СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по теме "Происхождение человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по теме "Происхождение человека"

Просмотр содержимого документа
«Нялин Андрей1»

МКОУ Болчаровская средняя общеобразовательная школа











Исследовательский проект





Происхождение человека.






Выполнил:

Нялин Андрей

МКОУ Болчаровская

средняя общеобразовательная

школа ученик 8 класса

Руководитель:

Сатарова Оксана Валерьевна

учитель биологии и химии

МКОУ Болчаровская

средняя общеобразовательная

школа









Болчары

2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

  1. Происхождение человека……………………………………...…………3

  2. Сходства и отличия человека от животных…………………………11

  3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека..13

Заключение……………………………………………………………………...16

Список литературы…………………………………………………………….18






















Введение

Актуальность исследования. Тема моего исследования: «Происхождение человека». Я выбрал эту тему потому, что вопрос о происхождении человека всегда интересует людей и представляет большой научный интерес. Проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук, таких как физическая антропология, генетика. Эта проблема является одной из актуальных на сегодняшний день. Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, такие как генетические болезни, бессмертие и другие.  В наше время выдвигается множество теорий о происхождении человека. Библия о происхождении человека отвечает так: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему…», «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его». А в Коране рассказывается о том, как Бог «начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце». Это было сказано много сотен лет назад, но и сегодня христианская, иудейская, мусульманская религии объявляют человека божественным творением. В последнее время с развитием космонавтики и освоением околоземного пространства все чаще звучит версия об инопланетном происхождении человека. Так откуда же пошел род человеческий? Что говорит о происхождении человека современная наука? Это я и решил выяснить. Основной принцип моей работы – поиск научной информации. Предмет исследования – человек.

Объект исследования – гипотезы происхождения человека. 

Цель моего исследования: изучить основные концепции происхождения человека.

Задачи исследования:

Раскрывая тему, я старался опираться на 3 основных аспекта:

- концепции происхождения человека;

- сходства и отличия человека и животных;

- биологическое и социальное в человеке.

Гипотеза: доказать, что ни она из ныне существующих гипотез о происхождении человека не является подлинно истинной.

Для реализации поставленных задач я использовал следующие методы:

  • изучение литературы по данной проблеме;

  • анализ собранного материала;

  • обобщение.

Практическая значимость  работы в том, что собранный мною материал может быть использован на уроках обществознания, истории, биологии.

Основные этапы моего исследования.

В первой части я привожу различные концепции происхождения человека, существующие и по сей день. Это креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.

Во второй части я старался остановиться на основных сходствах и отличиях человека и животных. Разумеется, очень сложно охватить весь материал, поэтому мне пришлось выделить наиболее главные, существенные, на мой взгляд, моменты.

И, наконец, в заключение я постарался разобраться, чего же больше в современном человеке: биологического или все же социального? Для ответа на этот вопрос, потребовалось обратиться не только к естественным наукам, но и к гуманитарным.

Происхождение человека

Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, иными словами, как шел антропогенез, был предметом ожесточенных дискуссий на протяжении веков и тысячелетий.

Изучением процесса антропогенеза занимается антропология – общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека.

С точки зрения естествознания необходимо, прежде всего, решать вопрос о происхождении и эволюции вида Homosapiens, в определении его места в животном мире, выявлении его родства с другими приматами, а также выяснения отличий человека от них.

В настоящее время на эти вопросы пытаются дать ответы пять основных концепций о происхождении человека:

1. Креационизм – человек сотворен Богом или мировым разумом.

2. Биологическая концепция – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений.

3. Трудовая концепция – в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей.

4. Мутационная концепция – приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.

5. Космическая концепция – человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

Креационизм в антропогенезе

Эта концепция возникла исторически первой, так как религия появилась задолго до науки, и первые ответы на вопросы о происхождении и сущности человека были даны именно религией. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.

Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (обычно это или растение, или животное, или какой-то неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера, и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу и т.д.

В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Например, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу.

В монотеистических религиях, таких как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на 6-ой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.

Коран рассказывает о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Подобные утверждения могут быть лишь предметом веры, но не научного доказательства. Тем более, что был обнаружен ряд фактов, не укладывающихся в религиозную картину мира. Среди них – обнаружение останков живых существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми.

Поэтому с момента возникновения науки ученые начали искать другие объяснения происхождению человека.

Космическая концепция

По степени доказательства эта точка зрения стоит ближе всего к концепции креационизма. Возникла она в 60-е годы 20 в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть либо осуществление заранее намеченной цели – распространение разума на подходящих планетах, либо результатом несчастного случая – аварии космического корабля инопланетян, заставившего их остаться на Земле, и их последующего одичания.

Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем» По его мнению, несколько млн. лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. Для доказательства этой точки зрения в книге приводится множество свидетельств палеоконтактов.

Биологическая концепция

Предпосылки, которые привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с 15 в., в мире господствовало мнение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог. но сначала 19в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человека, о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. основная заслуга в этом принадлежит Тайлору, который в сер. 19в. разработал основные положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же было высказано предположение, что разные народы движутся с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, один.

Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека, являющегося результатом животного мира Земли. Впервые эти идеи были высказаны К.Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во 2ой половине 18в. Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, особенно высших обезьян, заложив основы научной приматологии.

К 19в. в науке сложилось теоретические предпосылки появления теории антропосоциогенеза. Важнейшей из них стало проникновение идей эволюционизма в биологию.

Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч.Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения:

- человек произошел от животных предков;

- человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

Во 2-ой половине 20 в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ – как общих предков человека и обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком.

По последним данным, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло около 20 млн. лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20-30 видов антропоидов. Большинство из них вымерло, а переход к человеку осуществил лишь один вид.

Итак, древнейший предок человека и высших обезьян – рамапитек, живущий на территории от Индии до Африки. Рамапитек — останки ископаемой крупной обезьяны, по строению зубов оказавшейся промежуточной между современными человекообразными обезьянами и человеком. Жил около 14—8 млн. лет назад.

Австралопитеки — самые древние, переходные от обезьян к человеку формы, найденные в Южной Африке и вымершие свыше 2 млн. лет назад. Эволюция их продолжалась 8 млн. лет. Австралопитеки ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, на безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве орудий для ударов использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Концевые фаланги пальцев у австралопитеков короткие и плоские, как у современного человека. Человек умелый.

Древнейшие люди (архантропы) — ранняя стадия становления человека. Предками их были различные ветви вида "Человек умелый": представлены значительным числом форм. Внешне они были очень похожи на современного человека, хотя строение черепа имело такие примитивные черты, как низкий, покатый лоб, мощное развитие надбровного валика, отсутствие подбородочного выступа; масса мозга достигала 1000г, но форма его также была примитивной. Рост мужчины был 160см. По-видимому, им была свойственна примитивная речь. Речь, умение мыслить словами называют второй сигнальной системой и характерна она только для человека. Древнейшие люди освоили огонь. Они далеко расселились на территории Старого Света. Время их существования 1,5 млн. — 200 тыс. лет.

Древние люди (палеоантропы) — жили 200—400 тыс. лет назад. Представители этой стадии названы неандертальцами. Название этого вида связано с долиной Неандерталь в Германии (XIX в.), где впервые были найдены останки этих людей. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха Великого оледенения. При большой массе мозга и черепа неандертальцы обладали еще примитивными чертами: низкий лоб и затылок, большой надглазничный валик, слабое развитие подбородочного выступа. Речь, по-видимому, была еще нечленораздельной. Этот вид с начала своего возникновения дал две ветви эволюции. Одна была представлена людьми звероподобными, очень крупными, но по строению бывшими ближе к древнейшим людям: они являлись тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были меньше ростом и менее развиты физически, но по морфологическим признакам были ближе к современному человеку. Они жили большими стаями, у них было разделение труда между мужчинами и женщинами. Речь была еще примитивна, но логическое мышление уже было развито. "Человек разумный" (неоантроп) — существует 40 тыс. лет. Представителем неоантропов является кроманьонец. Первая находка была сделана на юге Франции близ местечка Кро-Маньон. Они характеризуются небывалым психическим развитием. Главной чертой было развитие интеллекта, способности к искусству. Они охраняли слабых, женщин, детей, стариков — и этим обеспечили свое процветание. Важнейший вклад этих людей в историю человечества — приручение ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений.

После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

Трудовая концепция

Трудовая концепция отвечает на вопрос о причине превращения обезьяноподобных предков в человека. По словам Ф.Энгельса, труд создал человека.

Таким образом, важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга. Они привели его к очеловечиванию.

Переход к прямохождению был вызван наступлением ледникового периода. Гоминидные предки не ушли к экватору, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались в вертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, стала развиваться психика. Это в свою очередь повлекло изменение анатомического строения мозга, его объем составлял 522см кубических.

Итак, прямохождение высвобождало передние конечности и постепенно превращало их в руку – орган трудовой деятельности. Изменение головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации.

Естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела, развивались верхние конечности. В ходе отбора рука научилась использовать камни и дубины, кости и зубы убитых животных для защиты от нападения, для добычи пищи.

Человеческие предки стали не только использовать, но и производить орудия труда. В своб очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, то есть окончательно превратил животное в человека.

Мутационная концепция антропогенеза

Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предчеловека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными.

Одной из возможных причин стало влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по 2-м направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Чижевским еще в 30е г.г. 20в. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям древних обезьян.

В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних 4 млн. лет северный и южный полюса менялись 4 раза. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в 2 раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. Автор этой теории – Г.Н.Матюшкин.

Дополнительным фактором, вызвавшим появление непосредственных предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн. лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнаружились залежи урановых руд. Они интенсивно влияли на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи, вызывая мутации разного рода.

В 1960-е годы ученым удалось выяснить, что источником генетических мутаций может быть не только радиация, но и стресс, запредельные нервные нагрузки.

Мутанта, ставшего предком человека, в обычных условиях ждала неминуемая гибель. Но он нашел замену всему тому, что у него отобрала природа. Он стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру. Иными словами, он стал человеком.

Сходства и отличия человека от животных

Для рассмотрения проблемы антропогенеза необходимо уточнить, каково место человека в структуре живого. Отсюда вытекают основные сходства и отличия человека от животных. Они состоят в следующем.

Сходство человека с животными определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы , которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя сейчас не нужны ему (например, аппендикс, копчик и др.).

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двухсторонней симметрии в строении тела определяют принадлежность человека к типу хордовых. Развитие позвоночного столба, сердце на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей — к типу позвоночных. Теплокровность, развитие молочных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу плацентарных. Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда приматов.

Итак, с биологической точки зрения, человек — один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду высших. Однако и отличия от животных фундаментальны. К ним, прежде всего, относится разум. Самые высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим понятийным, логичным. Благодаря способности к понятийному мышлению человек сознает, что он делает, и понимает мир. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. У животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов, но только у человека есть вторая сигнальная система - общение с помощью слов. В естествознании предполагается, что речь произошла из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум. Способность к труду - еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее и что в конечном счете, труд создал человека. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки и как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека повлиявших на развитие культуры - использование огня и захоронение трупов.

Таким образом, главные отличия человека от животных - понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Биологическое и социальное в историческом развитии человека.

В настоящем разделе, теперь уже имея представление об антропогенезе, мы остановимся на рассмотрении собственного развития homosapiens и его свойствах. И первый вопрос, который в связи с этим возникает, можно сформулировать так: а продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30—40 тыс. лет назад homosapiens? Другими словами, как культурная организация жизни людей, включая способы производства, развитие трудовой деятельности, образ жизни и т.д., могла повлиять на биологическую эволюцию человека, и влияла ли она на нее вообще?

Строго говоря, эволюция человека продолжается на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества.

Значение естественного отбора резко меняется в жизни человека и животных. Если у животных отбор — это главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.

Естественный отбор у человека происходит главным образом на уровне зародышевых клеток. В основном дети рождаются из здоровых в генетическом отношении клеток. Об этом свидетельствует тот факт, что крупные генетические нарушения в половых клетках родителей в подавляющем большинстве случаев обусловливают гибель оплодотворенных яйцеклеток и зародышей на ранних стадиях развития.

А меняются ли вместе с социальным обликом человека и его биологическая природа, физический облик, умственные способности? Становятся ли новые поколения людей более развитыми в физическом и умственном плане?

Прежде всего, коснемся физического здоровья. Очевидно, что его состояние за историю homosapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20—22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75—78 лет.

Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения), английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности — IQ. В то же время именно они имеют большее число детей. Причем статистические данные, свидетельствовавшие о более высоком репродуктивном уровне людей с низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих данных Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей и, следовательно, уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. вывод о том, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ, был признан ошибочным. И сегодня нельзя считать доказанным, что коэффициент интеллектуальности у людей обусловлен генетически.

На сегодняшний день нет данных, позволяющих говорить об эволюции главного органа мышления — мозга. Косвенно о прекращении эволюции мозга свидетельствует тот факт, что его размеры у homosapiens остаются неизменными на протяжении примерно 30—40 тыс. лет. А у наших предков они увеличивались постоянно, в течение всей эволюции. Так, у австралопитеков размер мозга составлял 500—600 куб. см, у питекантропов — до 900 куб. см, у синантропов — до 1 000 куб. см. У современного человека средний размер мозга составляет 1 400 куб. см у мужчин и 1 270 — у женщин.

При этом у человека нет прямой зависимости между величиной мозга и индивидуальной одаренностью. Так, по имеющимся данным, довольно маленький размер мозга среди талантливых людей имел известный французский писатель А. Франс — не более 1 000 куб. см. А самый большой объем мозга среди них имел И.С. Тургенев — 2 012 куб. см. Это еще раз доказывает, что на основе различий в объеме мозга не следует делать каких-либо выводов об умственных способностях человека.

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразования, прекратился со времени появления homosapiens. Прежде всего, об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Для противоположной точки зрения, во всяком случае, нет достаточных оснований.

Эволюция связана с социальной стороной, и будущее человека зависит от состояния нашей культуры. В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней «определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс».

Заключение

Таким образом, мы видим, что проблема происхождения человека представляет большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди ученых.

Существует пять основных концепций происхождения человека: креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.

Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели большое значение в эволюции человека, что позволяет говорить об антропосоциогенезе. Это означает, что становление социальной формы движения не отменило действия биологических законов, а лишь изменило их проявление.

Сравнивая человека и животных, мы можем говорить как о сходствах, так и о различиях. К основным сходствам можно отнести одинаковый внешний состав, строение и поведение, наличие у человека рудиментов и атавизмов. Самым же главным отличием можно считать понятийное мышление, речь, труд.

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразования, прекратился со времени появления homosapiens. Значит, эволюция на современном этапе связана с социальной стороной, следовательно, будущее человека зависит от состояния нашей культуры и образования.

Таким образом, на основе выше изложенных фактов, я доказал, что на сегодняшний день нет единственно правильной гипотезы о происхождении человека.

























Список использованной литературы

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. «Философия», М., 2004г.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. «Концепции современного естествознания» - учебник, М., 2005г.

3. Калмыков В.Н. «Основы естествознания», СПб., 2003г.

4. Курилов В.А., «Философия», учебник для ВУЗов, М., 1998г.

5. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного естествознания и экологии», М., 2004г.

6. http://koncepcii.narod.ru/



Просмотр содержимого документа
«доклад»

(1) Здравствуйте, меня зовут Нялин Андрей, я представляю вашему вниманию проект «Происхождение человека».

Я выбрал эту тему потому, что вопрос о происхождении человека всегда интересует людей и представляет большой научный интерес (2). Эта проблема является одной из актуальных на сегодняшний день. (3)Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, например, такие как генетические болезни и бессмертие. Так откуда же пошел род человеческий? Что говорит о происхождении человека современная наука? Это я и решил выяснить.

(4)Предмет исследования – человек.

(5) Объект исследования – гипотезы происхождения человека. 

(6) Цель моего исследования: изучить основные концепции происхождения человека.

(7) Задачи исследования вы можете видеть на слайде.

(8) Гипотеза: предполагаю, что ни она из ныне существующих гипотез о происхождении человека не является истинной.

(9) Методы и практическая значимость данной работы на слайде

(10) Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, или, как шел антропогенез, был предметом ожесточенных дискуссий на протяжении многих веков.

В настоящее время на эти вопросы пытаются дать ответы пять основных концепций:

1. (11) Креационизм – человек сотворен Богом или мировым разумом. Эта концепция возникла исторически первой, так как религия появилась задолго до науки.

2. (12) Космическая концепция – человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю. (13) Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем».

3. Биологическая концепция (14) – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений. Революционный шаг был сделан Ч.Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на фактическом материале Дарвин обосновал важные положения:

- человек произошел от животных предков и состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами.

(15) Итак, древнейший предок человека и высших обезьян – рамапитек, ископаемая крупная обезьяны, по строению зубов оказавшейся промежуточной между современными человекообразными обезьянами и человеком.

(16) Австралопитеки — самые древние, переходные от обезьян к человеку формы.

(17) Древнейшие люди (архантропы) — ранняя стадия становления человека.

(18) Древние люди (палеоантропы) — Представители этой стадии названы неандертальцами. Что связано с долиной Неандерталь, где впервые были найдены останки этих людей. Этот вид с начала своего возникновения дал две ветви эволюции. Одна была (19) представлена людьми звероподобными: они являлись тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были менее развиты физически, но по морфологическим признакам были ближе к современному человеку.

Человек разумный (20) (неоантроп) Представителем является кроманьонец. Первая находка была сделана на юге Франции близ местечка Кро-Маньон. Главной чертой было развитие интеллекта, способности к искусству.

После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

4. Трудовая концепция (21) – в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей. По (22) словам Ф.Энгельса, труд создал человека.

5. Мутационная концепция (23) – приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе. Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки. (24) Так возникли предположения о роли мутаций у предчеловека в наследственном аппарате.

Мутанта, ставшего предком человека, в обычных условиях ждала неминуемая гибель. Но он нашел замену всему тому, что у него отобрала природа. (25) Он стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру. Иными словами, он стал человеком.

Для рассмотрения проблемы антропогенеза необходимо уточнить, каково место человека в структуре живого. Рассмотрим основные сходства и отличия человека от животных.

(26) Во-первых, человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное, и многие структуры и функции нашего тела сходны. (27) Во-вторых, человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. (28) И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы.

Однако и отличия от животных фундаментальны. К ним, прежде всего, относится разум.(29) Даже самые высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению. Вторым (30) главным отличием является то, что человек обладает речью. (31)Еще одно фундаментальное отличие человека от животных – способность к труду. Только человек способен изготовлять орудия труда.

Таким образом, главные отличия человека от животных стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

А (32) продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения homosapiens?

Строго говоря, эволюция человека продолжается на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, она перестала играть решающую роль.

Таким (33) образом, мы видим, что проблема происхождения человека представляет большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди ученых.

Существует пять основных концепций происхождения человека.

Социальные(34) факторы антропогенеза приобрели большое значение в эволюции человека, что позволяет говорить об антропосоциогенезе. Сравнивая человека и животных, мы можем говорить как о сходствах, так и о различиях. Самым же главным отличием можно считать понятийное мышление, речь, труд.

Современные ученые полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, прекратился со времени появления homosapiens. Значит, эволюция на современном этапе связана с социальной стороной, а значит, будущее человека зависит от состояния нашей культуры и образования.

Таким образом,(35) на основе выше изложенных фактов, я доказал, что на сегодняшний день нет единственно правильной гипотезы о происхождении человека.

(36) Спасибо за внимание. Я готов ответить на ваши вопросы!



2


Просмотр содержимого презентации
«1»

Происхождение человека Выполнил: Нялин Андрей ученик 8 класса Руководитель: Сатарова Оксана Валерьевна

Происхождение человека

Выполнил: Нялин Андрей

ученик 8 класса Руководитель: Сатарова Оксана Валерьевна

Предмет исследования  –   человек.

Предмет исследованиячеловек.

Объект исследования –  гипотезы происхождения человека.

Объект исследования гипотезы происхождения человека.

Цель  моего исследования изучить основные концепции происхождения человека.

Цель моего исследования

изучить основные концепции происхождения человека.

Задачи: Раскрывая тему, я старался опираться на 3 основных аспекта:

Задачи:

Раскрывая тему, я старался опираться на 3 основных аспекта:

  • концепции происхождения человека;
  • сходства и отличия человека и животных;
  • биологическое и социальное в человеке.
Гипотеза :

Гипотеза :

  • предполагаю, что ни она из ныне существующих гипотез о происхождении человека не является подлинно истинной.
Методы:   изучение литературы по данной проблеме; анализ собранного материала; обобщение. Практическая значимость :

Методы:

  • изучение литературы по данной проблеме;
  • анализ собранного материала;
  • обобщение.

Практическая значимость :

  • собранный мною материал может быть использован на уроках биологии, обществознания, истории.
Антропогенез

Антропогенез

  • часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens)
Креационизм

Креационизм

Космическая концепция

Космическая концепция

Биологическая концепция

Биологическая концепция

Рампитек Промежуточное звено между современными человекообразными обезьянами и человеком .

Рампитек

Промежуточное звено между современными человекообразными обезьянами и человеком .

Австралопитеки Ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, на безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве орудий для ударов использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных.

Австралопитеки

Ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, на безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве орудий для ударов использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных.

Древнейшие люди  (архантропы) Внешне они были очень похожи на современного человека, хотя строение черепа имело такие примитивные черты, как низкий, покатый лоб, мощное развитие надбровного валика, отсутствие подбородочного выступа; масса мозга достигала 1000г, но форма его была примитивной. По-видимому, им была свойственна примитивная речь.

Древнейшие люди  (архантропы)

Внешне они были очень похожи на современного человека, хотя строение черепа имело такие примитивные черты, как низкий, покатый лоб, мощное развитие надбровного валика, отсутствие подбородочного выступа; масса мозга достигала 1000г, но форма его была примитивной. По-видимому, им была свойственна примитивная речь.

Древние люди    (палеоантропы)  неандертальцы При большой массе мозга и черепа неандертальцы обладали еще примитивными чертами.

Древние люди   (палеоантропы) неандертальцы

При большой массе мозга и черепа неандертальцы обладали еще примитивными чертами.

Звероподобные люди Очень крупные, но по строению были ближе к древнейшим людям

Звероподобные люди

Очень крупные, но по строению были ближе к древнейшим людям

Человек разумный    (неоантроп) кроманьонец Характеризуются небывалым психическим развитием. Главной чертой было развитие интеллекта, способности к искусству. Они охраняли слабых, женщин, детей, стариков — и этим обеспечили свое процветание. Важнейший вклад этих людей в историю человечества — приручение ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений .

Человек разумный   (неоантроп) кроманьонец

Характеризуются небывалым психическим развитием. Главной чертой было развитие интеллекта, способности к искусству. Они охраняли слабых, женщин, детей, стариков — и этим обеспечили свое процветание. Важнейший вклад этих людей в историю человечества — приручение ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений .

Трудовая концепция

Трудовая концепция

Труд — источник всякого богатства. Он первое основное условие всей человеческой жизни — и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. Фридрих Энгельс

Труд — источник всякого богатства. Он первое основное условие всей человеческой жизни — и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.

Фридрих Энгельс

Мутационная концепция

Мутационная концепция

Причины появлений мутаций:

Причины появлений мутаций:

  • влияние ближнего космоса и солнечной активности; 
  • периодическая смена магнитных полюсов Земли;
  • геологическая активность Земли и радиация снизу;
  • стресс, запредельные нервные нагрузки.
Сходство человека с животными:

Сходство человека с животными:

Сходство человека с животными:

Сходство человека с животными:

Сходство человека с животными: Рудименты - органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Сходство человека с животными:

Рудименты - органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Отличия человека от животных:

Отличия человека от животных:

Отличия человека от животных:

Отличия человека от животных:

Отличия человека от животных:

Отличия человека от животных:

Продолжается ли биологическая  эволюция человека?

Продолжается ли биологическая эволюция человека?

Заключение

Заключение

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Slide title 1 Click to add Title 2 Click to add Title 3 Click to add Title 4 Click to add Title 5 Click to add Title

Slide title

1

Click to add Title

2

Click to add Title

3

Click to add Title

4

Click to add Title

5

Click to add Title


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!