СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по теме: Письма на снегу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по теме: Письма на снегу»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15









Исследовательский проект по теме:

Письма на снегу





Исполнитель:

Красильников Аркадий

Ученик 1 класса МАОУ СОШ №15

Класс1

Руководитель проекта:

Николаева С.Е.

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №15









п.Карпушиха

2021г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….

Глава I Теоретическая часть………………………………………….

    1. Поселок Карпушиха – кордон заповедных земель

    2. Описание следов животных

Глава II Практическая часть……………………………………………

2.1 Кто оставил письма на снегу

2.2 Анкетирование. Знают ли одноклассники, кто пишет на снегу.

2.3 Игра « Чьё письмо?»

Заключение……………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………..





























Введение

Зимой земля покрывается белым покрывалом, на котором легко можно

увидеть следы животных. Письма на снегу - это снежная грамота, которая

расскажет о жизни пернатых обитателей и о пушных зверях с помощью

непонятных знаков, точек, чёрточек, запятых. Мне захотелось разобраться в

этих непонятных знаках, и я решил заняться их исследованием. Ведь тот, кто

не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, для него полностью

закрыта лесная жизнь её обитателей.

Цель проекта:  определять животных, которые оставили письма на снегу.

Задачи:

  1. Подобрать необходимую литературу для определения следов животных.

  2. Узнать обитателей Висимского заповедника.

  3. Посетить ближайший лес и окрестности поселка.

  4. Выяснить по следам, кто из животных оставляет письма.

  5. Придумать обучающую игру о следах животных.

Гипотеза моего исследования - научившись различать следы животных и птиц, я больше узнаю о самом животном и буду лучше ориентироваться в зимнем лесу.

Объект исследования: следы жизнедеятельности животных.

Предмет исследования: личная коллекция фотоснимков следов животных.











Поселок Карпушиха- кордон заповедных земель

Мой поселок входит в зону сотрудничества с Висимским государственным заповедником. Всего в километре от дома по лесной дорожке начинается природоохранная территория заповедника.

ООПТ лежит на территории Свердловской области – на слиянии трех городских округов (Горноуральского, Кировоградского и Нижнетагильского). В географическом плане это – участок осевой части Среднего Урала, связанный с водоразделом рек Чусовая и Тагил (но сами они искомой зоны не касаются – тут царствуют три их крупнейших притока). ГЗ располагает всего одним гористым кластером. Его площадь составляет 33 000 гектаров.

В урочища запретника добираются через Кировоград. Офис и визит-центр учреждения находятся в одном здании – по адресу ул. Степана Разина, 23. Городок сообщается с более крупными населенными пунктами трассой Невьянск – Верхний Тагил. По железной дороге сюда можно добраться даже из Екатеринбурга (электричкой). От него одно из шоссе ведет в село Карпушиху. Там уже находится главный кордон заповеданных земель.

Зимой любители - лыжники прокладывают свои маршруты по живописным лесам охранной зоны. Прогуливаясь не спеша можно наслаждаться чтением писем на снегу, а можно бояться и не ходить в лес. Главное знать, кому принадлежит почерк. Ведь тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, для него полностью закрыта лесная жизнь её обитателей.

По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его пол, возраст, куда оно направлялось и зачем. На белом покрывале земли расстилаются цепочки каких-то точек, которые тянутся по снегу и приводят к маленькой норке. А другие следы крупные, они даже проломили наст. А там ровная стежка пересекает поле. Это следы зимней жизни в лесу, которую мы не видим. Большинство зверей очень скрытны и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все животные оставляют следы.

Я считаю, что мои исследования будут интересны не только мне, но и моим одноклассникам, потому что на территории нашей малой Родины Карпушихинского сельского поселения - встречается около 48 видов млекопитающих - бурый медведь, лось, кабан, волк, лисица, заяц, куница. Около 180 видов птиц - глухарь, тетерев, сова, кукушка, а в озёрах - разнообразные виды рыб.

Описание следов животных


Заяц — это небольшой пушистый зверь с длинными ушами, длинными задними ногами, которыми он отталкивается при беге, и с коротким хвостом.

Заячий отпечаток на снегу может выглядеть по-разному в зависимости от его поведения. Нормальный, обычный след выглядит следующим образом: крупные прыжки с одновременным выносом задних лап, передние при этом находятся последовательно одна за другой. Если прыжок крупный, то передние лапы также находятся вместе.

Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то, поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он только всего боится.

Белка – млекопитающее из отряда грызунов.

Передние лапки у Белки значительно меньше, чем задние. Есть и еще одна отличительная черта в строении лапок белки: передняя имеет четыре пальца, а задняя – пять, чтобы лучше толкаться во время прыжка и цепче держаться за ветку.

По поверхности земли Белка передвигается игривыми легкими прыжками. При скачке зверек, опираясь на более короткие передние лапки, отталкивается задними, и летит. В результате в момент приземления чаще всего задние лапки оказываются впереди передних, и получается как бы перевернутый отпечаток.

Известно, что Белка еще более непринужденно, чем по поверхности земли, передвигается по деревьям. Вот почему зачастую следы белки то исчезают, то появляются вновь

Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется. Так как у белки отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Лось — крупный зверь, высота в холке до 235 см, а масса тела до 600 кг. У самца рога. Следы этого лесного обитателя не спутать со следами другого животного лосиные следы большие. Некоторые охотники, глядя на след, могут даже сказать вам, кто пробегал – самка или самец. Определяют пол они по ширине отпечатка Длина шага взрослого лося может достигать 90 сантиметров, длина прыжка – все 3 метра.

Лоси не делают запасы, по этому, им приходится тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.

Лиса

Следы идут цепочкой, след в виде лодочки удлиненный сжаты пальцы плотно. Отпечатки мякишей боковых пальцев сдвинуты дальше назад, и часто между их передними краями и задними краями двух средних пальцев можно прочертить почти ровную черту или положить спичку. При беге заднюю лапу ставит в след передней.

Полевая мышь – мелкий грызун, распространенный по всему миру. На земле насчитывается более 100 видов. Отлично приспосабливаются к любым условиям существования. Нет мышей только высоко в горах, на территории, покрытой льдом.Прежде всего, мышиные отпечатки отличаются своими миниатюрными размерами.

Домашняя кошка — следы этого домашнего животного приходится встречать даже вдали от человеческого жилья и в самых разных местах.

Кроме того, кошка очень удобный объект для развития или закрепления навыков следопыта. Ведь наблюдая за ней, гуляющей или охотящейся, мы тут же можем проверить, какие следы остаются при различном движении животного — спокойном шаге, быстром беге или прыжках. Увидеть, что меняется в следовой дорожке, если она переходит на тихий крадущийся шаг.

Домашняя собака

Отпечаток лап домашней собаки обычно более округл, чем след диких псовых. Средние пальцы собака держит более растопыренными, а боковые пальцы у нее менее отставлены назад, чем у диких зверей, и их концы охватывают средние пальцы почти до середины. Отпечаток задней лапы уже, чем передней.. Когти у собак более тупые и широкие, чем у диких псовых. Длина шагов зависит от размеров собаки. Как правило, собака не бегает прямо, а рыскает, по пути обследуя разные предметы и кусты.












Практическая часть

Я решил найти изображения следов животных в Интернете, чтобы потом свериться с этими изображениями и определить, чьи следы нам могут встретятся в лесу. С папой мы фотографировали следы в парке, на крыльце дома. Я видел, чьи это следы, это было просто. В лес я ходил с учителем. Мы нашли много разнообразных следов жизнедеятельности. Сделали снимки и принялись прочитывать эти письма.

Следы могут поведать, какие звери и где обитают, их повадки, образ жизни. Признаки следов, оставляемых конечностями животных, далеко не случайны, основные особенности их закономерно связаны со всей биологией данного вида. Признаки почерка животного.

1. тип следовой дорожки (взаимное расположение отпечатков лап)

2. средняя величина отпечатка

3. длина прыжков или шагов

4. особенности поведения животного или "видовой почерк".

Не всегда можно увидеть крупных диких животных, но по разнообразнейшим следам на земле, снегу и окружающим предметам можно определить, какие животные водятся в той или иной местности, как они добывают себе корм, как охотятся и защищаются от врагов, как они нападают на недругов и заботятся о потомстве, болеют, развлекаются, кочуют. По следам в лесу и в поле можно подметить такое, что не всегда увидишь при непосредственном наблюдении. Да и как иначе без следов узнать диких животных, особенно крупных: они осторожны, скрытны, обладают отличным чутьем и всегда вовремя скрываются от взора человека.

После изучения теоретического и практического материала, я решил рассказать ребятам в классе о следах животных в нашем лесу. Я показал коллекцию личных фотоснимков следов. И еще проверил был ли мой рассказ полезен ребятам, провел анкетирование.









Анкетирование

Цель анкетирования: выявить уровень знаний учащихся 1 и 4 класса о следах животных.

В 1 классе я провел анкетирование после рассказа и показа следов. В 4 классе решил сразу спрашивать: Чей след по фото?

Знаете, кто писал письмо?

1. След, какого хищного зверя похож на человеческий?

А) волк В) медведь

Б) куница Г) лисица

2. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы.

А) волк В) медведь

Б) кабан Г) заяц

3. Какое животное быстро бежит в гору, а с горы — кубарем?

А) лисица В) белка

Б) ёжик Г) заяц

4. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом?

А) лисица В) ласка

Б) белка Г) куница

5. Следы, каких животных представлены на фото. Подпиши.



1. _________ 2. __________ 3. ___________ 4. ___________

Результаты показали следующее: Из 16 учащихся 1 класса Лучше всего знают след лисицы, зайца и лося.

Из 16 учащихся 4 класса лучше всего знают след лисы лося, а зайца только 2 человека.

Вывод: Мы считаем, что одной из причин неправильных ответов учащихся стало то, что на уроках окружающего мира недостаточно отводится времени на изучение жизнедеятельности и особенности развития лесных животных.

Без дополнительных занятий не достаточно материала уроков окружающего мира чтобы научиться узнавать следы.
















Игра «Чьё письмо»

1 вариант. На фото представлено животное на маленьких фотокарточках следы. Нужно выбрать по описанию след.



2 вариант. Выбрать одинаковые следы. Если все следы выбрал правильно то на обороте можно сложить слово название животного.



( Приложение 1- описание следов)

( Приложение 2- Игра «Чьё письмо?»)



































Заключение

Изучение следов лучшая тренировка наблюдательности, смекалки, зрительной памяти человека. Тот, кто постиг грамоту следов, становится внимательным и зорким в жизни. Следы диких лесных животных — это первая и самая древняя книга, которую прочитал человек.

В ходе исследования я научился распознавать многих животных по следам- Письмам оставленным на снегу. Теперь меня часто называют «маленьким следопытом», а мне это очень приятно. Думаю, что и ориентироваться в зимнем лесу я стал лучше. И на этом мои исследования не закончатся. Летом я обязательно займусь следами животных, оставленными на земле, и созданием слепков этих следов, а потом расскажу вам об этом.































Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Висимский_заповедник

  2. http://visimskiy.ru/

  3. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/138068-issledovatelskiy-proekt- sledy-na-snegu-2-klass.html

4.Петр Багин «В лесу» Иллюстрации автора. Издательство «Мелик-Пашаев», 2015 г

5.Кейт Месснер «На снегу и под снегом»Художник Кристофер Силас Нил. Перевод с английского Юрия Шипкова. Издательство «Карьера Пресс», 2012









      





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!