СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру УМК Гармония МАСЛЕНИЦА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Рябкова Светлана Арсентьевна

учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зарубинская основная общеобразовательная школа» Городецкого района Нижегородской области

Тема урока: Как на Руси провожали зиму и встречали весну. Урок № 45 в соответствии с рабочей программой учебного курса по окружающему миру в третьем классе. УМК «Гармония».

Цель: Познакомить обучающихся с народным праздником – Масленица.

Задачи:

  • Продолжить развитие знаний учащихся о народных приметах (Учить детей пользоваться народными приметами для прогнозирования погоды через анализ календаря погоды).
  • Расширить представление учащихся о народных традициях и обычаях проведения праздника Масленицы.
  • Способствовать обогащению словарного запаса учеников через введение устаревших слов.
  • Формировать умения наблюдать явления родной природы, сравнивать, анализировать полученные факты.
  • Совершенствовать навыки смыслового чтения, умения работать с дополнительной литературой краеведческого характера.
  • Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся при работе в парах и группах.
  • Закрепить навыки проведения социологического опроса при подготовке к занятию.
  • Создать условия для формирования у учащихся позитивной самооценки и опыта успешного взаимодействия с окружающими людьми.
  • Укрепление чувства принадлежности к русскому народу через воспитание любви к народным традициям и обычаям.

Тип урока: Урок решения практических и проектных задач.

Формы проведения урока: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

При подготовке к уроку обучающиеся проводят исследование по следующим вопросам:

  • Подготовить заклички, народные приметы о весне.
  • Узнать как и с чем готовят блины в вашем доме на масленицу.

Оборудование урока:

  • Компьютер.
  • Экран.
  • Репродукции картин.
  • Отрывки из музыкальных произведений
  • Отрывок из фильма «Снегурочка»
  • Календарь погоды за 3 зимних месяца
  • Приметы зимы
  • «Снежки»
  • Папка для рецептов
  • Технологическая карта урока
  • Средства обратной связи «Блинчики»

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержание

1.

Организационный момент

 

Слайд № 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Встали, сели. Повернулись и друг другу улыбнулись!

Мы продолжаем знакомиться с Красавицей Весной. Тема нашего урока «Как на Руси провожали зиму и встречали весну». Что мы сегодня должны узнать на уроке?

(Приметы весны, погода весной, как встречали весну…)

2.

Постановка цели урока

Актуализация знаний

 

Слайд № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Ребята, прочитайте приметы зимы, которые мы с вами озвучивали в начале декабря, Зачем?.. попробуем спрогнозировать, какая у нас будет весна. Работаем в парах. (Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзает земля – то это к урожаю. Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий: не жди грибов до осени. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди. Февраль богат снегом, апрель водою. Чем крепче зима, тем скорее весна.)

Выводы: В декабре снега было мало – это к неурожаю. Январь не холодный – июль дождливый. В январе нечастые снегопады – в июле дожди нечастые. В феврале много снега – в апреле будет много воды. Зима была не очень холодной, праздник пасхи в этом году в мае – это поздно в сравнении с прошлым годом, значит, весна будет затяжная. Молодцы. Вы плодотворно поработали в группах, будем надеяться, что наши прогнозы верны.

Оцените, пожалуйста, работу вашей группы. (Мы считаем, что…)

Учитель: Дома вы провели исследовательскую работу и узнали, какими приметами весны пользовались наши предки. Назовите их.

(В марте вода, в апреле трава. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Апрель с водою – май с травою. Из березы течет много сока – к дождливому лету. Коли в мае дождь – будет и рожь. Май холодный – год  хлебородный. )

Выводы: Мы продолжим вести наблюдение за погодой и убедимся в правильности примет наших предков.

3.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

 

 

 

Слайд № 3.

Учитель: Вспомните, как называли весенние месяцы в старину наши предки.

(Март – зимобор, протальник. Апрель – снегогон. Май – травник.)

Март – прозвище не русское, занесенное в старину к народу русскому от византийцев. До начала 15 века  с марта велся счет новому году, а самый месяц стоял в ряду других первым. 1 марта, день, посвященный, по православному месяцеслову, памяти святой Евдокии.  В старину говорили: «На Евдокеи снег – будет урожай, теплый ветер – мокрое лето, ветер со полуночи – холодное лето». Самым веселым народным праздником в незапамятных пор на Руси слыла?... (Масленица), Сегодня мы свами познакомимся с обычаем празднования Масленицы на Руси.  Масленица  получила свое название от того? Масленица совпадала с «сырною неделею» - последняя неделя перед самым строгим постом. «Как сыр в масле» говорят о веселой и привольной жизни.

В этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла. Блины — главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они соответствуют поминальной сущности Масленицы.

     В старые годы встреча Масленицы совершалась весьма торжественно. С понедельника начинали ее ребята. Они заранее выучивали со слов старой бабки «причет к широкой боярыне».

 

 

(Дети читают заклички)

«Каких слов очень много встречаются в закличке?(Устаревшие)

 

Слайд № 4.

Учитель:   В этот день строили горки. Рядили мужика «Масленицею», и нарядные девушки и парни на расписных санях, запряженных 10 или 20 лошадьми, раскатывались по окрестным деревням. Ел блинов вволю люд честной.

   Вторник звался «заигрышами». В этот день начинали собираться масленичные игрища.

4.

Динамическая пауза

Слайд № 5.

Я предлагаю вам поиграть в «Снежки».

 

5.

Обобщение усвоенного

 

 

Слайд № 6.

Учитель:   Начиналась масленичная середа. В этот день люд честной начинал вовсю лакомиться масленичными яствами; оттого и звалась эта середа «лакомкою».

Дома вы опросили взрослых: как и с чем готовят блины на Масленицу. Познакомьте нас, пожалуйста, с вашими рецептами.

Выводы: Мы создадим с вами книгу кулинарных рецептов и будем ими делиться со всеми желающими.

 

Слайд № 7.

   Учитель: В четверг продолжалось пиршество пуще прежнего. Его так и называли «широкий четверг».

ХОРОВОДЫ - фильм

 

Слайд № 8.

 

 

Слайд № 9.

 

 

 

 

 

Слайд № 10.

   Учитель:   Пятница слыла, да и теперь слывет под именем «тещиных вечерок». Кто такая теща?(Для вас – это мамина мама)

   Суббота зовется «золовкиными посиделками». Кто такая золовка? (Для вас – это папина сестра, ваша тетя)

В пятницу и субботу положено ходить по родственникам.

   Воскресенье, последний день Масленицы носит несколько имен: «проводы», «прощанье». Что означают эти названия?

   Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы. Ни в коем случае нельзя рисовать лицо на чучеле – это символические похороны, полученный пепел рассыпали по полям. Что хоронили? (Зиму, все неприятности)

   В марте мужчины ладили телеги. До сих пор сохранилась поговорка… Какая?

 («Готовь сани летом, а телегу зимой»)

Женщины выбеливали холсты под мартовским солнцем. А ребята развешивали на деревьях домики – берестянки. Из чего сделаны эти домики?

Зачем их развешивали на деревьях?

 

 

Слайд № 11.

Хоровод

Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинков себе горячих напечём —

Нам метели и морозы нипочём!

 

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий —

Это лучшая еда!

 

То не мышь пищит,

Не мороз трещит,

В сковородке блин

За блином шкворчит...

 

Да с селёдочкою,

Да с икорочкою,

Да по краю с золотистою

Корочкою!

 

Вот так Масленица

Дала маслица нам!

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин и рядом блин-луна.

 

Один блин горячий,

Другой блин холодный...

Полезай на небо —

Если кто голодный!

 

По земле колёсами

Покатились блинчики...

Дети, под берёзами

Собирай гостинчики!

 

Мир крещёный нынче радуется,

Потому что нынче Масленица.

Приходи, народ, и с нами съешь блина,

Чтоб на землю поскорей пришла весна! [2]

6.

Рефлексия деятельности

 

Слайд № 12.

 

 

 

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Угощение

Учитель: Вот и проводили мы нашу Масленицу. Масленичная неделя в этом году наступит 11 марта. Ребята, что интересного и нового вы  сегодня узнали? А что вам показалось трудным? Оцените свою работу на уроке. Украсим наш блинчик – повесьте свои блинчики на доску.

Сдайте, пожалуйста, ваши технологические карты

Дома вы прочитаете интересное письмо на странице 161 учебника, и на следующем уроке мы начнем по нему работу над новым проектом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру УМК Гармония МАСЛЕНИЦА»

Конспект урока

Рябкова Светлана Арсентьевна

учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зарубинская основная общеобразовательная школа» Городецкого района Нижегородской области

Тема урока: Как на Руси провожали зиму и встречали весну. Урок № 45 в соответствии с рабочей программой учебного курса по окружающему миру в третьем классе. УМК «Гармония».

Цель: Познакомить обучающихся с народным праздником – Масленица.

Задачи:

  • Продолжить развитие знаний учащихся о народных приметах (Учить детей пользоваться народными приметами для прогнозирования погоды через анализ календаря погоды).

  • Расширить представление учащихся о народных традициях и обычаях проведения праздника Масленицы.

  • Способствовать обогащению словарного запаса учеников через введение устаревших слов.

  • Формировать умения наблюдать явления родной природы, сравнивать, анализировать полученные факты.

  • Совершенствовать навыки смыслового чтения, умения работать с дополнительной литературой краеведческого характера.

  • Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся при работе в парах и группах.

  • Закрепить навыки проведения социологического опроса при подготовке к занятию.

  • Создать условия для формирования у учащихся позитивной самооценки и опыта успешного взаимодействия с окружающими людьми.

  • Укрепление чувства принадлежности к русскому народу через воспитание любви к народным традициям и обычаям.

Тип урока: Урок решения практических и проектных задач.

Формы проведения урока: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

При подготовке к уроку обучающиеся проводят исследование по следующим вопросам:

  • Подготовить заклички, народные приметы о весне.

  • Узнать как и с чем готовят блины в вашем доме на масленицу.

Оборудование урока:

  • Компьютер.

  • Экран.

  • Репродукции картин.

  • Отрывки из музыкальных произведений

  • Отрывок из фильма «Снегурочка»

  • Календарь погоды за 3 зимних месяца

  • Приметы зимы

  • «Снежки»

  • Папка для рецептов

  • Технологическая карта урока

  • Средства обратной связи «Блинчики»

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержание

УУД

Время

1.

Организационный момент


Слайд № 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Встали, сели. Повернулись и друг другу улыбнулись!

Мы продолжаем знакомиться с Красавицей Весной. Тема нашего урока «Как на Руси провожали зиму и встречали весну». Что мы сегодня должны узнать на уроке?

(Приметы весны, погода весной, как встречали весну…)

Личностные УУД


Планировать учебное сотрудничество.

3-5 мин.

2.

Постановка цели урока

Актуализация знаний


Слайд № 2.









Учитель: Ребята, прочитайте приметы зимы, которые мы с вами озвучивали в начале декабря, Зачем?.. попробуем спрогнозировать, какая у нас будет весна. Работаем в парах. (Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзает земля – то это к урожаю. Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий: не жди грибов до осени. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди. Февраль богат снегом, апрель водою. Чем крепче зима, тем скорее весна.)

Выводы: В декабре снега было мало – это к неурожаю. Январь не холодный – июль дождливый. В январе нечастые снегопады – в июле дожди нечастые. В феврале много снега – в апреле будет много воды. Зима была не очень холодной, праздник пасхи в этом году в мае – это поздно в сравнении с прошлым годом, значит, весна будет затяжная. Молодцы. Вы плодотворно поработали в группах, будем надеяться, что наши прогнозы верны.

Оцените, пожалуйста, работу вашей группы. (Мы считаем, что…)

Учитель: Дома вы провели исследовательскую работу и узнали, какими приметами весны пользовались наши предки. Назовите их.

(В марте вода, в апреле трава. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Апрель с водою – май с травою. Из березы течет много сока – к дождливому лету. Коли в мае дождь – будет и рожь. Май холодный – год хлебородный. )

Выводы: Мы продолжим вести наблюдение за погодой и убедимся в правильности примет наших предков.

Коммуникативные УУД


Познавательные УУД овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.


Характеризовать

существенные признаки

времён года,

сезонные изменения

в природе с использованием народных примет.


Обобщать результаты

наблюдений за погодой

в разные времена года,

делать выводы.


Регулятивные УУД


Собирать краеведческий

материал о народных

обычаях и традициях,

связанных с сезонными работами и праздниками.


5-7 мин.
















3.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков




Слайд № 3.

Учитель: Вспомните, как называли весенние месяцы в старину наши предки.

(Март – зимобор, протальник. Апрель – снегогон. Май – травник.)

Март – прозвище не русское, занесенное в старину к народу русскому от византийцев. До начала 15 века с марта велся счет новому году, а самый месяц стоял в ряду других первым. 1 марта, день, посвященный, по православному месяцеслову, памяти святой Евдокии. В старину говорили: «На Евдокеи снег – будет урожай, теплый ветер – мокрое лето, ветер со полуночи – холодное лето». Самым веселым народным праздником в незапамятных пор на Руси слыла?... (Масленица), Сегодня мы свами познакомимся с обычаем празднования Масленицы на Руси. Масленица получила свое название от того? Масленица совпадала с «сырною неделею» - последняя неделя перед самым строгим постом. «Как сыр в масле» говорят о веселой и привольной жизни.

В этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла. Блины — главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они соответствуют поминальной сущности Масленицы.

В старые годы встреча Масленицы совершалась весьма торжественно. С понедельника начинали ее ребята. Они заранее выучивали со слов старой бабки «причет к широкой боярыне».


Личностные УУД

формирование основ исторической

памяти, умения различать

в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона,





















1-2 мин.



(Дети читают заклички)

«Душа ль ты моя Масленица,

перепелиные косточки, бумажное твое тельце,

сахарные твои уста,

сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости на широк двор

на горах покататься,

в блинах поваляться,

сердцем потешаться.

Уж ты ль моя Масленица, касаточка,

ласточка, ты же моя перепёлочка!

Приезжай в тесовый дом

душой потешиться,

умом повеселиться,

речью насладиться!..

Выезжала честная Масленица,

широкая боярыня,

на семидесяти семи санях козырных

во широкой лодочке во велик город пировать,

душой потешиться, умом повеселиться,

речью насладиться.

Как навстречу Масленице

выезжал честной Семик на салазочках, в одних портяночках, без лапоток.

Приезжала честная Масленица к Семику,

широкая боярыня, во двор.

Ей-то Семик бьет челом –

бьет челом, кланяется, зовёт во тесовый терем, за дубовый стол!..» [1]

Каких слов очень много встречаются в закличке?(Устаревшие)


Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений.

1-2 мин.


Слайд № 4.

Учитель: В этот день строили горки. Рядили мужика «Масленицею», и нарядные девушки и парни на расписных санях, запряженных 10 или 20 лошадьми, раскатывались по окрестным деревням. Ел блинов вволю люд честной.

Вторник звался «заигрышами». В этот день начинали собираться масленичные игрища.



4.

Динамическая пауза

Слайд № 5.

Я предлагаю вам поиграть в «Снежки».



1-2 мин.

5.

Обобщение усвоенного



Слайд № 6.

Учитель: Начиналась масленичная середа. В этот день люд честной начинал вовсю лакомиться масленичными яствами; оттого и звалась эта середа «лакомкою».

Дома вы опросили взрослых: как и с чем готовят блины на Масленицу. Познакомьте нас, пожалуйста, с вашими рецептами.

Выводы: Мы создадим с вами книгу кулинарных рецептов и будем ими делиться со всеми желающими.

Личностные УУД

Собирать краеведческий материал о народных

обычаях и традициях.



2-3 мин.


Слайд № 7.

Учитель: В четверг продолжалось пиршество пуще прежнего. Его так и называли «широкий четверг».

ХОРОВОДЫ - фильм


2-3 мин.


Слайд № 8.



Слайд № 9.






Слайд № 10.

Учитель: Пятница слыла, да и теперь слывет под именем «тещиных вечерок». Кто такая теща?(Для вас – это мамина мама)

Суббота зовется «золовкиными посиделками». Кто такая золовка? (Для вас – это папина сестра, ваша тетя)

В пятницу и субботу положено ходить по родственникам.

Воскресенье, последний день Масленицы носит несколько имен: «проводы», «прощанье». Что означают эти названия?

Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы. Ни в коем случае нельзя рисовать лицо на чучеле – это символические похороны, полученный пепел рассыпали по полям. Что хоронили? (Зиму, все неприятности)

В марте мужчины ладили телеги. До сих пор сохранилась поговорка… Какая?

(«Готовь сани летом, а телегу зимой»)

Женщины выбеливали холсты под мартовским солнцем. А ребята развешивали на деревьях домики – берестянки. Из чего сделаны эти домики?

Зачем их развешивали на деревьях?

Познавательные УУД

установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

1-2 мин.



Слайд № 11.

Хоровод

Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинков себе горячих напечём —

Нам метели и морозы нипочём!

 

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий —

Это лучшая еда!

 

То не мышь пищит,

Не мороз трещит,

В сковородке блин

За блином шкворчит...

 

Да с селёдочкою,

Да с икорочкою,

Да по краю с золотистою

Корочкою!

 

Вот так Масленица

Дала маслица нам!

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин и рядом блин-луна.

 

Один блин горячий,

Другой блин холодный...

Полезай на небо —

Если кто голодный!

 

По земле колёсами

Покатились блинчики...

Дети, под берёзами

Собирай гостинчики!

 

Мир крещёный нынче радуется,

Потому что нынче Масленица.

Приходи, народ, и с нами съешь блина,

Чтоб на землю поскорей пришла весна! [2]

Личностные УУД

развитие морально-этического

сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми

2-3 мин.

6.

Рефлексия деятельности


Слайд № 12.




Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Угощение

Учитель: Вот и проводили мы нашу Масленицу. Масленичная неделя в этом году наступит 11 марта. Ребята, что интересного и нового вы сегодня узнали? А что вам показалось трудным? Оцените свою работу на уроке. Украсим наш блинчик – повесьте свои блинчики на доску.

Сдайте, пожалуйста, ваши технологические карты

Дома вы прочитаете интересное письмо на странице 161 учебника, и на следующем уроке мы начнем по нему работу над новым проектом.

Регулятивные УУД





Технологическая карта урока

«Как на Руси провожали зиму и встречали весну»


Учени____ 3 класса ______________________________________________

  1. Проанализируй календарь погоды за месяц и сделайте выводы:

Ясных дней

Пасмурных дней

Дней с переменной облачностью

Дождливых дней

Количество дней с осадками в виде снега

Максимальная температура в течение месяца

Минимальная температура в течение месяца

Сколько дней с отрицательной температурой

Сколько дней с положительной температурой


Выводы:________________________________________________________


________________________________________________________________


Оцени свою работу и работу в паре. Продолжи предложения:


Общение в паре было____________________________________________


Я чувствовал себя_______________________________________________


Мое пожелание партнёру_________________________________________


Я бы хотел представлять мнение группы классу

всегда иногда пока не готов

2. Подчеркни устаревшие слова.


Как навстречу Масленице

выезжал честной Семик на салазочках,

в одних портяночках, без лапоток.

Как ты понимаешь значение слова Семик


_____________________________________________________________


  1. Как называется кукла, привезённая на санях?

А) Снежная баба

Б) Баба Яга

В) Чучело Масленицы

4. Какой танец танцуют вокруг чучела Масленицы?

А) Полька

Б) Хоровод

В) Вальс


  1. Кто такая теща? ___________________________________________


6. Кто такая золовка?_________________________________________


7. Какая поговорка характеризует занятия крестьян в зимнее время?


А) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Б) Готовь сани летом, а телегу зимой.

В) Мороз невелик, а стоять не велит.


8. Что тебе понравилось на уроке?


Проводить анализ по календарю погоды.

Проводить социологический опрос взрослых.

Записывать рецепт блинов.

Рисовать рисунок.

Участвовать в закликании Масленицы.

Участвовать в хороводе.

Работать в паре.

Выступать с докладом.

Играть.

Смотреть фильм.

Отвечать на вопросы учителя.

Самому задавать вопросы.


Литература:

  1. Народная Русь. – М.: Белый город, 2007. – 592 с.

  2. Птицы на кормушке [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www. wikipedia.org (дата обращения 18.02.2015).

  3. Поглазова О.Т., Шилин В.Д.. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. – Смоленск:- «Ассоциация 21 век», 2010. - 176 с.

  4. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А. Ф.Некрыловой; Ил. Е.М.Белоусовой. – М.: Правда, 1991. – 496 с.