается число палиндром.
12
Список использованных источников информации
-
Депман И.Я. За страницами учебника математики //пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.
-
Ейтс С. Репьюниты и десятичные периоды // издательство «Мир». – 1992.
-
Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел // книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
-
Кордемский Б. А. На часок к семейке репьюнитов // Квант. -1997. - № 5. - с. 28-29.
-
Перельман Я.И. Занимательная математика // издательство «Тезис». – 1994
-
http://arbuz.uz/t_numbers.html
-
http://www.ipb.su/uploads/ipbsu/maffss/post-11-1375455274.png магический квадрат
-
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/75/DNA_palindrome.svg/640px-DNA_palindrome.svg.png палиндромы в ДНК
-
http://newcok.ru/_fr/1/4657107.jpg картинки перевёртыши
-
http://www.nkj.ru/upload/img/2010/5_108/ur9.gif числа палиндромы
-
http://polit.ru/media/archive/generic/p0001882.jpg числа палиндромы
-
http://polit.ru/media/archive/generic/p0001887.jpg числа палиндромы
-
http://polit.ru/media/archive/generic/p0001880.jpg числа палиндромы
Аннотация
Практически все математические понятия, так или иначе, опираются на понятие числа, а конечный результат любой математической теории, как правило, выражается на языке чисел.
Работа посвящена изучению удивительных чисел: палиндромов и репьюнитов, установлению связи между ними. Автор изучает роль простых чисел в изменении свойств палиндромов и репьюнитов.
В работе определена цель исследования, выдвинута и проверена гипотеза: простые числа – это часть чисел, из которых состоят все натуральные числа. Исследуя множество простых чисел, можно получить удивительные числовые множества с их необыкновенными свойствами.