Научно-практическая конференция школьников «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Петровского муниципального округа
Направление: Гуманитарные науки
Секция: Культурология (труд(технология))
Название работы: «Секреты пластилина»
Автор работы: Черненко Валентина
Место выполнения работы: с. Благодатное
МКОУ СОШ №8, 5 класс.
Научный руководитель: Черненко Ирина
Анатольевна, учитель технологии
МКОУ СОШ №8
Благодатное, 2025
Содержание
Введение......................................................................................................................................2-3
1.Основная часть……………………………………………………………………………..3-11
1.1. Что же такое пластилин?.......................................................................................................3
1.2. История пластилина……………………………………………………………………..3-4
1.3. Виды пластилина…………………………………………………………………………4-6
1.4. Творческое использование пластилина…………………………………………...........6-8
1.5. Основные приемы работы с пластилином………………………………………..........8-9
1.6. Пластилинография как новый вид декоративно-прикладного искусства………….9-10
1.7. Смешивание пластилина …………………………………………………………………10
1.8. Приёмы и способы пластилинографии………………………………………………10-11
1.9. Виды пластилиновой живописи…………………………………………………………12
II.Исследовательская часть………………………………………………………………...12-14
2.1.Свойства пластилина…………………………………………………………………..12-13
2.2.Эксперимент 1. Лепка объёмных фигурок из воздушного пластилина……………13-14
2.3. Эксперимент 2. Лепка картины «Маки» в технике размазывания и фактурности….14
2.4. Эксперимент 3. Лепка цветов из воздушного пластилина…………………………….14
III. Заключение ……………………………………………………………………………14-15
Библиографический список и интернет ресурсы……………………………………………15
Приложение 1. Социологический опрос. Анкетирование одноклассников…………...16-17
Приложение 2. «Изготовление фигурки «Мишка – лыжник» из воздушного пластилина………………………………………………………………………………….18-19
Приложение 3. «Изготовление картинки «Маки» в технике размазывания и фактурности…………………………………………………………………………………20
Приложение 4. «Изготовление цветов из воздушного пластилина»……………………21
Введение
Что мы знаем о пластилине? Это всего лишь любимый материал для творчества детей дошкольного возраста и школьников начальной школы. А можно ли увлеченно пластилин использовать в подростковом и взрослом возрасте? Так как мне нравится экспериментировать с различными материалами, то в связи с этим я определила проблему своего исследования: что же такое пластилин, и как увлеченно его использовать в творческих работах?
Актуальность проекта очевидна. У каждого человека есть любимое занятие, которому он посвящает свое свободное время, и даже свою жизнь. Мне очень нравится заниматься лепкой. В свободное от учебы время я очень люблю лепить. Поэтому мне захотелось больше узнать о материале, с которым люблю работать. Мне стало интересно, кто же придумал пластилин и откуда он появился, какие интересные поделки можно сделать из него.
Объект исследования: пластилин.
Предмет исследования: свойства разного вида пластилина.
Цель: изучить различные виды пластилина и его творческое использование.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей пластилина.
2. Рассмотреть виды пластилина.
3. Отметить особенности пластилина.
4. Рассмотреть творческое использование пластилина.
5. Изучить свойства пластилина;
6. Провести эксперименты по изготовлению творческих работ из различного пластилина.
Гипотеза 1: Существует много видов пластилина, из которого можно сотворить самые разнообразные творческие работы.
Гипотеза 2: Разный пластилин имеет определенные свойства и технику работы с ними.
Практическая значимость: Созданные творческие работы будут использованы для оформления интерьера моего дома.
Научная новизна данного проекта состоит в том, что данная тема мною не исследовалась ранее, в связи, с чем мне было интересно изучить современные технологии работы с разнообразным пластилином.
Методы:
поисковый – изучение литературных источников;
исследовательский – исследование современных техник работы с пластилином, его свойств;
практический – проведение экспериментов при создании творческих работ;
эвристический – проведение социологического опроса.
1.Основная часть
Что же такое пластилин?
«Пластилин – это пластичный материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию», словарь Ожегова.
Пластилин – это та же глина, с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. Поэтому в состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать. Пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества.
https://ru.wikipedia.org/wiki
История пластилина
Первый патент на изобретение пластилина был выдан Францу Колбу в 1880 году. Пластическая масса так и называлась «Пластилин». Сегодня этот пластилин можно найти под торговым названием «Мюнхенский художественный пластилин».
Второй патент на практически такой же состав получил в 1899 году англичанин Вильям Харбутт. Именно он впервые применил пластилин как развивающую игрушку для детей. Отсюда и начинается история изобретения пластилина.
Изначально цель Харбутта, преподавателя школы искусств, была несколько иная. Он искал состав, который был бы удобен в использовании для начинающих скульпторов. Применявшаяся до того глина имела существенный недостаток – очень быстро засыхала, после чего исправить работу было невозможно. К тому моменту, когда учитель мог проверить работу студента, глина часто успевала схватиться корочкой. Именно стремление легко исправлять мелкие недостатки в скульптурах своих студентов и побудила Харбутта искать новый состав глины.
Несмотря на невзрачный серый цвет, изобретение учителя очень понравилось его собственным шестерым детям. Довольно быстро его дом наполнился разными строениями, машинами и животными из пластилина. Некоторые из них нравились изобретателю с художественной точки зрения. Так что Вильям Харбутт первый столкнулся с проблемой: как хранить детские поделки из пластилина?
Довольно быстро пластилин стал популярным среди профессиональных художников. Это навело Харбутта на мысль о промышленном производстве. Для получения патента требовалось придумать изобретению короткое и емкое название. «Глина, которая долго не засыхает» - было не слишком благозвучно. Коммерческое название «Пластицин» помогли придумать первые и самые верные поклонники пластического состава – родные дети изобретателя. Уже в 1900 году Харбутт открыл собственную фабрику, и пластилин появился в свободной продаже. На тот момент он имел уже четыре цвета, что значительно увеличивало его художественную ценность.
Пластилин оказался не только удобен, но и достаточно дешев. Он был доступен для большинства детей того времени. Лепка из пластилина стала любимым занятием детей по всей Европе. Поколение художников начала двадцатого века буквально выросло на пластилине. Одним из этих художников стал родившийся в 1904 году Сальвадор Дали. Уже будучи знаменитым художником, он продолжал создавать пластилиновые модели для своих живописных полотен. Эти модели помогали ему полнее выразить задуманное в картинах.
Популярность пластилина росла. Ему находились все новые и новые области применения. Часть из них была описана в брошюре «101 способ применения пластилина Харбутта». https://mel.fm/zhizn/razvlecheniya/6437028-plasticine_history
https://motyavina-tatiana-ivant-dou11.edumsko.ru/articles/post/1784403
1.3. Виды пластилина
В мире существует несколько видов пластилина.
Обыкновенный пластилин - это мягкий материал для лепки, который может быть окрашен в самые разные цвета. Изготавливают его из очищенного и размельченного глиняного порошка, в который добавляют жир, воск, церезин и окрашивающие пигменты.
Существуют следующие виды пластилина: восково-глиняные и восково-жировые.
Восково-глиняный пластилин представляет собой глину, пропитанную водой и смешанную с минеральным воском и тавотом. Также он может содержать в своем составе крахмал и вазелин. Такой материал лучше всего подходит для детского творчества. Стандартный набор, как правило, состоит из шести цветов и стеков.
Восково-жировой пластилин - лепной материал, в составе которого присутствует сера, канифоль, воск и красящие пигменты. Данный пластилин отличается высокой пластичностью и мягкостью. Имеет широкую цветовую гамму. Ребенку будет легко работать с этим материалом.
Шариковый пластилин - материал для лепки, который состоит из пенопластовых шариков маленького размера, соединенных между собой тонкими клеевыми ниточками.
Такой лепной материал абсолютно безопасен для детей. Лепить из него - одно удовольствие. Поделки из шарикового пластилина быстро высыхают на воздухе и прекрасно сохраняют форму. Во время работы пластилиновые шарики будут дополнительно массажировать пальчики ребенка.
Застывающий пластилин - материал для лепки, имеющий яркие, сочные цвета. Застывает в течение суток. После чего слепленная фигурка может стать игрушкой или статуэткой, которая украсит детскую комнату. Из застывающего пластилина очень удобно делать елочные игрушки или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.
Арт-пластилин. Данный лепной материал подходит детям уже школьного возраста, так как требует более уверенного обращения и определенного опыта.
Арт-пластилин бывает двух видов: мягкий и твердый. Мягкий пластилин предназначен для изготовления плоских картин или аппликаций. Твердый пластилин для изготовления объемных, выпуклых фигур.
Скульптурный пластилин - профессиональный лепной материал. Используется учениками художественных школ и профессиональными скульпторами.
Этот пластилин имеет восковую основу и отличается особой твердостью и эластичностью, и, следовательно, хорошо держит форму. Работать с ним нелегко, и поэтому он не подходит для маленьких детей.
Плавающий пластилин обладает великолепной пластичностью, мягкостью, насыщенными и яркими цветами, позволяет создавать неординарные поделки. Пластилин изготовлен по специальной технологии – обладая повышенной легкостью, он в два раза легче, чем обычный пластилин. Фигурки держатся на поверхности воды. Легко размягчается, не прилипает к рукам.
Флуоресцентный пластилин имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. Готовые поделки отличаются яркостью, красочностью.
Перламутровый пластилин сохраняет все свойства классического пластилина. Начинающие скульпторы по достоинству оценят пластилин, который не липнет к рукам и одежде. Яркие цвета с перламутровым оттенком доставят много минут радости, так как пластилин действительно светится перламутровым блеском.
Пластилин на растительной основе подходит для самых маленьких детей. Даже если ребёнок во время лепки потянет кусочек в рот, ничего плохого не случится. Да и желание повторить эксперимент у него вряд ли возникнет. Ведь этот материал хоть и съедобный, но очень невкусный. Изготовлен он, как правило, из муки или крахмала. Еще одно достоинство такого пластилина– он намного мягче обычного, поэтому ребенку будет очень удобно работать неокрепшими пальчиками.
Мягкий (воздушный) пластилин – это пластичная цветная масса, состоящая из воды, пищевых красителей и полимеров. Продается в герметичной упаковке, так как на открытом воздухе при комнатной температуре быстро застывает. В результате чего образуется легкая прочная субстанция, сравнимая по весу с пенопластом. Материал не имеет неприятного запаха. В отличие от обычного пластилина не липнет к рукам, столу и одежде. Масса очень эластичная и прочная. Застывает готовая поделка, в зависимости от размера, в течение 2-10 часов. Готовые застывшие изделия не липнут к рукам и не слипаются между собой. Их можно хранить вместе с другими игрушками или поставить на полку. Материал считается безопасным, поэтому такие игрушки можно давать даже маленьким детям. https://semenova-nfdou19.edumsko.ru/folders/post/2484893
1.4.Творческое использование пластилина
Есть такие люди, которые проносят любовь к пластилину через всю жизнь. Для них этот материал превращается из хобби в настоящее творчество.
Так, например, известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.
В фильме «Чужой» режиссёра Ридли Скотта, в костюме чужого были использованы пластилиновые детали.
В 1981 году Александр Татарский снял мультипликационный фильм под названием «Пластилиновая ворона». На создание известного мультфильма ушло восемьсот килограмм пластилина! Но в то время пластилин был не таким ярким, как сейчас и его пришлось из-за блеклых цветов раскрашивать красками.
Сергей Киселев (Россия) слепил уникальную коллекцию солдатиков, над которой работал более 30 лет. Около 2000 тысяч фигурок из пластилина вылеплены с «точностью до пуговки» и в соответствии с историческими документами. Прежде чем создать очередного солдатика, Сергей Киселев изучал историческую литературу, редкие документы. Для создания фигурок он использовал обычный пластилин.
Много можно из пластилина вылепить, но чтобы целый сад? Художник Джейм Мэй сделал это. В 2009 году Джеймс Мэй представил на выставке «Chelsea flower show – 2009» инсталляцию «Пластилиновый рай», на которую ушло две с половиной тонны пластилина 24 оттенков. В центре сада Мэй установил памятник Вильяму Харбутту из серого пластилина. Цветы из пластилина хоть и не заняли призового места, но весьма впечатлили посетителей выставки. Жюри тоже по достоинству оценило кропотливый труд автора и его преданность любимому материалу, вручив ему особый приз – пластилиновую медаль.
Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы.
Так, например, жители Лондона получили возможность увидеть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин.
3D-иллюстратор из Испании, проживающий в Мадриде - Ирма Грюнхольц создаёт великолепные работы, которые являются одновременно картинами, скульптурами и инсталляциями, так как все детали вылеплены вручную из пластилина и других подручных материалов. Сама художница говорит, что с детства полюбила этот пластичный материал и свои детские мечты воплотила во взрослой жизни. Теперь обычная лепка приносит ей хороший доход, а её работы красуются в выставочных центрах и музеях. https://dzen.ru/a/XxG_vdp1mAzXanBY
1.5. Основные приемы работы с пластилином
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, так уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов.
Скатывание – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, либо между ладонью и доской для лепки.
Надавливание – нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
Придавливание – нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцами.
Разрезание - при обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.
Раскатывание и вытягивание, работа пальцев – раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид можно с помощью пальцев.
Раскатывание цилиндра – прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатывайте его по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается.
Размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
https://ds222.centerstart.ru/sites/ds222.centerstart.ru/files/archive
1.6. Пластилинография как новый вид декоративно-прикладного искусства
В ходе исследования приемов работы с пластилином, я выяснила, что можно не только лепить объемные фигурки, но и создавать пластилиновые картины, а этот новый вид декоративно-прикладного искусства называется пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Для создания пластилиновой картины потребуется сюжет, основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.
В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей. Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка. Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются. Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков.
Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/plastilinografiia_kak_vid_dekorativno_prikladnogo_iskusstva
1.7. Смешивание пластилина
Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученной массе прибавить третий цвет.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2019/01/31/osnovnye-priemy-lepki-plastilinom
1.8. Приёмы и способы пластилинографии
Рисование мазками. Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина. Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить — длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).
Можно использовать такую технику — размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.
Рисование шариками из пластилина. Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.
Расплющивание по основе скатанных шариков. Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.
Размазывание на большой поверхности. Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.
Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина. На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесят различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.
Скатывание пластилиновых жгутиков. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в жгутик и придавить к основе. Из таких жгутиков можно сделать: орнаменты, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма — множество.
Оригинально смотрится сочетание различных приемов.
1.9. Виды пластилиновой живописи
Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
Модульная. В этом виде творчества рисунок наносится шариками, жгутиками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
Мозаичная. В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
Контурная. Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких жгутиков.
Многослойная. В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для более старших детей.
Фактурная. В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида — барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный). https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/broshyura_tehnika_netraditcionnogo_risovaniya_plasti_162448.html
II.Исследовательская часть
2.1.Свойства пластилина
Так как я решила провести эксперименты с обычным классическим и воздушным пластилином, то необходимо выяснить каковы их свойства.
Обычный пластилин обладает следующими свойствами:
мягкий, пластичный, быстро согревается в руках;
в зависимости от температуры имеет разную степень мягкости;
прилипает к рукам, но легко отмывается от рук тёплой водой;
не твердеет на воздухе;
имеет различные оттенки, легко смешивается для получения другого оттенка;
легко лепится к бумаге и картону;
может долго находиться в воде;
легко режется пластмассовым ножичком;
не токсичен;
срок годности не ограничен.
В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев. Из пластилина можно лепить объемные модели, делать объемные картины, рисовать.
Воздушный пластилин обладает следующими свойствами:
Лёгкость и мягкость. Из него удобно создавать различные фигурки, которые надолго сохраняют цвета и форму.
Способность к затвердеванию на воздухе при комнатной температуре. После застывания пластилин становится прочным, но лёгким, как пенопласт.
Не прилипает к одежде и рукам. Высохшие поделки не слипаются друг с другом и не прилипают к поверхностям, что позволяет хранить их вместе, а также размещать на полках или столах
Не оставляет пятен на одежде ввиду отсутствия жиров в составе. После высыхания масса легко поддаётся окрашиванию или склеиванию с необходимой поверхностью.
Легко смешивается между собой для получения новых цветовых решений
Не содержит вредных составляющих. Шелковистая пористая текстура не содержит вредных составляющих, что научно доказано гигиеническими исследованиями и подтверждено сертификацией качества. https://yandex.ru/search/?text
Выяснив из интернета свойства обычного воскового и воздушного пластилина, я решила сравнить их на такие свойства, как мягкость, маркость, и, конечно, способность склеивания деталей при изготовлении творческих работ.
2.2.Эксперимент 1. Лепка объёмных фигурок из воздушного пластилина
В первом эксперименте я решила слепить фигурку мишки лыжника на горке. Работая с воздушным пластилином, я выяснила, что любую часть фигурки нужно лепить, начиная с раскатывания шарика, который затем нужно вытягивать в определенную форму, сгибая в нужном направлении (туловище, конечности, голова). Детали частей туловища очень хорошо прилипают друг к другу, но в голову и туловище лучше вставить проволочку или зубочистку, для большей прочности. Ротик хорошо продавливается стеком. Шапка для мишки формуется из шарика и вытягивается в конусообразную форму. Шарфик формируется из колбаски, путем её расплющивания. Снежную горку пришлось лепить из лепешки, которой облепила форму горки из фольги. (Приложение 2. «Изготовление фигурки «Мишка – лыжник»).
2.3. Эксперимент 2. Лепка картины «Маки» в технике размазывания и фактурности
Для второго эксперимента я взяла картон формата А4 и нанесла рисунок картины. Затем предварительно прогревала пластилин в пакетике, опустив его в горячую воду. Сначала путем размазывания наносила на фон белый, зеленый, розовый пластилин. Затем в красный пластилин добавила белый цвет, слегка смешала, чтобы не получился однородный цвет и наносила пластилин на задние лепестки также путем размазывания. Слепила серединки и передние лепестки отдельно из готовой массы пластилина, прилепила их на маки. Добавила круглых тычинок в маке. Раскатала валики для стеблей и прилепила их по основе, листья формировала из коротких валиков и слегка их размазывала стеком. (Приложение 3. «Изготовление картинки «Маки»).
2.4. Эксперимент 3. Лепка цветов из воздушного пластилина
В интернете я увидела способ лепки цветов сакуры из воздушного пластилина, и я решила попробовать. Так как воздушный пластилин не прилипает к картону, но хорошо прилипает к поверхности столешницы стола или стекла, то раскатав, из трубочки по столу тонкую полоску, приподнимаем ее со стола кончиком ножа так чтобы присборилась полоска, и один кончик вытягиваем в форме лепестка. Так лепятся все лепестки и прилепливаем их друг к другу постепенно. У меня получилось 5 цветов, которые после сушки я использую для какой-нибудь картинки. (Приложение 4. «Изготовление цветов из воздушного пластилина»)
Заключение
Все поставленные перед собой задачи при работе над проектом выполнены. В результате проведенного исследования я узнала много интересного о пластилине:
-изучила историю возникновения пластилина и его виды, творческое использование пластилина, основные приемы работы с ним; познакомилась с новым видом прикладного творчества пластилинографией, с приемами, способами и видами пластилиновой живописи; изучила свойства обычного и воздушного пластилина;
- провела анкетирование, с помощью которого, выяснила, что многие учащиеся 5а класса знают разновидности пластилина и где его использует.
Мною были проведены три эксперимента по изготовлению различных творческих работ из воздушного и обычного классического воскового пластилина. В результате проведенного исследования, я пришла к выводу и подтверждению гипотез, во первых, существует много видов пластилина, из которого можно сотворить самые разнообразные творческие работы; во вторых, разный пластилин имеет свои определенные свойства и технику работы с ними.
Библиографический список и интернет ресурсы
Лебедева Н.Н. «Лепим из пластилина", 2007
Рони Орен « Секреты пластилина», 2010 г.
Большая книга экспериментов для школьников.- М.: РОСМЭН, 2008.
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://mel.fm/zhizn/razvlecheniya/6437028-plasticine_history
https://motyavina-tatiana-ivant-dou11.edumsko.ru/articles/post/1784403
https://semenova-nfdou19.edumsko.ru/folders/post/2484893
https://yandex.ru/search/?text
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/broshyura_tehnika_netraditcionnogo_risovaniya_plasti_162448.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2019/01/31/osnovnye-priemy-lepki-plastilinom
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/plastilinografiia_kak_vid_dekorativno_prikladnogo_iskusstva
https://ds222.centerstart.ru/sites/ds222.centerstart.ru/files/archive
Приложение 1. Социологический опрос. Анкетирование учащихся 5 класса
Нравится ли вам лепить из пластилина?
Да – 14 учащихся.
Нет – 6 учащихся.
Какие виды пластилина ты знаешь?
Обычный классический – 20 учащихся.
Воздушный – 17 учащихся.
Шариковый – 11 учащихся.
Знаете ли вы, где используют пластилин?
Для лепки фигурок – 20 учащихся.
Для аппликаций – 18 учащихся.
Для картин – 7 учащихся.
Для мультфильмов – 14 учащихся.
Вывод: из первого вопроса стало ясно, что 14 учащихся (70%) 5а класса любят лепить из пластилина; из второго вопроса выяснилось, что 20 учащихся (100%) знают классический пластилин, 17 учащихся (85%) знают воздушный пластилин, и меньше всего знают шариковый пластилин 11учащихся (55%). Из третьего вопроса выяснилось, что мои одноклассники знают, где используют пластилин: для лепки фигурок 20 учащихся (100%), для аппликаций – 18 учащихся (90%), для картин – 7 учащихся (35%) , для мультфильмов – 14 учащихся (70%).
Приложение 2. «Изготовление фигурки «Мишка – лыжник» из воздушного пластилина
Приложение 3. «Изготовление картинки «Маки» в технике размазывание и фактурности из классического пластилина
Приложение 4. «Изготовление цветов из воздушного пластилина»
11