СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Настольная математическая игра»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект предназначен для организации повторения курса математики первого полугодия 6 класса. В ходе реализации проекта учащиеся 10 класса изготовили настольную математическую игру-бродилку с карточками, содержание которых соответствует основному программному материалу, изученному в первом полугодии 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Настольная математическая игра»»

Муниципальный конкурс

проектных и исследовательских работ

«На крыльях Буревестника»





Исследовательский проект

«Настольная математическая игра»

Номинация: «Чтения имени И.Г. Петровского:

«На пути к великим открытиям»







Авторы проекта:

Учащиеся 10 класса

МБОУ «СОШ имени А.М. Горького»

Лазутина Екатерина Сергеевна, 21.03.2006 г.,

Максимова Екатерина Сергеевна, 05.02.2006г.

Руководитель:

Карпилло Ираида Юрьевна

Должность: учитель математики

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»

г. Карачева Брянской области

8-48-335-2-47-21







2022



Оглавление

1. Введение:

1.1. Аннотация проекта……………………………………………..3

1.2. Актуальность проекта....………………………………………..3

1.3. Цель и задачи проекта………………………………………….3-4

2. Основная часть:

2.1. Сбор информации …………………….………………..…4-8

2.2. Консультация со специалистами ………………….. ………...8-9

2.3. Создание математической настольной игры……….…………9-10

3. Заключение:

3.1 Анализ результатов, рефлексия……………………………...…...11

4. Источники……………………………..………………………...…11-12

5. Приложение……………………………………………………….12-20




Аннотация проекта:

Проект предназначен для организации повторения курса математики первого полугодия 6 класса. В ходе реализации проекта учащиеся изготовили настольную математическую игру-бродилку с карточками, содержание которых соответствует основному программному материалу, изученному в первом полугодии 6 класса. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся, закреплению и повторению основных тем программы по математике.

Актуальность проекта:

При изучении математики необходимо постоянно отрабатывать пройденный материал, решать множество заданий, доводить свои навыки до автоматизма. Детям выполнять это скучно и утомительно. Мы это поняли, когда в День самоуправления пришли проводить урок математики к шестиклассникам. Уже через десять минут урока мы увидели, что многим ребятам не интересно выполнять однотипные задания. Мы решили создать настольную математическую игру. Ведь ученые считают, что во время игр, особенно со сверстниками, ребёнок гораздо быстрее усваивает учебный материал.

Гипотеза: мы предполагаем, что настольные игры помогают эффективнее повторить изученный материал по математике.

Цель проекта: Создание настольной математической игры-бродилки с карточками.

Задачи проекта:

  • Изучить особенности настольных игр;

  • Провести анкетирование шестиклассников по вопросам их отношения к математике и настольным играм;

  • Подобрать материал для карточек в настольной математической игре;

  • Разработать правила игры.

Методы исследования:

1. Сбор информации.

2. Анкетирование одноклассников.

3. Консультация у специалистов: учителей математики и информатики МБОУ «СОШ им. А.М. Горького».

4. Практическая работа.

5. Анализ и сравнение результатов.

Ожидаемый результат: создание настольной математической игры-бродилки с карточками, содержание которых соответствует основному программному материалу, изученному в первом полугодии 6 класса.


Сбор информации

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. Голландский философ Йозеф Хайзенга считал, что люди превращают в игру весь свет и человек только потому человек, что умеет играть.

Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной. Легенды и мифы приписывает изобретение азартных игр богам и героям, но современные ученые считают, что шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее.

На Руси всё началось с бирюлек. В них играли еще наши прапрадедушки. Имя мастера, который первым начал изготавливать точеные наборы из различных предметов для игры в бирюльки тоже осталось неизвестным.

З атем появилась игра «Гусёк», которая в 19 веке трансформировалась в «Путешествие». В неё играли на специально сделанной доске, по середине которой была проведена извилистая черта. По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница, числа. Кто первым поставит шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед, назад. А остальные игроки, с меньшим числом очков, могут ходить только вперед, заходить на постоялый двор, где платят за постой, кто зайдет в темницу, тот выходит из игры. Кто дойдёт до конца первым, тот и победил. Так появилась первая игра-бродилка.

В период СССР настольные игры выступали в качестве одного из основных вариантов проведения досуга. Содержание игр отражало время.. В 70-80-ые годы были популярны «Приключения на Луне» (где надо спасать героев в космическом пространстве) и «Старый замок» (где надо найти выход из лабиринта в замке), «Города-герои» (где участники путешествовали по городам-героям и отвечали на вопросы по истории). А в 90-ые годы все мечтали стать бизнесменами и играли в «Монополию» и «Менеджера».

К настольным математическим играм относят математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и игры-бродилки.



Виды математических настольных игр:

- настольные игры, обучающие счёту;

- настольные игры на развитие внимательности и умения находить подобное;

- настольные игры и понятие «больше-меньше-равно»;

- игры на развитие логики и умения выделять признаки;

- настольные игры и пространственное мышления;

- настольные игры, которые знакомят с понятием «комбинация»;

- настольные игры и теория вероятности.

Структура математической игры:

Игровой замысел выражен в названии игры, часто выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры, или в виде загадки;

Правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию непринужденной рабочей обстановки;

Игровые действия - регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры;

Содержание - заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре, а также в проявлении своих способностей к математике, творческих способностей;

Оборудование - все, что необходимо при проведении игры, ее конкурсов;

Результат – финал игры, придает игре законченность, достижение поставленной цели игры. Полученный результат игры дает обучающим моральное и умственное удовлетворение.

Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой. Отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, математическая игра или невозможна или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение упражнений и заданий. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, приводит к желаемому результату. Такая игра способствует возникновению желания участвовать в ней, пробуждает положительное отношение к ней, повышает познавательную активность и интерес.

Таким образом, достав настольную игру из коробки, ученики радостно садятся заниматься наукой. Математику можно изучать с помощью математических игр. Правильно выбранная математическая игра с учетом возраста способствует возникновению у школьников интереса к математике.


Анкетирование шестиклассников.

Мы решили выяснить, как относятся к настольным играм шестиклассники, какие темы по математике для них затруднительны и они хотели бы закрепить их в игровой форме.

На первый вопрос «Хотите ли вы повторять математику с помощью настольной игры?» из 46 респондентов положительно ответили 44, 2 затруднились с ответом и никто не ответил отрицательно.


Мы попросили шестиклассников назвать темы, которые вызывают у них затруднения, и они хотели бы отработать их при помощи математической игры-бродилки.

Были названы следующие темы:

  • Проценты – 14 человек

  • Отношения и пропорции – 5 человек

  • Целые числа – 10 человек

  • Распределительный закон – 8 человек

  • Правила раскрытия скобок – 9 человек



По результатам проведённого анкетирования мы ещё раз утвердились в мысли, что математическая игра необходима шестиклассникам.


Консультация со специалистами

Мы решили обратиться за консультацией к учителям математики и информатики нашей школы.

Миникина Галина Петровна поддержала нашу идею и помогла подобрать задания для карточек. Нам было важно её мнение, ведь у Галины Петровны огромный стаж работы.


Карсекина Ольга Владимировна согласилась, что такая игра будет полезна для шестиклассников и выразила надежду, что подобные игры мы разработаем для учеников других классов.

Учитель информатики Донской Дмитрий Владимирович поддержал нашу идею и обещал помочь с разработкой компьютерного макета игрового поля.


Создание настольной математической игры-бродилки «Цифромания»

  1. Сначала мы придумали механизм игры, в основе которого - вопросы, за правильные ответы игроки будут награждены, за неправильные «наказаны». В основе игры лежит игра «бродилки».

  2. На втором этапе мы стали придумывать вопросы по школьной программе. Это оказался самый сложный этап. Придумывать вопросы гораздо сложнее, чем отвечать на них. Сделали карточки с вопросами.

  3. На третьем этапе стали заниматься оформлением игры. Ведь игра должна быть интересной и веселой. Придумали игровое поле с различными препятствиями. Это работа была очень сложной, мы придумали несколько макетов игрового поля и долго выбирали, какой из них больше подойдёт для нашей игры.

  1. Разработали правила игры, для этого пришлось ставить себя на место игроков и проигрывать каждый шаг игрока.

  1. Тестирование игры провели на своих одноклассниках. Нам было интересно, какой отклик вызовет эта игра у реальных участников. Одноклассники сначала скептически отнеслись к нашему предложению, но потом увлеклись игрой.

  2. Мы провели презентацию игры для шестиклассников. Ребята с удовольствием начали осваивать новую игру, а мы поняли, что набор карточек надо будет постоянно пополнять и усложнять.

Заключение

Цель нашей работы достигнута. Мы создали настольную математическую игру-бродилку «Цифромания», с помощью которой шестиклассники могут отрабатывать пройденный в первом полугодии материал. Во время игры ребята научатся общаться, играть честно, не унывать из-за проигрыша и не зазнаваться при победе.

Список литературы

  1. Аристова, Л Активность учения школьника [Текст] / Л. Аристова. – М: Просвещение, 2017– 212с. . 

  2. Балк, М.Б. Математика после уроков [Текст]: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М: Просвещение, 2020. – 462с. 

  3. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки [Текст] // Воспитание школьника, 2002. - №2. 

  4. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения [Текст] / А.П. Доморяд. – М: Гос. издание Физико-математической литературы, 2015. – 267с. 

  5. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка [Текст] / Е.А. Дышинский. – 2014.-142с. 

  6. Самойлик, Г.  Развивающие игры [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2018. - №24. 




Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольная_игра

  2. https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_effektivnost_nastolnih_224527.html

  3. http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator

  4. https://www.canva.com/





Приложения

Приложение 1

Описание и правила игры в настольную математическую игру-бродилку «Цифромания»

Цель математической игры – повторить материал, изученный в первом полугодии шестого класса.

Возрастная категория игроков

Игра разработана для учащихся шестого класса

Количество игроков

В игру можно играть как индивидуально (от двух и более игроков), так и небольшими командами.

Описание хода игры

Участники игры выбирают для себя фишки и устанавливают их на старте и разыгрывают с помощью игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди берут карточку и выполняют задания. На карточках может быть задание на повторение изученного в первом полугодии учебного материала. Каждая из 14 остановок предлагает карточки на определённую тему. Если ребёнок справился с заданием, он получает очко. Выигрывает тот участник, который на финише набрал наибольшее количество очков.















Приложение 2

Игровое поле настольной математической игры-бродилки «Цифромания»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!