СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по экологии "Пыль -влияние на здоровье человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной работы в том, что давно известно, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье людей, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха.

Цель работы: определить состояние чистоты воздуха и его влияние на здоровье людей в нашем доме и школе.

Материал поможет убедить учащихся в необходимости чистой сменной обуви и проведении влажных уборок более 1 раза в месяц. Материал работы также можно использовать при проведении классных и родительских собраний.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по экологии "Пыль -влияние на здоровье человека"»









Открытая городская научно практическая конференция «ЭКОЛОГиЯ – Весна 2021





Тема: «Пыль – влияние на здоровье человека»



















Выполнили: обучающиеся 1 «А» класса

МБОУ «Школа 99 имени героя советского союза Никулиной Е.А.»

Косырева Мария, Афонин Семен,

Руководитель: Еременко Людмила Николаевна



2021г




Оглавление:

Введение

  1. Что такое пыль и откуда она взялась?

  1. Пыль, ее источники

  2. Состав пыли

  1. Опасна ли пыль для человека?

  1. Влияние пыли на организм

  2. Способы борьбы с пылью

  1. Практические опыты

  1. Пыль в нашем доме

  2. Самые запыленные места в школе

  1. Заключение

Список литературы и используемых информационных ресурсов

Приложения























Введение

Каждому человеку знакомо чувство "лёгкости" дыхания утром в лесу: то, что мы называем "свежий" воздух. Ученые подтверждают, что ощущения нас не обманывают. Тот воздух, который мы называем свежим, является самым полезным для здоровья, полноценным.

Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут.

Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от плохой пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится, даже если он загрязнён или опасен для здоровья.

Люди уже давно поняли, что чистый воздух нужен человеку, чистый воздух – залог здоровья. [3]

Вот вопросы, на которые мы попытались ответить:

Какой же воздух в наших квартирах и школах, и как же он влияет на здоровье человека?

Что такое пыль? Из чего она состоит? И чем мы дышим?

Проблема: на уроках окружающего мира, узнав, что такое экология, мы заинтересовались вопросом, насколько чист воздух, которым мы дышим в школе и дома, и что нужно сделать для того, чтобы воздух в квартире и школе стал чище?

Актуальность нашей темы в том, что давно известно, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье людей, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха.

Цель работы: определить состояние чистоты воздуха и его влияние на здоровье людей в нашем доме и школе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-выявить: из чего состоит пыль, и чем мы дышим;

выяснить влияние пыли на организм ребенка

-как образуется пыль в помещениях и домах, выявить места наибольшего скопления пыли в школе и дома;

-показать, что именно отрицательно влияет на здоровье человека;

-выяснить, знают ли учащиеся о важности сменной обуви, значении влажных уборок и вредном влиянии пыли на организм человека.

-познакомить со способами борьбы с пылью;

-разработать рекомендации по улучшению санитарно-гигиенических норм.

- Гипотеза: пыль влияет на организм человека; если не уделять внимания чистоте воздуха, то со временем человеку будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем.

Методы исследования:

. работа с литературой;

. поиск информации во всемирной сети Интернет;

. исследование запыленности дома и в школе;

. анкетирование учащихся.

Результат исследования: на основе анализа полученных данных разработать рекомендации по очищению воздуха дома, в классных кабинетах и других школьных помещениях, провести неделю чистой обуви в школе для улучшения качества воздуха.

Объект исследования: экологическое пространство помещений школы и квартиры.

Предмет исследования: степень запыленности пространства


  1. Что такое пыль и откуда она взялась.

  1. Пыль, ее источники

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова. «Пыль – это мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе, или скапливающиеся на поверхности предметов». Она, как правило, поднимается с земли ветром, затем носится в воздухе под воздействием воздушных течений, пока вновь не осядет на поверхность под влиянием земного притяжения или вместе с дождем и снегом.

Источники пыли могут быть самые разные. Она появляется в результате выветривания почвы, из кратеров вулканов при извержениях, содержится в выхлопных газах автомобилей и другого транспорта и даже в океанских брызгах. У нас дома в пыли можно найти пески пустыни Сахары, пепел из японского вулкана Сакурадзима, соль из Тихого океана, микрочастицы почвы и множество других интересных вещей.

Всю пыль можно разделить на две группы: естественная и искусственная. [4]

Естественная – это почва. Выдуваемые ветрами частицы земли поднимаются высоко в небо и переносятся на многие сотни километров. Океанская пыль – это маленькие капельки воды, которые поднимаются с помощью пузырьков воздуха. Капли мгновенно высыхают, а воздух насыщается солями, которые парят в воздухе. К естественной органической пыли можно отнести цветочную пыльцу, грибки, споры, шерсть животных и волосы людей.

К искусственной можно отнести отходы от нефти, газа, угля, дерева и сажа.

Так же к ней относятся волокна из различных тканей.

Все это кружит в воздухе и попадает в наши легкие.

  1. Состав пыли

Изучение домашней пыли началось очень давно, уже в 20 веке группа ученых рассматривала пыль, как сильный аллерген.

Состав домашней пыли очень сложен, в целом все вещества пыли можно разделить на 6 частей:

По оценкам экологов, домашний воздух в 5 "грязнее" и в 9 раз токсичнее наружного.

Рассмотрим подробнее каждую составную часть пыли:

Чешуйки кожи.

Каждый из нас сбрасывает до 450 г. кожной ткани в год. Она собирается на полу, в кроватях и в мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

Перед нами встал вопрос: откуда берётся пыль?

Итак, исследуя пыль в помещениях, мы узнали, что семья из

3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Сколько же килограммов пыли производит 27 учащиеся одного класса? По нашим подсчётам, около 9 кг в месяц. Это много. [5]

Оказывается, во-первых, самая малая ее часть, больше чем наполовину состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Она собирается на полу, мягкой мебели и в кроватях и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

Во-вторых, вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом, класс, в здание школы грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров.

В-третьих, гранулы пыльцы появляются в наших домах, классах, помещениях, благодаря цветущим растениям.

В - четвертых: это шерсть домашних животных. Если у вас живёт пушистое существо, то уборка шерсти с ковров может быть весьма трудной задачей. [7]

В общественных местах, таких как школы, концентрация «кошачьего» и «собачьего» аллергенов в пыли часто находится на том же уровне, что и в домах, где содержат этих животных. Аллергены выносятся с одеждой или в волосах из дома в окружающую среду.


  1. Опасна ли пыль для человека?

  1. Влияние пыли на организм.

Опасна ли сама пыль для организма человека

Пыль сама по себе безопасна для организма человека, но, если только в ней не присутствуют маленькие насекомые – пылевые клещи, для которых пыль – это продукт питания.

Их основной пищей являются шерсть и ороговевшие частички кожи. Сами они безопасны для человека, так как слишком малы и не могут его укусить, но их продукты их жизни могут также вызывать аллергические реакции.

Плесень обычно присутствует в воздухе, но она также растет в домашней пыли. Некоторые типы плесени могут вызвать отравление при ее вдыхании.

Если постоянно «дышать пылью», то неизбежны заболевания дыхательной системы (хронические заболевания полости носа, глотки, бронхов, легких, аллергические реакции), воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз. Постоянное наличие пыли может вызывать аллергию даже у абсолютно здорового человека.

Мы задали вопрос своим одноклассникам: (Приложение 1)

  • Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

  • Если «да», то каким образом?

Все 28 человек ответили – Да

Ответы наших одноклассников мы приводим в таблице:

Когда я вдыхаю пыль, то у меня начинают слезиться глаза

-1 чел

Мы начинаем чихать

5чел

Человек заболевает и идет в больницу

11 чел

Ему становится трудно дышать

3 чел

Пыль вредна, потому что это пыль

4 чел

У человека ослабевает иммунитет

2 чел

Не знают

2 чел

На эти же вопросы мы попросили ответить своих родителей: На этот вопрос ответили 34 человек

(В опросе приняли участие мамы и папы)

Пыль может вызвать заболевания органов дыхания, появится кашель

15 чел

Начинаются воспалительные процессы в бронхах и легких, как у шахтеров, появляется одышка

5 чел

Пыль может вызвать головную боль и аллергию

9 чел

Будет очень плохо, пыль влияет на организм как сигаретный дым

5 чел

Иногда можно услышать: «Зачем брать тряпку каждый день? Я лучше один раз приберу, когда пыли побольше накопиться!».

Мы снова задали вопросы своим родителям: (Приложение 1)

  1. Сколько раз вы делаете дома влажную уборку?

    1-раз

    10 чел

    2 раза

    6 чел

    3раза

    4 чел

    Каждый день (маленький ребенок)

    7 чел

  2. Используете ли вы при влажной уборке специальные моющие средства?

«Да» - ответили 14 чел

  1. Способы борьбы с пылью

Каковы же способы борьбы с вредной для организма человека пылью?

Всем известная уборка помещений, конечно же, сокращает количество пыли. Омертвевшие клетки кожи человека легко убираются пылесосами. Очень важно пыль удалять постоянно, а не от случая к случаю

А также проветривание помещения помогает снизить уровень загрязнения воздуха, однако, из-за долгой холодной зимы такая возможность ограничена. Известно также, что многие комнатные растения могут снижать численность микроорганизмов в воздухе.


III Практические опыты

        1. Пыль в нашем доме

Мы решили посмотреть, как быстро появляется пыль на мебели дома. Для этого мы с мамой сделали влажную уборку в доме, после, на моей полке, возле компьютера, чистой сухой бумажной салфеткой еще раз протерли – салфетка осталась белой, пыли нет. Через 3дня, до уборки в доме, мы снова протерли салфеткой полку – салфетка оказалась в пыли. К сожалению, и возле компьютера пыль быстро появилась. Я сделал вывод, что пыль – загадочная штука. Сколько не убирай ее, она все равно накапливается.

        1. Самые запыленные места в школе

Современный ученик большую часть времени проводит в школе, дома и на улице, любит сидеть за компьютером, заниматься в спортзале, играть в футбол на улице, поэтому он постоянно взаимодействует с «уличной» и «домашней» пылью.

Проведя анкетирование, мы узнали, что все 28 ребят нашего класса считают, что в школе необходимо переобуваться. Но переобуваются далеко не все ребята, одни забывают это сделать, другие приносят далеко не чистую сменную обувь. Так же из наших наблюдений известно, что в теплое время года в сменной обуви дети возвращаются домой после школы, а затем кладут ее в сумку и несут вместе с пылью на следующий день.

Мы решили узнать, где в школе больше всего пыли, и что необходимо делать, чтобы ее стало меньше?

Для исследования мы выбрали разные помещения школы: свой кабинет№ 203, спортивный зал и коридор. В них мы протерли салфеткой поверхности пола и полок. На них мы увидели прилипшие черные точки, волоски, загрязнения. А также мы получили ответы на интересующие нас вопросы.

Мы выяснили, что в нашей школе учатся более 1500 человек, 100 учителей и технический персонал. Кроме этого иногда приходят родители, и не все переобуваются. И хотя уборка производится 2 раза в день, большая проходимость людей и грязная обувь приводят к сильному загрязнению помещения.

Самыми грязными были салфетки из коридора. В коридорах из-за огромного количества проходящих учеников также образуется пыль, которая не успевает оседать за время уроков, находится в воздухе, которым мы дышим на переменках.

Спортивный зал за день посещают много классов, и там количество пыли тоже было значительным.

В нашем кабинете пыли оказалось не так много. Это и понятно, ведь в классе мы большую часть времени сидим, пыль в воздух не поднимается. Кроме того, в кабинетах нашей школы установлены рециркуляторы – устройства для очистки и вентиляции воздуха, это дополнительно уменьшает и количество пыли. Воздух проходит сквозь фильтры и пыль оседает на них.

До уроков мы проветрили кабинет, вытерли поверхность полок в классе, салфетка – чистая, уже после второго урока другая салфетка была немного в пыли, а после четвертого еще больше.

Всем классом мы решили в течении недели каждый день после школы тщательно мыть сменную обувь после учебного дня и вытряхивать пыль, протирать или стирать сумки для обуви, для того чтобы переносить и поднимать в воздух как можно меньше пыли.

Каждый день после 4 урока проверяли состояние запыленных полок. Её количество значительно уменьшилось к концу недели. Таким образом, всего лишь тщательный уход за своей обувью делает воздух в помещении гораздо чище.

Тогда мы решили делать влажную уборку класса еще после второго урока. А на переменах всем выходить из класса в коридор, но не для того чтобы бегать. Во время бега поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.


Мы сделали вывод, что, проводя влажную уборку в классе два раза в день мы снижаем количество пыли и грязи, становимся веселее и бодрее.


IV. Заключение.

В результате выполнения работы, мы выяснили:

  1. Пыль наносит огромный вред нашему здоровью: содержит огромное количество вредных веществ, которые провоцируют развитие аллергии, болезней дыхательной системы, различных воспалительных заболеваний даже у совершенно здорового человека при длительном контакте. Мы все в своих квартирах, домах, классах и помещениях должны следить за чистотой воздуха, которым дышим. В нашей стране проводится большая борьба с загрязнением воздуха. Принят Закон об охране атмосферного воздуха.

  2. В школе пыли образуется больше в тех местах, где ученики находятся в постоянном движении: постоянно поднимаются в воздух частички одежды, волос, шерсти домашних животных, пылевые и бумажные клещи.

  3. Улучшить качество нашего воздуха мы можем регулярными влажными уборками и проветриванием комнат и классов, а также следить за чистотой сменной обуви.

  4. Большую роль в поддержании чистоты воздуха играют зеленые цветы: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частицы пыли.

  5. Мало кто знает о пользе пыли.

  6. Пыль отражает солнечный свет, и мы наблюдаем красивые закаты, формирует облака.

  7. Пыль необходима животным для защиты кожи от паразитов. Некоторые животные даже купаются в пыли.

  8. Космическая пыль защищает землю от перегрева.

На основании изученных фактов, мы разработали рекомендации по борьбе с пылью, которые можно использовать в школе и дома. (Приложение 2) С данными рекомендациями и самой работой считаем нужным познакомить учащихся школы, как начальных классов, так и среднего и даже старшего звена. Материал поможет убедить учащихся в необходимости чистой сменной обуви и проведении влажных уборок более 1 раза в месяц. Материал работы также можно использовать при проведении классных и родительских собраний.


В итоге можно сделать вывод: выполнив поставленные задачи мы достигли планируемой цели, наша гипотеза нашла свое подтверждение.


Список литературы:


  1. Древо познания / универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2005.


  1. Советский энциклопедический словарь под ред. А. М. Прохорова, Москва, «Советская энциклопедия», 1990 г.

  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000.

Использованные интернет ресурсы:

  1. www.alteros.ru/proffesional/fiterbags/dust  

  2. http://sovetuem.in/byt/48-10-sekretov-pyli.html.

  3. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20876/

  4. http://www.clinica-tibet.ru/bolezni/immunolog/allergi/

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пыль




















Приложение 1

Анкета для обучающихся

  1. Как вы считаете, нужна ли в школе сменная обувь?

  2. Сколько раз вы делаете дома влажную уборку?

  3. Используете ли вы при влажной уборке специальные моющие средства?

  4. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

  5. Если «да», то каким образом?

  6. Сколько раз в день в Вашем кабинете делается влажная уборка?

  7. Сколько человек в среднем посещают Ваш кабинет?

  8. Переобуваетесь ли Вы?

Анкета для обучающихся и родителей

        1. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

        2. Если «да», то каким образом?




Приложение 2

Рекомендации по борьбе с пылью


В школе.

  1. Обязательная смена обуви т.к. она значительно уменьшает содержание пыли в школе, поскольку не содержит уличной грязи. За сменной обувью тоже нужно ухаживать, регулярно ее мыть.

  2. Проводить влажную уборку не реже 2 раз в день, используя специальные моющие средства.

  3. Обязательное проветривание классных помещений за 15 – 20 мин до учебных занятий.

  4. Обязательное проветривание классных помещений после каждого проведённого урока на 10 – 15 мин.

  5. Ежедневная влажная уборка кабинетов не только после окончания 1-ой смены, но и на больших переменах, которые длятся не менее 15 мин.

  6. Ежедневная влажная уборка в кабинетах не только полов, но и классной мебели (шкафов, подоконников).

  7. Желательно использовать в классных кабинетах очистители воздуха.


Дома.

  1. Проводить влажные уборки не реже 1 раза в день, используя специальные моющие средства. В сухом воздухе пыль не оседает часами. Поэтому необходима влажная уборка и увлажнение, особенно в отопительный сезон.

  2. Проветривая комнату, вы избавитесь от пыли, находящейся в воздухе и насытите комнатный воздух кислородом.

  3. В подушках, в матрацах, в одеялах, в коврах и мягких игрушках необходимо уничтожать пылевых клещей. Зимой можно их проморозить при минусовой температуре, а летом прогреть на солнце.

  4. Комнатные тапочки нужно менять на новые каждые три месяца.

  5. Если дома есть своя библиотека, то книги не должны храниться во влажных местах. Со временем пролистывать книги, так как между страницами скапливается пыль.

  6. Старайтесь не пускать домашних животных в спальню, а тем более в постель, даже если на них нет аллергии.

  7. Стирать постель следует 1 раз в неделю при температуре 60°С и выше.




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!