СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по русскому языку "Секреты постановки знаков препинания в русском языке", Котова Екатерина, 8 Ф класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по русскому языку "Секреты постановки знаков препинания в русском языке", Котова Екатерина, 8 Ф класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23









Исследовательский проект

по русскому языку



Секреты постановки знаков препинания в русском языке






Работу выполнила: Котова Екатерина,

ученица 8 «Ф» класса

Руководитель: Смирнова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы




Допускается к защите:

____________(Ф.И.О._________________)

«____»__________20_____г.





г. Комсомольск-на-Амуре

2020 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательский проект по русскому языку

ученицы 8 Ф класса

Котовой Екатерины Константиновны


Котова Екатерина работала над проектом по русскому языку по теме «Секреты постановки знаков препинания в русском языке». Тему проекта ученица выбрала самостоятельно и согласовала ее с учителем.

Ученица последовательно и глубоко раскрывает тему проекта. В теоретической части ученица обращается к историипоявления знаков препинания в русском языке, останавливается на принципах пунктуации и функциях, которые выполняют знаки препинания в русском языке. Во второй главе рассматривает все пунктуационные знаки и их использование в письменной речи.

Работа правильно структурирована, состоит из вступления, двух теоретических глав и исследовательской части, есть заключение, литература и приложение. Выдержан стиль и логика изложения.

Ученицей было проведено исследование, цель которого провести статистическую обработку текстов произведений разных жанров, сопоставить полученные данные и выявить отличительные особенности употребления знаков препинания в произведениях А.С. Пушкина и В.В. Маяковского. Результаты занесены в таблицу.

Работа написана грамотным языком, оформлена в соответствии с требованиями и заслуживает оценки «Отлично».


Руководитель Смирнова Елена Юрьевна







СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретическая часть ………………………………………………… 5

1.1.Что такое знаки препинания……………………………............................. 5

1.2.История появления знаков препинания…………………………………… 6

1.3.Принципы пунктуации и основные функции знаков препинания в русском языке …………………………………………………………………………… 7

1.4.Правила постановки………………………………………………………… 8

Глава 2. Типы знаков препинания ……………………………………………. 9

2.1.Запятая………………………………………………………………………. 9

2.2.Точка с запятой…………………………………………………………….. 10

2.3.Многоточие………………………………………………………………… 11

2.4.Двоеточие…………………………………………………........................... 13

2.5.Тире………………………………………………………………………….. 15

2.6.Восклицательный знак…………………………………………………….. 17

2.7.Вопросительный знак……………………………………........................... 18

2.8.Скобки………………………………………………………………………. 19

2.9.Точка………………………………………………………........................... 20

Глава 3. Исследовательская часть …………………………………………… 23

Заключение ……………………………………………………………………. 30

Литература …………………………………………………………………….31











ВВЕДЕНИЕ

Русская пунктуация заключает в себе много трудностей и тонкостей, при том, что количество знаков препинания ограничено в своем разнообразии, но их смысловая нагрузка весьма многообразна.

Грамотное использование знаков препинания в письменной речи стало сегодня особенно важным в нашей жизни. Часто мы используем их, не задумываясь, что приводит к двусмысленности прочтения того или иного текста, документа.

Актуальность данной темы в современном мире очевидна. Как и прежде без знаков препинания на письме не обойтись. Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о том, правильно ли он выразил свою мысль с помощью знаков препинания. Ведь стоит поменять местами одну маленькую запятую, и смысл предложения может измениться. Возможно, стоит поставить тут многоточие, чтобы было понятно, что автор задумался... или прибавить к вопросительному знаку в конце предложения еще и восклицательный, чтоб подчеркнуть важность вопроса?!Этот раздел лингвистики содержит в себе много секретов, вызывает множество вопросов у людей, поэтому данная тема интересна для исследования.


Гипотеза:умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.


Цель работы: выявление важности правил современной пунктуации русского языка в письменной речи и можно ли обойтись без знаков препинания или использовать их по своему усмотрению.


Задачи:

1) Познакомиться с историей появления знаков препинания в языке.

2) Дать характеристику разным знакам препинания, выявить их функциональное назначение.

3) Узнать, могут ли знаки препинания передавать на письме многообразие интонации и мысли автора.

4) Исследовать художественные тексты с целью выявления функций знаков препинания.

























Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Что такое знаки препинания

Пунктуацией в языкознании называется раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме. Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность. Помните, пресловутую фразу «казнить нельзя помиловать»? Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной. Слово «пунктуация», как и множество слов, заканчивающихся на -ция, является заимствованным из латинского языка. Латинское слово punctum переведем как «точка».

Есть несколько определений понятия «знаки препинания». В Википедии дается следующее определение: «Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции».

Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

Лингвистический словарь дает такое определение: «Знаки препинания – это знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия и т.д.). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строения и ритмомелодики».

1.2.История появления знаков препинания

Необходимость развития пунктуации появилась еще в 15-16 веках. Тогда стало развиваться книгопечатание, соответственно, люди постепенно стали больше читать. Таким образом и язык нужно было приводить в порядок для корректного и легкого восприятия текста.

Считается, что пунктуацию изобрели в Италии, постепенно она стала общепринятой для стран Европы и таковой является до сих пор, распространившись везде.

Хотя зачатки знаков препинания в русском языке появились раньше. После 15-16 веков наша история пунктуации постепенно слилась с Европейской. Произошло это примерно в 17-18 веках.

И пару слов о некоторых знаках.

Самый старый знак - точка. Она встречается еще в письменности 11 века. Правда, ставилась она "по желанию" автора (где хочу, там и ставлю, то есть функцию современной точки не выполняла) и чертили ее по середине строки, а не в в нижней ее части.

В 15 веке в нашей речи встречается и слово "запятая". Даль считает, что слово произошло от глагола "приостанавливать", что полностью соответствует его значению. Это, к слову, самый распространенный знак в нашем языке.

Скобки раньше назывались "вместительными" знаками.

Восклицательный знак - удивительный знак или удивительная точка - появилась в 16 веке.

Вопросительный - вопросительная точка. Впервые появился в 16 веке, но плотно укрепился в языке только к 18 веку.

А такие сложные знаки, как тире и многоточие и кавычки появились аж в конце 18 века. За это благодарность Карамзину.




1.3. Принципы пунктуации и основные функции знаков препинанияв русском языке

Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка. Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи. С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.

Ученый Я. К. Грот указывал на синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.

Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.

Смысловой принцип особенно заметен при особоблении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях. Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.

Можно выделить основные функции знаков препинания: 

1) Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы равен неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)

2)Интонационно-экспрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию к речи, т.к. знаки препинания расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и прочее)

Виды знаков препинания:

1)Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; восклицательного знака с многоточием; вопросительного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-то, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и прочее.

2) Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

3) Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.


1.4. Правила постановки знаков препинания

Запятая ставится:

  • между частями сложного предложения;

  • между однородными членами;

  • при повторяющихся союзах;

  • для выделения обращений;

  • для оформления прямой речи.

Двоеточие ставится:

  • после обобщающего слова перед однородными членами;

  • после слов автора перед прямой речью.

Тире ставится:

между подлежащим и сказуемым;

перед обобщающим словом после однородных членов;

после прямой речи перед словами автора.


Глава 2. Типы знаков препинания

2.1.Запятая

Впервые запятые появились в русском языке в XIV-XV веках. Поначалу роль запятой мало отличалась от точки. Сегодня она используется для обособления и разделения частей предложения. Полный перечень случаев ее использования весьма широк. Но можно выделить основные.

Запятую ставят между частями сложного предложения. Здесь есть много вариантов: эти части могут входить в сложносочиненное или сложноподчиненное предложение, быть союзными или бессоюзными. Но запятая помогает увидеть границу частей. Например: «Маша — девочка, а Петя — мальчик», «Дети гуляли в лесу, пока не стемнело», «Папа пришел домой рано, и дети обрадовались этому».

Чаще всего школьники впервые знакомятся с запятой, которая выделяет обращение к кому-либо. Например: «Шарик, дай лапу», «Мама, помоги мне». Но запятая способна обозначить на письме и обособленные члены предложения, и междометия, и вставные конструкции или слова. Например: «Ученику, сидящему на первой парте, удобно переписывать задания с доски», «Ах, как пахнут розы!», «К сожалению, мы не сможем прийти на праздник», «На встречу Николай, удивительное дело, не опоздал».

Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного.

А) В бессоюзных предложениях:

«Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их»

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) В сложносочиненных предложениях (предложения с сочинительными союзами а, но, и…):

«Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

2.2.Точка с запятой

То́чка с запято́й (;) — отделительный непарный знак препинания. Точка с запятой впервые введена итальянским печатником АльдомМануцием, использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений. 

В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в.

Современные функции точки с запятой:

а) разделительная функция

В русском языке точка с запятой употребляется для разделения:

1) однородных членов предложения, если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые

2) частей сложного предложения

- между составляющими частями бессоюзного сложного предложения, обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые

- между частями сложносочинённого предложения, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые

Точка с запятой выручает авторов, когда текст чрезмерно осложнен и однородным перечислением, и внутренними выделениями, уточнениями, вводными сочетаниями. Запятая в таком громоздком тексте оказалась бы бессильной. 

б) смысловая функция 

Благодаря употреблению точки с запятой мы можем не только чётко обозначить границы определённого синтаксического отрезка, но и 

·  зафиксировать его смысл,

·  облегчить восприятие мысли,

·  объединить логически связанные детали.


2.3. Многоточие

В устной речи мы можем передать свои слова при помощи интонации. В одном месте мы повышаем голос, в другом его понижаем, где-то делаем маленькую паузу для добора воздуха, а в определенных моментах ставим большие паузы для того, чтобы наш собеседник мог задуматься, осмыслить все, что было сказано ему ранее.В письменном слове интонацию мы можем заменить знаками препинания. Восторженные высказывания обозначаются восклицательным знаком. Вопрос, который мы задаем собеседнику, принято заканчивать вопросительным знаком. У каждого поэта и писателя в его творчестве были свои любимые знаки препинания. Наверняка, вы замечали, читая очередное произведение, что великий классик расставил в нем знаки, которые не соответствуют правилам русского языка. Там, где нужно поставить запятую – стоит тире. А в том случае, если в тексте просто необходимы кавычки, они отсутствуют. Особенно ясно это проявлялось в том случае, когда мы бреем книгу и начинаем переписывать с нее фразы, изложенные кем-то, в тетрадь с сочинением. В итоге, списав официально опубликованную информацию, мы едва натягиваем на «тройку» за сочинение.

Не думайте, что великие классики не знали о наличии правил в русском языке. Просто в своих произведениях они делали больший акцент именно на интонацию. Они четко знали, где необходимо поставить запятую, чтобы мы бегло пробегали по перечислению глазам, где должно стоять тире, которое с замиранием сердца ведет нас от начала действия к его стремительному завершению, либо является признаком того, что вслед за словом, последует его пояснение.

Многоточие же словно обрывает фразу, оставляет ее недосказанной автором. Обозначается данный знак препинания тремя одинаковыми точками, расположенными на равном, небольшом расстоянии друг от друга «…». Ввел в обиход данный знак препинания Карамзин. Он же любил использовать его в своих произведениях. Однако изначально многоточие называлось «знак пресекательный». Да, это название полностью отражает значение данных символов. Мы говорим что-то собеседнику, но вдруг на полуслове обрываем свои мысли, оставляем фразу недосказанной. После многоточия, как правило, следует продолжительная пауза. В отличие от точки, многоточие несет за собой определенную смысловую нагрузку, которую невозможно не заметить, читая произведение. Точка сводит интонацию к нулю. После нее мы сразу же переходим к прочтению следующего предложения. После многоточия мы замираем в ожидании. Мы словно желаем услышать, что же будет дальше, чем закончится предложение. Однако ответа на этот вопрос мы не узнаем.

Также при помощи многоточия мы можем указать на пропуск слов в тексте. К примеру, если мы решили взять цитату, однако какое-то количество слов в ней нам абсолютно не нужно. Эти слова могут отвлечь от основной мысли, упустить желаемый нам момент в тексте. В этом слуаче вместо пропущенных слов мы ставим многоточие. Если слова были пропущены в начале, середине и конце предложения, то многоточие ставится в каждом случае. Если же мы выпускаем из текста несколько предложений, то мы заключаем знак в угловые скобки.

В мире точной науки многоточием определяется большой интервал в числовых значениях. К примеру, мы не раз могли наблюдать примерный порядок чисел: 2, 4, 6, 8 … 24.  В целом, многоточием определяется огромное количество не только смысловых пауз, но и значений в точных науках. Поэтому переоценить значение многоточия в нашей жизни просто невозможно.


2.4. Двоеточие

Двоеточие — знак препинания в виде двух, расположенных одна над другой, точек (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например:

И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

 Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединённых с первым посредством союзов и заключающих в себе: а)разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении, например:

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (Пушкин).

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа (Лермонтов).

б)основание, причина того, о чём говорится в первом предложении, например:

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).

Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба — это была та тёмная граница, за которую не переступало сознание древних (Белинский).

Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1.Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, ещё слова например, как-то, а именно), например:

Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Гоголь).

Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком (Л. Толстой).

Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки (С. Аксаков).

  1. 2.Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л. Толстой).


2.5. Тире

Тире – структурный элемент, функции которого оформить:

  • смысловые связи между членами (главными, второстепенными, обособленными) простого предложения;

  • логическую связь отдельных предложений в составе сложного;

  • особые конструкции для передачи чужих слов, мыслей.

Выбирая тире, авторы акцентируют внимание читателя, придают динамику повествованию. 

Чтобы объяснить основание для постановки тире, сначала определяем, простое предложение (ПП) или сложное (СП).

В простом предложении

Убедившись, что в предложении одна грамматическая основа, анализируем строение ПП. Для этого ищем:

  • грамматическую основу;

  • однородные члены (перечисление);

  • неполные предложения (пропущен, но из контекста восстанавливается член ПП);

  • вводные конструкции, приложения, присоединительные, пояснительный и другие вставные конструкции. 

Слова из последнего пункта таблицы используют как подсказку для всех случаев, когда тире стоит в грамматической основе: если «это», «вот» или другие вставляются сразу после тире, то знак между главными членами ПП. Слово-подсказка поможет в трудных случаях:

  1. С инфинитивом в грамматической основе сочетается предикативное наречие с суффиксом О: Сдаваться раньше времени – (это) стыдно; Сидеть весь день дома – (это) скучно. 

  2. В связке со сказуемым-существительным выступает личное местоимение-подлежащее, если в контексте – явное противопоставление: Вы – (это) старые консерваторы, а они – (это) молодые нигилисты. 

В неполных предложениях

На месте пропущенного члена, главного или второстепенного, ставят тире. 

Неполные ПП нельзя путать с односоставными конструкциями. Безглагольные (эллиптические) неполные предложения отличаются от назывных наличием обстоятельства: 

  • Шкаф, кресло, стол. Больше мебели не было – первое предложение назывное.

  • Справа – шкаф, у окна – кресло и стол – эллиптическая конструкция, т.к. есть обстоятельства (где? – справа, у окна).

Тире в неполном предложении ставится:

  1. В тех случаях, когда пропущенный член предложения (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза.

    • Золою пахнет резеда, а яблоком – любовь.

  2. В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска.

    • Для юношей открылись все дороги, для старцев – все запретные труды.

В особых конструкциях

Тире служит для обособления приложений, определений. Чаще – в конце предложения, но распространенные обособленные члены предложения выделяют и в середине.

Тире при обособлении приложений

Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер:

  • Старая доха – большой овчинный полушубок – крепко выручала меня в ту лютую стужу. (С.-М.)

  • Охотиться волку на крупных животных – на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов – нельзя без напарников. (Ч.А.)

 

Чтобы не путать постановку тире в ПП с приложениями и между главными членами, чтобы отличить эти конструкции, попробуйте убрать из предложения то, что стоит после тире. Если предложение потеряло смысл, то тире стоит между подлежащим и сказуемым:

  • Москва – город моей мечты. 

  • Москва – город моей мечты – манила с детства, обещала сказку.

2.6. Восклицательный знак

Восклица́тельный знак (!) — знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции, который ставится в конце предложения для выражения изумления, сильного чувства, волнения и тому подобного.

Знак восклицательный ставится после обращений, стоящих в начале предложения, и междометий, стоящих как в начале, так и в середине предложения (второе встречается только в поэтической речи), если такие обращения и междометия являются восклицательными, например:

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).

А ныне, ах! за весь его любовный жар готовился ему несносный столь удар (Крылов).

Знак восклицательный в скобках ставится внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т. п.) к цитируемому тексту. Знак восклицательный ставится в конце восклицательного предложения, например:

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! (Пушкин).

Печально я гляжу на наше поколенье! (Лермонтов).

Армия пролетариев, встань стройна! Да здравствует революция, радостная и скорая! (Маяковский)


2.7. Вопросительный знак

Вопросительный знак (?) — знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.

Знак вопросительный ставится после прямого вопроса, в том числе и после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений, например:

Это кто же? Сам главнокомандующий был? (Л. Толстой).

Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она? (Пушкин).

Кто ты? Живая? Мёртвая? (А. Блок).

Знак вопросительный в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста.

Примечание. В вопросительных предложениях с однородными членами знак вопросительный может ставиться после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса, например:

Да что мне до кого? до них? до всей вселенной? (Грибоедов).


2.8. Скобки

Ско́бки — парные знаки, используемые в различных областях.

В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. Вставленными в предложение могут быть:

1.Слова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или её части, например:

На половине перегона лес кончился, и с боков открылись елани (поля)... (Л. Толстой).

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке (Тургенев).

2.Слова и предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые в качестве добавочного замечания, в том числе и выражающие вопросы или восклицание, например:

Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (Пушкин).

Души неопытной волненья смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга (Пушкин).

Наши поэты — сами господа, и если наши меценаты (чёрт их побери!) этого не знают, то тем хуже для них (Пушкин).

3.Слова и предложения, хотя и связанные синтаксически с данным предложением, но приводимые в качестве добавочного, второстепенного замечания, например:

Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь (Пушкин).

Но целью взоров и суждений в то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный) (Пушкин).

Нам остаётся свести отдельные черты, разбросанные в этой статье (за неполноту и нескладность которой просим извинения у читателей), и сделать общее заключение (Добролюбов).

В скобки заключаются фразы, указывающие на отношение слушателей к излагаемой речи какого-нибудь лица, например:

(Аплодисменты.)

(Смех.)

(Движение в зале.)

 В скобки заключаются непосредственно следующие за цитатой указания на фамилию автора и название произведения, из которого взята цитата.

В скобки заключаются ремарки в драматическом тексте.


2.9. Точка

Точка — это общеупотребимый на письме знак препинания, которым обозначают завершение повествовательного предложения. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, как полного, так и неполного, например:

На другой день утром войско наше двинулось вперёд. С восточной стороны Арзрума, на высоте Топ-Дага, находилась турецкая батарея. Полки пошли к ней, отвечая на турецкую пальбу барабанным боем и музыкой (Пушкин).

Является поэт с истинным талантом. Кто судья его таланту? Общество (Белинский).


Точка ставится для придания изложению большей выразительности после коротких предложений, рисующих какую-нибудь единую картину или быструю смену событий, например:

Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы (Пушкин).

Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Пётр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь как божия гроза. Идёт. Ему коня подводят (Пушкин).

Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть (Шолохов).

Точка ставится перед союзами ианооднако и т. п., если они не связывают в одно целое предложения, а начинают собой самостоятельное предложение, например:

За неделю до рождества приехал доктор Благово. И опять мы спорили и по вечерам играли на бильярде (Чехов).

Мой отец — тихий человек, но я не сомневаюсь, что он возьмётся за оружие. А мать, с её характером, — та безусловно возьмётся за оружие (Фадеев).

Точка ставится в конце рубрик перечисления (и в том случае, когда оно следует за двоеточием), если рубрики эти являются достаточно развитыми и особенно если они представляют собой самостоятельные предложения и если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:

Резюмируя всё изложенное выше, можно сказать:

  1. 1)Двести лет тому назад в нашей Академии наук зародилась теория корабля в виде двухтомного сочинения Л. Эйлера «ScientiaNavalis». 

  2. 2)Через несколько лет появилось и первое сочинение по строительной механике в виде мемуара того же Эйлера «Examendes effortsqu’ort à supporter...». 

  3. 3)В течение всего XIX в. в числе действительных членов Академии наук были моряки, и лишь с 1917 г. это было оставлено.

[Следует ещё несколько пунктов.] (Академик А. Н. Крылов).

Точка ставится после предложения, вводящего в дальнейшее изложение, если последнее представляет собой развернутое повествование, описание или рассуждение, например:

А случилось это дело вот как. Садясь в телегу к Павлу, Нежданов вдруг пришёл в весьма возбужденное состояние; а как только они выехали с фабричного двора и покатили по дороге в направлении к... [Следует пространное повествование.] (Тургенев).

 

 









 

 



Глава 3. Исследовательская часть.

Для исследования я взяла два текста, примерно равных по количеству слов. Первый текст повествовательного характера – это отрывок из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», второй текст – стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цель исследования – провести статистическую обработку текстов произведений разных жанров, сопоставить полученные данный и выявить отличительные особенности употребления знаков препинания в произведениях А.С. Пушкина и В.В. Маяковского.

Отрывок из романа «Капитанская дочка», глава 1

«Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – К какой стати стану я писать к князю Б.?

– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.

– Ну, а там что?

– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем. Но спорить было нечего! На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». 


Стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце а́ло.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи́ гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему, —
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
подсолнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма —
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — и солнца!

Проведя статистическую обработку текста, я все полученные результаты занесла в таблицу.

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Использование знаков препинания и их функции

в эпическом и лирическом произведении

Частотность употребления знаков препинания в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Частотность употребления знаков препинания в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Точка – 24 раза

Точка – 19 раз

Запятая - 37 раз

Запятая –66 раз

Двоеточие –4 раза

Двоеточие – 6 раз

Восклицательный знак – 5 раз

Восклицательный знак – 18 раз

Вопросительный знак – 8 раз

Вопросительный знак – 3 раза

Точка с запятой – 7 раз

Точка с запятой – 1 раз

Тире – 12 раз

Тире – 20 раз

Кавычки – 2 раза

Кавычки – 7 раз

Всего – 99 знаков

Всего – 140 знаков


Вывод: как видно из приведенной выше таблицы, текст Маяковского более насыщен знаками препинания, причем некоторые знаки в несколько раз превосходят по количеству. Так, в тексте Пушкина запятая используется 37 раз, у Маяковского – 66 раз; у Пушкина восклицательный знак встречается всего 5 раз, у Маяковского – 18, тире у Пушкина – 12 раз, у Маяковского – 20 употреблений. Использование Маяковским восклицательных знаков придает тексту повышенную эмоциональность, а тире показывает быструю смену событий, неожиданность или указывает на пропуск члена предложения.

Текст Пушкина более спокойный, плавный, повествование идет без особого напряжения.

Таким образом, знаки препинания могут характеризовать стиль писателя, передавать его чувства, эмоциональную напряженность.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В  далеком прошлом текст писали, не разделяя слова, писали без знаков препинания. Это очень затрудняло чтение текста.Современное письмо со знаками препинания  значительно  удобнее  для прочтения и понимания  текста.

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году.

Изучение пунктуации выдающихся мастеров художественного слова свидетельствует о ее богатых стилистических возможностях. Своеобразная пунктуация - это один из элементов стиля автора. Известно, например, что знаки бывают «излюбленными». Так, общепризнанно пристрастие Маяковского к восклицательному знаку, Горького к тире,а Пушкина – к точке и запятой. Тонкую изобретательность обнаружил и М.Е. Салтыков-Щедрин в использовании такого, казалось бы, «неэмоционального» знака, как скобки. Знаки препинания в художественном тексте способны выражать дополнительные, особые смысловые оттенки и интонационные нюансы.

Итак, стилистический, выразительный диапазон современный русской пунктуации чрезвычайно широк. Однако в основных своих значениях и употреблениях знаки препинания едины в разных литературных текстах. Это единство придает правилам пунктуации необходимую стабильность. Основа этой стабильности - опора на синтаксис.

Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста.



ЛИТЕРАТУРА

1. Волина В.В. Я познаю мир: Русский язык. - М. Изд. АСТ 1998

2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М.: просвещение.1989
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работы  общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012

4. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение,2011
5. Шибаев А. Родной язык, дружи со мной. – ДЕТГИЗ –лицей, 2008