СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Проблемы сбережения электроэнергии и пути их решения в МБОУ "СШ № 9"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Проблемы сбережения электроэнергии и пути их решения в МБОУ "СШ № 9"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9 города СМОЛЕНСКА



СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Секция «Физика»













Проблемы сбережения электроэнергии и пути их решения в МБОУ «СШ № 9»

(исследовательский проект)







Выполнили работу: Селезнева Анастасия Вячеславовна

Леонова Юлия Викторовна,

учащиеся 10 класса А

Руководитель: Львова Наталья Вячеславовна,

учитель физики МБОУ СШ № 9







Смоленск

2015

Содержание:



  1. Введение. Актуальность темы………………………………………..с. 3-4





  1. Теоретическая часть………………………………………………........с. 5-11

2.1.Получение электроэнергии…………………………………………………с. 5-6

2.2. Лампы накаливания…………………………………………………………с. 6-7

2.3. Люминесцентные лампы……………………………………………………с. 7-8

2.4. Энергосберегающие лампы………………………………………………с.8-9

2.5. Светодиодные лампы……………………………………………………..с. 10-11

2.6. Сравнительная характеристика различных типов ламп………………….с. 11





  1. Практическая часть……………………………………………….…с.11-18
    3.1. Характеристика МБОУ «СШ №9» как объекта энергетического обследования ……………………………………………………………………………с. 11-12

3.2. Цели и условия проведения обязательного энергетического обследования…………………………………………………………………………….….с. 12
3.3. Характеристика энергоснабжения МБОУ «СШ №9»……………..….с. 12-14
3.4. Общая характеристика системы электроснабжения и потребителей электрической энергии……………………………………………………………….с. 14-18
3.5. Возможные методы энергосбережения…………………………………...с. 18






  1. Заключение……………………………………………………………с. 18-20





  1. Список литературы……………………………………………………..с. 20



Приложение № 1. Практические советы экономии энергии в быту

Приложение № 2. Сравнительная характеристика различных типов ламп

Приложение № 3. Программа энергосбережения и энергетической эффективности муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы № 9 города Смоленска









  1. Введение. Актуальность темы

При организации учебного процесса в школе большое значение имеет освещённость помещений. Невозможно переоценить роль лампочки. Эти светлячки наделяют помещения душой, дарят спокойствие и уют. Может ли чем-то удивить этот привычный предмет? Конечно, может. На смену традиционным лампам накаливания пришли лампы энергосберегающие – экономные, надежные, выполненные в стильном дизайне. Они дают ровный, удобный для глаз свет и практически не потребляют энергию. Доказано, что энергосберегающие лампы на 80% экономичнее своих старых коллег. Ну а высвободившиеся материальные средства можно использовать для других нужд школы, например, на покупку учебников, энциклопедий, разных словарей и т. д. Помимо этого, электросбережение, как и вообще ресурсосбережение в целом, создает общую культуру человека. Человек со школьной скамьи становится более бережливым и учится более рациональному использованию различных ресурсов.

В наши дни проблема ресурсосбережения становится все более и более актуальной. Дело в том, что благополучие человечества в будущем во многом зависит от того, насколько эффективно используются природные ресурсы сейчас. Важнейшей составляющей ресурсосбережения является культура энергопотребления.

На совещании по развитию электроэнергетики в Минэнерго президент России Владимир Путин заявил о необходимости повысить энергоэффективность экономики России не менее чем на 40% к 2020 году. По информации, озвученной президентом, спрос на электроэнергию к 2020 году может увеличиться на 70%. Существенную долю (40-60%) в энергопотреблении зданий составляет расход электроэнергии на освещение. В  соответствии с вступившим в законную силу  Федеральным законом РФ №261-ФЗ от 23 ноября 2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на предприятиях (в том числе и школах) разрабатываются меры,  направленные на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов.

Наша школа не является исключением – вот уже третий год в школе реализуется программа по энергосбережению. Мы решили заняться поиском путей решения этой сложной проблемы.

При работе над проектом мы применяли теоретический метод исследования проблемы для поиска современных способов экономии, а также работали с практическим материалом: документами, отражающими денежные затраты школы за последние годы, - документами, представленными ООО «СмолСтройПроект», - организацией, осуществляющей энергоаудит нашей школы.

В данном проекте мы рассмотрим проблему сбережения электроэнергии в нашей школе.



Проблема проекта: большой расход денежных средств на электроэнергию нашей школы.

Гипотеза исследования: эффективное использование энергоресурсов и проведение разъяснительных бесед среди работников и учащихся МБОУ «СШ №9» поможет сэкономить денежные средства, расходуемые на электроэнергию.

Методы исследования:

  1. изучение литературы по данной теме;

  2. математические расчеты.



Ожидаемые результаты:

  1. узнать, какие инновационные способы экономии затрат на электроэнергию существуют на сегодняшний день;

  2. выбрать наиболее эффективные из них;

  3. исходя из возможностей нашей школы, предложить новые способы экономии электроэнергии.



Предмет исследования: расход денежных средств на электроэнергию в МБОУ «СШ №9» за несколько лет.



Цель исследования: выяснить проблемы сбережения электроэнергии и предложить способы максимального сокращения потребления электроэнергии в МБОУ «СШ № 9».


Для достижения этой цели необходимо выполнить несколько задач.


Задачи исследования:


  1. изучение литературы о лампах накаливания, энергосберегающих лампах и люминесцентных лампах;

  2. выяснение вопроса о необходимости экономии электроэнергии и важности сбережения электроэнергии;

  3. классификация потребителей электроэнергии в школе;

  4. анализ проблемы потребления электроэнергии в школе;

  5. расчет расхода электроэнергии в школе и затрат денежных средств за несколько лет;

  6. разработка методов эффективного электросбережения;

  7. анализ полученных результатов и подведение итогов.




  1. Теоретическая часть

    1. Получение электроэнергии

Каждый из нас ежедневно пользуется электричеством. Электричество стало настолько привычным спутником современного человека, что мы не обращаем на него никакого внимания и уже ничему не удивляемся. Совсем немногие задумываются, как электрический ток приходит к нам в дом.

Начинается всё на электростанциях. Основной частью любой электростанции является генератор, при помощи которого вырабатывается переменный ток за счет использования какого либо источника. Источником может служить ископаемое топливо, атомная реакция, энергия течения реки, приливов и отливов, ветра, солнечного излучения и другие. При этом только часть энергии, полученная от источника, преобразуется в электроэнергию. Коэффициент полезного действия (КПД) зависит от многих факторов: от типа электростанции, вида топлива, качества линий передач и другие.

После электростанции по проводам электрический ток поступает на повышающие подстанции. В результате напряжение повышается до сотен киловольт. Это делается для того, чтобы уменьшить потери энергии при передаче электричества на большие расстояния. От повышающих подстанций тянутся провода к понижающим подстанциям, где напряжение снова падает до 220 вольт и попадает к нам в дом.

Тепловые электростанции.

Тепловая электростанция (ТЭС) - электростанция, вырабатывающая электрическую энергию в результате преобразования тепловой энергии, выделяющейся при сжигании органического топлива. Первые ТЭС появились в конце 19 века и получили преимущественное распространение. В середине 70-х гг. 20 века ТЭС являлись основным видом электрических станций.

Гидроэлектростанции.

Гидроэлектрическая станция (ГЭС) - комплекс сооружений и оборудования, посредством которых энергия потока воды преобразуется в электрическую энергию. ГЭС состоит из последовательной цепи гидротехнических сооружений, обеспечивающих необходимую концентрацию потока воды и создание напора, и энергетического оборудования, преобразующего энергию движущейся под напором воды в механическую энергию вращения, которая, в свою очередь, преобразуется в электрическую энергию.

Атомные электростанции.

Атомная электростанция (АЭС) - электростанция, в которой атомная (ядерная) энергия преобразуется в электрическую. Генератором энергии на АЭС является атомный реактор. Тепло, которое выделяется в реакторе в результате цепной реакции деления ядер некоторых тяжёлых элементов, затем так же, как и на обычных тепловых электростанциях (ТЭС), преобразуется в электроэнергию. В отличие от ТЭС, работающих на органическом топливе, АЭС работает на ядерном горючем (в основе 233U, 235U, 239Pu).

2.2 Лампы накаливания

История обычной электрической лампочки, или говоря по научному, лампы накаливания, к сожалению, очень похожа на истории многих других изобретений, появившихся в России. Заставить светиться угольный стержень в стеклянном сосуде с откачанным воздухом сумел еще в 1872 году русский ученый А. Н. Лодыгин. Но создать надежную, достаточно долговечную и недорогую лампочку, и наладить ее производство сумел американец Томас Эдисон в 1878 году. В его первых лампочках в роли светящейся нити накаливания выступала обугленная стружка японского бамбука, затем излучаемый лампой искусственный свет зависел от хрупкой угольной нити. Привычные нам вольфрамовые нити появились уже в 20 веке - в 1905 году фирма OSRAM заменила угольную нить на более крепкую металлическую нить накаливания, открыв, таким образом, историю своей успешной, на сегодняшний день уже более столетней деятельности.

Старая добрая "лампочка-груша" с ее теплым приятным светом и сегодня для многих продолжает оставаться символом искусственного света. Поэтому вполне объяснима и ее большая популярность: наиболее распространенными источниками света до сих пор являются именно лампы накаливания в грушевидных колбах, в обиходе называемых "лампочки-груши".

Каплеобразные лампы накаливания, вследствие необходимости и повышенным требованиям к компактности ламп выпускаются в специальных уменьшенных в размерах по сравнению с шарообразными лампами колбах. Выпускаются как с цоколем Е27, так и с цоколем Е14, часто называемыми «миньон».

Лампы местного освещения применяются там, где используется пониженное напряжение для избегания поражения человека электрическим током. Наиболее часто используются лампы напряжения 12, 24, 36 вольт с мощностью 40, 60, 100 ватт.





Недостатки ламп накаливания:

  • крайне неэффективны (в виде света лампа отдаёт около 5% потребляемой энергии, остальное уходит на обогрев помещения);

  • сильно нагревает воздух;

  • небольшой ресурс (всего 1000 часов работы);

  • катастрофически малый ресурс при повышенном напряжении (сразу же перегорают при скачках напряжения).

    1. Люминесцентные лампы

Сейчас в школах и домах часто используют люминесцентные лампы или лампы дневного света.

Люминесцентная лампа — газоразрядный источник света, в котором электрический разряд в парах ртути создаёт ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет с помощью люминофора — например, смеси галофосфата кальция с другими элементами.

Популярность люминесцентных ламп обусловлена их преимуществами над лампами накаливания:

  • значительно большая светоотдача (люминесцентная лампа 20 Вт даёт освещенность как лампа накаливания на 100 Вт) и более высокий КПД;

  • разнообразие оттенков света;

  • рассеянный свет;

  • длительный срок службы (2 000—20 000 часов в отличие от 1 000 у ламп накаливания), при условии обеспечения достаточного качества электропитания, балласта и соблюдения ограничений по числу включений и выключений (поэтому их не рекомендуется применять в местах общего пользования с автоматическими включателями с датчиками движения).

К недостаткам люминесцентных ламп относят:

  • химическая опасность (люминесцентные лампы содержат ртуть в количестве от 10 мг до 1 г);

  • неравномерный, линейчатый спектр, неприятный для глаз и вызывающий искажения цвета освещённых предметов (существуют лампы с люминофором спектра, близкого к сплошному, но имеющие меньшую светоотдачу);

  • деградация люминофора со временем приводит к изменению спектра, уменьшению светоотдачи и как следствие понижению КПД люминесцентных ламп;

  • мерцание лампы с удвоенной частотой питающей сети;

  • наличие дополнительного приспособления для пуска лампы — пускорегулирующего аппарата;

  • очень низкий коэффициент мощности ламп — такие лампы являются неудачной для электросети нагрузкой (нивелируется применением очень дорогих ЭПРА с корректором коэффициента мощности).

    1. Энергосберегающие лампы

В связи с повышением цен на электроэнергию все большее значение приобретает экономное её потребление. Если купить энергосберегающую лампу, то можно начать экономить уже с момента покупки. Такая лампа не только потребляет мало электроэнергии, но и служит значительно дольше, чем обычная лампа накаливания.

Компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) известны под названием - энергосберегающие. Они не только потребляют мало электроэнергии, но по сравнению с обычной лампой накаливания служат значительно дольше. Энергосберегающая лампа работает почти в 15 раз дольше (более 15 000 часов горения), чем лампа накаливания (1 000 часов горения). По принципу работы КЛЛ не отличаются от обычных люминесцентных. По размерам же приближаются к стандартным лампам накаливания.



Лампа состоит из конденсатора предвключения и лампы дневного света (люминесцентной лампы). Светящийся корпус представляет собой стеклянную трубку, скрученную в виде пружины и заключенную в стеклянные колбы разных форм — в зависимости от модели производителя. Благодаря вмонтированному конденсатору предвключения лампы можно напрямую подключать к обычной электросети. Их можно вкручивать в любой патрон, рассчитанный на обычную лампу. Существуют лампы с маленьким (Е 14) и большим (Е 27) винтовым цоколем, их мощность от 3 до 25 Вт. Лампы накаливания с той же интенсивностью свечения должны иметь мощность почти в 5 раз, а потреблять в 15 раз больше электроэнергии. По европейской классификации энергосберегающих бытовых источников света компактные лампы занимают лучшие позиции — А и В (из семи существующих). Свет КЛЛ удовлетворит любого пользователя. Цветность лампы указывается трехзначным числом, начинающимся на 8 или 9. Это соответствует группам 1А или 1В индекса цветопередачи Ra, лежащего в диапазоне 90-100 или 80-89. Следующие две цифры указывают на цветовую температуру в сотнях К.

Цветность излучения — это субъективное восприятие источника света. Основные группы цветности: тепло-белая (меньше 3300 К), нейтрально-белая (3300-5000 К), холодно-белая (5000-6000 К) и дневной свет (больше 6000 К).

Преимущества энергосберегающих ламп

Разница между обычной лампочкой и энергосберегающей хорошо прослеживается на периоде в 2,5 года. Вроде экономия за этот период не сильно впечатляют, но если умножить эту цифру на количество лампочек во всем доме, то сумма выходит вполне внушительная. Да еще если учитывать рост цен на электроэнергию, то может стоит задуматься про энергосберегающие лампочки прямо сейчас? У энергосберегающих ламп есть и еще достоинства.

Одно из них – это высокая светоотдача (для сравнения – лампа накаливания большинство своей энергии расходует на нагрев, а не на освещение).

Второе достоинство – это длительный срок службы, от 6000 до 15000 часов непрерывного горения. Срок службы, как и у других товаров, зависит от производителя. Не стоит прельщаться дешевой ценой таких ламп. Китайские производители зачастую не придерживаются точной технологии при производстве, поэтому срок службы существенно снижается. Нужно доверять надежным и проверенным мировым брендам, которые сертифицируют свою продукцию и дают на нее гарантию.

Третье – цвет свечения. Он бывает для таких ламп 3х видов – дневной, теплый и естественный свет. Теплый белый свет (температура цвета находится в районе 2700К по шкале Кельвина) идеально подходит для дома, кафе, ресторана, т.е. для тех помещений, где можно и нужно расслабляться. Дневной (6400К – белый с голубоватым оттенком) и естественный (4000К – чистый белый свет) способствуют концентрации и работе. Они подойдут для офисов, торговых и спортивных залов.

Итак, современные энергосберегающие лампы – экономные, надежные, выполнены в стильном дизайне. Они дают ровный, удобный для глаз свет и практически не потребляют энергию. Доказано, что энергосберегающие лампы на 80% экономичнее своих старых коллег. 3амена 100 ваттной лампочки общего назначения на энергосберегающую люминесцентную мощностью 20 Вт даст экономию 175,2 кВт в год, и лампа окупится за два года.

    1. Светодиодные лампы

Проблема освещения и осветительных приборов приобретает все большую актуальность. Ведь каждому частному домовладельцу или организации требуется, чтобы светильники давали много света, но при этом стоили недорого и потребляли мало электроэнергии, да вдобавок были долговечными.

Современным решением данного вопроса являются светодиодные светильники, которые приобретают все большую популярность. Они принципиально отличаются и от ламп накаливания, и от люминесцентных источников света. Светодиод – это полупроводниковый диод, который светится за счет выделения фотонов. Интересно, что изначально диоды были разработаны для других целей, а свечение было лишь побочным явлением. Однако с 60-х годов прошлого века ученые принялись разрабатывать диоды, которые светились бы как можно ярче, чтобы использовать их именно для освещения. Революционное открытие ярко светящегося синего светодиода принадлежит японскому физику Накамуре. Со временем появились светодиодные светильники других оттенков. Сначала они применялись лишь в наружной рекламе, но сегодня все чаще появляются в квартирах, офисах, общественных зданиях, а также активно используются для уличного освещения.

Светодиодные лампы кардинальным образом отличаются от электроламп накаливания, люминесцентных и газоразрядных ламп. При пропускании через светодиод электрического тока данный полупроводниковый прибор излучает некогерентное или «холодное» излучение. Для совершенствования работы светодиодных ламп применяют новейшие технологии получения полупроводников из наращивания кристаллов камня сапфира. При этих работах используются точнейшие способы резки камня и его шлифовки. Таким же способом подготавливаются пластины нитрида галлия. Внутрь помещают проводники для прохождения электрического тока и собирают устройство.

Работа светодиода не сопровождается ни шумом, ни выделением тепла. В наши дни научились изготавливать светодиодные лампы различной мощности, формы и цвета.

Конструкция и типаж светодиода постоянно улучшается. По мере развития технологий промышленного производства светодиодов, появления новых надёжных материалов и сплавов, их производство и внедрение в различные сферы потребления развивается и совершенствуется.

Преимущества светодиодов перед другими видами ламп очевидны и неоспоримы:

  • дают холодное свечение, не нагревают имеющиеся рядом электроприборы;

  • имеют малые габариты, компактные и лёгкие, не бьются при транспортировке и при падении с высоты, не перегорают;

  • не нуждаются в использовании громоздких светофильтров и защитных колпаков, могут работать и освещать улицы под дождём и под градом;

  • имеют красивый дизайн и малые габариты;

  • имеют длительный период эксплуатации - могут работать на протяжении 20 и более лет;

  • низкое энергопотребление – в 10 раз меньше обычной лампы накаливания;

  • экологически безвредны - не имеют внутри газов и ртутных паров;

  • пожаро- и взрывобезопасны.

Основной недостаток светодиодных ламп – высокая стоимость. Цена 1 люмена свечения светодиода в 10 раз выше ламп накаливания, почему светодиодные лампы не могут пока их вытеснить.

    1. Сравнительная характеристика различных типов ламп


Таблица 1. Характеристика различных ламп

Характеристика

Лампа накаливания

Светодиодная  лампа

Энергосберегающая (люминесцентная) лампа

Температура нагрева

Высокая

Низкая

Средняя

Устойчивость к механическим воздействиям

Слабая

Хорошая

Слабая

Мощность (Вт)

60

8

13

Световой поток, Люмен

700

800

700

Срок службы (часов)

1000

50000

10000

  

III. Практическая часть

3.1. Характеристика МБОУ «СШ № 9»

как объекта энергетического обследования

Школа является бюджетной некоммерческой организацией по типу общеобразовательное учреждение, по виду – средняя школа.

Школа является юридическим лицом, имеет лицевые счета в финансовом органе города Смоленска и в территориальном органе Федерального казначейства, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс.

На балансе школы находится одно отапливаемое здание – здание школы (1957 года постройки).

Режим работы: шестидневная рабочая неделя. График работы – с 8.00 до 19.00.

3.2. Цели и условия проведения

обязательного энергетического обследования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9» города Смоленска подлежит обязательному энергетическому обследованию согласно статье 16, п.2 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации №261-ФЗ от 23 ноября 2009 г.»

Целями обязательного энергетического обследования МБОУ «СШ №9» является:

  1. Получение объективных данных об объеме используемых энергоресурсов.

  2. Определение показательной энергетической эффективности.

  3. Определения потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

  4. Разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

  5. Составление энергетического паспорта по результатам обязательного энергетического обследования в соответствии с требованиями Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», Приказа Министерства энергетики России №182 от 19.04.2010 года, правилами установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утв. Постановлением правительства РФ от 25. 01.2011 г. № 18.

    1. Характеристика электроснабжения МБОУ «СШ №9»

Для нормального функционирования школы используются следующие виды энергоресурсов:

  • электрическая энергия,

  • тепловая энергия,

  • водопроводная вода.

Электроэнергия используется для осуществления освещения, работы средств вычислительной и множительной техники, холодильного оборудования, бытовой техники и т.д.

Электроснабжение школы осуществляется от электрических сетей филиала АО «АтомЭнергоСбыт».

Учет потребления электроэнергии осуществляется одним 3-х фазным прибором учета СА4У-И672М класса точности 2,0, включенным через трансформаторы тока. Технический учет электроэнергии по отдельным потребителям на объектах школы не производится.

Ниже представлены сведения о потреблении электроэнергии за последние 5 лет.

Таблица 2. Сведения о потреблении энергоресурсов (без учета воды) и финансовых затрат за 2010-2014 г.г. по МБОУ «СШ №9», по счетам представленным объектом энергетического обследования

Наименование ТЭР

Единицы измерения

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1

2

3

4

5

6

7

Электроэнергия

тыс. кВт.ч

64,65

69,03

69,18

58,6

61,15

тыс. руб.

331,53

367,04

380,49

334,42

360,77

Диаграмма 1. Потребление энергетических ресурсов МБОУ «СШ №9» за 2010-2014 г.г. в денежном эквиваленте.

Диаграмма 2. Потребление энергетических ресурсов МБОУ «СШ №9» за 2010-2014г.г.

Анализируя приведенные данные, можно сказать, что очевидной тенденции к снижению потребляемой энергии в школе, к сожалению, не прослеживается. Но исходя из того, что количество потребляемой энергии каждый год различно, мы можем предположить, что школа в принципе может снизить потребление электроэнергии до минимального значения из приведенных.

    1. Общая характеристика системы электроснабжения

и потребителей электрической энергии.

В состав МБОУ «СШ №9» входят следующие объекты: здание школы.

Электроснабжение здания школы осуществляется от ВЛ 0,4 кВ ТП 142 г. Смоленска.

Граница балансового разграничения и эксплуатационной ответственности между МБОУ «СШ №9» и АО «АтомЭнергоСбыт» проходит по ВРУ (вводно-распределительное устройство) школы №9. Расчетный прибор учета СА4У-И672М и трансформаторы тока находятся в ВРУ- 0,4 кВ школы №9 на балансе школы.

МБОУ «СШ №9» относится к потребителям 3-ей категории надежности электроснабжения.

Показания расчетных приборов учета ежемесячно снимаются персоналом МБОУ «СШ №9» совместно с представителями сетевой компании, и предоставляются в АО «АтомЭнергоСбыт», которые выставляет МБОУ «СШ №9» счета на оплату за потребленную электроэнергию. Сведения об установленных приборах счета приведены в таблице 3:



Таблица 3. Сведения об установленных приборах коммерческого учета электроэнергии

п/п

Направление учета потребления электроэнергии

Прибор учета

Дата проверки счетчиков

Количество

Марка

Класс точности

1

Здание школы

1

СА4У-И672М

2,0

2012 г.



Суммарная разрешенная мощность электроприемников по всем объектам МБОУ «СШ №9» составляет 87 кВт. Сведения об установленной мощности электроприемников по направлениям использования представлены в таблице 4:

Таблица 4. Установленная мощность электроприемников

по направлениям использования.

п/п

Направления использования электроэнергии

Количество, шт

Мощность, кВт

Время работы в год, часов

1

2

3

4

5

1

Система внутреннего и наружного освещения (лампочки)

1184

47,12

1000

2

Микроволновая печь Samsung C100R

1

0,90

1000

3

Мармит для 2-х блюд ATESY

1

0,90

1000

4

Холодильник Атлант 2808

1

0,80

1000

5

Плита электрическая

1

1,00

1000

6

Кипятильник

1

0,60

1000

7

Оргтехника

52

30,68

1000

8

Кулер для воды

10

5,00

1000


Итого


87,00




Таблица 5. Сведения об осветительном оборудовании школы

Наименование объекта

Количество

Тип ламп (ЛН, ЛЛ, другое)

Единичная мощность ламп, Вт

Время работы в год, (оценочно),ч

Способ управления освещением

светильников

ламп

1

2

3

4

5

6

7

Здание школы

5

15

ЛН

60

1000

Управляется вручную

3

3

ЛН

100

1000

Управляется вручную

520

1040

ЛЛ

40

1000

Управляется вручную

29

116

ЛЛ

20

1000

Управляется вручную

Наружное освещение

10

10

ДРЛ

200

1000

Управляется вручную



1184







ЛН – лампы накаливания

ЛЛ – люминесцентные лампы

ДРЛ – дуговые ртутные лампы

Таблица 6. Расходы электроэнергии на нужды освещения

за базовый 2014 год по объектам МБОУ «СШ №9»

п/п

Наименование здания, объекта

Суммарная мощность установленных ламп, кВт

Количество ламп, шт

Время работы в год, час

Расход электроэнергии, кВт.ч

1

2

3

4

5

6

1

Здание школы

45,12

1174

1000

45120

2

10

1000

2000

Итого

47120



Всего по объектам МБОУ «СШ №9» на нужды освещения в 2014 году потреблено 47120 кВт.ч, что составляет 77,06 % от общего электропотребления школы (61,15 тыс. кВт.ч).

Таблица 7. Расчетное потребление электроэнергии силовой нагрузкой

п/п

Наименование оборудования

Кол-во, шт

Мощность, кВт

Число часов работы в год, часов

Коэффициент использования мощности, Ки

Нормативный расход электроэнергии силовыми электроприемниками за 2014 г, тыс. кВт.ч

1

2

3

4

5

6

7

1

Микроволновая печь Samsung C100R

1

0,90

1000

0,7

0,630

2

Мармит для 2-х блюд ATESY

1

0,90

1000

0,7

0,630

3

Холодильник Атлант 2808

1

0,80

1000

0,6

0,480

4

Плита электрическая

1

1,00

1000

0,8

0,800

5

Кипятильник

1

0,60

1000

0,8

0,480

6

Оргтехника

52

30,68

1146

0,4

14,060

7

Кулер для воды

10

5,00

1000

0,8

4,000

Итого

21,08



Наши исследования показали, что наибольшая доля потребления электроэнергии приходится на освещение школы и ее территории.

Диаграмма 3. Потребление электроэнергии в школе

Наибольшую экономию электроэнергии можно получить, если заменить люминесцентные лампы на светодиодные.

Таблица 8. Расчет потребления электроэнергии в случае замены люминесцентных ламп на светодиодные лампы

Наименование объекта

Количество

Тип ламп (ЛН, ЛЛ, другое)

Единичная мощность ламп, Вт

Время работы в год, (оценочно), ч

Способ управления освещением


ламп

1


3

4

5

6

7

Здание школы


15

ЛН

60

1000

Управляется вручную


3

ЛН

100

1000

Управляется вручную


1040

Меняем на светодиод

18

1000

Управляется вручную


116

Меняем на светодиод

9

1000

Управляется вручную

Наружное освещение


10

ДРЛ

200

1000

Управляется вручную



1184











Получаем экономию электроэнергии:

47120 Вт – 22962 Вт = 24158 Вт

За год получается экономия электроэнергии

24158 Вт х 1000ч = 24158кВт.ч

    1. Возможные методы энергосбережения

Для более эффективной экономии электроэнергии в школе необходимо следовать следующим правилам:

  • Выполнять разъяснительную работу среди учителей, учащихся и их родителей, направленную на воспитание чувства экономии и бережливости при использовании электроэнергии.

  • Лампочки на лестничных маршах в дневное время должны быть погашены; в электрощитовых, подвалах свет должен гореть только при выполнении работ в этих помещениях. Такое бережное расходование электричества может принести до 30% экономии.

  • Рекомендуется использовать электротовары с высоким классом электросбережения (отдавая предпочтение классу A).

  • Выключать электроприборы, когда они не нужны. Использовать режим электросбережения компьютера, что позволит сэкономить до 50 % энергии.

  • Выключать освещение на этажах во время занятий и в кабинетах во время перемен.

  • Стараться чаще использовать естественное освещение, при этом необходимо не забывать регулярно мыть окна – грязные стекла пропускают меньше света.

  • Использовать энергосберегающие лампы вместо ламп накаливания.

  • Установка в школе датчиков, которые реагируют на различные «возмущения». Указанные датчики монтируются в корпус электрического патрона. При установке с действием на звук лампочка загорается на несколько десятков секунд (время, необходимое для каких либо действий) и гаснет. Источником звука могут быть хлопок ладонями, шаги, разговор и прочие звуки. При установке таких приборов можно достичь экономии до 60%.

Эти правила следует использовать не только в школах, но и дома, в офисах и на промышленных предприятиях.

    1. Заключение

Энергосбережение и повышение энергоэффективности экономики сегодня одна из самых животрепещущих проблем. Активное потребление природного топлива (такого как нефть, газ, уголь) крайне отрицательно отражается на экологическом балансе Земли. Именно в этом причина изменений климата и повышенной концентрации парниковых газов в атмосфере. Технологии энергосбережения не только дают значительное уменьшение расходов на энергетические затраты, но и имеют очевидные экологические плюсы.

Мероприятия по энергосбережению могут быть разными. Один из самых действенных способов увеличения эффективности использования энергии – применение различных методов электросбережения.

Успешность мероприятий по электросбережению невозможна без массового распространения информации об экономии энергии среди широких масс населения. В настоящее время в нашей стране запускаются кампании по внедрению технологий сбережения электроэнергии в зданиях разного назначения: не только на предприятиях, но и в школах.

Школы попали в этот список неслучайно: энергосбережение в школе имеет огромный потенциал. С детства, привыкнув к бережному отношению к электроэнергии, в будущем нынешние школьники смогут совершить прорыв в энергосбережении во всей стране. В современных школах активно внедряются экологические программы, выпускаются пособия, проводится обучение, внеклассные занятия, конкурсы на лучшие проекты на тему «Энергосбережение» и т.д. Все эти меры позволяют нам почувствовать уверенность в благополучном экологическом будущем нашей планеты.

Напомним гипотезу, выдвинутую нами в начале работы: эффективное использование энергоресурсов и проведение разъяснительных бесед среди работников и учащихся МБОУ «СШ №9» поможет сэкономить денежные средства, расходуемые на электроэнергию.

Для обсуждения сделанных нами выводов мы встретились с директором школы, которая сформулировала основные тенденции энергосбережения. Полученной информации было достаточно для представления о всех существующих методах, позволяющих значительно снизить затраты на электричество в школе.

С целью энергосбережения в школе были приняты следующие меры:

  • заменены все лампы накаливания в кабинетах и коридорах заменены на люминесцентные (2008-2010 г.г.);

  • разработано Положение об энергосбережении в школе;

  • разработана Программа по энергосбережению;

  • регулярно проводятся совещания по энергосбережению;

  • осуществляется контроль над размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для нужд МБОУ «СШ №9» в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров;

  • в школе назначен ответственный за энергосбережение, который прошел обучение в сфере энергосбережения.

Однако, несмотря на то, что работа по электросбережению в школе ведется, необходимо выполнить ряд мероприятий для достижения большего эффекта в этом направлении:

  • замена люминесцентных ламп на светодиодные;

  • установка комбинированных датчиков движения и освещения.

Обозначенная цель работы достигнута. В процессе подготовки исследовательской работы был выполнен ряд задач по сокращению потребления электроэнергии в школе:

  • выяснено, зачем нужно экономить электроэнергию;

  • проведен анализ потребления электроэнергии в школе;

  • выработаны методы электросбережения в школе.

Можно предположить, что в результате внедрения разработанных методик электросбережения произойдёт уменьшение потребления электроэнергии в школе.

    1. Список литературы



    1. http://zeleneet.com/energosberezhenie-v-shkole/1587/

    2. http://vio.uchim.info/Vio_109/cd_site/articles/kormilceva.pdf

    3. http://ppt4web.ru/fizika/potreblenie-i-ehnergosberezhenie-v-nashejj-shkole.html

    4. http://www.openclass.ru/node/329011

    5. http://esco-ecosys.narod.ru/2009_2/art182.htm

    6. http://www.energo-pasport.com/wordpress/energosberezhenie-v-shkole.html

    7. Отчет о результатах проведения обязательного энергетического обследования МБОУ «СШ №9» города Смоленска к Энергетическому паспорту потребителя топливно-энергетических ресурсов рег. № СРО- Э-126-0058-200712-10













14