Исследовательский проект на тему:
«Пушкин - наше все»
- Зарецкий Максим
- Зайцев Павел
- Петров Данил
- Руководитель:
- Кравцова Елена Александровна
Цель и задачи
- Цель : Исследовать биографию и творчество поэта.
- Задачи:
- 1) Выявить связь произведений и творчества А.С.Пушкина с различными видами искусства.
- 2) Формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений, эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства в их взаимосвязи.
Введение
- Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней. Вот почему в самые трудные минуты своей жизни, когда грустно и тяжело на сердце, мы вновь и вновь обращаемся к поэзии Пушкина. Я думаю, что он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть бесценного сплава звуков, чувств и мыслей не дано никому. Это и есть та тайна, ради которой пишутся стихотворения, сочиняются музыкальные произведения. Разгадывая ее, совершенствуется человек.
Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве и полиграфии
- На сегодняшний день существуют большое количество произведений различных искусств, в которых воплощены образы самого поэта и образы его литературных произведений. Такие великие русские художники как О.А.Кипренский, В.Дубинин, И.К.Айвазовский создали величайшие портреты, олицетворяющие поэта. Но не забывают поэта и за рубежом, где он провел немало времени. В разных городах мира установлены памятники Пушкину. Наибольшее количество скульптур находится в городах России и странах бывшего СССР (Москва и Санкт-Петербург — по нескольку памятников в каждом, Минск, Киев, Львов, Одесса, Нарва, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Ереван, Гюмри, Кишинёв, Ашхабад, Тбилиси, Тирасполь, Бендеры, Баку, Харьков и другие), однако памятники поэту есть также в Риме, Мадриде, Вашингтоне, Квебеке, Вене, Париже, Мехико, Белграде, немецком Хеммере, бюст в финском Куопио и других городах.
Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве и полиграфии
- В 2007 году Международная Федерация русскоязычных писателей объявила о программе «Всемирное культурное наследие, фундаментальные ценности и русский язык», в рамках которой по всему миру к 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина планируется устанавливать памятники поэту. В рамках этой программы в венгерском Дёндёше, Панаме, македонском Скопье установлены бюсты Пушкина высотой 1,1 м.
- Имя поэта увековечено во многих памятных знаках, о нем хорошо известно каждому, поэтому нередко мы можем увидеть и детские работы, посвященные А.С.Пушкину, его жизни и творчеству.
Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве и полиграфии
- 1)Портрет Кипренского 2)Портрет Айвазовского
Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве и полиграфии
- 1)Памятник в Минске 2)Памятник в Твери
Образ А.С.Пушкина в кинематографе
- В российском кинопрокате существует много фильмов о Пушкине: документальных, игровых, мультипликационных; черно-белых и цветных; коротких и полнометражных
- Когда в кино пришел звук, к 100-летию со дня гибели поэта сняли фильм о лицейских годах Пушкина. Он назывался «Юность поэта» (режиссер Абрам Народицкий). Премьера состоялась 10 февраля 1937 года.
Образ А.С.Пушкина в кинематографе
- На Всемирной выставке 1937 года в Париже этот фильм был удостоен золотой медали. Режиссеру удалось исторически точно воссоздать эпоху, передать атмосферу Царскосельского лицея в годы формирования поэтического гения Пушкина. Этот фильм находится в фондах библиотеки искусств.
Образ А.С.Пушкина в кинематографе
- В разное время разные известные актеры сыграли роль Пушкина в эпизодах. В 1982 году в фильме Сергея Соловьева «Наследница по прямой» Шакуров сыграл эпизодическую роль Пушкина. Впрочем, Шакуров играет в фильме скорее не Пушкина-человека — он играет «поэта Пушкина А. С».
Образ А.С.Пушкина в кинематографе
- Юрий Григорьевич Беркун, артист театра им. Моссовета, сыграл эпизодическую роль Пушкина в фильме «Грибоедовский вальс» (1995).
- Исторический приключенческий фильм «18-14» (2007г.) - о юных годах Пушкина, Горчакова, Кюхельбекера, проведенных в Царскосельском лицее в 1814 году. Сыграл молодого Сашу Пушкина в этом фильме Станислав Белозеров, молодой российский актер из Санкт-Петербурга. Фильм основан на реальных исторических событиях, но, при том, что сюжет - вымышленный.
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке
- Более двух столетий мировая музыкальная культура пополняется неповторимыми ценностями, шедеврами «пушкинской музыки», музыкальными произведениями, навеянными поэтическим гением А. С. Пушкина. Жизнь его поэзии набирает новую силу и великолепие, воплощаясь в лирических, эпических и сказочных образах музыкальных произведений, созданных на стихи великого поэта.
- Все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, превнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова. Мясковского, Прокофьева, Шапорина, Шебалина, Свиридова, польских композиторов: Малишевского, Перковского, Лютославского и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского.
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке
- Особое место в творчестве композитора Римского-Корсакова занимают оперы на сказки Александра Пушкина: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», в которых сказочность перекликается с современностью, образность с сатирической, самобытно своеобразной стороной творческой мысли, элементами загадочности и недосказанности. В. Яковлев сказал:
- «Что у Пушкина намек, то у Римского-Корсакова воплощение в музыке».
- А. С. Пушкин – патриот, сын своего народа, создавая исторические полотна, оставил потомкам живые страницы истории. В 1825 году в письме Н. Н. Раевскому - сыну 26-летний Пушкин замечает: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Зрелость духовная, художественная и политическая позволяет поэту создать произведения глубоко философские, в высшей степени совершенные по форме: трагедию, психологическую драму -оперу «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, повесть «Дубровский» Н.Направника, поэму «Медный всадник», ставшей оперой Р. Глиэра, поэму «Алеко» (опера С. Рахманинова), оперу «Мазепа» П.Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н.Римского-Корсакова, повесть «Метель», музыка Г. Свиридова.
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке
- В поэзии Пушкина композиторы всех времен слышали и чувствовали музыкальную законченность, ритмичность, певучесть. «Звукозапись» является органичной частью поэтического мастерства Пушкина, всей его системы художественного воздействия. В настоящее время Пушкина в лирике можно «спеть почти всего». Зрительность образов и ситуаций – одна из ценнейших черт самой поэзии Пушкина для его истолкователей - музыкантов. Музыкальность его стиха волновала и волнует композиторов потому, что кроме внешней звуковой формы, в его стихах, как сказал П.И. Чайковский, есть что-то, «проникающее в самую глубь души». И вполне вероятно, что музыкальностиь поэзии Пушкина обуславливается его обостренным восприятием с детских ранних лет звучности народных стихов, песен, былин, читаемых ему няней Ариной Радионовной.
- Музыкальные впечатления поэта отвечали его потребности к звуковому воплощению текста. Однако о музыкальности самого Пушкина критики спорят. Мало сведений о его впечатлениях прослушанной им музыки, операх, романсах. Известно, что Пушкин не был музыкантом, не играл на музыкальных инструментах и не обладал певческим голосом. Но это не исключает его музыкальной одаренности, о чем говорят его «поющие» стихи.
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке
- 1)опера Н.А. Римского-Корсакова 2)Опера Н.А. Римского-Корсакова
- Сказка о царе Салтане Золотой Петушок
Музеи и А.С.Пушкин
- Болдино – одно из тех «говорящих» мест, которое расскажет о жизни известного человека больше, чем тома его биографий. Здесь время поворачивает вспять, и вы оказываетесь в эпохе Пушкина. В Болдине сохранились подлинный дом и усадебный парк ХIХ века. В доме находится литературно-мемориальная композиция «Пушкин в Болдине».
- Музей – квартира А.С.Пушкина- именно здесь после тяжелого ранения 29 января 1937 года скончался Александр Сергеевич.
- Михайловское-музей-заповедник А.С.Пушкина - основан 17 марта 1922 года, когда на основании постановления Совета народных комиссаров, когда усадьбы Михайловское, Тригорское и могила поэта в Святогорском монастыре были объявлены заповедными.
- Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации:
- Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).
- Пушкинский музей в Москве.
- Драматические театры в Москве, Пскове, Красноярске, Магнитогорске, Харькове, театр оперы и балета в Нижнем Новгороде и ряд других театров.
- Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве.
Музеи и А.С.Пушкин
- Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке.
- Имя Пушкина также носил Училищный дом, основанный в 1907 году в Санкт-Петербурге на Большой Ружейной улице (ныне — улица Мира). В советское время он стал школой (сейчас средняя школа № 80). Было ещё несколько таких училищных домов, расположенных в разных городах России.
- Совместная туркмено-российская школа имени А. С. Пушкина в Туркменистане.
- Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Захарове и Больших Вязёмах.
- Парижская масонская ложа «Александр Сергеевич Пушкин» № 1101 (учр. в 1991 году), в составе Великой ложи Франции.
- Всеросоюзный гуманитарный фонд имени А.С.Пушкина.
- Пушкинская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Санкт-Петербурга.
Музеи и А.С.Пушкин
- 1)Музей-заповедник михайловское 2) Болдино
Увековечение имени поэта в названия городов, улиц, площадей, скверов
- Город Пушкин Пушкинского района Санкт-Петербурга — до 1918 года Царское Село, до 1937 Детское Село. Город получил современное название в 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта.
- Наиболее часто упоминаемый в связи с памятью А. С. Пушкина объект — Пушкинская площадь в Москве, получившая это имя в 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта. В 1950 году первый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина, установленный на Тверском бульваре ещё в 1880 году, был перенесён на противоположную сторону Тверской улицы.
- В ряде городов память А. С. Пушкина увековечена в станциях метрополитена. В Санкт-Петербурге - это «Пушкинская», расположенная рядом с Витебским вокзалом, откуда ведёт прямая железнодорожная ветка до Царского Села. В подземном вестибюле станции на фоне вида Царскосельского сада установлена скульптура сидящего на скамье поэта. Станция московского метро «Пушкинская» также оформлена как мемориальная. Её название связано с Пушкинской площадью, на которую имеется выход.
Увековечение имени поэта в названия городов, улиц, площадей, скверов
- Пушкин-Тау — гора, расположена в республике Дагестан, в окрестностях города Избербаш.
- Именем Пушкина названы также такие объекты, как малая планета (2208) Пушкин и кратер на Меркурии.
- Учреждения и организации
- Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации:
- Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).
- Пушкинский музей в Москве.
- Драматические театры в Москве, Пскове, Красноярске, Магнитогорске, Харькове, театр оперы и балета в Нижнем Новгороде и ряд других театров.
- Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве.
Астрономия
Заключение
- Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.
- Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.
- Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.