Учебный проект " Серебряный век: лики модернизма "является внутриклассным, так как предполагает участие учеников одного класса и межпредметным, поскольку объединяет учебный материал разделов "Серебряный век русской поэзии" и «Культура XXвека» - трех предметных областей( литературы, истории,МХК).На его реализацию отведено 10 ч (три учебные недели). Из них 4 ч - литературы,6ч - индивидуально - групповой деятельности, что соответствует программным требованиям. Проект предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся по программе"Литература", авторы: И.Н. Сухих . Проект учитывает возрастные особенности учащихся, направлен на формирование и развитие личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и предполагает организацию познавательной деятельности в условиях максимального психологического комфорта.
Актуальность проекта
Тема " Серебряный век русской поэзии " является одной из самых интересных в курсе «Литература». Основой для изучения данной темы является знание материала по следующим темам из программы 11класса:
• Происхождение и смысл определения: Серебряный век.. Философские и эстетические предпосылки. Декаданс — модернизм — авангард. Типология литературных направлений: от реализма — к модернизму. Диалог с классической традицией. Основные модернистские направления.
• Символизм. Теория и практика; европейские истоки и национальное своеобразие; идея двоемирия и обновление художественного языка. Два поколения русских символистов. Старшие символисты. Д. Мережковский — теоретик символизма (трактат «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» как первый манифест нового направления).
• В. Брюсов— «конструктор» русского символизма. К. Бальмонт— «музыка прежде всего». Младшие символисты. Роль А. Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова в эволюции символизма.
• Акмеизм. Полемика с символизмом; состав поэтической группы (А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др.); поиски определения: от адамизма — к акмеизму; предметность как художественный принцип. Н. Гумилев — теоретик и практик акмеизма.
• Футуризм. Манифест как жанр; эпатаж как принцип; текст и жест; «слово как таковое» и тема города. Две версии футуризма:эгофутуризм (Игорь Северянин) и кубофутуризм. Живописность (Д. Бурлюк) и «самовитое слово» (А.Крученых) как принципы поэтики футуризма. В. Хлебников — ретрофутурист и утопист. Роль В. Маяковского в истории футуризма.
Традиционные методы обучения обеспечивают лишь формальное прохождение учебного материала, не вызывают у учащихся должного интереса к изучению предмета, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности при обучении.
Данный проект через активную познавательную, творческую и проектную деятельность позволяет:
§ повторить и обобщить учебный материал по вышеперечисленным темам, , избегая пассивного восприятия учебного содержания, утомляющего детей;
§ через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями поэтов серебряного века добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися данной темы, включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;
§ развить чуткость восприятия поэтического слова; формировать высокие
эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства;
§ решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать друг другу, родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта, что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;
§ помочь учащимся овладеть различными способами поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с поставленными задачами;
§ развивать творческие способности учащихся, формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.
|